КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рынок лицензионной торговли
Обязательным условием успешной интеграции России в международную систему экономических взаимоотношений является совершенствование национальной системы правовой охраны и передачи ИС. Обмен научно-техническими достижениями и различными объектами ИС стал самостоятельной сферой экономических отношений, превратился в перспективный и прибыльный бизнес. В условиях глобализации экономики резко увеличивается количество экономических соглашений, в которых предусматривается использование технологий за пределами национальных границ. Получила также широкое распространение торговля произведенными по лицензиям товарами: предметами одежды, игрушками, компьютерными играми и т.д. При этом наряду с экономическими аспектами приходится принимать во внимание и юридические, отражающие специфику стран, на которые распространяют свое действие соответствующие лицензионные соглашения. Лицензирование интеллектуальной собственности является для предпринимателей средством не только получения доходов, но и сведения к минимуму рисков и экономии времени на освоение новой технологии. Изобретение интересных технологий не гарантирует их экономического успеха. Идея превращается в товар только тогда, когда товар подтверждает свою финансовую жизнеспособность на рынке. Даже если лицензируемая технология нуждается в модификации, на ее освоение уйдет меньше времени, чем на собственную разработку, что чревато нарушением патентных прав третьих лиц. Стоимость исследований и полученных результатов НИОКР, передаваемых по лицензии, может исчисляться десятками миллионов долларов, а цена лицензии – несколькими десятками тысяч долларов, составляя, например, до 10-20% от затрат на НИОКР. Так, по оценке Научно-исследовательского конъюнктурного института, каждый доллар, расходуемый на покупку иностранной лицензии, по своему экономическому результату эквивалентен (без учета фактора времени) следующей сумме, инвестируемой в собственные НИОКР, долл.:
Если цены на обычные товары складываются прежде всего на базе общественно необходимых затрат на их производство, то цены на предметы лицензионных соглашений формируются на базе результатов – прибыли, получаемой от их использования по лицензии. В этом – принципиальное отличие в формировании цен на обычные материальные товары и на предметы лицензионных соглашений, независимо – на внутреннем или на внешнем рынках. Организация торговли лицензиями начинается с изучения конъюнктуры рынка, оценки конкурентоспособности объекта лицензии, рекламы и выбора фирм – потенциальных лицензиатов. Затем следует не менее длительный и напряженный период поиска покупателя, ведения переговоров, определения коммерческих условий лицензионного договора и отработка текста договора. Изучение рынка, закупка образцов продукции конкурента обычно начинается до разработки собственной технологии, а не наоборот. Прежде всего, нужно быть уверенным, что стоит вкладывать средства в создание технологии, на которую можно получить монопольные права. Классификация лицензионных соглашений на базе выделения наиболее существенных их особенностей и признаков отражает связи и различия между ними и помогает, таким образом, ориентироваться в самых сложных практических ситуациях, обеспечивая принятие научно обоснованных оптимальных решений. С этой точки зрения классификация имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение (рис. 3).
Рис. 3. Классификация лицензионных договоров
Международные и внутренние лицензионные соглашения в зависимости от предмета, объема передаваемых прав и национальных (межнациональных) способов охраны предметов этих внешнеторговых сделок можно разбить на три группы: 1) по предметам лицензионных соглашений; 2) по объему передаваемых прав; 3) по способу охраны предметов соглашения. Как уже отмечалось, договоры о передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности называются по-разному для различных видов нематериальных объектов. Такой договор обычно называют лицензионным. В современном торговом обороте лицензионный договор связывается не только с обладанием исключительными правами, основанными на охранных документах, но и первую очередь с фактически «исключительным» обладанием знаниями, без которых техническое новшество не может быть использовано. Основные особенности лицензионных соглашений, отличающие их от других видов внутренних и внешнеторговых сделок, следующие: - определение терминов и расшифровка понятий, используемых в лицензионных договорах (в традиционных контрактах термины обычно не оговариваются, их смысл обычно не расшифровывается); - передача лицензиаром лицензиату нематериальных предметов соглашения, выраженных в письменной, зрительной или устной форме (при обычных сделках продаются материальные предметы, которые в случае некачественного их изготовления могут быть реально возвращены); - сохранение права собственности на предмет соглашения за лицензиаром; - срочный характер лицензионного договора; - территориальный характер действия лицензионного договора (при традиционных сделках с материальными товарами таких ограничений нет); - ценообразование по лицензии (цены на обычные материальные товары формируются на базе стоимости, с учетом конъюнктурных и других факторов, тогда как цены на предмет лицензионных соглашений формируются на базе результатов – прибыли, получаемой от использования по лицензии); - виды лицензионных соглашений; - условия о ноу-хау; - взаимообмен научно-техническими достижениями по усовершенствованию предметов лицензионного договора. Лицензии, как правило, продаются на промышленно освоенные и промышленно апробированные научно-технические достижения лицензиара. Возможны случаи продажи лицензии на научно-технические разработки, неосвоенные промышленностью (научный задел, проведение НИОКР) и находящиеся на различных стадиях инновационного цикла.
Структура лицензионного договора (Приложение 3). Преамбула Определение терминов Предмет соглашения Техническая документация Гарантии и ответственность Платежи Сборы и налоги Конфиденциальность Реклама Информация и отчетность Усовершенствования и улучшения Защита передаваемых прав Срок действия и условия расторжения Последствия прекращения действия соглашения Арбитраж
Договоры на передачу прав на использование объектов интеллектуальной собственности, как правило, сопровождаются другими договорами – о поставке оборудования, комплектующих, сырья, оказания инжиниринговых работ. В зависимости от того, какой из договоров является основным в сделке, сопутствующим договором называется сам лицензионный договор или дополняющий его договор. В каждом случае передача прав на использование интеллектуальной собственности является обязательным условием сделки, которая разрывается при нарушении сформулированных в договоре условий. Сделки о поставке оборудования, комплектующих, сырья, оказании инжиниринговых услуг, конечно, могут существовать и без лицензионных договоров, но при наличии условий передачи интеллектуальной собственности возникают дополнительные гарантии для обеих сторон. Такой путь снижения риска особенно важен при распространении инновационной продукции и технологии, в которой цена интеллектуальной собственности составляет существенную долю. В мировой практике все больший удельный вес приобретает Интернет, который стал не только средством общения, развлечения и получения информации, но и средством маркетинга товаров и услуг. Соответственно все более заметная часть лицензионных отношений перемещается в сферу электронной экономики и используемых там методов предпринимательства.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |