КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие субстанции. Эмпиризм и рационализм. Индукция и дедукция
Эмпиризм и рационализм. Индукция и дедукция ЭМПИРИЗМ (греч. empeiria - опыт) считает основным источником достоверного научного знания опыт. РАЦИОНАЛИЗМ (лат. ratio - разум) основным источником знания считает рассудок, рассуждение, теоретическое обобщение. Если эмпиризм ориентировался главным образом на естественные науки, то рационализм - на математические. Формирование эмпирической методологии связывают с именем английского философа Френсиса Бэкона. Главным трактатом Бэкона является «Новый Органон» (В честь «Органона» Аристотеля). Бэкона считают основоположником эмпирического метода познания. Источник знаний и критерий их истинности Бэкон видел в опыте. Лозунгом Бэкона стал афоризм «Знание - сила». В своей теории эмпирических исследований Бэкон выделил такие методы опытного познания, как анализ (разделение сложного на простые элементы), наблюдение, эксперимент (изучение процессов путем создания новых условий их протекания). Основным методом науки Бэкон считал индукцию - движение от единичного к общему. В трудах Бэкона подверглась содержательной критике схоластика. Он заявлял, что новый метод познания требует освобождения человеческого разума от всякого рода предвзятых идей, которые он называет «идолами». Он указывает кратчайший путь к познанию, открытиям и изобретениям – индукцию. ИНДУКЦИЯ – это необходимая для наук, опирающаяся на показания органов чувств, форма доказательства и метод познания природы. Отличный от Бэкона путь в разработке проблем методологии научного исследования был у французского математика и философа Рене Декарта, или Картезия. Декарт не признавал опытное, чувственное познание достоверным. В философии Декарта главенствующая роль в процессе познания отведена дедукции, которая опирается на достоверные аксиомы. По Декарту, истинным может быть только рассуждение, мысль. «Мыслю, следовательно, существую» - гласит основополагающий тезис Декарта. Центральное понятие картезианской метафизики - субстанция (лат. substuпtia - сущность) - это объективная реальность. Духовная реальность, по Декарту, обладала врожденными идеями, присущими ей, а не приобретенными в опыте. В этом учении о врожденных идеях отразилось платоновское понимание знания как воспоминания того, что знала душа, когда она еще была в мире идей. Материальная субстанция отождествлялась с природой (телесной). Заблуждения по Декарту - это продукт злоупотребления человеком присущей ему свободной воли. Центр и одновременно исходная точка философии Нового времени - размышляющий субъект. Если в философии средних веков был главный принцип абсолютной личности, то в философии Нового времени выдвигается на первый план концепция человека разумеющего. Декартовский дуализм подверг критике нидерландский философ-материалист Бенедикт (Барух) Спиноза, который разработал монистическое учение о мире как единой субстанции. Центральная идея философии Спинозы - тождество Бога и природы, т. е. он определил субстанцию как причину самой себя. Представление о слиянии Бога и природы, которое лежит в основе учения Спинозы, называется пантеизмом. Учение о природе стало опорой для доказательства возможности человеческой свободы в рамках необходимости. Весь мировой процесс совершается в силу абсолютной необходимости, и человеческая воля ничего не в состоянии изменить. Человек может только постигнуть ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь, таким образом, «свобода есть осознанная необходимость». Вместе с Ф. Бэконом и Р. Декартом Б. Спиноза целью знания считал завоевание господства над природой и совершенствование человека. Он возвысил знание интеллектуальное, основывающееся на уме, над чувственным как низшим видом знания и принизил роль опыта. Высшим видом интеллектуального знания он считал умственную интуицию. Спиноза считается основоположником научной критики Библии.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |