Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представители эпохи Просвещения

Основные черты эпохи Просвещения

1. Рационализм.

2. Влияние механизма.

3. Интерес к проблеме воспитания.

4. Освобождение от некоторой элитарности, присущей философии Возрождения.

5. Критика церковных догм.

6. Отрицание социальных, правовых устоев феодального общества.

7. Расхождение между нравственными, социальными идеалами и планами их осуществления.

8. Двойственное отношение к революции: страх и надежда.

9. Осознание зарождающейся интеллигенции как самостоятельной духовной силы.

10. Признание косвенной основой простого народа его невежество и суеверие.

11. Внимание к концентрированности и компактности знания (словари, энциклопедии).

12. Элементы литературно-художественного выражения идей.

В философии XVIII в. присутствуют раз­личные мировоззренческие направления. К этому же периоду развития философии относятся английские философы-материалисты – Томас Гоббс (1588-1679 гг.) и Джон Локк (1632-1704 гг.).

Гоббс систематизировал учение Бэкона с позиций формальной логики, а Локк выдвинул главную формулу эмпиризма: «В разуме нет ничего, что прежде не было бы в чувствах». Лидером школы французских материалистов является Дени Дидро (1713-1784 гг.). Он выступил инициатором и вдохновителем создания «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Дидро сплотил вокруг себя таких выдающихся мыслителей и просветителей, как Кондильяк, Гольбах, Монтескье, Вольтер, Руссо.

В работах и романах «Племянник Рамо», «Мысли об объяс­нении природы», «Философские принципы материи и движения» и других Дидро изложил свои взгля­ды на природу, человека и общество. Материю и движение он призна­вал неразделимыми и считал их единственной реальностью. Бесконеч­ность материального мира состоит в его единстве и многообразии. Много внимания он уделял объяснению развития.

Человек у Дидро есть единство природного и индивидуального. Он обладает чувственным восприятием и мышлением, причем мышление не является признаком всей материи, а только человека. Дидро счи­тал, что мышление, отрывающееся от фактов и чувственности, может легко превратиться в пустые спекуляции. В свою очередь, совокупность фактов и примеров опыта без их рационального осмысления может не дать положительных результатов и привести к ошибкам. В связи с работой над «Энциклопедией» Дидро осуществил классификацию наук.

Ж. Ламетри (1709-1751 гг.) в работе «Человек-машина» отстаива­ет позиции сенсуализма и принимает материальный мир как осно­ву человеческих ощущений. Объективность существования материального мира он дополняет обоснованием внутреннего источника его развития, неотделимостью движения от материальных объектов. Вместе с тем, Ламетри считал непознаваемой сущность движения и са­мой материи. Основной проблемой философии он считал взаимосвязь материи и сознания человека. Признавая первенство материального мира, Ламетри механистически упрощенно объясняет познание. Сознание и мышление выступают свойством (способностью) определенного вида материального мира, основания которых находятся в ощущениях. Человек отличается от животного в основном количественными признаками: размером и структурой мозга.

Его современник П. Голъбах (1723-1789 гг.) подверг критике религиозные и иные спекулятивные, по его мнению, идеи и концепции по объяснению природы. Обосновал принцип редуцируемости - сводимости многообразия природы к различным формам движения материальных частиц. Гольбах отвергает идею Декарта о том, что движение материального мира имеет божественное происхождение. Движение присуще самой материи и неотделимо от нее. Движение, по Гольбаху рождает все многообразие свойств материального мира. Человек же органично включен в природный мир.

Еще один яркий представитель французского материализма века Просвещения - К. Гельвеций (1715-1771 гг.) последовательно и многообразно соотносил знания о природе с человеком. Сторонник последовательного детерминизма, Гeльвеций распространяет системность движущегося материального мира человека, но выдвигает также «закон интересов», характерный только для людей. Человек детерминирован не только своими естественными потребностями, но и страстями. При этом на первые позиции он ставит голод, физическую боль и самолюбие.

В своей этике Гельвеций отвергает религиозную мораль и обосновывает критерий пользы, трактуемый им как согласованность индивидуальных и общественных интересов.

Гельвеций, как и Гольбах, верил во всемогущество воспитания. Век Просвещения во Франции - период множества концепций воспитания. Предпосылкой «хорошего и правильного» воспитания являются, по мнению Гельвеция, светская нравственность и справедливые законы. Идеальной формой государства он считает республику, но не отвергает и «разумного правителя». Государство, по его мнению, должно объявлять и гарантировать основные человеческие права, заботиться о «хозяйских семьях» как основе и источнике воспроизведения общества. Он признавал естественность частной собственности, но предлагал справедливое и равномерное ее распределение е между гражданами.

Философия Нового времени характеризуется плюрализмом, проявившимся в качественных различиях между философскими учениями данного периода, примерами чего служат такие философские направления как эмпиризм Бэкона, рационализм Декарта, пантеизм Спинозы, материалистический сенсуализм Локка и идеалистический сенсуализм Беркли. Философия Нового времени отличается созданием всеобъемлющих систем и значительным развитием теории познания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности и основные черты эпохи Просвещения | Основные идеи И. Канта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 4433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.