Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек и личность. о 1. Понятие человек в философии. о 1. Понятие человек в философии

План

о 1. Понятие "человек" в философии.

1. Понятие "человек" в философии

Человек – многогранное, сложное явление. Понятие "человек" – одно из основных для философов. Человек – совершенство Вселенной и червь, подобие Бога и прах земной, высшая ценность и животное. Почему человек остается загадкой для самого себя? Почему, во многом изучив и покорив природу, он чувствует себя неуверенно на Земле, и жизнь его полна трагизма? Окончательных ответов пока нет. По-видимому, дело в парадоксальности познания человеком самого себя. Сократ оставил потомкам завет: "Познай самого себя", понимая, что человек для себя самого является наиболее трудным для изучения предметом.

Всякому времени соответствует своя философия и свое представление о Человеке. Интерес к человеку, к тому, что он есть, кто он есть характерен как для западной, так и для восточной традиции. Обратившись к древнекитайской философии, к идеям Конфуция, обнаруживаем, что он понимает человека в связи с его социальной функцией, при этом воспитание – это подведение человека к надлежащему исполнению функции личности «не для себя», а «для общества».

Кардинальный поворот к человеку в Новое время наблюдается у Фейербаха: не дух лежит в основе природы, а природа есть основа духа. Реальным субъектом разума является Человек. В философии Фейербаха на место любви к Богу ставится любовь к человеку, и таким образом теология, как и философия, подменяется антропологией. Философия Фейербаха оказала влияние на антропологизм Н. Г. Чернышевского и явилась одним из теоретических источников марксизма.

ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИЕЙ называют раздел философии, занимающийся изучением философских проблем, связанных с человеком как видом.

Философская антропология возникла на рубеже XVIII – XIX вв., но получила наивысшее развитие в XX – ХХI в., причем не только как философское учение о человеке, но и как особый, специфический метод мышления, взгляд на мир с позиций человека, его природы и сущности.

Своеобразный акцент «на человека» в определенной мере присущ всей неклассической философии второй половины ХIХ – ХХ вв. и представлен в основных подходах: 1) натуралистическом; 2) экзистенциальном; 3) социологизаторском.

Л. Уайт, критически проанализировав трудовую теорию становления человека, предложил концепцию антропосоциогенеза – теорию символизации. Э. Кассирер увидел в символизации универсальный принцип, объединяющий различные формы культуры.

Современная философская антропология включает в себя многообразные и противоречивые школы и направления. Основными представителями «философской антропологии» являются: М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер, Э. Роттакер, Г.-Э. Херстенберг и др.

По мнению основателя философской антропологии М. Шелера «задача философской антропологии состоит в том, чтобы выработать на основе частнонаучных определений единую систематическую теорию человека» (См.: Радугин А. А. Философия: курс лекций. М.: Центр, 1997, с.163-167).

В современном взгляде на Человека присутствует точка зрения о необходимости выделения особой комплексной дисциплины антропоэкологии (Д. Стюарт).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопросы для самопроверки. Культурные различия и классификация культур | Человек и личность. Самое драгоценное в человеке – его уникальность, неповторимость, его отличие от других людей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.