КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для самопроверки. Научно-технический прогноз решения задач выживания земной цивилизации
Научно-технический прогноз решения задач выживания земной цивилизации Научно-технический прогресс Сущность и содержание наукии и техники План Тема 17. Наука и техника Вопросы для самопроверки 1. Как изменялись философские воззрения о человеке? 2. Что такое философская антропология и как она развивалась? 3. Как соотносятся понятия индивид, индивидуальность, личность? 4. Каково сущностное содержание понятия «личность»? 5. Какие основания для различных классификаций личности существуют?
НАУКА – сфера человеческой деятельности, функция которой вырабатывать и теоретически систематизировать объективные знания о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с XVI - XVII вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом. Объем научной деятельности с XVII в. удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды – научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации; для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований. В настоящее время можно проследить взаимоотношения человека и техники через сферу приложения научно-технических знаний. Вопрос о технике сегодня стал вопросом о судьбе человека и судьбе культуры. Поэтому проблема кризиса современной культуры не может рассматриваться без учета противоречивых связей человека и машины. Между традиционной гуманитарной культурой европейского образца и новой, «научной культурой», производной от НТП ХХ века, с каждым годом растет катастрофический разрыв. Острее всего этот конфликт сказался на культурном самоопределении отдельно взятого человека. Техногенная цивилизация могла реализовать свои возможности только через полное подчинение сил природы человеческому разуму. Такая форма взаимодействия неизбежно связана с широким использованием научно-технических достижений, которые, с одной стороны, помогали человеку ощущать свое господство над природой, с другой – лишали его возможности ощущать радость гармонического сосуществования с ней. Ситуация нарушения культурной целостности и разрыва органической связи человека с природными основаниями жизни в ХХ – ХХI вв. интерпретируется культурологами и философами как ситуация отчуждения. (А. Шопенгауэр). НТП (научно-технический прогресс) – коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу. Научно-техническая революция (НТР) началась с сер. ХХ в., когда резко ускоряется научно-технический прогресс. НТР оказывает воздействие на все стороны жизни общества, предъявляет возрастающие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности работников. НТР возникла под влиянием крупнейших научных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с техникой и производством. Философское осмысление значения техники обусловлено следующими концепциями: · концепция «технического детерминизма», признающая технику решающим фактором развития человечества (сциентизм); · концепция «антитехницизма», призывающая к альтернативному, естественному образу жизни (антисциентизм). Существует предварительный научно-технологический прогноз решения задач выживания земной цивилизации в природно-иерархической космической системе. Некоторые из этих задач не только сформулированы, решаются, но и ждут своего воплощения в реальности. К ним относятся: · раскрытие природы человеческой агрессивности; откуда возникает эгоистическое, злое начало в человеке: это предстоит понять на путях изучения генетики поведения и исследования зоопсихологического и этологического филогенеза; причины усиления гетеротрофной социальной паразитарности человеческого общества; · формирование новой научной и инженерно-образовательной дисциплины – антробиознергоинформатики, которая явится фундаментом для разработки биосферно-технологических систем робототехнического профиля в автотрофном направлении; · изучение авторотрофных закономерностей развития био-, техно- и ноосферы; · изучение механизмов наследственности (расшифровка молекулярно-генетических и организменных программ старения); · разработка теоретических и практических аспектов клонирования органов и тканей, клонирования человека; · проблема происхождения жизни на Земле в связи с общей теорией эволюции Вселенной (Большой Взрыв, пространственно-временная ассиметрия, элементогенез, космическая органика, естественный отбор на макромолекулярном уровне, роль слабых электрических полей в генезисе живой материи); · родь электромагнитных колебаний, в том числе световых потоков, в дистантной передаче структурной автотрофной информации; · проблема формирования человеческого автотрофного сознания (подсознания и надсознания); · изучение возможности взаимопереходов в системе «энергия-масса- информация-время», развитие идей Н. Козырева о материальной природе времени; · Разработка теорий природных и социальных катастроф. Создание на этой основе технико-технологической системы «космический щит», минимизирующей опасность столкновения с космическими объектами; · управляемый атомный и термоядерный синтез как энергетическая основа перехода человечества к автотрофному существованию; · проектирование и конструирование автотрофной техники и технологий; · проблема моделирования и конструирования наиболее тонких эфироторсионных процессов и взаимодействия их с атомами, полями и различного рода излучениями, включая гравитацию; · разработка стратегий глобального мониторинга качества среды обитания человека с использованием аэрокосмических и ядерно-физических методов, компьютерное моделирование, развитие и адаптация сложных и сверхсложных открытых неравновесных саморегулирующихся автотрофных систем и т. д. 1. Что понимается под «научно-технической революцией»? 2. Какова взаимосвязь науки и культуры? 3. Каковы модели исторической реконструкции науки? 4. Каковы истоки взаимоотношений Человека и техники? 5. В чем основная причина кризиса культуры? 6. Каковы тенденции развития техники и каков научно-технический прогноз выживания цивилизации?
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |