Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополистическая конкуренция и олигополия




В реальной жизни условия, присущие совершенной конкуренции и чистой монополии часто не соблюдаются. Более реальны рыночные структуры, совмещающие в себе черты и монополии и чистой конкуренции. К ним относятся монополистическая конкурен­ция и олигополия.

На рынке монополистической конкуренции кривые спроса на товар любой фирмы имеют отрицательный наклон. Поэтому производители обладают некоторым контролем над ценой своих товаров. Объем выпуска, при котором прибыль максимальна, определяется пересечением кривой предельных издержек и кривой предельного дохода, а цена задается кривой спроса.

Свободный вход на рынок новых производителей приводит к тому, что в долгосрочной перспективе на таких рынках устанавливается равновесие, при котором P=AC и каждая фирма получает только нулевую экономическую прибыль. Тем не менее P>MC и P>minAC и это означает, что при монополистической конкуренции возникает неполная загрузка производственных мощностей (рис.14).

Рис. 14. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции: долгосрочный период.

Главная черта такой рыночной структуры как олигополия состоит в существовании олигополистической взаимосвязи. Каждая фирма, работающая в условиях олигополии вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены или объема выпуска.

При олигополии фирмы могут производить как однородный продукт (цемент, сталь), так и дифференцированный (автомобили, вычислительная техника).

Обладая монопольной властью, фирма - олигополист должна учитывать действия конкурентов.

В силу этих условий невозможно однозначно определить величины объема и цен, при которых фирма - олигополист максимизирует прибыль. Поэтому нет единой теории деятельности фирм - олигополистов. Наиболее распространенными моделями являются:

Модель Курно.

Модель "ломаной" кривой спроса.

Модель на основе теории игр.

Основные термины и понятия: чистая конкуренция; чистая монополия; монополистическая конкуренция; олигополия; несовершенная конкуренция; средний, валовой и предельный доход; условия максимизации прибыли; условия минимизации прибыли; условия закрытия прибыли; правило MR(P)=MC; равновесие в краткосрочном периоде; равновесие в долгосрочном периоде; производственная эффективность; эффективность распределения ресурсов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.