Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы адаптации молодежи на современном рынке труда




Адаптация молодежи включает в себя формирование стрем­ления к качественному труду, положительное отношение к изменениям на производстве и в организации, умение работать в коллективе, инициативность и ответственность, развитие предпринимательских способностей. Социально-экономическая адаптация молодежи к рыночным отношениям, рынку труда выступает в качестве одного из основных факторов социального развития – процесса, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или ее отдельных компонентах – социальных отношениях, социальных институтах, социальной структуре и т. д.

В настоящий момент большое внимание уделяется программам содействия социальной адаптации молодежи непосредственно в организации. В процессе адаптации организация-работодатель и личность вступают во взаимодействие как сложные системы. Так, например, на успешность адаптационного процесса существенное влияние оказывают такие характеристики организации, как ее материально-техническая оснащенность, тип и уровень организации труда, характер внутриколлективных отношений и корпоративная культура, система и уровень оплаты труда.

Большую озабоченность специалистов службы занятости вызывает тенденция к дальнейшему увеличению доли молодежи среди безработных. Доля выпускников профессиональных учебных заведений растет. Работодателей, предпочитающих получить квалифицированных работников с высокими профессиональными навыками, не устраивает уровень подготовки выпускников учебных заведений. А расходы на его повышение они считают для себя обременительными.

Рынок труда во многом определяется эффективностью системы подготовки будущих специалистов. Происходящие изменения в экономике предъявляют новые, более высокие требования к личности, к осознанному подходу выбора профессии. Правильный выбор профессии является источником личного удовлетворения и в значительной степени влияет на качество рынка рабочей силы.

Современная молодежь в большинстве случаев не видит для себя ясного жизненного пути, не представляет профессиональной карьеры и неадекватно оценивает профессиональную перспективу. Отсюда возникают проблемы психологического и адаптационного плана при трудоустройстве:

· Профориентация и подготовка часто не связаны с потребностями местного рынка труда. Планы профилей подготовки согласовываются без учета реальной потребности города в тех или иных профессиях. При подготовке кадров необходимо ориентировать молодежь не на отдельные профессии, а на их комплекс. Программы подготовки специалистов не отвечают требованиям времени.

· Низкий уровень информированности о рынке труда, условиях занятости. В учебном заведении идет интерпретация профессии теоретическая, а на практике вкладывается другой смысл в понимание содержания профессии.

· Профотбор в учебные заведения проводится или слабо, или не проводится совсем.

· Отсутствие опыта работы. Понятно, что у выпускника не может быть опыта практической работы. Но, когда у будущего специалиста за три года обучения не было производственной практики – это уже неполноценная подготовка специалиста. Зачастую родители и учащиеся сами решают вопросы организации производственной практики.

· Отсутствие эффективных навыков поведения на рынке труда.

Молодежь, вступающая на рынок, испытывает трудности в трудоустройстве и адаптации к новой социальной среде. В большей степени это обусловлено тем, что учебные заведения слабо готовят выпускников к будущей трудовой деятельности, ориентируясь больше на передачу учащимся определенного объема знаний. Выпускники же, получив профессиональные знания, выходят на рынок труда психологически и социально неподготовленными к его жестким условиям. Они не имеют практических знаний и навыков к тому, что их ждет и с чем им придется столкнуться при поиске работы. Вследствие этого у молодых людей нередко формируется пассивная позиция, что проявляется в отношении к поиску работы и выполнению трудовых обязанностей.

Рыночная трансформация российской экономики приводит к изменению положения личности в сфере занятости. Личность становится субъектом рыночных отношений, осуществляет самостоятельный профессиональный и экономический выбор, несет ответственность за его последствия в виде: размеров заработной платы, условий труда, возможностей для развития своих способностей и профессиональной карьеры.

На основе комплексного исследования российскими центрами занятости выявлены проблемы занятости молодежи:

· диспропорциональность на молодежном сегменте рынка труда;

· причины незанятости безработной молодежи;

· конкурентоспособность основных потоков учащейся молодежи (учащиеся школ, школ-интернатов, учебно-производственных центров и детских домов, учащиеся ПТУ, техникумов, вузов) при первичном выходе на рынок труда с точки зрения профессионально-квалификационной подготовки, ценностных ориентаций в сфере труда и социально-психологической ориентации на рынке труда города;

· факторы успешной профессиональной карьеры,

· проблема координации деятельности социальных институтов, решающих задачи профессионального самоопределения и занятости молодежи;

· несоответствие действующей в городе системы психолого-профориетационной работы новым экономическим реалиям и другие особенности молодежного сегмента рынка труда.

Как показало исследование, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда.

При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально- психических состояний (тревога; состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины) в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Таким образом, безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.

Вместе с тем, положение молодежи на рынке труда определяется и деятельностью образовательных учреждений города, которые через процесс подготовки и воспитания задают профессионально-квалификационный уровень подготовки своих выпускников, формируют ценностные ориентации на труд, модель поведения на рынке труда и в сфере трудовых отношений.

В настоящее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости; отсутствует подготовка специалистов для оказания качественных психолого-профориентационных услуг молодежи с учетом специфики образовательного учреждения (школа, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные заведения разного уровня подготовки).

В современных социально-экономических условиях рациональный путь решения проблемы подготовки специалистов в области профессиональной ориентации - это подготовка данных специалистов из числа безработных граждан, имеющих высшее образование, но чьи профессии устарели или существует избыток данных профессий на рынке труда города, района.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.