КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политический режим и его отражение в конституционном праве
Политический режим - это система приемов, методов, способов осуществления политической власти. В основе классификации политических режимов лежит тот или иной тип взаимоотношений политической элиты и населения, т.е. степень фактического влияния населения на политическую власть. Исходя из этого критерия, принято различать демократический и антидемократический режимы. Демократический режим характеризуется реальным и значительным влиянием большинства населения на государственное управление, на содержание принимаемых государством решений при наличии гарантий прав меньшинства. В конституциях и законах получают отражение такие аспекты демократического режима, как широкий круг политических прав и свобод, наличие механизмов их реализации, регламентация институтов непосредственной демократии, гласность политической жизни, политический и идеологический плюрализм, гарантии прав меньшинств, разделение властей, местное самоуправление и т.п. Демократический режим существует в западных странах. Недемократический режим характеризуется отсутствием влияния большинства населения на публичную власть или незначительным влиянием, а также применением силовых методов управления. Данному режиму свойственны отсутствие политической оппозиции, формальное использование институтов непосредственной демократии или отказ от них, отрицание конституциями разделения властей и местного самоуправления, невнимание конституций и законодательства к гарантиям прав и свобод, в том числе политических. Впрочем, указанные признаки антидемократизма нередко маскируются в конституциях общими декларациями принципов народовластия. Антидемократический режим подразделяется на авторитарный и тоталитарный. Авторитарный политический режим означает отсутствие свободы лишь в политической сфере; экономика, идеология, личная жизнь граждан относительно самостоятельны и свободны, т.е. его характеристика исчерпывается только что приведенными общими признаками антидемократизма. Он существует, например, в ОАЭ. Тоталитаризм же -это предел антидемократизма. Он характеризуется полным контролем государства не только за политической сферой, но и за экономикой, идеологией, личной жизнью людей: в конституциях частная собственность и предпринимательство запрещены, религии (все или кроме какой-либо одной) преследуются, общественные объединения превращаются в придатки государства, гражданское общество прекращает существование. Такой режим свойственен многим социалистическим и фашистским государствам. Либеральный режим - это переходный тип политического режима от авторитаризма или тоталитаризма к демократии. Для него характерно наличие прочной конституционной и законодательной основы для участия народа в управлении (политические права, их гарантии, гласность, свобода СМИ и т.п.), расширение и открытый характер политической элиты. Но в силу недостаточно высокого уровня экономичен J кого развития и отсутствия политических традиций эти предпосылки демократизма остаются нереализованными, т.е. на практике народ не оказывает ощутимого влияния на государственное управление. Данный вид политического режима существует, например, в Индии, Турции. 5. Регулирование зарубежными конституциями экономических отношений Экономические отношения, т.е. отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления образуют экономическую систему общества. В конституциях получают отражение основы таких экономических институтов, как собственность, труд, принципы экономической деятельности, финансовая система. Конституционное регулирование собственности претерпело за время развития конституционализма определенные изменения. В первых конституциях закреплялся только неотъемлемый характер права собственности (ее отчуждение допустимо только как исключение на основании закона, например, по приговору суда или для общественных нужд на условиях справедливого и предварительного возмещения). С усилением в XX веке социальной роли государства конституционное регулирование собственности было дополнено закреплением социальной функции собственности, означающей, что собственность должна использоваться не только в интересах собственника, но и на благо общества (ст. 14 Основного Закона ФРГ). Иной подход к регулированию собственности содержат социалистические конституции, запрещающие или ограничивающие частную собственность на средства производства. Для постсоциалистических конституций характерно закрепление равноправия всех форм собственности. Труд, т.е. деятельность, приносящая средства к существованию, регулируется в конституциях путем закрепления права на труд, а в некоторых конституциях и обязанности трудиться. Но при этом социалистические конституции содержат механизмы реализации этих положений (гарантированность отсутствия безработицы, ответственность за уклонение от работы), а в демократических конституциях они представляют собой скорее не подкрепленные юридическими средствами моральные декларации (Италия, Испания, Япония). Конституции также содержат нормы, стимулирующие и охраняющие труд человека. Среди принципов экономической деятельности демократические конституции устанавливают свободу предпринимательства, недопустимость монополизма, в некоторых странах - планирование общей экономической деятельности, а также использование национальных богатств в общих интересах (Испания). Социалистические конституции в качестве главных принципов экономической деятельности закрепляют государственное планирование всех показателей экономической и социальной жизни, т.е. недопустимость рыночных начал в экономике, основы статуса государственных предприятий и кооперативов. Среди финансовых вопросов конституции регулируют такие, как бюджетный процесс, основы налоговой системы, основы статуса центральных банков, установление денежной единицы и монополии государства на осуществление денежной эмиссии. Регулирование конституциями социальных отношений Оно направлено, в первую очередь, на преодоление социальных конфликтов, охватывает отношения между трудом и капиталом, межнациональные отношения, охрану семьи, вопросы экологии, здравоохранения, социального обеспечения, защиты потребителя. Отношения между трудом и капиталом регулируются не во всех конституциях. Например, Конституция Испании гарантирует право на коллективные переговоры между представителями трудящихся и предпринимателями, на забастовку. Межнациональные отношения регламентируются конституциями Институты семьи, брака, материнства, отцовства, детства поощряются и охраняются большинством конституций путем закрепления принципов добровольности вступления в брак и равноправия супругов (Япония), государственной защиты семьи, брака, материнства, отцовства и детства. В КНР согласно Конституции государство берет на себя бремя планирования рождаемости, аналогичная обязанность адресована супругам. В конституциях получают отражение и основы государственной политики в сфере экологии: на государство возлагается обязанность обеспечивать сохранность и улучшение окружающей среды, а на частных лиц - беречь природу. Вопросы охраны здоровья людей также занимают все больше места в современных конституциях: закрепляются право на медицинское обслуживание, обязанности государства по развитию системы здравоохранения и по защите наиболее уязвимых слоев населения, право человека на социальное обеспечение. Отдельные конституции (Испания, Бразилия) содержат нормы о защите прав потребителей: на государство возлагается обязанность заботиться о качестве продукции, о выдаче разрешений на производство и продажу товаров, о принятии законов, охраняющих права потребителей. Основные направления конституционного регулирования духовно-культурных отношений Задачей конституционного регулирования в этой сфере является обеспечение оптимальных условий для духовно-культурного развития человека, а основными направлениями конституционного регулирования выступают закрепление права каждого на образование, а в ряде конституций - обязательности определенной ступени образования; обязанности государства направлять, поощрять, развивать образование, культуру и науку; права каждого на пользование достижениями культуры и обязанности беречь памятники истории и культуры. Важной стороной духовной жизни людей является религия. Различные подходы конституций к определению основ статуса религии и церкви уже освещались. КИТАЙ- ПАРТИИ. Китай является многопартийной страной, помимо правящей Компартии Китая, имеются еще 8 политических партий, которые именуются «демократическими партиями». Все они с момента своего образования в разной степени сотрудничают с Компартией. Все демократические партии положительно откликнулись на призыв КПК созвать Народный политический консультативный совет Китая и вместе с КПК и другими демократическими деятелями приняли участие в созванной в сентябре 1949 года 1-й пленарной сессии НПКСК. Сессия приняла «Общую программу», которая сыграла роль временной Конституции КНР, избрала Центральное народное правительство КНР, таким образом родилась Китайская Народная Республика. Со времени образования КНР демократические партии добросовестно участвуют в обсуждении и решении наиболее важных вопросов политической жизни государства. Многие их члены избраны депутатами Собраний народных представителей и членами НПКСК разных ступеней. В Постоянных комитетах СНП, комитетах НПКСК и правительственных органах разных уровней, а также в экономических, культурных, просветительских, научно-технических организациях работают и представители демократических партий, занимающие в этих учреждениях и организациях руководящие посты. Демократические партии не являются оппозиционными партиями, они дружественны по отношению к Компартии. Они придерживаются принципов «длительное сосуществование и взаимный контроль, полная искренность по отношению друг к другу, готовность делить славу и позор», принимают участие в политическом управлении.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |