Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политический режим и его отражение в конституционном праве

Политический режим - это система приемов, методов, спосо­бов осуществления политической власти. В основе классификации по­литических режимов лежит тот или иной тип взаимоотношений поли­тической элиты и населения, т.е. степень фактического влияния населения на политическую власть. Исходя из этого критерия, приня­то различать демократический и антидемократический режимы. Де­мократический режим характеризуется реальным и значительным влиянием большинства населения на государственное управление, на содержание принимаемых государством решений при наличии гаран­тий прав меньшинства. В конституциях и законах получают отраже­ние такие аспекты демократического режима, как широкий круг по­литических прав и свобод, наличие механизмов их реализации, регламентация институтов непосредственной демократии, гласность политической жизни, политический и идеологический плюрализм, гарантии прав меньшинств, разделение властей, местное самоуправле­ние и т.п. Демократический режим существует в западных странах.

Недемократический режим характеризуется отсутствием влия­ния большинства населения на публичную власть или незначитель­ным влиянием, а также применением силовых методов управления.

Данному режиму свойственны отсутствие политической оппозиции, формальное использование институтов непосредственной демократии или отказ от них, отрицание конституциями разделения властей и ме­стного самоуправления, невнимание конституций и законодательства к гарантиям прав и свобод, в том числе политических. Впрочем, указан­ные признаки антидемократизма нередко маскируются в конституци­ях общими декларациями принципов народовластия. Антидемократи­ческий режим подразделяется на авторитарный и тоталитарный. Авторитарный политический режим означает отсутствие свободы лишь в политической сфере; экономика, идеология, личная жизнь граждан относительно самостоятельны и свободны, т.е. его характерис­тика исчерпывается только что приведенными общими признаками ан­тидемократизма. Он существует, например, в ОАЭ. Тоталитаризм же -это предел антидемократизма. Он характеризуется полным контролем государства не только за политической сферой, но и за экономикой, идеологией, личной жизнью людей: в конституциях частная собствен­ность и предпринимательство запрещены, религии (все или кроме какой-либо одной) преследуются, общественные объединения превраща­ются в придатки государства, гражданское общество прекращает существование. Такой режим свойственен многим социалистическим и фашистским государствам.

Либеральный режим - это переходный тип политического режима от авторитаризма или тоталитаризма к демократии. Для него характерно наличие прочной конституционной и законодательной основы для участия народа в управлении (политические права, их гарантии, гласность, свобода СМИ и т.п.), расширение и открытый характер политической элиты. Но в силу недостаточно высокого уровня экономичен J кого развития и отсутствия политических традиций эти предпосылки демократизма остаются нереализованными, т.е. на практике народ не оказывает ощутимого влияния на государственное управление. Данный вид политического режима существует, например, в Индии, Турции.

5. Регулирование зарубежными конституциями экономических отношений Экономические отношения, т.е. отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления образуют экономическую систему общества. В конституциях получают отражение основы таких экономических институтов, как собственность, труд, принципы экономической деятельности, финансовая система. Конституционное регули­рование собственности претерпело за время развития конституциона­лизма определенные изменения. В первых конституциях закреплялся только неотъемлемый характер права собственности (ее отчуждение допустимо только как исключение на основании закона, например, по приговору суда или для общественных нужд на условиях справедливо­го и предварительного возмещения). С усилением в XX веке социальной роли государства конституционное регулирование собственности было дополнено закреплением социальной функции собственности, означаю­щей, что собственность должна использоваться не только в интересах собственника, но и на благо общества (ст. 14 Основного Закона ФРГ). Иной подход к регулированию собственности содержат социалистичес­кие конституции, запрещающие или ограничивающие частную собст­венность на средства производства. Для постсоциалистических консти­туций характерно закрепление равноправия всех форм собственности.

Труд, т.е. деятельность, приносящая средства к существованию, ре­гулируется в конституциях путем закрепления права на труд, а в неко­торых конституциях и обязанности трудиться. Но при этом социалис­тические конституции содержат механизмы реализации этих положений (гарантированность отсутствия безработицы, ответствен­ность за уклонение от работы), а в демократических конституциях они представляют собой скорее не подкрепленные юридическими средст­вами моральные декларации (Италия, Испания, Япония). Конституции также содержат нормы, стимулирующие и охраняющие труд человека.

Среди принципов экономической деятельности демократические конституции устанавливают свободу предпринимательства, недопус­тимость монополизма, в некоторых странах - планирование общей эко­номической деятельности, а также использование национальных бо­гатств в общих интересах (Испания). Социалистические конституции в качестве главных принципов экономической деятельности закрепляют государственное планирование всех показателей экономической и со­циальной жизни, т.е. недопустимость рыночных начал в экономике, ос­новы статуса государственных предприятий и кооперативов.

Среди финансовых вопросов конституции регулируют такие, как бюджетный процесс, основы налоговой системы, основы статуса цен­тральных банков, установление денежной единицы и монополии госу­дарства на осуществление денежной эмиссии.

Регулирование конституциями социальных отношений Оно направлено, в первую очередь, на преодоление социальных конфликтов, охватывает отношения между трудом и капиталом, межнациональные отношения, охрану семьи, вопросы экологии, здра­воохранения, социального обеспечения, защиты потребителя.

Отношения между трудом и капиталом регулируются не во всех конституциях. Например, Конституция Испании гарантирует право на коллективные переговоры между представителями трудящихся и предпринимателями, на забастовку.

Межнациональные отношения регламентируются конституциями
путем учреждения по национально-территориальному принципу
субъектов федерации и автономных единиц (Италия, Испания, частично Индия); закрепления принципа равноправия независимо от расы, национальности, языка, религии.

Институты семьи, брака, материнства, отцовства, детства поощряются и охраняются большинством конституций путем закрепления принципов добровольности вступления в брак и равноправия супру­гов (Япония), государственной защиты семьи, брака, материнства, от­цовства и детства. В КНР согласно Конституции государство берет на себя бремя планирования рождаемости, аналогичная обязанность ад­ресована супругам.

В конституциях получают отражение и основы государственной политики в сфере экологии: на государство возлагается обязанность обеспечивать сохранность и улучшение окружающей среды, а на ча­стных лиц - беречь природу.

Вопросы охраны здоровья людей также занимают все больше мес­та в современных конституциях: закрепляются право на медицинское обслуживание, обязанности государства по развитию системы здра­воохранения и по защите наиболее уязвимых слоев населения, право человека на социальное обеспечение.

Отдельные конституции (Испания, Бразилия) содержат нормы о за­щите прав потребителей: на государство возлагается обязанность забо­титься о качестве продукции, о выдаче разрешений на производство и продажу товаров, о принятии законов, охраняющих права потребителей.

Основные направления конституционного регулирования духовно-культурных отношений Задачей конституционного регулирования в этой сфере является обеспечение оптимальных условий для духовно-культурного разви­тия человека, а основными направлениями конституционного регули­рования выступают закрепление права каждого на образование, а в ряде конституций - обязательности определенной ступени образова­ния; обязанности государства направлять, поощрять, развивать обра­зование, культуру и науку; права каждого на пользование достиже­ниями культуры и обязанности беречь памятники истории и культуры. Важной стороной духовной жизни людей является рели­гия. Различные подходы конституций к определению основ статуса религии и церкви уже освещались.

КИТАЙ- ПАРТИИ.

Китай является многопартийной страной, помимо правящей Компартии Китая, имеются еще 8 политических партий, которые именуются «демократическими партиями». Все они с момента своего образования в разной степени сотрудничают с Компартией. Все демократические партии положительно откликнулись на призыв КПК созвать Народный политический консультативный совет Китая и вместе с КПК и другими демократическими деятелями приняли участие в созванной в сентябре 1949 года 1-й пленарной сессии НПКСК. Сессия приняла «Общую программу», которая сыграла роль временной Конституции КНР, избрала Центральное народное правительство КНР, таким образом родилась Китайская Народная Республика. Со времени образования КНР демократические партии добросовестно участвуют в обсуждении и решении наиболее важных вопросов политической жизни государства. Многие их члены избраны депутатами Собраний народных представителей и членами НПКСК разных ступеней. В Постоянных комитетах СНП, комитетах НПКСК и правительственных органах разных уровней, а также в экономических, культурных, просветительских, научно-технических организациях работают и представители демократических партий, занимающие в этих учреждениях и организациях руководящие посты. Демократические партии не являются оппозиционными партиями, они дружественны по отношению к Компартии. Они придерживаются принципов «длительное сосуществование и взаимный контроль, полная искренность по отношению друг к другу, готовность делить славу и позор», принимают участие в политическом управлении.
КОММУНИСТИТЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КИТАЯ создана в июле 1921 года. Ныне в ее рядах состоят свыше 58 млн. членов. В 1921 – 1949 гг. КПК руководила героической борьбой китайского народа, в результате которой было ниспровергнуто господство империализма, феодализма и компрадорской буржуазии и была провозглашена Китайская Народная Республика. После образования КНР КПК возглавила многонациональный китайский народ в деле защиты независимости и безопасности Родины. Под ее руководством был успешно осуществлен переход от новой демократии к социализму, развернуто крупномасштабное плановое строительство социализма, в ходе которого экономика и культура страны достигли небывалого уровня развития.
В сентябре 1997 года состоялся 14-й Всекитайский съезд КПК, имеющий важное историческое значение. На съезде теория Дэн Сяопина была утверждена как руководящая идея Компартии Китая, выработана Основная программа партии на начальной стадии социализма, разработаны основные цели и политические принципы развития экономики, политики и культуры. Съезд ясно заявил, что с настоящего времени и все первое десятилетие следующего века – решающий период модернизации Китая, за это время необходимо активно продвигаться в направлении коренного перехода в экономической структуре и методах экономического роста, сформировать более совершенную систему социалистической рыночной экономики и сохранять продолжительное, быстрое и здоровое развитие народного хозяйства, что заложит прочный фундамент для осуществления модернизации к середине следующего века. Ныне КПК руководит народом в построении социализма с китайской спецификой, упорно борется во имя осуществления своих конечных целей.
Высшим руководящим органом партии являются Всекитайский съезд партии (созывается один раз в пять лет) и избранный Центральный Комитет (пленум созывается не реже одного раза в год). Политбюро ЦК, Постоянный Комитет Политбюро ЦК, Генеральный секретарь ЦК, а также члены Секретариаты ЦК избираются пленумом ЦК партии. В период между пленумами функции и полномочия ЦК исполняют Политбюро ЦК и его ПК. Генеральный секретарь ЦК проводит заседания Политбюро ЦК и заседания ПК Политбюро, руководит работой Секретариата ЦК. Генеральный секретарь ЦК КПК – Цзян Цзэминь.
РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КОМИТЕТ ГОМИНЬДАНА КИТАЯ (РКГК) создан в январе 1948 года, насчитывает 53 тыс. членов. Председатель Центрального комитета РКГК – Хэ Лули. Члены РКГК и лица, ему сочувствующие, - это главным образом бывшие члены Гоминьдана и те, кто исторически связан с Гоминьданом.
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ЛИГА КИТАЯ (ДЛК) создана в октябре 1941 года, насчитывает более 130 тыс. членов. Председатель Центрального комитета ДЛК – Дин Шисунь. Большинство членов ДЛК и ей сочувствующих – это представители высшего и среднего звеньев интеллигенции.
АССОЦИАЦИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА КИТАЯ (АДНСК), созданная в декабре 1945 года, насчитывает более 69 тыс. членов. Председатель Центрального комитета АДНСК – Чэн Сывэй. Среди членов АДНСК и ей сочувствующих значительную часть составляют деятели хозяйственных кругов, специалисты и научные работники.
АССОЦИАЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ДЕМОКРАТИИ В КИТАЕ (АСРДК) создана в декабре 1945 года, насчитывает более 65 тыс. членов. Председатель Центрального комитета АСРДК – Сюй Цзялу. Члены АСРДК и ей сочувствующие – в основном лица умственного труда, работающие в области образования, культуры, науки и издательского дела.
РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КИТАЯ (РКДПК) создана в августе 1930 года, насчитывает более 65 тыс. членов. Председатель Центрального комитета РКДПК – Цзян Чжэнхуа. Среди членов РКДПК и ей сочувствующих преобладает интеллигенция из медицинских, научно-технических и культурно-просветительских кругов.
ЧЖИГУНДАН КИТАЯ (Партия стремления к справедливости) создана в октябре 1925 года, насчитывает более 15 тыс. членов. Председатель Центрального комитета Чжигундан – Ло Хаоцай. Среди членов Чжигундан и ей сочувствующих преобладают реэмигранты, их родственники, деятели науки и специалисты, имеющие родственников за границей.
ОБЩЕСТВО ЦЗЮСАНЬ («3 сентября») создано в декабре 1944 года, насчитывает более 68 тыс. членов. Председатель Центрального комитета – У Цзепин. Члены Общества Цзюсань и ему сочувствующие – это преимущественно представители интеллигенции высшего и среднего звеньев, работающие в области науки, техники, культуры, просвещения, медицины и здравоохранения.
ТАЙВАНЬСКАЯ ЛИГА ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (ТЛДС) создана в ноябре 1947 года, насчитывает более 1600 членов. Председатель Центрального комитета ТЛДС – Чдан Кэхой. Члены ТЛДС и ей сочувствующие в большинстве своем – выходцы с Тайваня, проживающие в материковой части Китая.
В Китае существует множество общественных организаций, важнейшими из которых являются Всекитайская федерация профсоюзов, Всекитайская федерация молодежи, Всекитайская федерация женщин и Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев.
ВСЕКИТАЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ (ВФП) – высший руководящий орган местных профсоюзных организаций и профсоюзов промышленных предприятий. Создана в мае 1925 года, насчитывает 91,31 млн. членов. Председатель Исполкома ВФП – Вэй Цзяньсин.
ВСЕКИТАЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ (ВФМ) – это федерация молодежных организаций страны. Основана в мае 1949 года. Председатель ВФМ – Баинь Чаолу. Среди коллективных членов ВФМ ее ядром является Коммунистический союз молодежи Китая. Создан в мае 1922 года, насчитывает 68,5 млн. членов. Первый секретарь Центрального комитета КСМК – Чжоу Цян.
ВСЕКИТАЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЖЕНЩИН (ВФЖ) – массовая общественная организация женщин всех национальностей и общественных кругов Китая, объединившихся во имя дальнейшего осуществления женского равноправия. Создана в апреле 1949 года. Председатель Исполнительного комитета ВФЖ – Пэн Пэйюнь.
ВСЕКИТАЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ТОГОВЦЕВ (ВАПТ) – народная организация промышленных и торговых кругов Китая, народное коммерческое общество для развития внутренних и внешних связей. Основана в октябре 1953 года. Председатель Исполнительного комитета ВАПТ – Цзин Шупин.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Партийные системы | Тема 4. Творческий процесс в искусстве. Эстетическое восприятие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.