Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговая реформа Петра I и ее социально-правовые последствия

Гражданская война начала 17 века привела к резкому понижению жизненного уровня населения в наиболее благополучных прежде регионах. К тому же и до гражданской войны и после (до второй половины 17 века) шло массовое переселение не только в пределах европейской России, но и в Сибирь. Между тем, государство имело на своих границах потенциальных военных противников, систематически вступая с ними в продолжительные войны.

Финансовые запросы государства были высокими. В этих условиях навязывать обществу налоговые правила по собственному усмотрению государство еще опасалось. Оно предпочло удовлетворять общественные запросы и в результате комплекса реформ 1620-х годов осуществить важные изменения в организации налогоплательщиков и налоговой системе.

Во-первых, государство преобразовало общину, создав в качестве территориальных образований целенаправленно подобранные налогооблагаемые коллективы, куда принудительно включались крестьянские хозяйства с разной степенью достатка.

Во-вторых, для всех членов общины предоставлялось право по соглашению между ними выплачивать налоги за тех, кто не имел для этого средств. Тем самым поддерживался институт круговой поруки. Введение данной системы обернулось рядом следствий:

-во-первых, все зажиточные хозяйства стремились встать на учет как средние или даже бедные

-во-вторых, до завершения первого этапа становления крепостничества, землевладельцы и крестьяне совместно широко практиковали сокрытие обрабатываемых земель от налогообложения.

-в-третьих, данная система была бессильна обеспечить собираемость налогов там, где доходы от земледелия замещались доходами от ремесла и торговли, заметно прогрессировавших на протяжении 17 века.

Происходило усиление закрепощения и государственного надзора в сфере горизонтальной мобильности населения.

В 1680-х годах государство нашло средство против уклонения от налогов: произошел отказ от поземельного обложения и единицей обложения стал двор – платежеспособное семейное хозяйство. Теперь источник дохода двора хозяина становился для государства безразличен. Только размер доходов учитывался при определении общинной доли каждого двора в ее общем платеже.

Унаследовав подворное обложение, государство стремилось дополнить свои доходы созданием новых косвенных налогов, восстановлении множественности обложения в торговле и порчей монеты. Однако все эти меры обнаруживали свою ограниченность к концу 1700-х. После этого Петр попытался совершенствовать саму процедуру сбора налогов. Первой мерой на этом пути стала первая губернская реформа.

Тем не менее, этих мер оказалось недостаточно. Ужесточение подворного обложения, в котором значение приобрел рекрутский набор, а так же подводная повинность породили новый способ уклонения от налогов: крестьяне отказывались делить семьи со взрослыми детьми и ставить новые дворы.

В конце 1710-х гг Петр задумал налоговую реформу, завершить которую удалось только в начале 1720-х годов. В основании этого масштабного преобразования лежало изменение единицы налогообложения: вместо двора единицей обложения становилась «душа мужского пола».

Этим термином на полтора столетия вперед в законодательстве и повседневной жизни обозначался взрослый работоспособный мужчина, не находившийся на службе по назначению государства.

Таким образом, большая часть населения – всё крестьянство и горожане за небольшими исключениями должны были лично платить налоги государству – они составляли податное население; оставшиеся, будучи меньшинством, налогами не облагались – неподатным населением. Установления числа и тех, и других с целью определения размеров налогообложения потребовало проведение переписи населения. Ее проведение на первый раз дало результаты совершенно неприемлемые для Петра: уклонение от учета было массовым. Тогда Пётр назначил повторную перепись для проверки первого раза – «ревизию». Это название имели в дальнейшем всё более поздние переписи до 1880-х годов, предпринимавшиеся в среднем каждые 30 лет.

Перепись населения сопровождалась установлением такого института административного права, как института приписки: налогоплательщика приписывали к той местности и к тому коллективу, где его застала ревизия как ведущего любую хозяйственную деятельность. «Взят на налоговый учет».

Каждый учтенный налогоплательщик облагался прямым фиксированным личным налогом в денежной форме. С помощью данных ревизий размер этого налога, названного «подушной податью» определялся посредством прямого расчета: нужную государству сумму доходов делили на число переписанных душ. Но государство не располагало сколько-нибудь эффективной системой сбора подушной подати, и поэтому поставило себе на службу обычай личный налог уплачивать коллективно, то есть общиной. По числу душ для общины установлен общий налог методом обратного пересчета. При этом свобода холопов от налогообложения отменялась.

Коллективная уплата подушной подати предусматривала полномочия общины «раскладывать» платеж по душам; обязанность вносить его на основе строго обязательной всеобщей круговой поруки.

Таким образом, налоговая реформа Петра I завершила собой многолетнюю вереницу налоговых преобразований. Она имела глубочайшие и долговременные юридические и социо-культурные последствия.

1) Ужесточился государственный контроль в сфере мобильности населения;

2) Государство вмешивается в отношение найма, создав на продолжительное время правило и органы для их регистрации и учета – плакатная система.

Плакатная система – ее возникновение было порождено одним из важнейших, если не самым важным юридическим следствием налоговой реформы. Возникший в ее составе институт приписки был закреплен введением паспортной системы.

Для всех налогоплательщиков в деревне и городе было введено «правило 30 верст»: удаляться от места приписки на 30 верст налогоплательщик мог беспрепятственно; поездка на большее расстояние допускалась только при наличии специального документа – паспорта, для крестьян, называвшийся по началу «покормежным письмом». В нём указывались приметы человека, цель, продолжительность и назначение поездки. Данная система обеспечивала государственное участие в той функции надзора, которую наряду с государством исполняли община и все те, за кем налогоплательщиком по силе многочисленных указов, издававшихся в течение всего 18 века, надлежало записаться. В результате в России восторжествовал принцип «Нет человека без господина» («чей ты?»)

Торжество этого принципе (юридического института) было сопряжено со стремлением государства предельно ограничивать горизонтальную мобильность населения. Петровский указ предписал в каждом городе заранее составлять и публиковать запросы жителей на выполнение разных работ – составлять плакат. Подразумевалось, что больше, чем требовалось для выполнения этих запросов людей, в город допускать нельзя.

Налоговая реформа Петра имела огромные государственно-правовые и культурные последствия, затронув все сферы общественных отношений. Она сыграла важнейшую роль в построении Петром Первым и его преемниками полицейского государства с органически присущим ему авторитарным режимом. Именно налоговая реформа стала основой того комплекса мер, который был применен для того, чтобы российское общество было превращено в средство, используемое государством для достижения собственных целей.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Трансформация правовой культуры при Петре I | Социально-экономические реформы Петра I
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.