КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психолого-педагогических наук
Место методики развития речи в системе
1. Психологические основы развития речи дошкольников. 2. Лингвистические основы методики развития речи дошкольников. 3. Связь методики развития речи с естественными и педагогическими науками.
1. Психологическую основу методики развития речи составляет теория речевой деятельности, сформулированная в трудах Л.С. Выгот-ского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Д.Б. Эльконина. Речевая деятельность рассматривается как целенаправленный процесс принятия и передачи сообщений посредством языка в определенной коммуникативной ситуации. Как и любой деятельности речевой присущи такие компоненты как действие, мотив, цель, результат. Речевое действие начинается с намерения, с мотива высказывания, возникающего на фоне потребности в общении. Речевое действие всегда совершается с какой-то целью: эмоциональное воздействие на слушание, передача информации. Говорящий стремится достичь определенного результата – реакции собеседника. Поэтому речевая деятельность носит ответно активный характер. Речевое действие состоит из отдельных операций: выбора слов, способов связи слов во фразы и предложения, связи предложений в развернутое высказывание. Таким образом, развитие речи дошкольников представляет собой накопление речевых умений и навыков, и овладение системой языка, т.е. системой средств и способов передачи отношений и явлений окружающего мира. Процесс усвоения языка является творческой деятельностью. Ребенок не только воспринимает слова, но и усваивает принципы формирования языка на основе языковой способности. Языковая способность – это совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок. Речевой навык определяется как речевое действие, достигшее совершенства, способность совершать оптимальным способом ту или иную операцию. Речевые навыки бывают внешние (произношение слов, звуков, фраз, интонации) и внутренние (выбор слов, грамматических форм, построение предложений). Речевое умение – способность комбинировать, варьировать и переносить языковые единицы в любые ситуации общения. Различают 4 вида речевых умений: - умение говорить, т.е. излагать свои мысли в разной форме; - умение аудировать, т.е. понимать звуковую форму речи; - умение писать, т.е. излагать свои мысли в письменной речи; - умение читать, т.е. воспроизводить речь по графическим символам, знакам, изображениям. Методика развития речи включает овладение, прежде всего, первыми двумя речевыми умениями. 2. Лингвистическая основа методики развития речи базируется на учении о языке как о знаковой системе. В языкознании рассматривают язык, прежде всего как единую систему, включающую в себя фонетический, лексический и грамматический компоненты. Соответственно, методика развития речи дошкольников включает такие основные направления работы как: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, формирование грамматической стороны речи и развитие связной речи. Развитие связной (диалогической и монологической) речи является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно включает развитие умений строить речевые высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение. Формирование умений и навыков монологической речи требует обязательного развития таких качеств, как связность, целостность, коммуникативная направленность, логика изложения, структура и определенная организация языковых средств. Развитие связной речи опирается на освоение всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Фонетическая сторона речи развивается в процессе воспитания звуковой культуры речи дошкольников. Данное направление включает формирование правильного произношения всех звуков родного языка (согласно нормам орфоэпии) и развитие навыков выразительности речи (овладение темпом, силой голоса, дикцией, мелодикой речи и различными интонациями). В лексической работе большое внимание уделяют обогащению количественного состава словаря дошкольников и развитию семантической стороны словаря (понимание и употребление детьми обобщающих слов, многозначных слов, синонимов, антонимов, образных выражений). Формирование грамматического строя речи включает три основных направления: - развитие морфологической стороны речи (умение согласовывать слова во фразах и предложениях в роде, числе, падеже и др.); - развитие синтаксической стороны речи (умение строить предложение разного типа); - развитие навыков словообразования (умение детей образовывать новые слова от корня разными способами). Обучение языку рассматривается не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком разнообразными лингвистическими навыками), но и в сфере общения детей со взрослыми и со сверстниками (овладение коммуникативными умениями). Поэтому важным направлением является и формирование культуры речи и общения. 5. Теория и методика развития речи связана с другими науками. Изучение закономерностей и особенностей детской речи опирается на данные ряда наук и их разделов, что представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Связь теории и методики развития речи с другими науками
Литература: 1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд. – М.: Академия, 2000. – 412 с. 2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 250 с. 3. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1071; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |