Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление методики развития речи как науки




 

1. Основные идеи обучения дошкольников родному языку в трудах отечественных и зарубежных педагогов ХVIII - ХIХ вв.

2. Педагогический опыт Л.Н.Толстого по развитию речи детей.

3. Разработка методов развития речи детей в 20-30 гг. (Е.Н. Водовозова, Л.К. Шлегер, Е.А. Флерина).

 

1. Проблемы речевого развития детей рассматривались всеми учеными, которые изучали процессы воспитания, развития и обучения. Большинство из них считали, что обучение родному языку должно начинаться с раннего детства и совершенствоваться в процессе получения детьми разнообразных знаний об окружающем мире. Известный славянский педагог Ян Амос Коменский рекомендовал следующую последовательность обучения: грамматика, основы наук, риторика. Причем он указывал, что до 3-х лет надо учить детей правильно произносить слова, а затем – учить задавать вопросы, отвечать на них, то есть строить предложения, фразы и развернутую речь.

Большое внимание вопросам развития речи уделял Жан-Жак Руссо. Он предлагал упражнения для развития голоса ребенка, связанные с пением. Кроме того, подчеркивал связь речевого и умственного развития, он предлагал задавать детям вопросы, которые активизируют мышление, заставляют ребенка размышлять.

Основатель материнской школы Г. Песталоцци предлагал целую серию упражнений для развития словаря детей (подбор слов к действиям, к признакам предметов, распространение предложений и др.). Несмотря на то, что его идея об усвоении всех слов на основе подражания матери была ошибочной по использованию слова как средства обучения легли в основу методики развития речи.

Большой вклад в решение проблем речевого развития детей внес В.Ф. Одоевский. Он не только писал книги для детей («Сказки дедушки Иринея»), но и предлагал проводить беседы, разговаривая с детьми о предметах и явлениях окружающего мира, возбуждая вопросы детей. Одоевский рекомендовал педагогам (гувернерам, смотрительницам) связывать беседы с наглядностью, в разговоре с детьми быть краткими, искренними, убедительными. Писатель стремился осуществить в художественном творчестве свои педагогические идеи. Сказочный вымысел он сочетал с намерением «укрепить умственные силы ребенка», дать пищу для его ума. В содержании своих сказок он излагал нравственные идеи и положительные знания о мире. Одоевский призывал следовать принципу наглядности – «не дробя предмета искусственно, но представляя его в живой целостности».

На связь слова и наглядности указывал так же и П.И. Пирогов. Он предлагал организовывать с детьми «смышленые игры», которые основаны на познание предметов и явлений окружающей жизни.

2. Широкую известность получила педагогическая деятельность Л.Н. Толстого. В 1861-1862 годах он открыл несколько начальных школ для крестьянских детей в Тульской губернии и стал преподавать в одной из них. Уже к этому времени у писателя накопился опыт обучения детей. Вскоре Толстой начал работу над учебными книгами. В 1872 году вышла «Азбука», а затем, в 1875 – «Новая азбука». Одновременно писатель работал над «Русскими книгами для чтения». Первоначально они входили в состав «Новой азбуки», но в дальнейшем Толстой выделил их в особые книги. Материалом для учебных книг служил фольклор народов мира и разные литературные источники, но все переделывалось. Особенно ценными являются его идеи по развитию детского речевого творчества. Обучение детей сочинению рассказов он предлагал начинать с привлечения их внимания к картинкам жизни, которые содержат занимательные, динамичные, эмоциональные и художественно окрашенные сюжеты.

«Азбука» Толстого являлась первой книгой по обучению детей грамоте и пользовалась большой популярностью у педагогов и родителей. Вопреки распространенному в то время механическому слоговому методу обучения чтению, Толстой рекомендовал постигать литературные тексты как искусство слова, формировать у детей культуру чтения.

Большое влияние на становление методики развития речи детей оказали передовые идеи русских педагогов – демократов (В.Г. Белинского, А.Н. Герцена, Н.Г. Чернышевского) о роли родного языка в развитии и воспитании ребенка.

3. В 20-30 гг. многие педагоги-практики разрабатывали методы и приемы работы по развитию речи детей в условиях общественных детских садов. Так Е.П. Водовозова разработала методику рассказывания детям сказок и басен. К.Н. Вентцель, сторонник свободного воспитания, предлагал устроить в детских садах библиотеку для детей и проводить с ними прогулки, экскурсии для расширения знаний об окружающем мире и развития речи. П.Ф. Каптерев рекомендовал развивать любознательность детей путем наблюдения за окружающим миром. Евгения Конради придавала большое значение беседам после чтения книг, в которых можно давать детям разъяснения, советы.

На основе рекомендаций Е.И. Тихеевой, А.К. Шлегер разработала «Материалы для бесед с маленькими детьми», в которых представлены темы бесед, вопросы и задания для детей, картинки в соответствии с каждой темой беседы.

Методические рекомендации по работе с живым словом разработала Е.А. Флерина. Она считала работу с книгой частью эстетического воспитания детей и особое значение придавала образности речи, чтобы словесный материал вызывал у ребенка четкие образы и яркие эмоции. Флерина дала четкие указания по методике обучения детей рассказыванию (выбор темы рассказа, развитие сюжета, отбор языковых средств, использование иллюстраций и литературных текстов для обучения рассказыванию). Книга Флериной «Живое слово в детском саду» содержит рекомендации по обучению детей рассказыванию и является первым вариантом учебника по методике развития речи детей.

 

Литература:

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд. – М.: Академия, 2000. – 412 с.

2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 250 с.

3. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.

4. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Пособие для воспитателей дет. сада /Под ред. Ф.А. Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.

5. Ушинский, К.Д. Родное слово. Книга для учащихся / К.Д. Ушин-ский // Избранные педагогические произведения. – М.: Просвещение, 1968. – С. 89-151

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.