Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дошкольников рассказыванию




Виды детских рассказов и приемы обучения

 

1. Основные характеристики текста.

2. Структура и содержание рассказов детей.

3. Приемы обучения дошкольников рассказыванию.

 

1. Результатом процесса создания связного высказывания является текст. По определению Лингвистического энциклопедического словаря текст – объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и последовательность. В данном определении указаны основные признаки и критерии текста: связность и последовательность.

Связность текста отражает логику изложения и определяется коммуникативными условиями (мотивы, цели общения). Важным фактором связности является композиционная завершенность структура текста - последовательность и соразмерность частей. Основной единицей текста исследователи называют сверхфразовое единство – структурированный комплекспредложений, связанных смыслом и языковыми средствами (лексическими, грамматическими, интонационными). Межфразовая связь отражает логику мысли, соотношение между предложениями.

Выделяют два основных вида межфразовой связи: цепной и параллельный. Цепной называют синтаксическую связь, которая выражает структурную соотнесенность предложений в повторе. Наиболее распространенным является лексический повтор (дополнение – подлежащее), причем повторяется то слово, которое подчеркнуто смыслом. Особенно распространен лексический повтор в детской речи. Например, рассказ о зайчике: «Это зайчик. Зайчик белый. У зайчика длинные уши. Зайчик может прыгать». Кроме лексического повтора средствами цепной связи является местоименная связь или синонимическая замена. Эта связь помогает уточнить, помогает уточнить, выявить смысловые оттенки значения слова, делает речь более выразительной, помогает избежать повторения одного и того же слова. Такая связь характерна для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

В параллельной связи структурная соотнесенность предложения выражается в их сопоставлении или противопоставлении. Основным средством параллельной связи является одинаковый порядок слов, однотипность грамматических форм членов предложений. Например, рассказ ребенка о том, что он делал в детском саду: «Утром мы делали зарядку. Потом все кушали завтрак. Потом мы рисовали птичку». Обучение детей связной речи направлено на формирование у детей умения выбирать среди разнообразных языковых средств связи те, которые помогут наиболее точно, полно, ярко и образно выразить мысль.

Среди наиболее важных признаков текста называют целостность, структурная оформленность, завершенность. Структура зависит от типа текста. Основные типы текстов: описание, повествование и рассуждение. Для детей дошкольного возраста характерны первые два.

Многие исследователи отмечают, что у детей дошкольного возраста элементы описания и повествования часто тесно переплетаются. Поэтому рассказы детей характеризуются контаминированным (смешанным) текстом. Например, описание места действия или внешности героя может включаться в повествование или в сюжете рассказа содержится какое-либо рассуждение.

2. Рассказ – это связное, последовательное, развернутое изложение каких-либо фактов, событий. В рассказе ребенку необходимо самостоятельно выбрать содержание и отобрать наиболее подходящие языковые средства для передачи этого содержания. Рассказы детей отличаются эмоциональностью, естественной непосредственной выразительностью, так как отражают личный опыт ребенка.

Существуют разные классификации детских рассказов, которые используются для развития связной монологической речи детей в детском саду.

На основе типов текста, рассказы детей по форме можно разделить на описательные и сюжетные (повествование). Разновидностями описательных рассказов являются сравнительный и объяснительный. Сравнительный рассказ составляется на основе последовательного сопоставления признаков двух предметов. Предметы или явления для сравнения берут из одного вида (одной группы), но разные по качествам и свойствам. Например, две куклы разные по внешнему виду или времена года (лето-зима). Чем младше дети, тем контрастнее должны быть признаки предметов для сравнения. Детям при сравнении легче выделить отличия в предметах, чем сходства. Основная задача при обучении детей составлению рассказов – сравнений – научить детей выделять общие признаки, на основе которых можно обобщать предметы в группы.

Объяснительные рассказы с элементами рассуждения составляют дети, чаще всего сопровождая свои действия показом. Например, при объяснении правил игры, устройства сложной игрушки, использования каких-либо предметов.

По содержанию рассказы детей делят на фактические и творческие. Фактические рассказы основаны на реальном опыте ребенка, требуют достоверного, точного изложения фактов. Это могут быть рассказы по восприятию, когда ребенок опирается на наглядную основу (картинка, предмет, событие) или словесную основу (литературное произведение, рассказ воспитателя). К фактическим относятся также рассказы по памяти, когда ребенок опирается на свои представления о предметах и явлениях (рассказы из опыта).

Творческие рассказы составляются детьми при опоре на воображение. Придумывая рассказ, дети используют накопленный опыт и представления об окружающем мире, но включают предметы. Явления и события в новые ситуации. Придумывать дети могут как реальные события (рассказ о том, как мы были в зоопарке), так и сказки (день рожденья ежика).

Исследователи отмечают, что детям легче составить сюжетный рассказ на основе личного восприятия, чем описание. Это объясняется стремлением детей к действию, к движению. Знакомство дошкольников с художественной литературой так же начинается сюжетных произведений (сказки, потешки). Описание предмета требует сосредоточения внимания, умения анализировать, сравнивать. Однако дети легко обучаются описанию, следуя за образцом педагога. Наиболее сложный вид рассказа – творческий, предлагается детям старшего дошкольного возраста.

При обучении рассказыванию необходимо учитывать особенности речевой деятельности дошкольников. Прежде всего, следует мотивировать детскую деятельность (почему ребенку нужно составить рассказ). Мотивация может быть игровая и коммуникативная. Например, помочь Незнайке составить рассказ по картине, или описать игрушку, чтобы купить ее в магазине. Ребенок должен осознанно самостоятельно отобрать слова для передачи мыслей, построить предложения, связать их между собой в текст.

Только при последовательной систематической работе с педагогом возможно овладение дошкольниками связной монологической речью.

3. Обучение детей составлению рассказов – сложный и длительный процесс. В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовка к обучению рассказыванию при помощи пропедевтических методов. У малышей 3-4 лет уже накоплено достаточно личного опыта и представлений об окружающем мире, но развитие активного словаря значительно отстает, поэтому ребенку часто не хватает слов, чтобы выразить свои мысли. Для активизации словаря используются разнообразные игры и упражнения на подбор признаков, действий к предмету, сравнение предметов, узнавание предметов по описанию, подбор слов по группам или по определенным признакам (радостные и грустные слова). Для подготовки детей к составлению сюжетных рассказов используются такие методы, как: придумать конец рассказа, составить диалог героев, описать место действия, составить словесный портрет героя.

К основным приемам обучения рассказыванию относят: образец рассказа воспитателя, план рассказа, составление рассказа по частям, составление письма.

Образец рассказа воспитателя – основной прием обучения детей составлению рассказа. Он должен соответствовать всем правилам и литературным нормам языка (лексическим, грамматическим, фонетическим) и отличаться лексической и интонационной выразительностью. Содержание рассказа-образца строится на основе хорошо знакомых детям предметов или событий. В отличии от познавательных рассказов воспитателя по ознакомлению с окружающим миром и природой, речевой образец не содержит новых для детей знаний. В средней возрастной группе может использоваться прием – разбор образца, то есть воспитатель задает детям вопросы по рассказу-образцу с целью закрепить у детей представление о структуре рассказа. В старшей группе может использоваться образец рассказа не только воспитателя, но и ребенка с высоким уровнем развития связной речи.

План рассказа дается детям в форме цепочки вопросов с указанием последовательности изложения. Например: «Сначала расскажите, как ежик заблудился в лесу, потом о том, кого он встретил, и затем, как ежик вернулся домой». В средней группе, когда план только начинает использоваться, целесообразно предложить детям повторить его, чтобы лучше запомнить основные части рассказа.

Наглядным своеобразным воплощением плана рассказа является модель и схема. Модель рассказа может представлять собой круг, разделенный на три части, отображающие части рассказа. В схеме при помощи условных обозначений (рисунков, условных знаков) передается последовательность изложения содержания рассказа.

Для закрепления навыков связной речи у детей и создания игровой мотивации активно используются разнообразные игры. В играх-драматизациях осуществляется переход от ситуативной речи к контекстной, от диалога к монологу, от речи по подражанию к собственной речи. Дидактические игры на основе игрового сюжета («Почта», «Магазин», «Ателье») служат для закрепления навыков описания предметов и построения диалога.

Таким образом, обучение дошкольников рассказыванию – сложный, многогранный процесс, результатом которого является самостоятельно составлений и изложенный ребенком текст. К рассказам детей предъявляется ряд требований, которые характеризуют качества связной речи. Монологическая речь – наивысшая точка развития речи дошкольников, она требует последовательного систематического обучения.

 

Литература:

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд. – М.: Академия, 2000. – 412 с.

2. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Мінск.: «Адукация i выхаванне», 2003. – 144 с.

3. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.