КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метода развития связной речи дошкольников
Психолого-лингвистические основы моделирования как
1. Развитие речи и мышления в процессе обучения дошкольников моделированию. 2. Характеристика схем и моделей как наглядного опорного материала для обучения детей рассказыванию.
1. Развитие речи, овладение богатством родного языка рассматривается в контексте современных психологических исследований, изучающих различные аспекты становления личности, роли развивающего обучения, значение дошкольного детства в развитии психических свойств и способностей, уникальность и неповторимость индивидуальных особенностей дошкольника в системе отношений взрослого и ребенка. Взаимосвязь речевого и умственного аспектов овладения родным языком в дошкольном детстве отражена в теории речевого развития дошкольников, разработанной Ф.А. Сохиным. Словесно-логическое мышление возникает не сразу. Начальные формы мышления дошкольника – наглядно-действенное и наглядно-образное. Затем они взаимодействует со словесно-логическим мышлением, которое постепенно становится ведущей формой мыслительной деятельности, осуществляющейся на базе лексических, грамматических и других речевых средств. Таким образом, словесно-логическое мышление определяет общую стратегию развития познавательной деятельности детей. Процесс познания детьми окружающего мира начинается с чувственного восприятия. Однако многие явления и объекты окружающей действительности невозможно воспринимать непосредственно и решить успешно эту задачу помогает метод моделирования. Именно моделирование позволяет эффективно сочетает речевое и умственное развитие ребенка и способствует формированию словесно-логического мышления и познавательной деятельности у дошкольника. Основной идеей теории поэтапного формирования умственных действий и понятий является обеспечение материального, или материализованного, уровня действий и соответствующего ему типа усвоения. Материальная (материализованная) форма действия, по П.Я. Гальперину, имеет отношение как к описанию хода интериоризации, так и к процессу создания самой ориентировочной основы деятельности. Основой для развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования. В.В. Давыдов, разрабатывая теорию учебной деятельности, выделяет моделирование как особое учебное действие. Модель – это и результат мыслительного анализа, и средство самой мыслительной деятельности, которое способствует усвоению теоретических знаний и тем самым развитию мышления ребенка. Поэтому учебные модели должны составлять внутренне необходимое звено процесса усвоения знаний и обобщенных способов действия. Обобщающая функция моделирования позволяет активизировать элементарное осознание детьми явлений языка и речи, которое связано с развитием функций детской речи, формированием речевых умений и навыков. Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков составляет языковую способность, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией (Ф.А. Сохин). Языковая способность включает в себя развитие чувства языка, которое выражается в использовании ранее усвоенных языковых форм применительно к речевым ситуациям. Это основа творческой речевой деятельности дошкольников, главное в ней – это легкость перенесения единиц языка на новые, еще не встречавшиеся сочетания. Использование моделирования, таким образом, способствует творческому комбинированию различных речевых ситуаций. И здесь важнейшей задачей становится обучение моделированию, формирование у ребенка действий наглядного замещения компонентов языка и речи, основой которых является выделение отношений между объектами и оформление их в связной речи. 2. Моделирование рассматривается в дошкольной педагогике как деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов и явлений окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, а также научить детей передавать эти знания в различных формах речевых высказываний. Моделирование организуется на основе замещения реальных объектов картинами, предметами, схематическими изображениями. Поэтому моделирование является воплощением одного из важнейших принципов дидактики – принципа наглядности. Эффективность использования наглядных моделей для обучения дошкольников связной речи основана на способности детей к построению и использованию внутренних, мыслительных моделей. Это отражается в моделирующем характере основных видов детской деятельности. Например, в игре дети моделируют взаимоотношения взрослых, в конструировании – строение предметов. Овладение построением внешних наглядных моделей является основой для развития у детей способности к наглядному моделированию. Но без специального обучения эта способность формируется стихийно и неравноценно у разных детей. Многие педагоги и психологи подчеркивают, что в дошкольном возрасте необходимо развивать активные формы восприятия, к которым, безусловно, относится восприятие и анализ модели. Психологической основой развития дошкольников является концепция развития способностей, разработанная Л.А. Венгером. Способности понимаются как ориентировочные действия, которые осуществляются путем использования существующих в культуре средств. Для дошкольников такие средства носят, прежде всего, образный характер. Это разного рода эталоны, схемы, модели, символы. Способности позволяют ребенку самостоятельно обобщить имеющийся у него эмпирический опыт, анализировать новую ситуацию, находить решения различных задач. Основной путь развития способностей – это переход от внешних действий с условными заместителями предметов (схемами, моделями) к действиям в уме. Особенность детей дошкольного возраста состоит в том, что он сначала выполняют новые для них действия вместе с взрослыми, затем с другими детьми и, наконец, самостоятельно. В основе развития познавательных способностей дошкольников лежат действия наглядного моделирования. Различают три типа таких действий. К первому типу относятся действия замещения. Замещение – это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов. В простом варианте они доступны двух-трехлетним детям. Например, ребенок использует в игре вместо градусника палочку. Игровое замещение приводит и к пониманию истинного значения слов, которые не только указывают на предметы и явления, но и выделяют в них важные, существенные признаки. Действие замещения основано на употреблении знаков. И главная трудность для дошкольников состоит в том, чтобы понимать и учитывать, что именно они обозначают, какая сторона действительности за ним «спрятана». Именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношения, которая наиболее доступна детям дошкольного возраста. В качестве заместителей часто выступают условные обозначения: кружки, квадраты, полоски различного цвета и размера. В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) замещение в основном осуществляется по внешним признакам, заместители либо соответствуют цвету замещаемого предмета (вместо лисы – оранжевый кружок, вместо волка - серый), либо размеру (в сказке «Три медведя» медведь-папа замещается самым большим кружком, медведица-мама – кружком поменьше, а медвежонок – самым маленьким). Позднее (в 5-6 лет) заместители становятся все более условными, символическими (черный цвет может обозначать отрицательный персонаж, белый - положительный). В структуру наглядного моделирования входит также второй тип действий – использование самих моделей. В этом случае модель дает взрослый в готовом виде, а задача ребенка – с ее помощью решить познавательную задачу. Для этого необходимо за каждым элементом модели видеть те предметы и явления, которые он замещает, уметь сопоставить отношения между реальными объектами. Так, например, при обучении детей составлению рассказа используется модель (круг, разделенный на три части), которая воспроизводит структуру текста. Третьим, самым сложным действием наглядного моделирования является построение модели. В этом случае все действия по построению модели (выбор заместителей, установление соотношений между ними, соответствующих отношениям между замещаемыми объектами) осуществляется самим ребенком. Вначале модель строится по наличной, готовой ситуации, например, на основе содержания известного детям литературного произведения. В дальнейшем становится возможным построение модели по собственному замыслу – ребенок сам решает, о чем будет его рассказ, какие будут действия героев, и как будут развиваться события (сюжет рассказа). При этом ребенок может пользоваться готовыми элементами модели – заместителями, например, в виде геометрических фигур разного цвета и величины или создать условные заместители самостоятельно (например, вырезать и т.д.). Главное, чтобы модель, созданная ребенком, в целом передавала существенные стороны действительности и устанавливала отношения между объектами. Обучение детей моделированию должно быть связано с использованием обследовательских действий. При обследовании и выделении признаков предметов и объектов важно научить детей называть их точными словами. Таким образом, моделирование это активная самостоятельная деятельность детей, направленная на познание окружающего мира и развитие речи. На основе анализа научных исследований, можно определить психолого-педагогические основы использования моделирования для развития речи детей: - формирование мышления и речи у детей дошкольного возраста происходит в тесной связи на основе овладения практической деятельностью; моделирование как особый вид умственной деятельности позволяет оптимизировать процесс формирования словесно-логического мышления и развития речи у дошкольников; - связность речи формируется на основе формирования языковых обобщений и элементарного осознания языка и речи; с помощью моделей у детей складывается представление о структуре высказывания, способах связи между предложениями и частями текста; - моделирование, основанное на действии замещения реальных объектов предметами, схемами, условными знаками, реализует принцип наглядности в обучении.
Литература: 1. Мельник, Е.И. Речевое развитие дошкольников с использованием моделей / Е.И. Мельник, И.М Лира. – Мозырь: Содействие, 2007. – 146 с. 2. Панько Е., Коломинский Я., Белоус А., Старжинская Н. Учебная деятельность: формирование предпосылок / Е. Панько, Я. Коломинский, А. Белоус, Н. Старжинская // Пралеска. – 2006. – № 2. – С. 9
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |