Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какие ошибки в использовании в речи многозначных слов вы знаете, приведите примеры

Читайте также:
  1. C.2 Примеры операций
  2. Cовременные взгляды на атопические болезни как на системные заболевания. Алергические заболевания, класификация, клинические примеры.
  3. L ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ МЕТОДИК ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОМ
  4. L ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ МЕТОДИК ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОМ
  5. L Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.
  6. Алгоритм обратного распространения ошибки
  7. Алфавит языка логики. Примеры
  8. Атрибутивные процессы. Теории атрибуции, виды атрибуции, ошибки атрибуции (фундаментальные и мотивационные).
  9. В денежных документах никакие исправления не допускаются.
  10. В какие инстанции следует обращаться в случае нарушения прав и свобод, гарантированных Европейским Союзом?
  11. Вектор ошибки
  12. Виды конфликтов (привести примеры пед. ситуаций и пед. задач)

Приведите случаи неоправданного употребления антонимов.

Анализируя употребление антонимов в речи, иногда можно столкнуться с ошибками в построении антитезы (Антите́за (редко антитезис; риторическое противопоставление текста — стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом), например: Эта книга охватывает все. Это книга о рождении и смерти, о любви и радости, о ненависти, страданиях и горе. Автор нарушил последовательность перечисления, лишив речь стройности. Прием антитезы требует четкости в сопоставлении контрастных понятий: после слова любовь следовало поставить его антоним ненависть, рядом со словом радость - горе, упомянув о страданиях, автору нужно было дать антоним к этому слову или исключить «выпадающее» из антитезы существительное.

Стилистической погрешностью слога могут стать и неудачные оксюмороны Явление антонимии лежит в основе оксюморона (от гр. oxýmoron - остроумно-глупое) сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого)..Например, «Теплая метель» - в статье рассказывается о том, как во время стихийного бедствия люди были окружены вниманием и заботой. Автор стремится провести параллель между теплой заботой и …метелью.

Еще больший ущерб стилю наносит немотивированный оксюморон, случайно «проявляющийся» в результате соединения несовместимых понятий: При наличии отсутствия необходимых материалов трудно наладить работу.

Причиной неуместного комизма высказывания порой становится и невольный каламбур, который может возникнуть в результате не замеченной автором антонимии многозначных слов, что порой придает речи двусмысленное, комическое звучание. Например: Старый портфель отца был еще новый - здесь использовано слово старый в значении «существующий с давнего времени», а слово новый - в значении «прочный».

Искажает смысл высказывания и неуместный антифразис, (употребление слова в противоположном значении называется антифразисом). т.е. употребление вместо нужного слова его антонима, например: Трудность нашего общения с местным населением состояла в знании языка. Слово знание автор использовал по ошибке, имея в виду как раз противоположное ему - незнание.

Вот некоторые примеры многозначных слов: лист (клена) – лист (картона); глухой (старик) – глухая (стена); ручка (ребенка) – ручка (двери); резать (ножом) – резать (студентов на экзамене); идет (человек) – идет (фильм) – идет! (в значении "согласен").

18. Правильными ли будут сочетания слов: народная демократия, экспонаты выставки, букинистическая книга,народный фольклор, монументальный памятник, габаритные размеры, практика работы, взаимно друг другу, памятный сувенир, частная собственность, свободная вакансия, прейскурант цен, автобиография жизни, патриот своей родины, период времени, реальная действительность, огромная махина?



 

19. Дайте определение паронимам. Выясните значение следующих слов-
паронимов и составьте с ними словосочетания и предложения: аффект -
эффект, брезгливый – брюзгливый, политический – политичный, освоить – усвоить, скрытый – скрытный, представление – предоставление, нетерпимый - нестерпимый, ответный – ответственный, криминальный - криминогенный, вина – виновность

 

20. Укажите графически (подчеркните) лексическую ошибку. Исправьте ошибку, заменив слово. Как называется этот тип ошибки?

1. Читая роман, мысленно окунаешься в жизнь купеческой семьи.

2. Многие животные зимой бросаются в спячку.

3. Заглавный для судьбы шаг – выбор профессии.

4. Вечер, посвященный Высоцкому, состоится в субботу утром.

 

21. Подберите синонимы к следующим словам. Составьте с ними
предложения.
В случае затруднения обращайтесь к словарям синонимов: знаменитый, красивый, аккуратный, добрый.

 

22. Используя только глаголы, составьте определенный сюжет (рассказ).

Например: Очнулась. Взглянула. Обомлела. Проспала. Вскочила. Разогрела.

Выскочила. Помчалась. Догнала. Доехала. Поднялась. Уселась. Позвонила.

Вздохнула. Успокоилась.

 

23. Подберите синонимы русского происхождения (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения

Адекватный, амбиция, анализ, антагонизм, библиотека, вердикт, вестибюль, вокальный, детальный, диалог, идентичный, импорт, инфантильный, лексикон, мемуары, менталитет, мораторий, пунктуальный, реставрация, фауна, флора, эксперт.

 

24. Отметьте случаи неточного выбора синонимов; устано­вите, какие особенности в их употреблении не были учтены (семантика слова, его функционально-стилевая или эмоционально-экспрессивная окрашенность). Исправьте предложения.

1. После урока Петя обратился к учителю с ходатай­ством, чтобы его отпустили домой. 2. В диктанте он со­вершил две ошибки. 3. Митрофанушка постоянно лаялся со своими учителями. 4. Муж Ниловны вечно приходил домой пьяным. 5. Молчалин подлизывался к Софье. 6. В районе умело организована работа по закупу излишков молока от населения. При годовом задании 5197 тонн на перерабатывающее предприятие уже отправлено 5470 тонн продукции. 7. На нашем пути оказалось такое пре­пятствие, что его трудно было одолеть. Однако мы смогли побороть трудности. 8. Выражение лица Квакина было безжалостным. 9. Вдруг подул сильный ветер, пришлось запереть окно.

 

25. Проанализируйте предложения, классифицируйте найденные вами ошибки, исправьте их

1. Сейчас судьи вынесут очки. 2. Археологи заметили, что покойники из южного захоронения перекликаются с покойниками из северного захоронения. 3. Рост юных фигуристов стимулируется за счёт показательных танцев. 4. Бригадир заставляет колхозного пастуха пасти четыре головы. 5. На одного оператора падает пятьдесят одна корова.

26. Проанализируйте предложения, классифицируйте ошибки

1. Мимика её лица была чрезвычайно выразительна. 2. Девочка с маленьким малышом на руках тяжело шла по раскисшей от дождя дороге. 3. Нам предстоит громадная работа, причём большая. 4. Он восторгался прекрасной красотой горных рек, мрачных ущелий, снеговых вершин. 5. Музей разместился в заново реконструированном здании. 6. Новый спортивный центр расположен на центральной усадьбе колхоза. 7. В передаче «Доброе утро» я дебютирую впервые. 8. Чуткое сердце матери всегда заранее чует беду. 9. Наша семья внесла в фонд милосердия 1000 рублей денег. 10. На работах по благоустройству города каждый школьник отработал не менее двадцати часов.

 

27. Укажите антонимы и слова, получившие в контексте противоположный смысл. Определите их стилистические функции.

1. Добрая слава лежит, а худая бежит (пословица). 2. Не отведав горького, не узнаешь и сладкого (послови­ца). 3. Сытый голодного не понимает (пословица). 4. Кто сеет ветер, пожнет бурю (пословица). 5. Истина потому только и называется истиною, что противоположна за­блуждению, лжи (Н. Чернышевский). 6. Таня вспыхива­ет от возмущения: "Господи, одни герои вокруг, ни од­ного нормального человека! Скоро у них над головами нимбы появятся!" (Д. Гранин). 7. Воспитание нельзя рас­сматривать как пассивный процесс. Нет, воспитание ¾ это активный процесс, и человек ¾ не только объект, но, в какой-то мере, и субъект воспитания (Г. Медынский). 8. С деньгами связано все самое возвышенное и все самое низменное (В. Катаев). 9. Человек волевой в учении, может быть безвольным в отношениях с людьми, в преодолении быто­вых трудностей ("Литературная газета"). 10. Ценность человека определяется не отсутствием недостатков, а наличием достоинств (Г. Медынский). 11. Воля людей молодит, неволя старит (пословица). 12. Лю­бовь была не настоящая, искусственная, но ведь мне казалось тогда, что настоящая (А. Чехов). 13. Нет тебе ни днем, ни ночью ни сна, ни покоя: то наступление, то от­ступление (К. Паустовский). 14. Он войну начинал в со­рок первом комбатом. Он комдивом закончил ее в сорок пятом (Ю. Друнина). 15. И теперь реши, кому из нас с ним хуже. И кому трудней ¾ попробуй разбери: У него твой профиль вы­колот снаружи, А у меня душа исколота снутри (В. Вы­соцкий).

 

28. Отметьте случаи: а) стилистически оправданного и б) не­удачного употребления антонимов. Исправьте, где необходимо, предложения.

1. Он, запыхавшись, подбежал к офицерам, одновре­менно обрадованный и злой. 2. Лицо женщины было ра­достным, хотя и суровым. 3. В дом Меженин вошел стремительно, а из дома вышел не торопясь. 4. Боясь опоздать к назначенному часу, путник шел быстро, но не торопясь. 5. Урожайность зерновых культур не только не снизилась, но и значительно возросла. 6. Отец с на­ружным спокойствием, но с внутренней злобой, принял сообщение сына. 7. Знающий летчик отличается от не­опытного не только внешней уверенностью и несует­ливостью. 8. Что-то в этой женщине одновременно и от­талкивало и привлекало его. 9. В силу слабой подготов­ки студенту пришлось очень много работать. 10. Об этом времени я не буду рассказывать, ибо оно слишком одно­образное... и разнообразно. 11. Об этом человеке ничего плохого, кроме хорошего, нельзя сказать. 12. Однако же, я чувствую себя не униженным, а напротив, возвышен­ным. 13. Несмотря на свой юмор и внешнюю веселую обходительность, Николай Михайлович, в сущности, был человеком скорее замкнутым, чем общительным.

29. Укажите, какое значение в зависимости от контекста имеют выделенные слова.

1. На ее глазах выступиликрупные слезы (А. Чехов). 2. Молодой Маяковский со свойственным ему своеобра­зием выступилна защиту памяти Чехова (В. Катаев). 3. Осенью хозяин велел забитьнаглухо дачу (К. Федин). 4. Переправа была забиталюдьми и обозами. Пришлось часа два постоять (Э. Казакевич). 5. Загорелся между ними спор, один на тех нескончаемых споров, на кото­рый способны только русские люди (И. Тургенев). 6. За­горелисьогни в окнах соседних дач (А. Гайдар). 7. Его глаза вспыхнули, и на желтых щеках загорелсярумянец (М. Горький). 8. Мать бегло просмотритотметки, уви­дит двойку за рисование или чистописание и неволь­но покачает головой (А. Гайдар). 9. Переход большой. Просмотритеобувь, портянки (В. Некрасов). 10. Врачи просмотрелитот момент, от которого зависело все (Д. Мамин-Сибиряк). 11. Кругом подножия кумира Безу­мец бедный обошел(А. Пушкин). 12. Линия французов была шире нашей, и ясно было, что французы легко могли обойтинас с обеих сторон (Л. Толстой). 13. Хотя атака эта отбита,полк потерял больше половины людей (Л. Толстой). 14. Ростов-на-Дону у немцев отбили,зи­мой немцы понесли поражение под Москвой (А. Фа­деев). 15. Четыре дня тому назад отобралиу меня и моего товарища по камере все письменные принадлежности (Ф. Дзержинский). 16. ¾ Сходите-ка на скотный двор, там двухдюймовые рейки лежат. Отберитешест­надцать штук, которые без сучков, и принесите сюда (С. Антонов). 17. Надя вскочила спостели и быстро пошла к матери (А. Чехов). 18. Ковалев хотел взглянуть на прыщик, который вчерашнего вечера вскочилу него на носу (Я. Гоголь).

 

30. Употребите данные сочетания в контексте. Следите за тем, чтобы не возникла двусмысленность.

1. Загнать лошадь, клин, шапку. 2. Прослушать вы­ступление, курс лекций, сердце. 2. Просмотреть руко­пись, книгу, ошибку. 4. Оставить дом, деньги, без слад­кого, без внимания. 5. Обойти озеро, обойти спортсмена на вираже. 6. Почитать Пушкина, роман, старших. 7. Отобрать книги, оружие. 8. Гражданский долг, кодекс, брак, костюм. 9. Премудрый ответ, человек, стиль изложения.

 

31. Объясните значение выделенных слов (где возможно, приведите к ним синонимы, антонимы) и определите их стили­стическую окрашенность. Выпишите слова-омонимы. Проследите связь между семантикой и стилистической окрашенностью слова.

1.Тупойугол, тупойнож,тупойвзгляд. 2. Деревян­ныйдом, деревянноелицо. 3. Броситьсемью, бросить палку. 4. СозвездиеОриона, созвездие талантов. 5. Мах­нутьрукой, махнутьчерез забор. 6. Зажечькостер, за­жечьлюбовь к знаниям. 7. Завязатьузел, завязатьдружбу. 8. Отстоятьмир,отстоятьдва часа на ногах. 9. Глухойчеловек, глухойголос, глухойсогласный, глу­хаядеревня. 10. Прямойугол, прямоезначение. 11. По­ложительныйответ, положительныйэлектрический заряд, положительныйневежда. 12. Отозватьтоварища в сторону, отозватьиз командировки. 13. Плаватьв бас­сейне, плаватьна экзамене.

 

31. Устраните омонимию в следующих случаях.

1. Цель данной дипломной работы ¾ описание рус­ских наречий. 2. В верхнем ящике стола лежали марки. 3. Навстречу нам вышло пять женщин с длинными косами. 4. По вы­ходным дням я вожу детей в парк. 5. Через полчаса эки­паж будет готов. 6. Он отходил двое суток. 7. Николай тебя не узнает, ведь вы давно не виделись. 8. Мне очень понравилась полька. 9. Юноша внимательно рассматри­вал финку.

 

32. Приведите пять многозначных слов. Составьте с ними предложения, употребляя каждое слово в двух-трех значениях.

33. Приведите пять пар паронимов, определите их значение. Составьте с каждым словом предложение.

34.Укажите, какой пароним надо употребить в следующих случаях:

1) характеризуя человека неискреннего, лицемерного (дву­ручный или двурушный), крайне беспечного, беззаботного (без­ответный или безответственный); уклончивого, ловкого собе­седника (дипломатический или дипломатичный);

2) называя человека, получающего письма (адресат или ад­ресант), имеющего документ на право пользования библиотекой, бассейном и т.д. (абонент или абонемент);

3) при определении явления, с которым нельзя мириться (нетерпимый или нестерпимый);

4) говоря о еде, приготовленной из рыбы (рыбий или рыб­ный);

5) объясняя влечение человека к науке (тяготеть или тя­готить).

 

35. Исправьте предложения, заменив ошибочно употреблен­ные слова соответствующими паронимами.

1. На полях рукописи краснели пометы, сделанные преподавателем. 2. Домоуправление обратилось к жиль­цам с просьбой очистить подвалы от захламленности. 3. Когда за начальни­ком мастерских были замечены факторы пьянства, о нем написали в газете. 4. Он до сих пор полови­ну своей зарплаты отсылал жене, жил бережно. 5. Осо­бенно ярко выражена жизнь народа в поэме "Кому на Руси жить хорошо". 6. Характер лю­бого человека вырабатывается под действием окружаю­щей среды. 7. Много лет прошло после первого изда­тельства романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита". 8. Я молчаливо наблю­дал эту сцену, пока конфликт не погас сам по себе. 9. Пришел главбух, велел всем поставить в ведомости росписи и получить деньги. 10. После аварии больной на целый месяц попал в травматическое отделение.

 

36. Объясните, за счет чего создается комический эффект в приведенных ниже контекстах.

1. Наш девиз ¾ работать без браков. 2. У команды был свой почерк, но его не мог разобрать даже тренер. 3. Пассажиры, курящие во время полета, будут аннулированы. 4. Сегодня зоопарк проводит день открытых дверей. 5. Автоматы не работа­ли из-за недостатка углекислоты, выделяемой работни­ками торговли. 6. На одного оператора падает 51 корова. 7. Каждый стреляющий, попавший в цель, получает пулю. 8. ¾ Дорогая невеста! Заботьтесь о муже! Брак ¾ это забота. Это такая забота, когда думаешь прежде всего о нем. Всегда ¾ о нем. Все ¾ о нем. А потом уже ¾ о другом. 9. Он сидел в заднем углу и думал свои задние мысли. 10. Капитанша рассказала о Швабрине, которого отправили сюда за самоубийство. 11. (В поли­клинике): "Пройдите в процедурный кабинет, там вам вмажут как следует, а потом придете ¾ мы вам дадим больничный". 12. (На уроке литера­туры): ¾ С какой целью Чичиков скупал мертвые ду­ши? ¾ Чтобы заложить их в амбар. 13. (На уроке литера­туры): ¾ Как называется рассказ Горького, который мы читали на прошлом уроке? ¾ Старуха Баскервиль. 14. Где здесь натуральная контора? Мне надо с ребенка копию снять.

 

37. Замените следующие слова синонимами.

Ликвидировать, реставрация, подражать, интенсивный, интел­лектуальный, доминировать, ситуация, форсировать, изолировать, дефект, аффект, фиаско, концентрация.

 

38. Какие слова можно заменить русскими, а какие – нежелательно?

Компетентный, детальный, игнорировать, индустрия, экспорт, конфликт, идеология, проблема, спонсор, вестибюль, мемуары, па­ритет, диплом.

 

39. Исправьте ошибки.

1. Стороны кончили дебютировать и пришли к единому решению.

2. Он о себе говорил с большим эпосом.

3. За границу вывозили импортный товар.

4. В автобиографии моего отца нет ничего особенного.

5. В конце пьесы раздались звуки увертюры.

40. Определите, чем различаются между собой данные ниже слова (семантикой, стилистической окраской, лексической соче­таемостью, характером управления и т.д.). Объясните, почему од­ни слова, объединенные попарно, взаимозаменяемы в одном и том же контексте, а другие ¾ нет.

1) Намеренный ¾ преднамеренный, столовая ¾ столов­ка, окончить ¾ закончить, оплатить ¾ заплатить, надоед­ливый ¾ навязчивый, освоить ¾ усвоить, эмигрант ¾ им­мигрант, ноль ¾ нуль, близнецы ¾ близнята, истоки ¾ ис­точники, изготовить ¾ приготовить.

2) Заграничный ¾ зарубежный, кушать ¾ есть, пол­ночь ¾ полуночь, трудиться ¾ работать, грусть ¾ тоска, одеть ¾ надеть, будущий ¾ грядущий, основать ¾ обос­новать, поступок ¾ проступок, остатки ¾ останки, при­ношение ¾ подношение, изгнать ¾ выгнать.

41. Составьте возможные словосочетания.. Чем можно объяснить несочетаемость отдельных слов?

Закадычный - друг, приятель, подруга, товарищ, сосед, дружба; щекотливый - вопрос, проблема, мысль, ситуация, положение; неминуемый - провал, успех, жизнь, смерть, победа, гибель, встреча; скоропостижный - отъезд, успех, смерть, встреча, победа, кончина; мизерный - достаток, успех, просчет; бразды - правления, руководства; изъявлять - желание, согласие, сожаление, сомнение, готовность, протест, одобрение, симпатию; утолить - голод, жажду, желание, боль, печаль.

 

42. Обратите внимание на сочетаемость выделенных слов; установите, какие особенности не были учтены авторами данных текстов (семантика лексемы, ее стилистическая или эмоциональ­ная окраска, грамматические свойства). Исправьте предложения.

1. В функции вводных слов и словосочетаний могут выступать, как это видно из вышеизложенного анали­за,знаменательные части речи. 2. Сын его работал под­польщиком.3. Нужно учить детей строить и перестраи­вать предложения, чтобы мысльбыла выражена полно, точно, ярко и при этом была благозвучна.4. В ее словах, обращенных к толпе, звучит ве­ра в неминуемую победуреволюции. 5. Надо было воз­водить разрушенное хозяйство.6. Брестская крепость ¾ это живой музейтех героических времен. 7. А кто ос­тался живым, те делали замечательные подвиги.8. Ма­теринское чувствогероини углубляется,обогащаясь новыми социальными эмоциями.9. Хлестакова навещают визитамиБобчинский и Добчинский, и он на­чинает вратьим всякие небылицы.

 

43. В приведенных ниже предложениях допущено наруше­ние границ лексической сочетаемости отдельных слов. Устраните этот недочет, исправьте предложения.

1. В марте завод принял три десятка трактористов. 2. Режиссер удачно экранизировал эту картину. 3. Хо­телось бы, чтобы на эти проблемы конференция дала четкий и ясный ответ. 4. Некоторые вопросы не вы­полнены из-за нашей неорганизованности. 5. Подвиги люди делают не только во время войны, но и в мирное время. 6. На спартакиаде было установлено несколько новых достижений в легкой атлетике. 7. Единогласно все воскликнули: "Давно пора!". 8. После войны произошел Варшавский договор. 9. Перечень прочтенных книг был очень большим. 10. Во время отпуска большинство времени они проводили в походах. 11. В каждом фильме было видно стремление режиссера укрупнить человеческий харак­тер, рассмотреть его полно и внимательно. 12. Есть и много других факторов, которые нужно решить.

 

44. В данных ниже предложениях укажите слова, ничего не прибавляющие к содержанию высказывания.

1. Павел с ненавистью на лице бросается на конвои­ра. 2. Незадолго до своей смерти он написал завещание. 3. На строительство нового здания была ассигнована сумма, равная 300 тыся­чам рублям. 4. Как человек Павел формировался всю свою жизнь. 5. На собрании отмечались достигнутые успехи, а также были намечены конкретные мероприя­тия по ликвидации имеющихся недостатков. 6. Распро­страненная ошибка у школьников ¾ постановка лишнего знака препинания там, где он не нужен. 7. Это произве­дение построено по типу трилогии ¾ в нем три части. 9. В общем и целом следует принять положительное решение.

 

45. Отметьте случаи неуместного повторения слов; исправь­те предложения.

1. Среди этих слов выделяется группа слов, которые совершенно исчезли из языка и не встречаются в нем в настоящее время даже в составе производных слов. 2. Составлению картотеки поможет ознакомление с имеющимися в библиографических отделах библиотек каталогами. При чтении литературы картотеку можно пополнить за счет ссылок и библиографий, имеющихся в изучаемых работах. 3. Одним из главных образов в "Грозе" Островского является образ Катерины. 4. Слож­ные предложения отличаются от сходных с ними про­стых предложений с вводными предложениями некото­рыми признаками. 5. В отличие от согласованных опре­делений несогласованные определения связываются с поясняемым словом по способу беспредложного или предложного управления, или по способу примыкания. 6. В прошлом народа и Пушкин, и Лермонтов, и Толстой находили истоки величия русского народа. 7. Жизнь под­готовила для вступления в новую жизнь много новых людей.

 

46. Устраните стилистически немотивированную тавтологию, применяя различные приемы правки (синонимическую замену слов, сокращение предложений, изменение структуры предло­жения).

Недостаток теории, изложенной в учебнике, состо­ит в недостаточной мотивированности понятийного на­полнения термина "залог". 2. На уроках русского языка ученики учатся находить в целом тексте речевые фор­мы, которые учитель учит их находить. 3. В работе бри­гады наряду с успехами был отмечен ряд недостатков. 4. К недостаткам работы следует отнести недостаточное количество иллюстративного материала. 5. Будучи реа­листом, писатель всесторонне и реалистически показал жизнь крестьян того времени. 6. Повышение ответствен­ности студентов старших курсов приводит к высоким результатам в учебе. 7. Для подсчета процентного состава разговорных слов было подсчитано количество всех слов, составляющих произведения автора, из которых произ­водился отбор. 8. Недостатком работы является упрощен­ность заданий по русскому языку, недостаточная степень трудности предложений, предложенных для разбора.

47. Отметьте в приведенных ниже текстах плеоназмы. Ис­правьте речевые ошибки.

1. Работа была выполнена небрежно и неряшливо. 2. Даже при неблагоприятных условиях процесс разви­тия растений продолжается. 3. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование. 4. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его глав­ную суть. 5. Рано или поздно всем станет известна ис­тинная подоплека распускаемых слухов. 6. Образы му­жиков в "Записках охотника" нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией. 7. А. Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности. 8. На выполнение этого задания понадобилось более двух ча­сов времени. 9. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки. 10. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность.

 

48.Выделите словосочетания, а) закрепившиеся в современ­ном литературном языке и б) не соответствующие современной литературной норме. Мотивируйте свой ответ. (За справками об­ращайтесь к словарям трудностей русского языка и словарям иностранных слов.)

Информационное сообщение, травматическое по­вреждение, аморальный поступок, преобладающее боль­шинство, суета сует, мал мала меньше, белое белье, бу­кинистическая книга, всякая всячина, грусть-тоска, каж­дая минута времени, коррективы и поправки, моя авто­биография, монументальный памятник, набить битком, антагонизм социальных противоречий.

48а. Выделите словосочетания, а) закрепившиеся в современ­ном литературном языке и б) не соответствующие современной литературной норме. Мотивируйте свой ответ. (За справками об­ращайтесь к словарям трудностей русского языка и словарям иностранных слов.)

Передовой форпост, патриот своей Родины, первая премьера, период времени, прейскурант цен, прейску­рант оптовых цен, большая масса, пропади пропадом, видимо-невидимо, всеобщее глобальное обновление, путь-дороженька, пять рублей денег, реальная действи­тельность, ночная серенада, низкий бас, дважды дубли­ровать, составной компонент.

48б. Выделите словосочетания, а) закрепившиеся в современ­ном литературном языке и б) не соответствующие современной литературной норме. Мотивируйте свой ответ. (За справками об­ращайтесь к словарям трудностей русского языка и словарям иностранных слов.)

Свободная вакансия, сиднем сидеть, сослужить службу, рыбная уха, старый ветеран, странный пара­докс, ходить ходуном, хронометраж времени, хрономет­раж трудовых процессов, черные чернила, народная де­мократия, экспонаты выставки, осесть вниз, будущая перспектива, огромная махина, горе горевать, звезда-зорька.

49. Объясните, почему выделенные слова употреблены не­удачно. Исправьте ошибки в словоупотреблении.

1. Перспективная неизбежность перехода к новым отно­шениям очевидна. 2. Новое перераспределение денег связано с торговлей компонентами и технологиями, а также с пре­доставлением фирменных услуг. 3. Однако нельзя и непра­вильно относить корни предпринимательства только к середине XIX века, они намного глубже. 4. Недостаток приборов ставит под сомнение результаты экспериментов. 5. Компания РИКО обует всю страну (из рекламы). 6. Вы как редактор можете оставить этот термин.

 

50. Исправьте речевые ошибки в данных предложениях. Объясните причины их возникновения.

Эта идея мне гармонирует. Впереди лидирует гонщик под номером 3. Марис Лиепа был выдающимся бенефисом современного русского балета, его танцевальные партии помнит не одно поколение зрителей. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы. Среди собравшихся превалировали представители молодёжи. Когда играет «Спартак», на трибунах стадиона всегда полный кворум.

 

51. Исправьте речевые ошибки в данных предложениях. Объясните причины их возникновения.

Первая премьера этого балета состоялась на сцене Мариинского театра. Каждое утро на зеленой лужайке появлялись хорошо экипированные жокеи, игроки в гольф. На центральной улице открылся новый будуар, обставленный удивительной роскошью и изяществом. Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя «Катя» на «Кармен», потому что последнее импонирует её внешности. В конце года состоится мой бенефис, в котором я впервые выйду на сцену.

 

52. Исправьте речевые ошибки в данных предложениях. Объясните причины их возникновения.

Этот архитектурный памятник поражает своими причудливыми габаритами. За годы жизни на чужбине она научилась скрывать свои чувства, с посторонними была сдержанна и экспансивна. Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты. Идентичное решение было принято студентами второй группы. На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей и забавных инцидентов. Нельзя не согласиться с основным пафосом книги.

 

53. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонок, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.

 

Античный, классический Теорема, теория
Врожденный, прирожденный Приём, хозяин, человек
Гостеприимный, радушный хлебо- сольный Талант, ум
Губительный, пагубный Опора, поддержка
Единый, один Мифология, языки
Длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительный Воздействие, период, кредит, путь, сборы
Выдвинуть, высказать, исправить, устранить Отпечаток, след
Наложить, оставить Гипотеза, догадка, недостатки, ошибки
Найти, обрести Влияние, действие  
Обнаружить, открыть Закон, закономерность
Доказать, обосновать Миг, момент

 

54. Укажите речевые ошибки, отредактируйте предложения.

1. Он ещё в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава. 2. Но в последние два года у него стали появляться отрицательные проблески. 3. Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные любители спортивной статистики. 4. Выпас собак запрещается. 5. Большинство времени проходит бесплодно. 6. Учитель предложил нам написать контрольную работу устно. 7. В зоопарке маленький кенгуру сидел в клетке и чистил перышки. 8. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. 9. Опыт последних лет с неизбежностью показывает правильность этих мрачных прогнозов. 10. Учитель должен давать советы и замечания своим ученикам. 11. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 12. С заданием мы справились уверенно. 13. Когда пилот садится в кабину необъезженного самолета, он думает: кто же первый, если не я? 14. Прошу Вашего разрешения выписать мне половину полтонны угля.

 

55. Оцените случаи нарушения лексической сочетаемости в художественных произведениях. С какой целью писатели используют этот стилистический приём в каждом конкретном случае?

1. Теперь я мертв, я стал листами книги, и можешь ты меня перелистать (Волошин). 2.Александр Иванович Корейко был в последнем приступе молодости – ему было 38 лет. 3. Каждую ночь Федора Никитича посещали одни и те же выдержанные советские сны. 4. Землю чуть тронула темная краска, и передовая звезда своевременно сигнализировала наступление ночи. 5. Комиссия, увешанная бородами, прибыла в артель «Реванш» на трех пролёточках. 6. В то время большинство мужчин выращивало на лице такие вот казенные, верноподданные волосяные приборы. 7. Выращена была особая порода казенной мебели. 8. На безмятежном, невспаханном лбу Балаганова обозначилась глубокая морщина.

 

56. Исправьте случаи лексического плеоназма. Дайте два и более вариантов редактирования.

Участники творческой экспедиции рассказали о своих перспективах на будущее.

Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. Середина 60-х годов знаменательна расцветом и апогеем «сурового стиля». Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. К тому же право подписи под документом – исключительная прерогатива, что исключает возможность сделки. Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары. В состав структуры вошли: страховая компания, гостиничная и социальные фирмы. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов.

 

57. Устраните тавтологию. Дайте два и более варианта редактирования.

Необходимо научить детей различать звучание различных музыкальных инструментов. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предложениях. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке. Роман Пушкина «Евгений Онегин» является одним из самых сложных пушкинских произведений. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников. Деятельность фирмы ставилась выше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов государства. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. Традиционные экономические теории традиционно учитывали только низшие потребности.

 

58. Замените синонимами выделенные слова, при этом старайтесь усилить их значение, придать высказыванию большую эмоциональность.

1. Эта картина удивила меня. 2. Пейзаж был очень красивый. 3. Незнакомец показался ему человеком недобрым. 4. Николай Лукьянович хотел успеть, 22 он шёл быстро. 5. Ирина радовалась. 6. Девушка плакала, умоляя о помощи. 7. Так поступить мог только неумный человек. 8. Чтобы разобраться в этом, нужно много работать. 9. Не пытайтесь меня обмануть. 10. Можно предложить много вариантов решения этой проблемы.

 

59. Употребите синонимы в контексте; укажите особенности их лексической сочетаемости и стилистическую окраску.

1. Быстрый, проворный, скорый. 2. Внезапный, неожиданный, скоропостижный. 3. Надеяться, уповать, чаять. 4. Найти, обрести. 5. Возводить, строить. 6. Отвлекать, отрывать. 7. Печальный, плачевный, прискорбный, траурный. 8. Бессменный, постоянный, хронический. 9. Доблестный, мужественный, смелый, храбрый. 10. Спокойный, уравновешенный, флегматичный, эпический.

 

60. Укажите стилистические функции синонимов.

Это степь, это десятый век, это не свобода, это – воля! (Л. Толстой). С каким упоением, восторгом упоминает он о птицах, которых видит в тюремном окне и которых не замечал раньше, когда был министром (Чехов). Письма не было, он теперь не жил, а только изо дня на день существовал в непрестанном ожидании (Бунин). Мне казалось, что свою старую любовь к обыкновенной земле я усилю, укреплю, доведу до предела, только испытав отчаяние этих бесплодных пространств (Паустовский). Да, есть слова, что жгут, как пламя, что светят вдаль и вглубь – до дна, но их подмена словесами измене может быть равна (Твардовский). Далеко, товарищ, уезжаешь, – до свиданья... Может быть, прощай! (Луговской) И тут на губах Моны Лизы появилась усмешка, именно усмешка, а не улыбка (Нагибин). Уста и губы – суть их не одна. И очи – вовсе не гляделки! Одним доступна глубина, другим... – глубокие тарелки (Марков). Сгорели в танках мои товарищи до пепла, до золы, дотла (Слуцкий). Гор было много, они уходили от берега гряда за грядой и выглядывали друг из-за друга множеством пик разной высоты, делая местность декоративной, сказочной, нереальной (Николаева).

 

61. Назовите ошибки, возникшие при употреблении антонимов, дайте варианты стилистической правки предложений.

1. Иванов исключён из колледжа из-за отсутствия наличия признаков старания. 2. Родители Иванова проявляют активное равнодушие к поведению сына. 3. Этот тополь потому и называется пирамидальным, что растёт строго горизонтально. 4. Как видите, картина преподавания истории у нас оптимистична, но достаточно печальна. 5. Эта пожилая женщина была ещё очень молодой. 6. В вашем предложении нет умных идей, кроме глупых. 7. К столу подошли две женщины: одна рыжеволосая, другая в сером костюме. 8. Петров был наказан по результатам ревизии выговором и премией. 9. Не болтливый, но и не разговорчивый, мой друг всегда найдет для меня слова поддержки. 10. При достаточно высоких минусовых температурах тяжело дышать не только людям, но и животным.

 

62. Укажите причины возникновения нелогичности, неясности, двусмысленности и комизма высказывания; выделите слова, ставшие источником невольных каламбуров.

1. Наша шахматистка отстала от своей соперницы в развитии. 2. Вечером в этот день писатель выехал в Москву. 3. На предприятии есть световая газета, где отражается жизнь лучших коллективов. 4. На стене – диаграмма, отражающая рост свиней в хозяйстве за последние три года. 5. Несмотря на серьезные финансовые затруднения в этом году, Аэрофлоту удалось удержать поток пассажиров на высоком уровне. 6. «Нос» Гоголя наполнен богатым содержанием. 8. Выступавший заявил: «Меня всю жизнь двигали по аппарату». 9. В жизни ветеранов осталось немного удовольствий, и самое большое – посидеть. 10. Голова крупного рогатого скота ежедневно прибавляет в весе в среднем на 516 граммов. 11. Время размножения с 15 до 17 (объявление о работе с ксероксом). 12. Продаются крылья для «Москвича» (объявление).

 

63. Постарайтесь объяснить, почему выделенные сочетания являются ошибочными.

Серьёзные проблемы обрушились на молодых предпри­нимателей врасплох. Этой проблеме мы придаём особое внимание. Большое внимание было оказано благоус­тройству города. Премьеру балета почти­ли вниманием президент и премьер-министр. Ведущее значение в деятельности комиссии по экологии играет просветительская работа. В последние годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. На­ша теплица уже несколько десятилетий обес­печивает город молодыми овощами. Уже в глубокой юности А.С. Пушкин начал пи­сать стихи. Крупную роль в подготов­ке к чемпионату имели товарищеские мат­чи сборной с командами Украины и Слове­нии.

 

64. Подберите антонимы к данным ниже словам, продолжив заполнение таблицы.

Антонимы различаются: полные, симметричные, например любовь ненависть, и неполные – квазиантонимы. В этих парах симметрия нарушена: любовь отвращение, антипатия. Слова противопоставляются и по их переносным значениям: небо земля, свадьба похороны.

 

Образец:

Полные Квазиантонимы Констектуальные
утро вечер утро сумерки утро жизни сумерки жизни

 

Злоба, высоко, юность, тьма, юго-запад, легкомысленный, мудрый, упасть, спать, человек, жёсткий, максимум, правда жизнь, образование, найти, слабый, кричать, трезветь, нищий (сущ.).

 

65. Раскройте многозначность слов по следующим их способностям.

 

Слово Его 2-е, 3-е и другие значения по нормативным словарям Переносные значения Фразеологические единицы

 

Золото, среда, печать, земля, рука, ручка, звено, летать, ползать, молчание, рыба, бык, рак, дом, кровь, стоять, мысль, воображение, рынок, стареть, тайна, время, влево, начерно, направо, подниматься, белый, единица, перевести, взор.

 

66.Подберите текст для правки.

Рекламный листок, биографию кандидата, инструкцию, которая приложена к товару, газету, студенческую курсовую работу и пр. Выявите не менее пяти недочетов, ошибок, выпишите их из текста, чтобы было понятнее. Каждый недочёт поясните. (Приводится пример из авторитетной газеты)

Например: За последние десять лет состав правительства в России изменялся 98 раз. В Белом доме перестали даже делать ремонт к приходу очередного министра.

1. Изменения в правительстве бывали, как правило, не во всем его составе, слово же изменялся предполагает полную замену. Ошибка лексическая, неточный выбор слова.

2. Не слишком ли разухабистый тон текста, сообщающего о важных событиях. Недочёт стилистический: неадекватный выбор языковых средств. Ирония должна быть строже.

Подобранные вами примеры должны быть обсуждены на семинаре.

 

67. Вприведённых ниже предложениях найдите речевые ошиб­ки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом году. Склад закрыт на неопределённое время ввиду прихода тараканов. Ведущее значение в работе комитета придаётся нравственному воспитанию молодёжи. Рекорды продолжаются. Надрывно рыдала гитара, стонал барабан. К моменту обмена квар­тиры в ней были прописаны жена, её мать и некоторые вещи. Глава администра­ции района приехал не с пустыми руками, он вручил школе библиотеку. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно покинула квартиру. Знатоки не припомнят столь урожайного счёта в матчах подобного уровня. Передовая технология способствует улучшению многих недостатков. Бабушка ласково кивает морщинистым лицом. Ниловна предстаёт забитой от страха женщиной.

 

68. Проанализируйте употребление омонимов и многозначных слов. Исправьте предложения, устранив неясность высказывания, неуме­стный комизм, искажение смысла, каламбур.

Маяковский хотел представить своё творчество через двадцать лет. Защита ко­манды явно хромает. Коллектив элект­ростанции обязался работать в этом году с большим напряжением. Руками моло­дёжи нашего района посажены сотни де­ревьев, разбиты десятки клумб. Билет годен только для помывки в бане одного лица. Окна так и остались бы не застеклёнными, если бы наш бригадир не выбил все стёкла в главке. Долг врача не отмахиваться от больного, а довести его до конца. У прямой кишки нет секретов.

69. Найдите употребленные в неправильном значении слова. Исправьте предложения, заменив эти слова на правильные.

Студенты-выпускники высадили в парке более сотни саженцев. Вот так остав­ляет молодёжь на земле свой зелёный авто­граф. Затем кавалькада автобусов с нашей делегацией от­правилась к месту приземления Гагарина. После десяти туров возглавляет турнирную табли­цу квартет динамовских команд. Никто не вправе запретить журналисту беседовать с очевидцами происшествия, свидетелями, а затем изложить своё кредо. Новый ско­ростной лайнер пока состоит лишь из пяти загонов и курсирует между Москвой и Пе­тербургом лишь раз в неделю. Чтобы держать титул чемпиона, необходимо об­рести отличные физические и технические кондиции. Наши мастера вышки и трамплина могут достичь превосходных результатов. В нашей Думе представлена вся палитра мнений. Оставшись без присмотра, подро­стки решили ограбить яблоки в совхозном саду. В последние пять лет в городе возникли три новых кинотеатра и драматический те­атр. В нашей библиотеке есть очень де­фицитная книга - первое издание «Путеше­ствия из Петербурга в Москву». У Куз­нецова вчера был день рождения. И взвод преподнёс имениннику памятный подарок. Ещё когда Пуш­кин был молодым лицемером, он уже писал вольнолюбивые стихи. В При­морском крае вновь началась избирательная фиеста.

 

70. Прочитайте предложения. Обратите внимание на предметную, понятийную неточность, речевую недостаточность. Отметьте случаи неясности высказывания, искажения его смысла. Исправьте предло­жения.

Студент Белов занял первое место по анг­лийскому языку. За ошибки и недостатки председатель совхоза заслуживает взыскания. Они окончили училище, но, чтобы хорошо работать, нужен непосредственный опыт у станка. Сдаёт­ся комната с ребёнком. В помещении проходной фабрики санэпидемстанция бу­дет готовить отравленную приманку для населения. Первый месяц жизни де­ти ходят гулять только на руках. Жен­щине присудили пятьдесят процентов мужа. Продажа сока прекращена по техниче­ским причинам: застрял в лифте. Дос­тавка грузов производится вертолётом по бездорожью. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. На фабрику требуется два рабо­чих: один для начинки, другой для обёрт­ки. Прошу прописать меня без права жилья. Обещаю не жить. Хороших работников на нашем предпри­ятии награждают Доской почёта. В субботу в нашем клубе состоится лекция для бездетных родителей.

71. Найдите и исправьте лексические ошибки в следующих пред­ложениях (задание составлено по материалам прессы, радио- и телепередач):

Это был исключительно криминальный человек: он не занимался ни политикой, ни крупным бизнесом.Российская армия формирует в освободившихся районах отделе­ния милиции из жителей прилегающих к Чечне областей; эти люди хоро­шо знают менталитет местности. Владимир Путин из рук президента получил неоценимый новогод­ний подарок: президентскую власть. Все остальные могут спокойно вый­ти на обочину поля и не участвовать в этой игре. Если вы хотите сделать подарок своим близким, приходите в наш магазин: только у нас супердешевые цены на бытовую технику! Людей, приезжающих на отдых в Грецию, никогда не мучает нос­тальгия по Родине. Выходец из России, этот колоритный человек окончил медицин­ский факультет, хотя врачом никогда не работал, был необыкновенно бо­гат и хлебосолен. Премию уникальному специалисту решили заплатить валютой. Главное для пловцов-синхронистов — согласование движений. Особенно важную роль призван выполнить новый Закон об обра­зовании. Каждый работник предприятия понимает: осилить эти рубежи бу­дет непросто. Любая проверка — она играет на пользу предприятию, потому что предприятию всегда проще разобраться вместе с кем-то в том, что тво­рится на предприятии. Держитесь люди не отдавайте свои голоса ценой в огромный кусок вашей жизни за новые пустые увещевания тех, кто вас за десять долгих лет вполне реально и вдребезги обокрал. Стачки, забастовки, бунты шахтеров-угольщиков, вспыхивающие то там, то здесь, все больше и больше тревожат правительство. На вопрос корреспондента «Русского радио»»: «Вы суеверный человек?» - Зюганов ответил: «Да, суеверный. Человек не может жить без веры».

 

72. Леонов — первый проходимец космоса; Я думаю, вы меня за это не обессудите; Он прошел терновый путь от лей­тенанта до генерала; Бегуны находятся в отличной боевой кон­диции; Благодаря урагану многие дома остались без кровли; Новый взлет его творчества падает на 20 - 30 е годы; Постав лены больно жесткие задачи; По закону никакой трудовой кол­лектив не может быть силком зачислен во вновь создаваемые структуры; Середина сиганула вправо, а посередине между го­сударственным трудом и капиталом оказался сам президент. Я хочу ответить на ваш вопрос коротко и лако­нично; Первый дебют ее состоялся осенью; Главная суть этой статьи заключается в следующем; Желаем всем не деградиро­вать к худшему. Существовала опасность личной бе­зопасности избирателей, употребление штампов. Широким фронтом проносятся птицы на юг; Достижения, которых достигло предприятие...; Сле­дует учитывать следующие факты...; Данное явление про­является в использование в речи слов-паразитов. И вот, значит, появляются, так сказать, люди, которые не желают видеть так называемую реальность.

73. Распределите данные слова по стилистическим группам: 1) официально-деловая лексика; 2) научная лексика; 3) производственно-поэтическая; 4) общественно-публицистическая; 5) поэтическая лексика.

Вещий, амплитуда, лучезарный, истец, корифей, отстранить, пакт, априори, ореол, бесталанный, коксовать, константа, локальный, нектар, нега, надлежит, интервью, очарование, нижепоименованный, дискриминация, добрачный, благовоние, задаром, дева, гуманитарный, эскалация.

74. Определите стилистическую окраску слов и подберите к ним синонимы иной стилистической окраски.

Болезнь, драться, брести, рукоплескать, ничегонеделание, воин, ввалиться, изгнать, бояться, лентяй, настойчивый, необразованный, здешний.

75. Замените: а) слова и словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, нейтральными синонимами:

препровождать, вышеизложенное, представить жилплощадь, отдать распоряжение, проживать;

б) нейтральные слова и выражения такими, которые имеют окраску официально-делового стиля:

поблагодарить, сообщить, из-за болезни, дали творческий отпуск, просьба, участвовал.

76. Определите значения просторечных слов, замените их литературными.

Богатей, горбач, промеж, смуглявый, супротивник, тепереча, вдогон, спечь, упредить, манатки, барахло, тутошний, аккурат, небось, умаяться, сызмала, смотаться, шибко, пузо, сдрейфить, облапошить, расфуфыриться, укокошить.

77. Прочитайте фрагменты газетных статей. Найдите в них стилистические ошибки, исправьте их.

1. Президенту следует внести ряд изменений в систему
финансирования работ по восстановлению экономики и социальной сферы
Чечни. Информация, что деньги из федерального бюджета там неизвестно
где гуляют, поступает постоянно. Судя по всему, авторы проекта не учитывают российской сообразительности. Не ценят живого пытливого ума наших с вами соотечественников, которых не следует держать за полных лохов. 2. По мнению экспертов российского посольства в Анкаре, таможенный союз будет более выгоден ЕС. Реальную пользу Турция получит прежде всего от снятия квот на экспорт своего текстиля в страны Европы. Между тем европейцам светят значительные выгоды от либерализации импорта в Турцию. 3. Авторы многое придумали для того, чтобы сделать музыкальный эфир более интересным. Программа предложила совершенно новую концепцию музыкальной передачи, сделав ее более модной, стильной современной, придумав огромное количество фишек и наворотов, применив новую технику монтажа.

 

78. Укажите, насколько стилистически мотивировано употребление экспрессивной лексики в отрывках из публицистических произведений. Если необходимо, исправьте предложения.

Совсем молодым человеком я испытал потрясение, прочитав стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом». Это было в 1946 г. Позади война, огонь и пепел, гибель друзей и товарищей. А живые строки эти звучат и поныне, звучат в моей памяти, как завещание Неизвестного солдата, к чьей могиле у Кремлевской стены мы несем цветы и куда идут юные пары в день бракосочетания, чтобы почтить память отцов и дедов своих, сложивших головы за Отечество. 2. Павел решил разыскать тех, кто в пламенные годы войны вместе с оккупантами творил свои грязные дела на территории Украины. 3. Словно сговорились молодые поэты бухаться на колени перед родниками и речками своего детства, иначе говоря, «припадать к истокам». Так и видишь здоровых молодых людей, которые вдруг хлопаются на землю и начинают наперебой хвастать своей облегченной любовью к родным купелям, криницам, сажалкам, бочагам, старицам. 4. На одном из Канарских островов я чаял лицезреть аборигенов, от которых пошло великое разнообразие ныне существующих канареек.

79. Разграничьте случаи использования терминов в прямом и переносном значении; определите их стилистические функции в контексте.

1. Не сердитесь, но вы же талантливый и живой человек, а работаете только на сорок процентов, амортизации боитесь, что ли? (Кетл.) 2. «Настоящие ученые - всегда люди «жесткой фокусировки», - сказал я. - «Жесткая фокусировка» - это когда электроны мчатся в ускорителе, несмотря на большие метания, без уклонений. Энергия их от этого возрастает во много раз» (Ник.). 3. Их было много, людей, считавших министерский кабинет Беловодова чем-то вроде грыжи или аппендикса (Ник.). 4. «Главное, загружай подкорку, - посоветовал на прощание Песецкий. - Вот ты сейчас ходишь с незагруженной подкоркой, только зря время теряешь» (Гран.). 5. Он умел разгонять поток ионов, собирать объемные заряды, сводить электроны в тончайший пучок… Частицы подчинялись ему, он делал с ними, что хотел (Гран.). 6. …Она меня интересует. Чем? Попробую объяснить. Если два вектора ортогональны, их проекции друг на друга равны нулю. Я Галю чувствую по отношению к себе ортогональной. Мы существуем в одном и том же пространстве и даже неплохо друг к другу относимся, но - ортогональны. Сколько раз я пробовала дойти до нее словами - не могу (Грек.).

 

80. Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку, укажите, какие ошибки в выборе лексических средств устранил редактор [неоправданное использование экспрессивной лексики в нейтральном стиле, неуместное употребление разговорных (сниженных) или книжных (высоких) слов, терминов, канцеляризмов; смешение стилей, псевдонаучность изложения, немотивированный пафос речи]. В случае несогласия с редактором дайте свои варианты правки.

1. Красив рабочий, управляющий станком, строитель, орудующий краном, тракторист, поднимающий жирные пласты земли.

1. Красив человек в труде: рабочий - у станка, строитель - управляющий краном, тракторист - поднимающий пласты земли.

2. На объекте работали укрупненные бригады. Так был обретен новый опыт работы крупных коллективов.

2. На объекте работали укрупненные бригады. Так был получен опыт организации труда в крупных коллективах.

3. Идет час за часом, скоро уж и смена к концу, и, хотя чувствуется усталость, движения владычицы электрокрана несуетливы, строго рассчитаны, точны.

3. Идет час за часом. Скоро уже и конец смены. И хотя чувствуется усталость, но движения крановщицы несуетливы, точны.

4. Вот и сейчас, в морозные, студеные дни, фермеры вершат свое благородное дело.

4. Вот и сейчас, несмотря на мороз, фермеры продолжают напряженно работать.

5. Это достаточно надежный плацдарм для движения к глубинным резервам экономики России.

5. Это надежная основа для дальнейшего развития экономики России.

6. Многие считают для себя зазорным приобретать для детей книги, которыми кто-то пользовался ранее.

6. Многие родители не хотят покупать подержанные детские книги.

7. Проводится огораживание лесных посадок до того времени, когда верхушки деревьев выходят за пределы досягаемости мордой зверя.

7. Вокруг лесных посадок ставят изгородь на то время, пока деревья так малы, что звери могут объедать их листья, молодые побеги.

 

81. Сравните предложения, проанализируйте стилистическую правку. Какие стилистические недочеты устранил редактор? В случае несогласия с ним дайте свои варианты стилистической правки.

1. Нами решено сделать строймонтажа на 36 тысяч рублей.

1. Мы решили выполнить строительно-монтажные работы на 36 тысяч рублей.

2. Перед ним возникал даже такой вопрос: на глянец или на мат клеить пленку?

2. Он не знал даже, как клеить пленку: на глянцевую или на матовую сторону.

3. Двигатель-пускач трактора подлежит замене.

3. Пусковой двигатель трактора следует заменить.

4. Здесь же во входном блоке УСО цифровая информация сравнивается и масштабируется путем умножения на специальные коэффициенты.

4. Здесь же во входном блоке УСО цифровая информация сравнивается и приводится к определенному масштабу путем умножения на специальные коэффициенты.

5. Рыбновские движенцы стали одними из инициаторов на дорогах страны за формирование тяжеловесных и длинносоставных поездов.

5. На стальных магистралях страны рыбновские железнодорожники стали инициаторами формирования тяжеловесных и длинносоставных поездов.

6. На Северной железной дороге освоена технология строительства волноотбойных стен из сборных элементов с последующим их омоноличиванием.

6. На Северной железной дороге освоена технология изготовления монолитных волноотбойных стен из сборных элементов.

82. Укажите слова, употребление которых приводит к нарушению лексической сочетаемости, исправьте речевые ошибки.

1. Автор хрестоматии не составил еще аннотации. 2. В заводском клубе проводятся многолюдные вечера. 3. Мы пожелали организаторам почаще собирать такие вечера. 4. В деревне полными темпами идет уборка урожая. 5. Шевченко открыл начало жатвы в прошлом году, работая на косовице хлебов; такую же честь доверили ему и нынче. 6. Повышение белковитости зерна ставит перед исследователями большие трудности. 7. Два пернатых в одной берлоге не живут. 8. Книжная ярмарка гостеприимно приглашает издателей и авторов посетить павильоны. 9. Спортсмены «Колоса» установили 32 новых достижения области. 10. В журнале я прочел большую дискуссию о роли отца в воспитании своих детей. 11. Эта политика уже приносит положительные плоды. 12. Большое внимание будет оказано благоустройству города. 13. Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание. 14. Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти от тонкорунной овцы. 15 Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме.

83. Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонки, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.

1 Античный, классический 2 Врождённый, прирождённый 3 Гостеприимный, радушный, хлебосольный 4 Губительный, пагубный 5 Единый, один 6 Длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительный 7 Выдвинуть, высказать, исправить, устранить 8 Найти, обрести 9 Наложить, оставить 10 Обнаружить, открыть 1 Мифология, языки 2 Талант, ум 3 Приём, хозяин, человек 4 Влияние, действие 5 Миг, момент 6 Воздействие, период, путь, сборы, кредит 7 Гипотеза, догадка, недостатки, ошибки. 8 Опора, поддержка. 9 Отпечаток, след. 10 Закон, закономерность.  

 

 

84. Укажите речевые ошибки, отредактируйте предложения.

1. Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава. 2. В эти годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 3. Иванов давно работает на этом трудном участке, и неплохо работает. Но в последние два года у него стали появляться отрицательные проблески. 4. Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные любители спортивной статистики. 5. Выпас собак запрещается. 6. Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тараканов. 7. Запрещено размещать хозяйственные и промышленные мусорные свалки. 8. Продается пожилой дом. 9. Лекция для бездетных родителей переносится на четверг. 10. Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии. 11. В нашей работе ведущее значение придается нравственному и трудовому воспитанию.

85. Укажите лексические ошибки в следующих предложениях, при этом особо выделите случаи нарушения семантической и грамматической сочетаемости. Отредактируйте предложения.

1. Молодая березовая дубрава зеленели за околицей. 2. Дети произносят стихотворение, стоя врассыпную. 3. В кинотеатрах идет фильм «Возвращение черного блондина». 4. В автобусе было так тесно, что кто-то предложил: «Станьте плашмя, тогда свободнее будет!». 5. Рекорды продолжаются. 6. Вдруг она заметила: по коридору идет кот на цыпочках. 7. Большинство времени проходит бесплодно. 8. Учитель предложил нам написать контрольную работу устно. 9. В зоопарке маленький кенгуру сидел в клетке и чистил перышки. 10. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. 11. Опыт последних лет с неизбежностью показывает правильность этих мрачных прогнозов. 12. Широкое испытание этого витаминного биоактивного крема привели к крайне положительным результатам. 13. Незнакомец сел на коня и поехал пешком. 14. Трехлетняя парижанка сидит босая в песочнице и, копаясь в песке, носит с изяществом и легкостью самое простенькое перепачканное платьице. Кто ее научил грации? 15. От усталости мое тело подкашивалось на ногах. 16. Ресторан наполнился веселым гомоном, надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 17. В нашем городке появилось несколько новых предприятий и общественного транспорта. 18. Стой спокойно и не размахивай глазами (из речи воспитателя в детском саду). 19. Вот как сожму кулаки на руках и ногах! (речь ребенка) 20. Я вчера взял самолет и прилетел в Москву (из речи иностранца).

86. Обратите внимание на речевую недостаточность, отметьте случаи неясности высказывания, искажения его смысла. Исправьте предложения.

2. Студент Белов занял первое место по английскому языку. 3. Они окончили профессионально-техническое училище, но, чтобы хорошо работать, нужен непосредственный опыт у станка. 4. За ошибки и недостатки председатель совхоза Пашков заслуживает взыскания. 5. Достаточно нескольких часов, чтобы на ручной вязальной машине одеть в теплые варежки всю семью. 6. Касса получает за товары ясельного возраста.

1. Сдается квартира с ребенком. 2. Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай по проволоке. 3. В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках. 4. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. 5. Женщине присудили пятьдесят процентов мужа. 6. Продажа сока прекращена по техническим причинам: застрял в лифте. 7. Доставка груза производится вертолетом по бездорожью. 8. Промежуток между школой и жизнью занимает короткое время, а в памяти остается надолго. 9. На плечи фермера ложится ответственность за содержание и сохранность. 10. На качество направлены многие темы, разрабатываемые нашими учеными.

 

87. Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, повторение слов), исправьте предложения.

В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы. 2. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов. 3. Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится существующая сосновая роща. 4. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях. 5. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла. 6. В огне пожара 1812 г. погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения. 7. Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей. 8. С западной стороны, если смотреть с севера на юг, расположено водохранилище, а с южной, если смотреть с востока на запад, - лес. 9. В текущем году цветение будет протекать на этих побегах цветов. 10. Парк очистили от мусора, но он так и остался неогороженным, и сейчас он до сих пор служит пастбищем для скота.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Какие ошибки в использовании в речи многозначных слов вы знаете, приведите примеры

Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3292; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. C.2 Примеры операций
  2. Cовременные взгляды на атопические болезни как на системные заболевания. Алергические заболевания, класификация, клинические примеры.
  3. L ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ МЕТОДИК ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОМ
  4. L ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ МЕТОДИК ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОМ
  5. L Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.
  6. Алгоритм обратного распространения ошибки
  7. Алфавит языка логики. Примеры
  8. Атрибутивные процессы. Теории атрибуции, виды атрибуции, ошибки атрибуции (фундаментальные и мотивационные).
  9. В денежных документах никакие исправления не допускаются.
  10. В какие инстанции следует обращаться в случае нарушения прав и свобод, гарантированных Европейским Союзом?
  11. Вектор ошибки
  12. Виды конфликтов (привести примеры пед. ситуаций и пед. задач)




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.80.132.10
Генерация страницы за: 0.061 сек.