Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологические этапы медицинской реабилитации




Потребности в реабилитации

По данным ВОЗ:

20-25% стационарных больных требуют реабилитации.

40-50% амбулаторных больных требуют реабилитации.

По данным Э.А. Вальчука потребность в реабилитации больше: 60-65% стационарных больных и 53% амбулаторных больных требуют реабилитации, но только на 25% удовлетворяется потребность санаторной реабилитация.

Потребность в реабилитации женщин больше, чем мужчин; 60-69 лет самая высокая потребность,

По потребностям:

1 место – БСК. (Государственная система многоэтапной реабилитации больных инфарктом миокарда; 5 этапов обеспечивают до 60% - без групп инвалидности).

2 место - Болезни костно-мышечной системы и соединительных тканей.

3 место – Болезни органов пищеварения.

По факту:

- травмы,

- болезни костно-мышечной системы,

- БСК.

Аспекты реабилитации:

- медицинские,

- физические,

- психологические,

- профессиональные,

- социальные,

- экономические.

Воздействие заболевания на организм:

- на органном уровне

- на организменном уровне

- на социальном уровне.

Исходя из этого три уровня приложения медицинской реабилитации:

· первый → восстановление функции,

· второй → восстановление критериев жизнедеятельности,

· третий → социальное восстановление больного.

Исходя из этого технологические этапы медицинской реабилитации:

1 этап – восстановление функциональной способности:

- полное восстановление,

- частичное выздоровление или компенсация,

- замещение.

2 этап – восстановление адаптации к повседневной и профессиональной жизни:

- воспитание и функциональное лечение,

- трудотерапия.

3 этап – вовлечение больного в трудовой процесс,

4 этап – диспансеризация реабилитированных.

Принципы реабилитации:

1. возможно более раннее начало реабилитационных мероприятий. (Реабилитация должна войти в терапию, в случае угрозы инвалидности – это профилактика, если инвалидность наступила – это первый этап борьбы с ней).

2. непрерывность реабилитации.

3. комплексный характер реабилитационных мероприятий (социологи, педагоги, юристы и др.)

4. индивидуальность реабилитационных мероприятий. (Реабилитация – это тяжелый труд с больным (3-4 ч) Опасность повышения требований меньше, чем опасность занижения - на грани функционального риска).

5. Реализация реабилитации в массовых коллективах.

Отбор на медицинскую реабилитацию (критерии):

1) высокая частота встречаемости патологии как причины заболеваемости и инвалидности;

2) «управляемость процессом» – наличие технологии медицинской реабилитации, позволяющей предупредить, смягчить или преодолеть последствия болезни.

Клинико-реабилитационные группы:

1-я группа ранней реабилитации

2-я группа со стойкими последствиями острой или хронической патологии

3-я группа инвалидов

Направления организации службы реабилитации:

1-е – интеграция медицинской реабилитации в лечебно-диагностический процесс на всех этапах организации медицинской помощи как ее неотъемлемой составной части.

2-е – организация собственно службы медицинской реабилитации:

- неспециализированная - реабилитационная помощь больным с разными нозологиями.

- специализированная - в зависимости от: типа инвалидизирующих последствий (речь, слух, зрение, психические расстройства); этионозологического фактора (сахарный диабет, артериальная гипертензия).

Нормативные документы:

Закон «О социальной защите инвалидов в РБ» (1994г.),

Закон «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» (1994г.),

«О дальнейшем развитии и совершенствовании службы медицинской реабилитации в Республике Беларусь»: приказ МЗ РБ № 309 от 10 декабря 1997г.

«О дальнейшем развитии медицинской реабилитации больных в РБ»: приказ МЗ РБ № 203 от 21 августа 2000г.

Организационные формы РБ:

· центры медицинской реабилитации: монопрофильные и многопрофильные;

· отделение (кабинеты) медицинской реабилитации в поликлинике, стационаре, санатории;

· реабилитация на дому;

В Беларуси 200 отделений медицинской реабилитации амбулаторно-поликлинического этапа.

Структура отделения медицинской реабилитации едина. Кабинеты: физиотерапия, трудотерапия, ЛФК, механотерапия, рефлексотерапия, психотерапия.

Методы восстановительного лечения:

1. физиотерапия,

2. лечебная физкультура,

3. трудотерапия,

4. медикаментозное лечение,

5. оперативное лечение,

6. психотерапия,

7. социальная реабилитация.

Реструктуризация коечного фонда: 35% восстановительное лечение, 30% интенсивное лечение, 20% длительное лечение больных с хроническими заболеваниями, 15% медико-социальная помощь.

 

Тема: Основы реформирования здравоохранения

 

Реформа – естественное состояние здравоохранения (ВОЗ, Люблинская хартия, 1967. Принципы здравоохранения: этические ценности, улучшение здоровья, улучшение качества, приоритет ПМСП, справедливость, равенство, гуманизм, улучшение финансирования).

Побудительные причины:

§ недостаток финансирования,

§ рост затрат,

§ трудности национальной экономики,

§ трудности в системе здравоохранения,

§ неудовлетворенность,

§ профессионализм и компетентность руководства.

Изменения: целенаправленные, динамичные, устойчивые, постоянные, системно структурные.

Условия реформирования:

· структура и состояние экономики,

· политика в здравоохранении,

· состояние самостоятельной системы здравоохранения а) материально-техническая база: текущее содержание и ремонт – 10% учреждений здравоохранения если не ремонтировать, то их содержание обойдется дороже, чем строительство; рациональное использование имеющихся помещений; прогрессивный налог на медицинское оборудование (с 5 года использования – он больше, чем стоимость оборудования); б) людские ресурсы – много медицинского персонала (избыточная специализация, дублирование персонала), в) программа оценки средней продолжительности, социальные болезни, г) программа лекарственного обеспечения, д) медико-социальные приоритеты (СССР 4,9 на 10 тыс. социальные койки)

Уровни реформирования:

· глобальный,

· национальный,

· региональный,

Категории (по ВОЗ):

· граждане,

· гражданское население объединенное по социальным интересам,

· политическая элита,

· работники здравоохранения,

Факторы влияющие на реформирование:

1) форма здравоохранения (централизация, децентрализация, приватизация);

2) свобода выбора и участие граждан;

3) роль государства в системе охраны здоровья.

Их развитие:

1-ое состояние,

- стратегические решения в области ресурсов,

- меры в области санитарного надзора и экспертизы,

- мониторинг анализа служб здравоохранения.

2-ое состояние:

- через органы местного самоуправления (комиссии по здравоохранению),

- общественные организации (ассоциации).

3-е состояние:

- разработка национальных и государственных программ;

- создание благоприятной среды обитания (через социально-гигиенический мониторинг);

- усиление общественной активности;

- развитие личных умений и знаний.

Преимущества централизованной формы:

- высокая степень доступности,

- равенство,

- высокий статус и значение государственных учреждений,

- политические решения в пользу определенных социальных групп,

- высокая роль центральных организаций в управлении.

Децентрализация (преимущества):

- гибкость и быстрота реагирования,

- объективность анализа и постоянный поиск эффективных решений,

- высокий уровень мотиваций.

Децентрализация (недостатки):

- высокая специализация и дробление служб,

- снижение доступности,

- отсутствие равенства.

Реформы:

I группа - направлена на решение недостаточности ресурсов.

1. В системе здравоохранения:

1.1. сдерживание расходов (через нормирование доступа к медицинской помощи),

1.2. сокращение коек (политические причины, людские ресурсы). (Приведение к санитарным нормам площади на 1 койку: есть 3-4 на 1, надо 7-8 м2),

1.3. сокращение и видоизменение ЛПУ (47% в ПМСП составляют фельдшерская и сестринская помощь).

1.4. сокращение медицинских кадров,

1.5. разработка поощрения медицинских работников,

1.6. контроль за оплатой труда (10% работников здравоохранения работают на 2 ставки).

2. Роль механизма личных оплат:

- развитие платных услуг,

- соучастие в оплате (бланки больничного листа),

- доплаты врачу (до 25% во всех странах, кроме Германии).

 

3. Постановка и изменение приоритетов через реализацию государственных программ.

II группа - реформы финансовой устойчивости.

Она реализуется на уровне руководства и политической элиты:

- законодательное определение выделения финансовых и других ресурсов,

- привлечение дополнительных средств в здравоохранении (через налоговое законодательство и правительственные документы)

III группа - реформы направленные на эффективное использование ресурсов:

- определение медицинских стандартов (ксг, кру, государственные программы),

- эффективное распределение ресурсов,

- система оплаты труда (в мире – ретроспективная, в Беларуси - проспективная),

- экономически эффективное обеспечение населения лекарствами (сдерживание доступа; льготное обеспечение; создание химических, а не коммерческих названий – мероприятия в области налогов на лекарства, компенсация выплат на лекарства).

IV группа - обеспечивает доступность и качество медицинской помощи:

- улучшение результатов и качества лечения (больной не должен иметь свободного времени),

- лицензирование (с 1994 г. все ЛПУ должны иметь лицензию),

- аккредитация,

- структурная реорганизация взаимоотношений стационар - поликлиника – скорая медицинская помощь (госпитализация контролируется государством, например, Франция - госпитализация разрешение страхового контролера; Австрия – госпитализация, обеды на дому; за рубежом, парамедицинская помощь улучшила скорую помощь).

- приоритет ПМСП,

- улучшение квалификации медицинского персонала (аттестация, квалификация, категория).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1276 от 8 октября 2003 г. О концепции развития здравоохранения Республики Беларусь.

 

 


Тема: Основы медицинского страхования

Медицинское страхование (МС) – это система экономических отношений, предусматривающая создание специального фонда и использование его для возмещения ущерба факторов медико-социального риска.

Факторы медико-социального риска:

- болезнь

- несчастный случай

- потеря трудоспособности

- материнство

- смерть.

Цель МС: гарантированность гражданам получение медицинской помощи при возникновении страхового случая за счет средств страховых фондов и финансированность профилактические мероприятия.

Программа обязательного медицинского страхования – это объем оказания медицинской помощи, определенный для территории или условий работы.

Страховой случай – это реализация одного или всех условий страхового договора.

Страховой риск – экономическое выражение вероятности наступления страхового случая.

Тариф медицинского страхования – это стоимость медицинских и иных услуг, определяющих рентабельность деятельности учреждений, их оказывающих.

Договор медицинского страхования – это соглашение между страхователем и страховой медицинской компании.

Страховой медицинский полис – это юридический документ, отражающий взаимоотношения между страхователем и страховой медицинской компанией.

Медицинское учреждение (в системе медицинского страхования) – это юридическое лицо, имеющее право па медицинскую деятельность в объемах и на условиях, определенных аккредитацией. Медицинское учреждение – это субъект хозяйствования.

Субъекты МС: 1. граждане. 2. страхователь (граждане, лица занимающейся трудовой деятельностью, предприятия, органы местного самоуправления). 3. страховая медицинская организация. 4. медицинские учреждения.

Задачи страховых компаний:

1. Аккумулировать средства для оплаты медицинских услуг (средства от обязательного страхования, средства от добровольного страхования, средства за ущерб, нанесенный здоровью).

2. Осуществление расчетов за оказание медицинских услуг.

3. Определение и согласование цен на медицинские услуги.

4. Осуществление контроля за соблюдением нормативного уровня качества в соответствии с договором.

5. Осуществление контроля за объемом оказываемых услуг.

6. Осуществление контроля за привлечением средств за нанесенный ущерб.

7. Оказание финансовой, консультативной, экспертной помощи.

Оплата больничных услуг со стороны страховой компании:

- оплата за койко-дни (при обязательном страховании);

- оплата за набор медицинских услуг (при добровольном страховании);

- компенсация расходов на основе сметы за базовый период (в России).

- оплата за случай лечения.

Возникающие в связи с этим проблемы:

- тяжелый больной (не укладывается ни в одну систему);

- сравнение результатов деятельности различных служб здравоохранения (кто и сколько внес);

- устранение зависимости результатов лечения и качества помощи от вида оплаты.

Виды страхования: добровольное и обязательное. Отличие добровольного и обязательного медицинского страхования:

- добровольное всегда коммерческое, а обязательное – государственное;

- добровольное – индивидуальное, а обязательное групповое (общественное);

- тарифы при добровольном определяются документами между страхователем и пациентом, при обязательном определяется государством;

- доходы при добровольном, для любой деятельности, при обязательном для основной деятельности.

Условия введения медицинского страхования:

1) правовое (наличие законодательства, которое регулирует взаимоотношения субъектов страхования).

2) экономическое (стабильная экономика).

3) организационное (подготовка пакета документов, которые регулируют взаимоотношения).

4) социально-психологическое (формирование менталитета медицинского персонала и населения).

Системы медицинского страхования: централизованная, децентрализованная, смешанная.

Германия, централизованная. Все граждане подлежат страхованию, деньги в региональные страховые фонды (национальные, профессиональные). Размер страхового фонда: 13% фонда заработной платы (50% предприятия, 50% рабочие). Работающие страхуют неработающих. Стоимость медицинских услуг определяется пунктом. Цена пункта контролируется государством. Лица с большими доходами не страхуются в обязательном страховом фонде (10% - они в условиях добровольного страхования). 3% в системе обязательного и добровольного страхования. Достоинство: равенство и доступность. Недостатки: отсутствие мотивации сохранения здоровья; отсутствие прямых взаимоотношений между пациентами и лечебным учреждением. Регуляторы взаимоотношений пациент – страхователь: ассоциация страховых касс; ассоциация врачей; государство.

Франция, децентрализованная. 80% граждан охвачено, 20% не охвачено или лишено. 75% расходов за медицинские услуги из страхового фонда, 25% граждане или добровольное страхование. Появляются мотивация сохранять здоровья.

Обязательное страхование не изучает исходное состояние здоровья, государство определяет страховой взнос. Здесь страховая компания изучает исходное здоровье, в результате и определяется сумма страхового взноса (вплоть до отказа, что не поощряется государством). Существуют прямые взаиморасчеты между пациентом и врачом. Пункт пересматривается 2 раза в год, контролируется государством. Если не хватает средств, страховая компания может взять кредит у государства, поэтому в зависимости от ситуации, пункт изменяется. Регуляторы: те же, что и в Германии.

Япония, смешанная. Все лучшие принципы советского здравоохранения. По территориально-производственному признаку. Система страхования размыкается, то есть появляется контроль со стороны: территорий, неработающих, мелких бизнесменов. Страховые взносы из социальных пособий собираются органом самоуправления, 90% расходов за счет страховых взносов, 10% - пациент (но может 25% пациент или добровольное страхование).

США, обязательного страхования нет, есть добровольное страхование или коллективное страхование.

Россия использовала немецкую модель (и дореволюционный опыт).

Беларусь. Закон… был подготовлен (1992), но не принят. Действуют:

Приказ МЗ РБ № 192 от 29 июля 1997г. О добровольном медицинском страховании (утверждает временное положение).

Указ Президента РБ № 354 от 26 июля 2000г. Об обязательном медицинском страховании иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РБ.

Основные вопросы МС:

1 вопрос как привлечь деньги,

2 вопрос: как их рационально использовать,

3 вопрос: как реализовать мотивацию сохранять здоровье.

Основные проблемы медицинского страхования:

1. Оценка качества медицинской помощи.

2. Контроль деятельности медицинских учреждений.

3. Контроль деятельности медицинских работников.

4. Правовые взаимоотношения между субъектами страхования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1075; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.