КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ситуация и ее роль в механизме конкретного преступления
Нельзя отождествлять мотивацию как реально существующий процесс развития и реализации побуждений к преступлению с мотивировкой — объяснением постфактум лицом, совершившим преступление, своих действий. Здесь типичны искажения действительной картины, связанные либо со стремлением представить себя лучшем свете, либо с неполным осознанием происходившего, либо неспособностью лица адекватно описать свои действительные позиции, переживания, состояния. Игнорирование различий между понятиями мотивации и мотивировки может привести к серьезным ошибкам в криминологических исследованиях, а равно — в процессе осуществления профилактического или уголовно-правового воздействия. Многие истоки формирования криминогенной мотивации находятся в семейно-бытовой сфере. Семья: а) воспитывает свойства личности, ее ценностные ориентации, критерии избирательности и стереотипы поведения уже в раннем детстве, в том числе на уровне подсознания, автоматизмов; б) в непосредственном общении развивает или корректирует заложенные ранее особенности личности; в) обладает максимальной силой эмоционального воздействия; г) влияет не только через направленное воспитание, но и через свой образ жизни, атмосферу; д) сочетает формирование интеллекта, воли, характера, ценностных ориентации, стереотипов внешнего вида и привычного поведения; е) непрерывно формирует потребности, интересы, варианты дозволенного и одобряемого поведения в конфликтных ситуациях; ж) осуществляет контроль за деятельностью личности. Искажения личностной позиции членов семьи как детерминанты развития криминогенной мотивации возникают в результате: — наличия в ее среде примеров преступного или сходного с ним иного право нарушающего поведения (хищения, хулиганства, истязания и т. д.), нередко в сочетании с направленным вовлечением других членов семьи а это поведение; — примера привычного пьянства, наркомании, полового аморализма в сочетании с попытками вовлечения других членов семьи; — интенсивной конфликтной атмосферы внутри семьи или в ближайшем бытовом окружении, которая обусловливает постоянную напряженность, озлобленность в отношениях, скандалы и драки, жестокое обращение и т. д.; - демонстрации неуважения к базовым нравственным ценностям, бездуховности, ориентации исключительно на престижно-потребительские ценности, на приобретательство как самоцель; — низкого уровня культурных потребностей и интересов; — демонстрации устойчиво эгоистической и эгоцентристской позиции неприятия ориентации на доброту, сострадание, солидарность; — гиперболизированной опеки «своих»; — нежелания, неумения, неспособности выполнять возложенные на семью социальные функции целенаправленного воспитания детей и контроля за их поведением, позитивного взаимодействия всех членов семьи. Во многом аналогичные искажающие воздействия на личность могут иметь место и в иной бытовой, досуговой среде общения, в среде общения по месту учебы, работы. Носители этих влияний — лица с антиобщественным правонарушающим поведением и их группы. Криминогенное, воздействие этих источников еще более усиливается в случаях, когда лицо наблюдает примиренческое отношение к ним со стороны правоохранительных органов и общественности, открытую демонстрацию безнаказанности и неуязвимости криминогенной микросреды. Специфический канал воздействий, искажающих личность, — традиции издевательства над младшими в армии, в общежитиях; культивирование в досуговых группах вражды к «чужим», пьянства, употребления наркотиков, использования жаргона преступников и обычаев преступной среды (татуировки и т. д.). В этих случаях не только значительно ускоряется процесс деформирования личности, но и создаются непосредственные предпосылки ситуативных преступлений, например для добывания денег на угощение своей компании, для мести обидчикам при конфликте на улице. Криминогенное воздействие оказывают наблюдаемые лицом злоупотребления администрации предприятий и образовательных учреждений, бесхозяйственность, протекционизм, нечестность, грубость. Криминогенное влияние низкого уровня правовой культуры в современных условиях усиливается демонстрацией неуважения к закону, его фактического бездействия или укрытия от законной ответственности преступников в силу их связей, статуса, коррупции. Заметную криминогенную роль в современных условиях играет слабость институтов социального воспитания, особенно учебных заведений, в сфере формирования уважения к подлинным базовым ценностям, гуманистическим и демократическим идеалам, принципам справедливости и законности. Интенсивное криминогенное воздействие на уровне детерминант конкретных преступлений оказывают резко обозначившееся аутсайдерство значительной части членов общества и демонстративно вызывающий образ жизни «скоробогачей», формирующий у молодых членов общества мотивацию обогащения любой ценой. Возникновению и развитию личностных деформаций как детерминант криминогенной мотивации способствуют недостатки социального контроля (общественного, контрольно-ревизионных и правоохранительных органов): а) его недостаточность или несвоевременность осуществления в переходных ситуациях развития личности, когда резко меняется характер жизнедеятельности, система связей и отношений (окончание образовательного учреждения, миграция, призыв в армию и т.д.); б) недостаточная интенсивность контроля и воздействия в отношении лиц. поведение, связи, прошлое которых свидетельствует о вероятности оказания криминогенного влияния на окружающих; в) отсутствие координации и преемственности в воспитательном, профилактическом, уголовно-правовом воздействии; г) перенос центра тяжести на то, чтобы «отвлечь» лицо, находящееся в негативной микросреде, от контактов с ней и игнорирование при этом задачи пресечь функционирование этой микросреды, оздоровить ее; д) фактическое противодействие со стороны администрации предприятий, образовательных учреждений и т. д. своевременному принятию достаточных мер профилактики и воздействия. Все более увеличивается роль средств массовой информации в структуре детерминант криминогенной мотивации, как в непосредственном ее развитии, так и в превращении в побуждение к конкретному преступлению. Непрофессионализм, пристрастия, недостаток социальной ориентации, погоня за сенсациями в этой сфере могут повлечь распространение в обществе социально безответственной информации со всеми вытекающими последствиями для воспитания и жизнедеятельности его членов. Существенные особенности имеет мотивация конкретного преступного поведения лиц с расстройствами психики, не исключающими вменяемости. Обычно речь идет об умственной отсталости в степени дебильности, алкоголизме, наркомании, психопатии соответствующих лиц. Этот перечень не исчерпывающий: к рассматриваемой категории преступников могут в некоторых случаях принадлежать также лица с органическими поражениями мозга, лица с последствиями черепно-мозговых травм, лица со старческими изменениями психики. В этих случаях мотивация преступного поведения также основана на взаимодействии личности, условий ее формирования и жизнедеятельности, ситуации. Но особенности психической деятельности, в том числе взаимодействия между социальными и биологическими свойствами таких лиц играют специфическую роль. Отмечается, в частности, снижение в ряде ситуаций уровня самоконтроля, приоритет в определении поведения эмоциональных состояний, импульсивности, преобладания возбуждения над торможением, дефекты воли. Эти лица труднее адаптируются в сложных ситуациях, особенно неожиданно возникших; их восприятие и реакции в этих ситуациях часто бывают неадекватными. Влияние на мотивацию поведения оказывают также привычные стандарты и стереотипы в относительно замкнутой среде обитания лиц с аномалиями психики. Эти аномалии могут не проявиться непосредственно в качестве самостоятельного элемента мотивации. Но в конечном счете мотивация выражает личность как целостность, является психическим состоянием, определяемым комплексом свойств личности. А в этом плане аномалии психики не могут не сказаться на ее жизненной позиции, условиях жизнедеятельности, критериях избирательности поведения.
Мотивация конкретного преступления реализуется во взаимодействии с определенным комплексом объективно существующих внешних обстоятельств, ситуацией конкретного преступления. Ее элементами являются: а) обстоятельства, локализующие преступления по времени, месту, кругу участников и свидетелей; б) свойства людей, предметов, влияющие на образ действий преступника; в) обстоятельства хранения вещей и особенности поведения, положения, состояния людей, которые учитываются преступником при выборе и реализации преступного варианта своих действий, и потерпевшим при определении своего образа действий. Место ситуации в механизме конкретного преступного поведения различно. Она может играть решающую роль в непредумышленных, в том числе аффективных, преступлениях; стимулирующую роль разной степени интенсивности. Иногда указывается на возможность нейтральной или даже затрудняющей действия преступника ситуации. Эти варианты могут иметь место, но их оценка значима в основном в уголовно-правовом плане, так как свидетельствует об упорстве преступника, если он преодолевал существующие препятствия, о его дерзости и т. д. В профилактическом плане эти ситуации оцениваются лишь с точки зрения эффективности охраны общественного порядка в определенном месте, технических средств, которые препятствуют проникновению в жилище или хранилище, и т. д. Вместе с тем и в этих случаях мотивация и ситуация преступного поведения взаимодействуют через оценку их преступником. Можно выделить следующие типы ситуации конкретного преступления: — по периоду существования: разовая, краткая (например, ссора прохожих, отлучка сторожа); относительно длящаяся (совместная выпивка); длящаяся (интенсивный семейный конфликт); — по степени внезапности возникновения: неожиданная, неоднократно наблюдаемая, постоянно наблюдаемая преступником; — по наличию или отсутствию повода, т. е. видимой причины для совершения преступления, локализованного именно в обстоятельствах данного места, времени и т. д. (провоцирующая и иная). Место ситуации в механизме конкретного преступного поведения всегда связано со стимулированием реализации в преступном поведении криминогенных свойств личности. В ситуативных преступлениях ситуация может определить также целеполагание и спонтанное возникновение мотива. Взаимодействие личности и ситуации проявляется и в механизме преступного поведения криминально активных лиц, предпочитающих преступный образ жизни, профессиональное занятие преступлениями. Специфика здесь в том, что они в ряде случаев осознанно формируют саму ситуацию, наиболее благоприятную для совершения спланированного преступления. Взаимодействие личности и ситуации фактически имеет место и тогда, когда констатируется явное несоответствие повода и содержания преступных действий. В большинстве таких случаев лицо уже заранее «мобилизовано» (А. Е. Игошев) на преступление, готово к его совершению. Речь идет о наличии криминальной установки в криминологическом смысле этого понятия как о личностном свойстве определенной категории преступников, т. е. о предрасположенности к восприятию явлений с определенной позиции и к стереотипной реакции на них. Поэтому адекватного повода к началу преступного деяния для них не нужно. Следовательно, нельзя согласиться с мнением, что такие преступления являются «безмотивными». Мотив — обязательный и решающий элемент механизма конкретного преступления. По вариантам возникновения ситуации, в которых принимается и реализуется решение о конкретном преступлении, могут быть выделены: а) заранее создаваемые преступниками (например, внедрение в охрану предприятия соучастника); б) непреднамеренно создаваемые ими же (например, приведение себя в состояние сильного опьянения); в) возникшие в результате правонарушающих или аморальных действий других лиц (вступление в сделку для незаконного получения благ, агрессивно вызывающее поведение в конфликте); г) возникшие в результате легкомысленного, непредусмотрительного поведения будущих потерпевших, третьих лиц; д) созданные длительным пребыванием лица в неблагоприятных условиях жизни и деятельности либо краткосрочным стечением интенсивно выраженных неблагоприятных личных и семейных обстоятельств; е) возникшие в результате экстремальных состояний личности из-за болезни, усталости, а также из-за влияния неблагоприятных метеорологических условий; ж) вызванные стихийными силами (например, разрушения хранилищ в результате землетрясения). Ситуация некоторых видов конкретного преступного поведения имеет специфические элементы: например, при хищениях с предприятий — недостатки и нарушения в хранении и использовании материальных и денежных ценностей; при бытовых насильственных преступлениях — неумеренная выпивка; при преступлениях несовершеннолетних — безнадзорность; при неосторожных транспортньгх преступлениях — состояние дороги, погоды, поведение других водителей, провоцирующих азарт самоутверждения, и т. д. Ситуация конкретного преступного поведения имеет еще одну производную функцию. Она обусловливает темп, быстроту принятия и реализации решения. В этом смысле о ситуации или отдельных ее элементах, связанных с состоянием и поведением потерпевших, можно говорить как о задающей степень детализации целей и мотивов.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2071; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |