Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуация и ее роль в механизме конкретного преступления




Нельзя отождествлять мотивацию как реально существующий процесс развития и реализации побуждений к преступлению с мотивировкой — объяснением постфактум лицом, совершившим преступление, своих действий. Здесь типичны искажения действительной картины, связанные либо со стремлением представить себя лучшем свете, либо с неполным осознанием происходившего, либо неспособностью лица адекватно описать свои действительные позиции, переживания, состояния. Игнорирование различий между понятиями мотивации и мотивировки может привести к серьезным ошибкам в криминологических исследованиях, а равно — в процессе осуществления профилактического или уголовно-правового воздействия.

Многие истоки формирования криминогенной мотивации находятся в семейно-бытовой сфере. Семья:

а) воспитывает свойства личности, ее ценностные ориентации, критерии избирательности и стереотипы поведения уже в раннем детстве, в том числе на уровне подсознания, автома­тизмов;

б) в непосредственном общении развивает или корректирует заложенные ранее особенности личности;

в) обладает максимальной силой эмоционального воздействия;

г) влияет не только через направленное воспитание, но и через свой образ жизни, атмосферу;

д) сочетает формирование интеллекта, воли, характера, цен­ностных ориентации, стереотипов внешнего вида и привы­чного поведения;

е) непрерывно формирует потребности, интересы, варианты до­зволенного и одобряемого поведения в конфликтных ситуа­циях;

ж) осуществляет контроль за деятельностью личности.

Искажения личностной позиции членов семьи как детерминан­ты развития криминогенной мотивации возникают в результате:

— наличия в ее среде примеров преступного или сходного с ним иного право нарушающего поведения (хищения, хулиганства, истязания и т. д.), нередко в сочетании с направленным вовлечением других членов семьи а это поведение;

— примера привычного пьянства, наркомании, полового аморализма в сочетании с попытками вовлечения других членов семьи;

— интенсивной конфликтной атмосферы внутри семьи или в ближай­шем бытовом окружении, которая обусловливает постоянную напря­женность, озлобленность в отношениях, скандалы и драки, жестокое обращение и т. д.;

- демонстрации неуважения к базовым нравственным ценностям, бездуховности, ориентации исключительно на престижно-потребительские ценности, на приобретательство как самоцель;

— низкого уровня культурных потребностей и интересов;

— демонстрации устойчиво эгоистической и эгоцентристской позиции неприятия ориентации на доброту, сострадание, солидарность;

— гиперболизированной опеки «своих»;

— нежелания, неумения, неспособности выполнять возложенные на семью социальные функции целенаправленного воспитания детей и контроля за их поведением, позитивного взаимодействия всех чле­нов семьи.

Во многом аналогичные искажающие воздействия на личность могут иметь место и в иной бытовой, досуговой среде общения, в среде общения по месту учебы, работы. Носители этих влияний — лица с антиобщественным правонарушающим поведением и их группы. Криминогенное, воздействие этих источников еще более усиливается в случаях, когда лицо наблюдает примиренческое от­ношение к ним со стороны правоохранительных органов и общес­твенности, открытую демонстрацию безнаказанности и неуязви­мости криминогенной микросреды.

Специфический канал воздействий, искажающих личность, — традиции издевательства над младшими в армии, в общежитиях; культивирование в досуговых группах вражды к «чужим», пьянства, употребления наркотиков, использования жаргона преступников и обычаев преступной среды (татуировки и т. д.). В этих случаях не только значительно ускоряется процесс деформирования личнос­ти, но и создаются непосредственные предпосылки ситуативных преступлений, например для добывания денег на угощение своей компании, для мести обидчикам при конфликте на улице.

Криминогенное воздействие оказывают наблюдаемые лицом злоупотребления администрации предприятий и образовательных учреждений, бесхозяйственность, протекционизм, нечестность, грубость. Криминогенное влияние низкого уровня правовой куль­туры в современных условиях усиливается демонстрацией неува­жения к закону, его фактического бездействия или укрытия от за­конной ответственности преступников в силу их связей, статуса, коррупции.

Заметную криминогенную роль в современных условиях игра­ет слабость институтов социального воспитания, особенно учебных заведений, в сфере формирования уважения к подлинным ба­зовым ценностям, гуманистическим и демократическим идеалам, принципам справедливости и законности.

Интенсивное криминогенное воздействие на уровне детерми­нант конкретных преступлений оказывают резко обозначившееся аутсайдерство значительной части членов общества и демонстра­тивно вызывающий образ жизни «скоробогачей», формирующий у молодых членов общества мотивацию обогащения любой ценой.

Возникновению и развитию личностных деформаций как де­терминант криминогенной мотивации способствуют недостатки социального контроля (общественного, контрольно-ревизионных и правоохранительных органов):

а) его недостаточность или несвоевременность осуществления в переходных ситуациях развития личности, когда резко ме­няется характер жизнедеятельности, система связей и отношений (окончание образовательного учреждения, миграция, призыв в армию и т.д.);

б) недостаточная интенсивность контроля и воздействия в от­ношении лиц. поведение, связи, прошлое которых свидетель­ствует о вероятности оказания криминогенного влияния на окружающих;

в) отсутствие координации и преемственности в воспитатель­ном, профилактическом, уголовно-правовом воздействии;

г) перенос центра тяжести на то, чтобы «отвлечь» лицо, нахо­дящееся в негативной микросреде, от контактов с ней и иг­норирование при этом задачи пресечь функционирование этой микросреды, оздоровить ее;

д) фактическое противодействие со стороны администрации пред­приятий, образовательных учреждений и т. д. своевременному принятию достаточных мер профилактики и воздействия.

Все более увеличивается роль средств массовой информации в структуре детерминант криминогенной мотивации, как в непос­редственном ее развитии, так и в превращении в побуждение к конкретному преступлению. Непрофессионализм, пристрастия, недостаток социальной ориентации, погоня за сен­сациями в этой сфере могут повлечь распространение в обществе социально безответственной информации со всеми вытекающими последствиями для воспитания и жизнедеятельности его членов.

Существенные особенности имеет мотивация конкретного пре­ступного поведения лиц с расстройствами психики, не исключа­ющими вменяемости. Обычно речь идет об умственной отсталос­ти в степени дебильности, алкоголизме, наркомании, психопатии соответствующих лиц. Этот перечень не исчерпывающий: к рас­сматриваемой категории преступников могут в некоторых случаях принадлежать также лица с органическими поражениями мозга, лица с последствиями черепно-мозговых травм, лица со старческими изменениями психики. В этих случаях мотивация преступного поведения также основана на взаимодействии личности, условий ее формирования и жизнедеятельности, ситуации. Но особеннос­ти психической деятельности, в том числе взаимодействия между социальными и биологическими свойствами таких лиц играют спе­цифическую роль. Отмечается, в частности, снижение в ряде ситу­аций уровня самоконтроля, приоритет в определении поведения эмоциональных состояний, импульсивности, преобладания возбуж­дения над торможением, дефекты воли. Эти лица труднее адапти­руются в сложных ситуациях, особенно неожиданно возникших; их восприятие и реакции в этих ситуациях часто бывают неадек­ватными.

Влияние на мотивацию поведения оказывают также привычные стандарты и стереотипы в относительно замкнутой среде обита­ния лиц с аномалиями психики.

Эти аномалии могут не проявиться непосредственно в качест­ве самостоятельного элемента мотивации. Но в конечном счете мотивация выражает личность как целостность, является психи­ческим состоянием, определяемым комплексом свойств личности. А в этом плане аномалии психики не могут не сказаться на ее жиз­ненной позиции, условиях жизнедеятельности, критериях избира­тельности поведения.

 

Мотивация конкретного преступления реализуется во взаимо­действии с определенным комплексом объективно существующих внешних обстоятельств, ситуацией конкретного преступления. Ее элементами являются:

а) обстоятельства, локализующие преступления по времени, месту, кругу участников и свидетелей;

б) свойства людей, предметов, влияющие на образ действий преступника;

в) обстоятельства хранения вещей и особенности поведения, положения, состояния людей, которые учитываются преступ­ником при выборе и реализации преступного варианта сво­их действий, и потерпевшим при определении своего образа действий.

Место ситуации в механизме конкретного преступного пове­дения различно. Она может играть решающую роль в непредумыш­ленных, в том числе аффективных, преступлениях; стимулирую­щую роль разной степени интенсивности. Иногда указывается на возможность нейтральной или даже затрудняющей действия пре­ступника ситуации. Эти варианты могут иметь место, но их оценка значима в основном в уголовно-правовом плане, так как свидетель­ствует об упорстве преступника, если он преодолевал существую­щие препятствия, о его дерзости и т. д. В профилактическом плане эти ситуации оцениваются лишь с точки зрения эффективности охраны общественного порядка в определенном месте, техничес­ких средств, которые препятствуют проникновению в жилище или хранилище, и т. д. Вместе с тем и в этих случаях мотивация и ситу­ация преступного поведения взаимодействуют через оценку их преступником.

Можно выделить следующие типы ситуации конкретного пре­ступления:

— по периоду существования: разовая, краткая (например, ссора про­хожих, отлучка сторожа); относительно длящаяся (совместная выпив­ка); длящаяся (интенсивный семейный конфликт);

— по степени внезапности возникновения: неожиданная, неоднократно наблюдаемая, постоянно наблюдаемая преступником;

— по наличию или отсутствию повода, т. е. видимой причины для со­вершения преступления, локализованного именно в обстоятельствах данного места, времени и т. д. (провоцирующая и иная). Место ситуации в механизме конкретного преступного пове­дения всегда связано со стимулированием реализации в преступ­ном поведении криминогенных свойств личности. В ситуативных преступлениях ситуация может определить также целеполагание и спонтанное возникновение мотива. Взаимодействие личности и ситуации проявляется и в механизме преступного поведения кри­минально активных лиц, предпочитающих преступный образ жиз­ни, профессиональное занятие преступлениями. Специфика здесь в том, что они в ряде случаев осознанно формируют саму ситуа­цию, наиболее благоприятную для совершения спланированного преступления.

Взаимодействие личности и ситуации фактически имеет место и тогда, когда констатируется явное несоответствие повода и со­держания преступных действий. В большинстве таких случаев лицо уже заранее «мобилизовано» (А. Е. Игошев) на преступление, го­тово к его совершению. Речь идет о наличии криминальной уста­новки в криминологическом смысле этого понятия как о личностном свойстве определенной категории преступников, т. е. о предрасположенности к восприятию явлений с определенной по­зиции и к стереотипной реакции на них. Поэтому адекватного повода к началу преступного деяния для них не нужно. Следователь­но, нельзя согласиться с мнением, что такие преступления являются «безмотивными». Мотив — обязательный и решающий элемент механизма конкретного преступления.

По вариантам возникновения ситуации, в которых принимает­ся и реализуется решение о конкретном преступлении, могут быть выделены:

а) заранее создаваемые преступниками (например, внедрение в охрану предприятия соучастника);

б) непреднамеренно создаваемые ими же (например, приведе­ние себя в состояние сильного опьянения);

в) возникшие в результате правонарушающих или аморальных действий других лиц (вступление в сделку для незаконного получения благ, агрессивно вызывающее поведение в кон­фликте);

г) возникшие в результате легкомысленного, непредусмотри­тельного поведения будущих потерпевших, третьих лиц;

д) созданные длительным пребыванием лица в неблагоприят­ных условиях жизни и деятельности либо краткосрочным стечением интенсивно выраженных неблагоприятных лич­ных и семейных обстоятельств;

е) возникшие в результате экстремальных состояний личности из-за болезни, усталости, а также из-за влияния неблагопри­ятных метеорологических условий;

ж) вызванные стихийными силами (например, разрушения хра­нилищ в результате землетрясения).

Ситуация некоторых видов конкретного преступного поведения имеет специфические элементы: например, при хищениях с пред­приятий — недостатки и нарушения в хранении и использовании материальных и денежных ценностей; при бытовых насильственных преступлениях — неумеренная выпивка; при преступлениях несо­вершеннолетних — безнадзорность; при неосторожных транспортньгх преступлениях — состояние дороги, погоды, поведение других водителей, провоцирующих азарт самоутверждения, и т. д.

Ситуация конкретного преступного поведения имеет еще одну производную функцию. Она обусловливает темп, быстроту принятия и реализации решения. В этом смысле о ситуации или от­дельных ее элементах, связанных с состоянием и поведением по­терпевших, можно говорить как о задающей степень детализации целей и мотивов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2071; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.