Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Передача дела, принятого к своему производству, в другой суд




План.

Средства снижения травмоопасности технических систем

Графики зависимости издержек и дохода от объема производства (рис. 2.23).

Зависимости величины спроса от дохода (рис 2.22).

Кривые спроса и предложения (рис. 2.21).

Функция потребления и линия бюджетного ограничения (рис. 2.20);

В теории потребительского спроса на два блага х и у (к примеру, исследуемое х и все остальные у) предпочтения потребителя описываются кривой безразличия , а бюджетное ограничение (расходы потребителя <= его дохода) в случае, когда потребитель тратит весь свой доход на рассматриваемые блага: , где I -доход потребителя, а рх и ру - цены благ х и у соответственно. Для того, чтобы построить графики этих неявно заданных функций у(х) в системе координат, где по оси абсцисс отложена величина блага х, а по оси ординат - у, нужно выразить в явном виде величину у как функцию х для обеих зависимостей. Сделаем это для простейшей функции полезности U(x,y)=xy. Для уровня полезности (благосостояния) U0 и дохода I получаем следующие функции:

Графиком первой из этих функций (кривой безразличия) является гипербола, а графиком второй (бюджетного ограничения) ¾ прямая линия, имеющая отрицательный наклон, равный по абсолютной величине относительной цене блага х и точку пересечения с осью ординат соответствующую количеству блага у, которое можно приобрести по цене ру, если потратить на него весь доход I.

Другим примером функций в экономике служат функции спроса и предложения p(q), выражающие связь цены блага и величины спроса или предложения блага при постоянных вкусах потребителей, ценах на другие блага и других параметрах.

В модели потребительского спроса используются также функции Торнквиста, моделирующие связь между величиной дохода (I) и величиной спроса потребителей (х) на:

а) малоценные товары: ;

б) товары первой необходимости: ;

в) товары второй необходимости (относительной роскоши): ;

г) предметы роскоши: .

 

В качестве последнего примера рассмотрим функции издержек C(q) и дохода фирмы R(q) = qp(q) в зависимости от объема производства q. Поведение функции дохода определяется функцией спроса p(q). Рассмотрим подробно поведение функции издержек. В типичном случае издержки фирмы велики при небольшом объеме производства q и вначале растут быстрее, чем доход. С увеличением объема производства скорость роста издержек уменьшается и в какой-то момент они сравниваются с доходом и фирма начинает получать прибыль. При увеличении объема производства прибыль увеличивается, достигая максимума при оптимальном значении q. При дальнейшем увеличении объема производства издержки снова начинают расти быстрее дохода (исчерпаны эффективные ресурсы, нужны дополнительные помещения, сырье, квалифицированная рабочая сила) и прибыль фирмы уменьшается, достигая отрицательных значений при достаточно больших объемах производства. Такой ситуации могут соответствовать следующие функции:

R(q) = aq – bq2; C(q) = cq – dq2 + eq3.

 

3.4.1 Технические средства защиты от механического травмирования

3.4.2 Технические средства защиты от поражения электрическим током

3.4.3 Средства индивидуальной защиты и защитные устройства

3.4.4 Безопасность функционирования автоматизированных и роботизированных производств

 

3.4.1 Технические средства защиты от механического травмирования

Многие технологические процессы сопровождаются повышенной опасностью механического травмирования работников в результате воздействия движущихся частей оборудования или транспортных средств, падения с высоты, поражение электрическим током и т.д. Размеры опасной зоны в пространстве могут быть и постоянными и переменными, что обусловливает необходимость применения таких средств защиты, которые бы ограничили доступ человека в опасную зону или, если это невозможно сделать, снизили бы интенсивность и время действия опасных факторов до таких показателей, при которых повреждений человека не происходило. Все многообразие средств защиты от механического травмирования перечислено в ГОСТ 12.4.125-83 «Средства коллективной защиты работающих от воздействия механических факторов. Классификация». В соответствии с этим документом, с редство коллективной защиты (СКЗ) от воздействия механических факторов – это СКЗ, исключающее воздействие на работающего опасного производственного фактора, вызываемого движением и (или) перемещением материального тела. Применяют для изоляции оголенных токоведущих частей, зон интенсивных излучений (тепловых, ЭМ, ИИ), зон выделения вредных веществ или рабочие места, находящиеся на высоте. Их конструктивные исполнения весьма разнообразны и зависят от вида оборудования, специфики опасных и вредных факторов на производстве. Приведем краткую характеристику этих средств (рис. 3.4.1).

1. Оградительные устройства (ограждения) – это устройства, препятствующие появлению человека в опасной зоне. Ограждения могут быть стационарными (несъёмными), подвижными (съёмными) и переносными. Практически ограждения выполняются в виде различных сеток, решеток, экранов, кожухов и т.д. они должны иметь такие размеры и быть установлены таким образом, чтобы в любое время исключить доступ человека в опасную зону. При устройстве ограждений должны соблюдаться определённые требования:


ПО ПРИНЦИПУ ДЕЙСТВИЯ - МЕХАНИЧЕСКИЕ - ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ - ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ И ДР.
ПО КОНСТРУКТИВНОМУ ИСПОЛНЕНИЮ - СТАЦИОНАРНЫЕ, ПЕРЕДВИЖНЫЕ  

Рисунок 3.4.1- Классификация средств коллективной защиты работающих от воздействия механических факторов (ГОСТ 12.4.125-83)


ограждения должны быть прочными, чтобы удерживать удары частиц, возникающих при обработке деталей, а так же случайное воздействие персонала и быть надежно закрепленными;

- все открытые вращающиеся и движущиеся части машин должны быть закрыты ограждениями;

- внутренняя поверхность ограждений должна быть окрашена в яркие цвета (ярко-красный, оранжевый), чтобы было заметно, если ограждение снято;

- со снятым или повреждённым ограждением работа запрещена.

2. Предохранительные устройства - устройства, предупреждающие возникновение опасных производственных факторов. Они предупреждают выброс материала, отключают оборудование при перегрузке, обеспечивают безопасный выпуск избытков газов, пара или жидкости и т.д. Общеизвестный пример такого устройства – плавкие электрические предохранители («пробки»), предназначенные для защиты электрической сети от больших токов, вызываемых короткими замыканиями и очень большими перегрузками. Такие токи могут повредить электроаппаратуру и изоляцию проводов, а так же привести к пожару. В целом, всё многообразие предохранительных устройств объединяют в 2 группы: ограничительные и блокировочные.

Блокировочные устройства исключают возможность проникновения человека в опасную зону или устраняют опасный фактор на время пребывания человека в опасной зоне. Широко известно применение фотоэлектрических блокировочных устройств в конструкциях турникетов. К ограничительным устройствам относят устройства, предохраняющие движущиеся механизмы от выхода за установленные пределы, например, концевые выключатели или ограничители подъема.

3) Тормозное устройство - устройство, предназначенное для замедления или остановки производственного оборудования при возникновении опасного производственного фактора.

4) Устройство автоматического контроля и сигнализации - устройство, предназначенное для контроля передачи и воспроизведения информации (цветовой, звуковой, световой и др.) с целью привлечения внимания работающих и принятия ими решения при появлении или возможном возникновении опасного производственного фактора

5) Устройство дистанционного управления - устройство, предназначенное для управления технологическим процессом или производственным оборудованием за пределами опасной зоны. Действие этих устройств основано на использовании телевизионных или телеметрических систем, а так же визуального наблюдения с удалением на достаточное расстояние от опасных зон, что позволяет убрать персонал из труднодоступных зон и зон повышенной опасности. Чаще всего системы дистанционного управления используют при работе с радиоактивными, взрывоопасными, токсичными и легковоспламеняющимися веществами и материалами.

6) Сигнализация - это устройства, предупреждающие обслуживающий персонал о пуске и остановке оборудования, нарушениях и экстремальных отклонениях технологических процессов. В зависимости от назначения все системы сигнализации принято делить на:

- оперативную – представляет текущую информацию о протекании различных технологических процессов;

- предупредительную – включается в случае возникновения опасности;

- опознавательную – служит для выделения наиболее опасных узлов, механизмов промышленного оборудования и зон. Реализуется опознавательная сигнализация с помощью опознавательного окрашивания элементов в сигнальные цвета и знаков безопасности (рис. 3.4.2).

В красный свет окрашивают сигнальные лампочки, предупреждающие об опасности, кнопку «стоп», противопожарный инвентарь, токоведущие шины и др. В желтый – элементы строительных конструкций, которые могут явить причиной получения травм персоналом, внутризаводской транспорт, ограждения, устанавливаемые на границах опасных зон и т.д. В зеленый цвет окрашивают сигнальные лампы, двери эвакуационных и запасных выходов, конвейеры и другое оборудование.

 

3.4.2 Технические средства защиты от поражения электрическим током

 

В общем числе травм на производстве с временной доля электротравм незначительна – около 2 %, однако среди травм с летальным исходом электротравмы занимают ведущее место – более 12%, т.е. каждая седьмая смертельная травма вызвана электрическим током. Основными причинами массовости электротравматизма являются:

- физиологическая несовместимость электрического тока и биологических процессов в организме;

- отсутствие внешних признаков опасности оголенных токоведущих частей или металлических конструкций, случайно оказавшихся под напряжением (нет дыма, свечения и других угрожающих признаков);

Рисунок 3.4.2 – Знаки производственной безопасности

 

 

- недооценивание работниками величины опасности.

Степень опасного и вредного воздействия на человека электрического тока, электрической дуги и электромагнитных полей зависит от:

- рода и величины напряжения и тока;

- частоты электрического тока;

- пути через тело человека и продолжительности воздействия электрического тока или электромагнитного поля на организм человека;

- условий внешней среды.

В целом, электробезопасность должна обеспечиваться:

- конструкцией электроустановок;

- техническими способами и средствами защиты;

- организационными и техническими мероприятиями (ГОСТ 12.1.019-79* «Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты»). Все меры обеспечения электробезопасности сводятся к трём путям (рис.3.4.3).

Рисунок 3.4.3 – Пути обеспечения электробезопасности

 

Каждый случай поражения электрическим током имеет свои особенности, но все множество причин протекания тока через тело человека можно объединить в следующие группы:

1. Двухполюсное прикосновение.

Суть: человек двумя точками тела касается разнополярных токоведущих частей. Случат такого прикосновения происходят относительно редко, как правило, в результате грубого нарушения техники безопасности при эксплуатации электроустановок напряжением ниже 1000 В (открытые рубильники, незащищенные клеммные платы и др.). Т.к. напряжение прикосновения равно рабочему напряжению сети, то ток, проходящий через тело человека превышает значения тока, вызывающего фибрилляцию (100 мА), поэтому такой контакт приводит к летальному исходу.

Защита: т.к. средствами автоматического контроля выявить наличие человека в цепи невозможно (человек включается параллельно сопротивлению нагрузки сети), следовательно, необходимо строгое соблюдение организационных мероприятий.

2. Однополюсное (однофазное) прикосновение

Суть: человек касается токоведущей части только одной точкой тела. Чаще всего такое прикосновение возможно при касании человека корпуса электротехнического изделия. Именно в этом случае возникают большинство электротравм.

Защита: выбор средств защиты обусловливается видом электроустановки и условиями её эксплуатации и могут быть представлены защитным заземлением, занулением, отключением, разделением сетей и контролем изоляции.

3. Остаточный заряд

Суть: под остаточным, понимается заряд на конденсаторе, сохраняющийся некоторое время после отключения источника питания. Поражение человека происходит при прикосновении его к одной из обмоток конденсатора. Чаще всего от остаточного заряда формируются вторичные электротравмы.

Защита: соблюдение основного правила техники безопасности: после снятия рабочего напряжения не берись за токоведущие части, предварительно не разрядив ёмкости.

4. Наведенный заряд

Суть: в этом режиме человек прикасается к металлическому нетоковедущему предмету, находящемуся в зоне внешнего электромагнитного поля. Формы проявления разнообразны. Опасными последствиями являются вторичные электротравмы, ожог искровым разрядом, пожар при воспламенении топлива.

5.Заряд статического электричества

Суть: человек прикасается к металлическому предмету, изолированному от земли или к конструкции из изоляционного материала, несущего заряд статического электричества. Возможность формирования статического электричества увеличилась в связи с массовым применением пластмасс, обладающих высоким сопротивлением.

Защита: обеспечивается путём формирования цепей для снятия зарядов статического электричества (заземление металлоконструкций, снижение омнического сопротивления изоляционных материалов путём введения в них проводящих примесей, периодического обливания изоляционных конструкций проводящими жидкостями ит.д.)

6. Напряжение шага

Суть: действию тока человек может подвергнуться, находясь на поверхности земли вблизи места замыкания на землю. Напряжением шага называется разность потенциалов двух точек поверхности земли, на которых находится человек, при этом в расчётах ширина шага принимается равной 0.8 м. Этот вид напряжения зависит от максимального потенциала в зоне растекания и расстояния, на котором находится человек от места замыкания.

7. Электрический пробой воздушного промежутка

Суть: эта схема включения характерна для высоковольтных цепей, когда человек приближается на недопустимо близкое расстояние к высоковольтной токоведущей части. В результате происходит электрический пробой воздушного промежутка и формируется дуговой разряд. При неблагоприятных условиях, когда цепь тока не прерывается, термическую травму завершает биологическое поражение током и формируется ожог, разрушаются кожные покровы, мышечная и костная ткани.

Защита: достигается путём обеспечения недоступности токоведущих частей оборудования.

Итак, все виды мероприятий по защите человека от поражения электрическим током объединяются в две группы: организационные и технические, которые способны защитить человека как при прямом, так и при косвенном контакте с токоведущими частями электрооборудования.

Выбор технических способов (рис. 3.4.4) и средств защиты устанавливаются с учетом:

а) номинального напряжения, рода и частоты тока электроустановки;

б) способа электроснабжения (от стационарной сети, от автономного источника питания электроэнергией);

в) режима нейтрали (средней точки) источника питания электроэнергией (изолированная, заземленная нейтраль);

г) вида исполнения (стационарные, передвижные, переносные);

д) возможности снятия напряжения с токоведущих частей, на которых или вблизи которых должна производиться работа;

е) характера возможного прикосновения человека к элементам цепи тока:

- однофазное (однополюсное) прикосновение;

- двухфазное (двухполюсное) прикосновение;

- прикосновение к металлическим нетоковедущим частям, оказавшимся под напряжением;

ж) возможности приближения к токоведущим частям, находящимся под напряжением, на расстояние меньше допустимого или попадания в зону растекания тока;

з) видов работ: монтаж, наладка, испытание, эксплуатация электроустановок, осуществляемых в зоне расположения электроустановок, в том числе в зоне воздушных линий электропередачи.

и) условий внешней среды:

· особо опасные помещения – характеризуются наличием одного из трёх условий: особой сырости, когда относительная влажность воздуха близка к 100%;


Рисунок 3.4.4 - Технические средства обеспечения электробезопасности


химически активной среды, когда содержащиеся пары или образующиеся отложения действуют разрушающе на изоляцию и токоведущие части оборудования; двух и более признаков одновременно, свойственных помещениям с повышенной опасностью.

· помещения повышенной опасности – характеризуются наличием следующих признаков: сырости, когда относительная влажность превышает 75%; высокой температуры воздуха (выше 35ºC); токопроводящей пыли (угольная, металлическая и др.); токопроводящих полов (металлических, земляных, железобетонных, кирпичных и т.п.); возможности одновременного прикосновения человека к имеющим соединение с землёй металлоконструкциям зданий, технологическим аппаратам с одной стороны и к металлическим корпусам электрооборудования – с другой.

· помещения без повышенной опасности – это сухие, беспыльные помещения с нормальной температурой воздуха и с изолирующими полами, т.е. в которых отсутствуют условия, свойственные помещениям с повышенной опасностью и особо опасным.

· на открытом воздухе

Приведем краткую характеристику способов реализации средств защиты от электроопасности.

1) Изоляция токопроводящих частей и её непрерывный контроль. Для предупреждения электропоражений применяется рабочая изоляция токоведущих частей, кроме того применяется двойная изоляция – это изоляция металлических частей электрооборудования нормально не находящихся под напряжением. Согласно Правил устройства электроустановок сопротивление изоляции должно быть не менее 0.5 - 10·106 Ом. Этот метод защиты имеет недостаток – при пробое на корпусе работа установки не прекращается и человек не подозревает об опасности. Основной характеристикой изоляции является сопротивление, которое способно уменьшаться при увлажнении, загрязнении, нагревании, в связи с чем, необходим постоянный контроль за её состоянием. Существуют основные и дополнительные изолирующие средства. Основными называют такие средства, изоляция которых надежно выдерживает рабочее напряжение. Дополнительные средства усиливают изоляцию человека от токопроводящих частей и земли. В таблице 3.4.1 приведены основные сведения об изолирующих электрозащитных средствах.

2) Обеспечение недоступности токоведущих частей. Прикосновение к токоведущим частям электроустановок всегда опасно, а при напряжении выше 1000 В

 

Таблица 3.4.1 – Классификация изолирующих электрозащитных средств

Вид Напряжение электроустановки, В
До 1000 Выше 1000
Основные -Изолирующие штанги, -изолирующие и токоизмерительные клещи, -диэлектрические перчатки, -инструмент с изолированными рукоятками, -указатели напряжения - Оперативные и измерительные штанги, - изолирующие и токоизмерительные клещи, - указатели напряжения, - изолирующие устройства и приспособления для ремонтных работ
Дополнительные -Диэлектрические галоши, - диэлектрические резиновые коврики, - изолирующие подставки _ Диэлектрические перчатки и обувь, - диэлектрические резиновые коврики, - изолирующие подставки

 

опасно даже приближение к токоведущим частям. Чтобы исключить прикосновение или приближение к токоведущим частям обеспечивается недоступность посредством:

- сплошных или сетчатых ограждений;

- блокировок (при напряжении выше 250 В), которые автоматически отключают питание от токоведущих частей электроустановок;

- расположении токоведущих частей на недоступной высоте или в недоступном месте.

3) Защитное отключение – система защиты, обеспечивающая безопасность путём автоматического отключения электроустановки за 0.03 – 0.1 секунды при возникновении аварийной ситуации. При применении защитного отключения безопасность обеспечивается её быстродействием. Устройства защитного отключения наиболее эффективное средство обеспечения электробезопасности, однако, как любая сложная система обладает определённым уровнем надёжность, что обусловливает необходимость их применения в сочетании с защитным заземлением и занулением.

4) Защитное заземление – преднамеренное электрическое соединение с землей или её эквивалентом металлических нетоковедущих частей, которые могут оказаться под напряжением вследствие замыкания на корпус и по другим причинам. Принцип действия защитного заземления – снижение до безопасных значений напряжений прикосновения и шага, обусловленных замыканием на корпус, что достигается путём уменьшения потенциала заземлённого оборудования, а также путём выравнивания потенциалов основания, на котором стоит человек и заземлённого оборудования. Область применения:

- сети, напряжением до 1000 В переменного тока трехфазные трехпроводные с изолированной нейтралью, однофазные двухпроводные, изолированные от земли, а так же постоянного тока двухпроводные с изолированной средней точкой обмоток источника тока;

- сети напряжением выше 1000 В переменного и постоянного тока с любым режимом нейтральной или средней точки обмоток источников тока.

Защитное заземление необходимо отличать от рабочего и заземления молниезащиты. Рабочее заземление – преднамеренное соединение с землей отдельных точек электрической цепи. Заземление молниезащиты – преднамеренное соединение с землёй молниеприёмников и разрядников в целях отвода от них токов молнии в землю.

Осуществляется защитное заземление с помощью заземляющего устройства – совокупности проводников к заземлителю. Заземлитель – проводник или совокупность соединённых между собой проводников, находящихся в соприкосновении с землёй. Заземлители могут быть естественными (находящиеся в земле металлические предметы) и искусственными (вертикальные и горизонтальные электроды). Заземляющее устройство бывает 2 видов: контурное и выносное. Контурное заземляющее устройство характеризуется тем, что электроды его заземлителя размещаются по контуру (периметру) площадки, на которой находится заземляемое оборудование. Т.к. электроды распределяются по площадке равномерно, то контурное заземление называют распределённым. В случае, если оборудование, подлежащее защите расположено рассредоточено или при высоком сопротивлении земли на данной территории (песчаные или скалистые грунты) применяют выносное зеземляющее устройство. Недостатком выносного устройства является отдалённость заземлителя от защищаемого оборудования.

5) Защитное зануление предназначено для защиты в трёхфазных четырёхпроводных сетях с глухозаземлённой нейтралью, работающих под напряжением до 1000 В, т.к. в этих сетях использование защитного заземления не эффективно. Обычно это сети 220/127, 380/220, 660/380 В. Зануление – это преднамеренное соединение с нулевым защитным проводником металлических нетокопроводящих частей, которые могут оказаться под напряжением. Оно превращает пробой на корпус в короткое замыкание между фазным и нулевым проводами и способствует протеканию тока большой силы через устройства защиты сети, а конечном итоге - быстрому отключению поврежденного оборудования. Ток короткого замыкания должен в 3 раза превышать номинальный ток плавкой вставки предохранителя.

6) Электрическое разделение сетей – это разделение электрической сети на отдельные электрически не связанные между собой участки с помощью разделительных трансформаторов. Из-за большой протяженности и разветвлённости электрической сети, она имеет большую ёмкость и небольшое сопротивление исправной изоляции фаз. Вследствие этого могут возникнуть большие токи замыкания на землю и повышается опасность при прикосновении человека к фазе. Для снижения этой опасности электрическую сеть разделяют на несколько небольших сетей (до 1000 В) такого же напряжения, т.к. они обладают небольшой ёмкостью и большим сопротивлением фаз.

7) Для обеспечения безопасности работ в действующих электроустановках должны выполняться следующие организационные мероприятия:

- назначение лиц, ответственных за организацию и безопасность производства работ;

- оформление наряда или распоряжения на производство работ;

- осуществление допуска к проведению работ;

- организация надзора за проведением работ;

- оформление окончания работы, перерывов в работе, переводов на другие рабочие места;

- установление рациональных режимов труда и отдыха.

Таким образом, к работе в электроустановках должны допускаться лица, прошедшие инструктаж и обучение безопасным методам труда, проверку знаний правил безопасности и инструкций в соответствии с занимаемой должностью применительно к выполняемой работе с присвоением соответствующей квалификационной группы по технике безопасности и не имеющие медицинских противопоказаний.

Для обеспечения безопасности работ в электроустановках следует выполнять:

-отключение установки (части установки) от источника питания;

-проверка отсутствия напряжения;

-механическое запирание приводов коммутационных аппаратов,

-снятие предохранителей, отсоединение концов питающих линий и другие меры, исключающие возможность ошибочной подачи напряжения к месту работы;

-заземление отключенных токоведущих частей (наложение переносных заземлителей, включение заземляющих ножей);

-ограждение рабочего места или остающихся под напряжением токоведущих частей, к которым в процессе работы можно прикоснуться или приблизиться на недопустимое расстояние.

 

3.4.3 Средства индивидуальной защиты (СИЗ)

 

Номенклатура СИЗ включает в себя обширный перечень средств, применяемых в производственных условиях и средств, используемых в чрезвычайных ситуациях (рис. 3.4.5).

 

Рисунок 3.4.5 – классификация средств индивидуальной защиты

 

Таким образом, всё многообразие средств индивидуальной защиты можно объединить в следующие группы:

- средства защиты кожи (СЗК);

- средства защиты головы;

- средства защиты глаз и лица;

- средства защиты органов слуха;

- средства защиты органов дыхания (СИЗОД).

Средства защиты кожи необходимы при контакте с веществами и материалами, вредными для кожи; механических воздействиях, в результате которых появляются царапины и раны, а кожа становится более восприимчивой к воздействию вредных веществ. Риск такого рода воздействия можно снизить в тех случаях, когда:

- кожа является здоровой, не травмированной и обладает способностью к сопротивлению;

- когда при выполнении трудовых операций происходит наименьший контакт с вредными веществами;

- когда есть возможность заменить вредные вещества и материалы менее вредными;

- когда снижается частота и продолжительность контактов с вредными веществами.

Средства защиты головы предназначены для предохранения головы от падающих и острых предметов, а также для смягчения ударов. Выбор шлемов и касок зависит от вида выполняемых работ. Они должны использоваться в следующих условиях:

- существует риск получить травму от материалов, инструментов или других острых предметов, которые падают вниз, опрокидываются, соскальзывают, выбрасываются или сбрасываются вниз;

- имеется опасность столкновения с острыми выпирающими или свивающими предметами, остроконечными предметами, предметами неправильной формы, а так же с подвешенными или качающимися тяжестями;

- существует риск соприкосновения головы с электрическим проводом.

Необходимо подбирать каску в соответствии с характером выполняемой работы и размером головы.

Средства защиты глаз и лица необходимо использовать для предохранения воздействия вредных механических, химических и лучевых воздействий.

Средства защиты органов слуха используют в шумных производствах. Существуют различные типы средств защиты органов слуха: беруши, наушники. Правильное и постоянное применение средств защиты слуха снижает шумовую нагрузку для берушей на 10-20, а для наушников на 20-30 дБ.

Средства защиты органов дыхания. Окружающая воздушная среда может быть загрязнена аэрозолями и/или газами и парами. Может также иметь место недостаток кислорода (рис. 3.4.6).

Рисунок 3.4.6 - Классификация окружающей воздушной среды

 

При выборе СИЗОД также необходимо учитывать:

- температуру и влажность воздуха,

- концентрации вредных веществ и их состояние (пары, газы, аэрозоли),

- содержание кислорода,

- факторы, характеризующие тяжесть и условия труда.

На рисунке 3.4.7 приведена классификацию средств индивидуальной защиты органов дыхания в соответствии с ГОСТ 12.4.034 – 2001.Существуют два различных метода обеспечения индивидуальной защиты органов дыхания от воздействия окружающей воздушной среды:

- очистка воздуха (фильтрующие СИЗОД);

- подача чистого воздуха или дыхательной смеси на основе кислорода от какого-либо источника (изолирующие СИЗОД).

Фильтрующие средства подают в зону дыхания очищенный от примесей воздух. Достоинствами фильтрующих средств являются возможность свободного передвижения человека и простота решения при смене рабочего места. Недостатки заключаются в следующем:

- фильтры обладают ограниченным сроком годности;

- затруднённостью дыхания из-за сопротивления фильтра;

- ограниченность работы с фильтром по времени применения, за исключением


 

Рисунок 3.4.7 – Классификация средств защиты органов дыхания

 


фильтрующей маски с поддувом.

Фильтрующие СИЗОД без принудительной подачи воздуха по конструкции подразделяют на:

- фильтрующие лицевые части с клапанами / без клапанов;

- лицевые части из изолирующих материалов с фильтрами и с клапанами / без клапанов. Лицевые части из изолирующих материалов подразделяют на полумаски / четверть маски и маски.

Противоаэрозольные фильтрующие лицевые части и фильтры по эффективности защиты подразделяют на следующие классы:

- низкой эффективности;

- средней эффективности;

- высокой эффективности.

Противогазовые фильтрующие лицевые части по времени защитного действия подразделяют на следующие классы:

- низкой эффективности;

- средней эффективности.

Противогазовые фильтры по времени защитного действия подразделяют на следующие классы:

- низкой эффективности;

- средней эффективности;

- высокой эффективности.

Противогазоаэрозольные фильтрующие СИЗОД могут представлять собой любую комбинацию из представленных выше лицевых частей или фильтров. Более подробные детали классификации приведены в стандартах общих технических условий на различные виды и составные элементы СИЗОД.

Изолирующие средства защиты должны применяться в следующих случаях:

- в условиях возникновения недостатка кислорода во вдыхаемом воздухе;

- в условиях загрязнения воздуха в больших концентрациях или в случае, когда концентрация загрязнения не известна;

- в условиях, когда нет фильтра, который может предохранить от загрязнения;

- в случае, если выполняется тяжёлая работа, когда дыхание через фильтрующие СИЗОД затруднено из-за сопротивления фильтра.

Основные требования к СИЗОД приведены на рисунке 3.4.8

 


Рисунок 3.4.8 – Требования к СИЗОД

 

3.4.4 Безопасность функционирования автоматизированных и роботизированных производств

Основными причинами воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов при использовании автоматизированного оборудования являются:

- нарушение условий эксплуатации оборудования;

- нарушение требований безопасности труда при организации автоматизированного участка, связанные с неправильной планировкой оборудования, пультов управления, транспортно-накопительных устройств;

- отказ или поломка технологического оборудования, промышленных роботов и манипуляторов;

- ошибочные действия оператора при наладке, регулировке, ремонте оборудования или во время работы его в автоматическом цикле;

- появление человека в рабочем пространстве оборудования;

- нарушение инструкций по ТБ;

- отказы в функционировании средств аварийной и диагностической сигнализации и отображения информации;

- ошибки в работе устройств программного управления и ошибки программирования.

При работе автоматизированных и роботизированных производств на персонал предприятия могут действовать все вредные и опасные факторы, источником которых являются сами технические устройства и в зависимости от особенностей технологического производства, вредные и опасные факторы производственной среды (микроклимат, освещение, наличие вредных веществ и т.д.).

Наибольший эффект по обеспечению безопасности технических систем в автоматизированных и роботизированных производствах достигается комбинацией мер, которые применяются разработчиками на стадии проектирования, с мерами, которые будут предприниматься потребителем на стадии эксплуатации этого оборудования (рис. 3.4.9). Основная роль по обеспечению безопасности технической системе отводиться этапу конструирования.

Рисунок 3.4.9 – Меры по обеспечению безопасности оборудования

 

 

Конструирование с целью снижения риска в соответствии с ГОСТ ИСО/ТО 12100-2-2002 должно быть направлено на:

1) устранение наибольшего числа опасностей или уменьшение его посредством выбора оптимальных структуры и параметров конструкции;

2) ограничение опасности сокращением времени пребывания оператора в опасной зоне.

Первое направление реализуется следующими мероприятиями:

- выбором безопасных принципов действия механизмов и их элементов;

- снижением энергопотребления и сокращением накапливаемой энергии при работе оборудования;

- выбором максимально безопасных материалов для производства оборудования и деталей;

- применение встроенных в конструкцию средств защиты работающих и сигнализации;

- предусмотрение применения дополнительных средств защиты;

- выполнением эргономических и психофизиологических совместимостей оборудования и человека.

Второе направление реализуется повышением надёжности конструкции машин и ее элементов.

В соответствии с законодательством РФ оборудование должно иметь сертификат соответствия – документ, подтверждающий безопасность оборудования или изделия. Обязательная сертификация проводится на соответствие обязательным требованиям, содержащимся в ГОСТах или аналогичных им по статусу нормативных документах, а так же международных и национальных стандартах. Помимо сертификации продукция подлежит гигиенической оценке – процедуре подтверждения продукции санитарно-гигиеническими нормам.

Т.о. совокупность организационных, технических и технологических мероприятий, направленных на снижение риска возникновения опасности от технической системы позволяют обеспечить необходимый уровень безопасности.

 

1. Основы системы физического воспитания.

2. Цель и задачи физического воспитания.

3. Общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания.

Содержание лекции.

*1. «Система» – нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей, предназначенных для выполнения конкретных функций и решения тех или иных задач.

Система физического воспитания – это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.

1. Мировоззренческие основы. Мировоззрение – совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности. В отечественной системе физического воспитания мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку к профессиональной деятельности.

2. Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижение многих наук. Её теоретико-методической основой служат научные положения таких наук, как естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.).

3. Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат науч­но обоснованные задачи и средства физического воспитания, ком­плексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований.

Программно-нормативные основы системы физического вос­питания конкретизируются в зависимости от возраста, пола, уровня подготовленности, состояния здо­ровья и условия основной деятельности участников физкуль­турного движения (учеба, работа на производстве, служба в ар­мии) в двух основных направлениях: общеподготовительном и специализированном.

Общеподготовительное - это физическое воспитание в системе общего обязательного об­разования. Оно обеспечивает: базовый минимум всесторонней физической подготовленности; необходимых в жизни двигательных умений и навыков; доступный каждому уро­вень разностороннего развития физических способностей. Специ­ализированное направление (спортивная тренировка, производ­ственно-прикладная и военно-прикладная физическая подготов­ка) предусматривает углубленное совершенствование в избран­ном виде двигательной деятельности на базе широкой общей под­готовки с возможно высоким (в зависимости от индивидуальных способностей) уровнем достижений.

В программно-нормативных основах находят конкретное воп­лощение основные принципы физического воспитания (прин­ципы всемерного содействия всестороннему гармоническому развитию личности, прикладной и оздоровительной направлен­ности).

4. Организационные основы. Организационную структуру систе­мы физического воспитания составляют государственные и обще­ственно-самодеятельные формы организации, руководства и уп­равления.

По государственной линии предусматриваются систематичес­кие обязательные занятия физическими упражнениями в дошколь­ных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, сред­них специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государ­ственным программам, в отведенное для этого часы в соответ­ствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров).

Контроль за организацией, осуществлением и результатами физического воспитания по государственной линии обеспечива­ют Комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, Комитет Государственной Думы по туризму и спорту, городские комитеты по физической культуре и спорту, а также соответствующие отделы Министерства образования РФ.

По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся и потребности в фи­зическом воспитании. Принципиальной чертой общественно-са­модеятельной формы организации является полная добровольность физкультурных занятии. Продолжительность занятии зависит во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и ре­ального наличия свободного времени.

Организация физического воспитания на общественно-самодеятельных началах предусматривает массовое вовлечение в занятия физической культурой через систему добровольных спортивных обществ: «Спартак», «Локомотив», «Динамо», «Тру­довые резервы» и др.

*2. Цель - конечный итог деятельности, к которо­му стремится человек или общество.

Цель физического воспитания - оптимизация физичес­кого развития человека, всестороннего совершенствования физических качеств и способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обес­печить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности (Л.П.Мат­веев, 1989).

Цель физического воспитания – формирование физически совершенных людей, обладающих духовным богатством, моральной чистотой и способных к долголетнему творческому труду и защите Родины (Б.А. Ашмарин и др., 1990)..

Для решения цели в физиче­ском воспитании, решается комплекс специ­фических и общепедагогических задач.

К специфическим задачам физического воспитания относятся две группы задач:

1) задачи по оптимизации физического развития человека:

— оптимальное развитие физических качеств, присущих чело­веку;

— укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание орга­низма;

— совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;

— многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспо­собности.

2) образовательные задачи.

— формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков;

— формирование спортивных двигательных умений и навы­ков.

— приобретение базовых знаний научно-практического харак­тера.

К общепедагогическим относят задачи по формированию лич­ности человека. Эти задачи выдвигаются обществом перед всей системой воспитания как особо значимые. Физическое воспи­тание должно содействовать развитию нравственных качеств, по­ведению в духе требований общества, развитию интеллекта и психомоторной функции.

Высоконравственное поведение спортсмена, воспитанного тре­нером и коллективом, а также выработанные в процессе занятий физическими упражнениями трудолюбие, настойчивость, смелость и другие волевые качества непосредственно переносятся в жизнь, в производственную, военную и бытовую обстановку.

Общепедагогические задачи физического воспитания уточня­ются в соответствии со спецификой избранного направления фи­зического воспитания, возраста и пола занимающихся.

По Б.А.Ашмарину (1990). Задачи системы физического воспитания выражают конкретные, соответствующие условиям функционирования систе­мы задания, выполнение которых приближает к цели. Задачи системы физическо­го воспитания составляют три группы: оздоровительные, воспита­тельные и образовательные задачи.

Оздоровительные задачи направлены на согласование и сораз­мерное развитие всех форм и функций организма человека, содей­ствующие укреплению здоровья и совершенствованию физиче­ских качеств. Основным результатом решения оздоровительных за­дач должно быть улучшение физического состояния человека, его физического развития.

На физическое развитие человека оказывают влияние три группы факторов: биологические, климатогеографические и со­циальные.

Группу биологических факторов составляют на­следственные факторы. (Например, по длине тела родителей мож­но с долей вероятности судить о возможной длине тела их детей.) В результате действия этих факторов физическое развитие под­чиняется естественным законам, постепенной и возрастной сме­няемости периодов развития.

Группа климатогеографических факторов включает факторы, которые обусловлены климатическими и метеорологическими условиями, характерными для тех или иных географических зон страны, например: короткий световой день и сильные морозы на севере страны, высокая температура воздуха и низкая влажность в некоторых отдаленных районах Средней Азии.

К группе социальных факторов относятся условия материальной жизни, трудовой и учебной деятельности, содержа­ние воспитания, включая физическое, и т. п. Действие всех со­циальных факторов полностью подчинено общественно-экономи­ческому развитию страны. В свою очередь социальные факторы оказывают существенное влияние на действия биологических и климатогеографических факторов.

Например: улучшение матери­альных условий жизни — на ускорение прироста длины тела, веса, окружности грудной клетки и пр.; специально подобранные физи­ческие упражнения — на ликвидацию отставания в развитии бы­строты, силы движений, вызванного неблагоприятными климати­ческими условиями. Следовательно, хотя физическое развитие может протекать и без физического воспитания, однако только с помощью рационально организованных занятий физическими упражнениями, с учетом, разумеется, биологических закономерно­стей развития организма можно достичь согласованного и сораз­мерного развития всех форм и функций человеческого ор­ганизма.

Оценка физического развития производится путем измерения размеров тела (длины и массы тела, окружности грудной клетки, длины туловища и конечностей и пр.), оценки внешних признаков телосложения (формы грудной клетки, ног, осанки, рельефа мус­кулатуры, жироотложения, эластичности кожи и пр.), степени полового созревания по внешним признакам, а также путем изме­рения некоторых функциональных показателей, как, например, жизненной емкости легких, силы отдельных мышечных групп, уровня проявления быстроты, выносливости и подвижности в су­ставах.

Используя показатели физического развития, следует иметь в виду, что их высокий уровень создает лишь предпосылки для хорошего здоровья, высокой работоспособности или высоких спортивных результатов. Можно, например, обладать высоким ростом, хорошей осанкой и не иметь достаточной сопротивляемо­сти к простудным заболеваниям или обладать большой мышечной силой и не уметь выполнять лазанье по канату в три приема. Поэтому при оценке физического развития используется комплекс различных показателей и обязательно в сопоставлении с показа­телями здоровья, работоспособности и уровнем умений выполнять те или иные действия.

Т.о. фи­зическое развитие расценивается как одна из функций физическо­го воспитания, по которой судят об эффективности занятий физи­ческими упражнениями.

Воспитательные задачи нацелены на всестороннее и гармони­ческое развитие личности человека в единстве его духовных и физических сил. Физическое воспитание, как целостный педа­гогический процесс, способно своими специфическими средства­ми решать общие задачи воспитания.

Образовательные задачи направлены на формирование опре­деленных систем двигательных умений и навыков, на вооружение специальными знаниями в этой области, в результате чего чело­век приобретает тот или иной уровень физического образования.

Специальные знания те, которые отражают закономерности физического воспитания. Общее физическое обра­зование приобретается, к примеру, учениками общеобразовательных школ. Специализированное физическое образование приобретается в процессе спортивной подготовки. Физкультурное образование то, которое определяет меру профессиональной педа­гогической подготовки и может быть средним или высшим (удостоверяется соответствующим дипломом). Физическое образо­вание предусматривает не только накопление человеком знаний и двигательных умений, но и формирование умений пользоваться ими в жизни (включая умения передавать свои знания и опыт другим) и самостоятельно овладевать физическими упражне­ниями.

Впервые тер­мин «физическое образование» получил научное обоснование в трудах П. Ф. Лесгафта,

Все три группы задач системы физического воспи­тания должны решаться комплексно на каждом занятии физиче­скими упражнениями. Реальные педагогические обстоятельства могут временно усиливать необходимость решения тех или иных задач.

 

*3. «Принципы» в педагогике - наиболее важ­ные, наиболее существенные положения, которые отражают за­кономерности воспитания. Они направляют деятельность педаго­га и занимающегося к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени.

Общие принципы системы физического воспитания:

1) принцип содействия всесто­роннему и гармоническому развитию личности;

2) принцип связи физического воспитания с практикой (прикладности);

3) принцип оздоровительной направленности.

Общие, т.к. их действие распространя­ется на всех работников в сфере физической культуры и спорта, на все звенья системы физического воспитания (дошкольные учрежде­ния, школа, средние специальные и высшие учебные заведения и т.п.), на государственные и общественные формы организации (мае-совая физическая культура и спорт высших достижений и т.д.).

В общих принципах заложено требование общества, государства, как к самому процессу физического воспитания, так и к его результату (каким должен стать человек, занимающийся физи­ческой культурой).

Принцип содействия всестороннему и гармоничному развитию личности. Данный принцип раскрывается в двух основных положениях.

1. Обеспечить единство всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. В процессе физического воспита­ния и смежных формах использования физической культуры необ­ходим комплексный подход в решении задач нравственного, эсте­тического, физического, умственного и трудового воспитания.

2. Комплексное использование различных факторов физичес­кой культуры для полного общего развития свойственных челове­ку жизненно важных физических качеств и основанных на них двигательных способностей наряду сформированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В соответствии с этим в специализированных формах физическо­го воспитания необходимо обеспечивать единство общей и спе­циальной физической подготовки.

Принцип связи физического воспитания с практикой жизни (принцип прикладности). Этот принцип отражает целевое назначение физической культуры: готовить человека к трудовой, а также в силу необходимости к военной деятельности. Принцип при­кладности конкретизируется в следующих положениях.

1. При решении задач физической подготовки отдавать предпочтение тем средствам (физичес­ким упражнениям), которые формируют жизненно важные двига­тельные умения и навыки непосредственно прикладного характера.

2. В любых формах физкультурной деятельности стремиться к приобретению большего количества двигательных умений и навыков, а также разносторонне развивать физические способности.

3. Постоянно и целенаправленно связывать культурную деятель­ность с формированием активной жизненной позиции личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.

Принцип оздоровительной направленности. Принцип зак­лючается в достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека. Этот принцип обязывает:

— определяя конкретное содержание средства и метода физи­ческого воспитания, непременно исходить из их оздоровительной ценности, как обязательного критерия;

— планировать и регулировать тренировочные нагрузки в зависи­мости от пола, возраста, уровня подготовленности занимающихся;

— обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагоги­ческого контроля в процессе занятий и соревнований;

— широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Основное назначение общих принципов системы физического воспитания сводится к следующему [А.М. Максименко, 1999]:

во-первых, к созданию наиболее благоприятных условий и возможностей для достижения цели и решения задач физического воспитания;

во-вторых, к обозначению общей направленности процесса физического воспитания (всесторонности, прикладности, оздо­ровления);

в-третьих, к определению основных путей, гарантирующих достижение положительных результатов физического воспитания (пути реализации их на практике).

Принципы системы физического воспитания представляют собой органическое единство. Нарушение одного из них отража­ется на осуществлении остальных.

 

 

Передача гражданского дела из одного суда в другой - явление исключительное. Общее правило подсудности состоит в том, что дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено этим судом по существу, несмотря на то что в дальнейшем оно стало подсудным другому суду.

Однако, как исключение, передача дела из одного суда в другой может иметь место, но лишь в случаях, предусмотренных в законе (ст. 33 ГПК), и в порядке, регламентированном нормами гражданского процессуального права.

В настоящее время существуют четыре ситуации, при которых суд передает дело в другой суд:

- если гражданское дело было возбуждено по общему правилу территориальной подсудности в суде по последнему известному месту жительства ответчика и его фактическое место жительства при возбуждении дела было не известно, а в процессе рассмотрения и разрешения дела оно будет установлено, то при наличии ходатайства ответчика о передаче дела в другой суд по подсудности суд передает дело по месту жительства ответчика;

- при его рассмотрении выяснилось, что оно было принято к производству в данном суде с нарушением правил подсудности;

- после отвода одного или нескольких судей замена их в данном суде становится невозможной и дело нельзя рассматривать в суде, в котором оно принято к производству;

- обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств.

В Законе установлен процессуальный порядок передачи дела из одного суда в другой. О передаче дела в другой суд или об отказе в передаче дела в другой суд выносится определение суда, на которое может быть подана частная жалоба. Передача дела осуществляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи жалобы - после вынесения определения суда об оставлении жалобы без удовлетворения.

Дело, направленное из одного суда в другой, должно быть принято к рассмотрению судом, в который оно направлено. Споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются (ч. 4 ст. 33 ГПК РФ).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.276 сек.