КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часы лекции 13.40-15.20 и 15.30-17.10
В науке под формой соучастия понимают внешнее выражение совместных усилий двух или более лиц в совершении общественно опасного деяния (в наступлении их общественно опасных последствий). В основе деления соучастия на формы лежит способ взаимодействия соучастников (объективный критерий) и степень согласованности их действий (субъективный критерий). Таможенная система Советского государства и предпосылки создания таможенных органов Российской Федерации Начальник ОПКВК Л.В.Гулова Расписание лекций для интернов на 2013-2014 уч.г.
Перечень специальностей:
Таможенная политика, сформулированная В.И. Лениным с октября 1917 г. и вплоть до конца 80-х годов определила деятельность таможенных органов в принципиально новом направлении, чем до революции или чем таможенные органы других стран со свободной экономикой. Отсюда вытекало и существенное изменение функций и структурной организации таможенных органов. Во-первых, таможенные органы фактически перестали налоговыми, фискальными органами государства, а таможенные платежи более не рассматривались как сколь-нибудь значительный источник доходов государственного бюджета. Во-вторых, монополия внешней торговли означала отказ государства от таможенно-тарифных механизмов регулирования внешней торговли. Практика проведения таможенных операций подтвердила, что таможенный тариф не являлся инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности, его узость и несоответствие уровня таможенных пошлин ценам на товары, сложившиеся на внутреннем и внешнем рынках. Таможенные органы призваны были обеспечивать и охранять государственную монополию и соответственно становились одним из рычагов чисто административного воздействия на внешнеэкономические связи. Таким образом, основными для таможенников становятся функции по осуществлению таможенного контроля и пресечению таможенных правонарушений. Практическая реализация ленинской идеи государственной монополии внешней торговли не оставила места для широкого применения таможенно-тарифной практики и сделала систему таможенного контроля чисто вспомогательным инструментом регулирования внешней торговли. На момент Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 г. 29 декабря 1917 г. было принято первое постановление СНК РСФСР «О порядке выдачи разрешения на ввоз и вывоз товаров». Им определялись подчиненность таможенных органон, их функции, порядок ввоза и вывоза товааров. Всем таможенным чинам и учреждениям на всех границах под страхом уголовной ответственности предписывается не выпускать за границу и не впускать из-за границы товары без предъявления разрешений. Все принятые ранее правовые акты, регулирующие порядок ввоза и вывоза товаров, отменялись. Таким образом, именно этим постановлением была создана разрешительно-запретительная система перемещения товаров через таможенную границу Советского государства. Следующий этап в деятельности таможен был связан с принятием Декрета СНК от 22 апреля 1918 г. о национализации внешней торговли. В соответствии с этим Декретом практически была объявлена монополия внешней торговли государства, которая осуществлялась теперь через Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ). Все сделки, связанные с перемещением товаров через границу, осуществлять помимо этого органа запрещалось. В начале 1918 г. возобновил работу Департамент таможенных сборов при Наркомате финансов. 29 мая 1918 г. СНК издал декрет «О разграничении прав центральных и местных Советских властей по сбору пошлин и регулированию деятельности местных таможенных учреждении». Декретом СНК, изданным 29 июня 1918 г., Департамент таможенных сборов переименовывается в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в подчинение Наркомата торговли и промышленности. В соответствии с Декретом СНК о внешней торговле от 11 июня 1920 г. Наркома торговли и промышленности был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли. Этим же Декретом Департамент таможенных сборов переименован в Главное управление таможенного контроля. При этом изменений в существовавшей ранее организационной структуре таможенных органов не произошло. 12 ноября 1920 г. СНК РСФСР издал декрет «О порядке приема, хранения, отпуска импортных и экспортных товаров», который послужил основой для Таможенного устава СССР 1924 г. В декабре 1921 г. создастся Главное таможенное управление, на которое возлагались задачи по организации и управлению таможенными учреждениями, разработка таможенной политики, соответствующих правовых актов, а также борьба с контрабандой. Декрет СНК от 31 марта 1922 г. утвердил Временное положение о местных таможенных учреждениях, округах, таможнях и таможенных постах. В таможенной системе предусматривалось четыре типа таможен: портовые, пограничные железнодорожные, пограничные, расположенные у рек, озер, на шоссейных дорогах, и внутренние. Было сформировано восемь таможенных округов: Петрозаводский, Западный, Сибирский, Туркестанский, Семипалатинский, Южный, Украинский, Закавказский. В их состав вошли 134 таможни и 149 таможенных постов. Помимо таможенных округов были созданы два таможенных участка — Петрозаводский и Крымский. Таким образом, если в 1918-1921 гг. таможенно-тарифному регулированию отводилась весьма скромная роль, то в 1922 г. в связи с переходом к нэпу и расширением внешней торговли роль таможенных органов в государственном управлении существенно возросла. Была практически восстановлена таможенная система России. Эти же годы характеризуются возвращением к тарифным методам регулирования внешней торговли. Первый послереволюционный таможенный тариф по европейской привозной торговле СНК РСФСР утвердил 14 февраля 1922 г. Он просуществовал около года. В конце 1922 г. была сформирована комиссия для выработки нового тарифа. В эти годы в стране царили голод и общий товарный дефицит. Поэтому было принято решение насытить внутренний рынок путем облегчения ввоза товаров, а лишь затем оказывать покровительство отечественной промышленности. Необычность тарифа 1922 г. заключалась в том, что он состоял из двух самостоятельных частей: так называемого привозного тарифа и тарифа по отпускной торговле. Отпускной тариф, как правило, не применялся для мирного времени. По данному тарифу были запрещены к вывозу хлеб, лен, масло, пушнина и т.д. После принятия этих тарифов в промышленности начинается некоторый подъем. В стране вводится новая экономическая политика (нэп). Возникает объективная необходимость в защите отечественного производителя. К январю 1923 г. был составлен окончательный проект таможенного тарифа и передан в Таможенно-тарифный комитет (ТТК), который после некоторых исправлений передал его в Совнарком. Однако данный тариф был запутанным и сложным, возникали трудности при калькуляции. В 1924 г. принимается тариф, близкий к довоенному. Были восстановлены прежняя классификация товаров и деление их на группы. Это был первый тариф на метрической основе. 17 января 1924 г. принимается отпускной тариф, достаточно либеральный, который имел покровительственный характер и направленность на защиту обрабатывающей и добывающей промышленности. 14 декабря 1924 г. Президиум ЦИК СССР утвердил Таможенный устав СССР, явившийся первым кодифицированным актом по таможенному делу. Таможенный устав включал шесть разделов, состоявших из 283 статей. В целом Таможенный устав 1924 г. предусматривал следующую структуру таможенных органов: 1) Наркомат внешней торговли (НКВТ); 2) Главное таможенное управление (ГТУ); 3) уполномоченные НКВТ при Совнаркомах союзных республик; 4) отделения ГТУ в союзных республиках; 5) районные таможенные инспекторские управления; 6) таможни и таможенные посты. Непосредственную работу по осуществлению таможенного контроля выполняли таможни трех разрядов. Таможни первого разряда создавались при железнодорожных станциях и в портах с большим грузооборотом, таможни второго разряда — на шоссейных дорогах и в небольших речных и озерных портах, таможни третьего разряда — на грунтовых дорогах. Таможни первого и второго разрядов осуществляли все виды таможенного оформления и контроля. Таможни третьего разряда оформляли и контролировали ввозимые в страну и вывозимые из нее грузы, если они не требовали специальной технической экспертизы. Руководство таможенными учреждениями осуществляли управляющие. При них действовали рабочие органы — технические совещания, в состав которых входили помощники управляющих и инспектора. Непосредственное руководство таможенными учреждениями на местах осуществляли районные таможенные инспекторские управления, возглавляемые районными таможенными инспекторами. К концу 20-х годов таможенное законодательство подвергается сильному изменению в сторону усиления контроля за перевозкой товара и выполнением решений правительства о монополии государства на внешнюю торговлю. Впервые в 1928 г. был принят Таможенный кодекс, а не таможенный устав. Разделение с таможенным уставом произошло по причине введения административного управления таможенной системой. В том же году был принят и Таможенный устав. Он стал своего рода внутренними правилами, имевшими отношение только к таможенным органам, т.е. для внутреннего пользования. С этого времени основным законодательным актом в сфере таможенного дела становится Таможенный кодекс, по которому и по сей день работает таможня. В Кодексе закрепляется монополия на внешнюю торговлю за государством. Устанавливается совершенно новая система таможенных органов. Управление таможенным делом на всей территории страны поручается Народному комиссариату внешней торговли (НКВТ). Непосредственное управление происходит через входящее в его состав Главное таможенное управление (ГТУ). В ст. 2 Кодекса говорится, что таможенные органы осуществляют фактический контроль за выполнением постановления о государственной монополии внешней торговли, а также взимают таможенные сборы и совершают все другие таможенные операции. При Главном таможенном управлении создается несколько отделов. Нижестоящими органами ГТУ являлись местные таможенные учреждения, отделения главного таможенного управления, таможни и посты. По-прежнему было сохранено различие в доставке грузов морским, сухопутным, железнодорожным путем и воздушным путем. В период с 1929 по 1932 г. все более отчетливой становится тенденция отказа от экономической модели управления, обозначился переход к административному регулированию общественных отношений. Этот процесс затронул внешнеэкономическую деятельность, в том числе и правовое регулирование таможенного дела. На этот период значительно сократился оборот международного пассажирского сообщения, резко уменьшилось число участников внешнеторговых связей. 21 января 1930 г. был принят основной нормативный акт в области таможенного обложения - Свод таможенных тарифов СССР, значительная часть которого просуществовала свыше 30 лет. С началом Великой Отечественной войны деятельность 24 таможен, расположенных на западных границах СССР, была прекращена. Действовали таможни, расположенные по сухопутной границе от Тихого океана до Черного моря, прикаспийские и северные (Мурманская и Архангельская). На таможни возлагались новые задачи, в основном пропуск грузов. По мере освобождения территории страны возрождалась система таможенных учреждений. В первые послевоенные годы система таможенных органов состояла из возглавлявшего ее Г'ТУ, в составе которого имелись отделы транзитно-грузовой, почтово-пассажирский, борьбы с контрабандой, таможенной статистики, тарифов и кодификации, таможенной информации, финансовый, снабжения и кадров, таможен 1-го, 2-го и 3-го классов и таможенных постов. Лишь в 1964 г. Указом Президиума верховного Совета СССР был утвержден новый Таможенный кодекс. Он, как и предыдущий, закреплял монопольное право на внешнюю торговлю за государством. Главное нововведение касалось отмены различий в привозе товаров по морю, суше и воздуху. Все таможни работали по единому Таможенному кодексу. Основная функция советских таможенных учреждений - контроль за соблюдением государственной монополии. Впервые было установлено понятие таможенного режима. Для разных грузов в зависимости от их назначения устанавливался определенный режим. Кодекс предусматривал три режима: режим экспорта, режим импорта и режим транзита. Середина 80-х годов ознаменовалась началом реформы системы таможенных органов. Новый, наиболее радикальный этап реформы системы таможенных органов начался в 1986 г. В связи с изменением структуры государственных органов по руководству внешнеэкономической деятельностью и новой стратегией ВЭД были предприняты меры, направленные на повышение статуса таможенных органов, превращение их из ведомственных в государственные. Решением Совета Министров СССР от 12 февраля 1986 г. № 222. Главное таможенное управление МВТ было преобразовано в самостоятельный орган — Главное управление государственного таможенного контроля (ГУ ГТК) при СМ СССР. Основными функциями ГУ ГТК являлись: - участие в разработке таможенной политики государства; - осуществление государственного таможенного контроля за соблюдением установленного порядка перемещения через границу товаров и иного имущества; - борьба с контрабандой и нарушениями таможенных правил и др. Решение столь сложных и многоплановых задач, стоящих перед ГУГТК, а также выполнение значительного числа функций потребовали и соответствующей структурной организации. Основными структурными единицами ГУ ГТК при Совете Министров СССР являлись управления и отделы. В ГУГТК функционировало также значительное количество административно-хозяйственных подразделений. В мае 1988 г. в соответствии с ТК СССР и Законом «О Государственной границе СССР» были созданы таможенные зоны, в которых производился таможенный контроль товаров, транспортных средств и имущества граждан, перемещаемых через государственную границу. Важное значение имело введение с 1 сентября 1989 г. грузовой таможенной декларации (ГТД), которая позвонила создать таможенный механизм контроля и регулирования ВЭД, а также систему таможенной статистики внешней торговли, позволившую обеспечить высшие органы государственной власти и иные государственные органы информацией о состоянии внешней торговли страны. Серьезные изменения во всех отраслях таможенного мела стали происходить после принятия в 1991 г. нового Таможенного кодекса СССР. Кодекс базировался на основополагающих принципах: единстве таможенной территории и таможенного законодательства, создании необходимых экономических условий для формирования единого экономического пространства, охватывающего все регионы страны. Впервые в таможенном законодательстве таможенные учреждения стали именоваться таможенными органами, им было предоставлено право производства дознания по делам о контрабанде. Кодекс, юридически закрепил сложившуюся к этому времени структуру таможенных органов: ГУГ'ГК - региональные таможенные управления - (РТУ) таможни. Вводилось понятие «таможенный регион», на территории которого РТУ осуществляет руководство таможенным делом. Предусматривалось образование двух координационных центров — Таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе с международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. ТК СССР 1991 г. содержал и другие важные положения, направленные на модернизацию таможенной системы, в то же время он не был полностью свободен от элементов командно-административного метода управления таможенным делом. Таким образом, за период существования СССР было принято три Таможенных кодекса (1928, 1964 и 1991 гг.) и Таможенный устав 1924 г. Эти правовые акты, составлявшие стержень таможенного законодательства, в известной мере обеспечили преемственность в использовании институционально-правовых категорий, понятий таможенного дела, организационных форм и методов таможенного контроля, видов таможенных пошлин и их классификации, в организации деятельности таможенных органов, хотя существенно изменились и само понятие «таможенное дело», и его структура. Из-за распада СССР срок действия Таможенного кодекса СССР 1991 г. оказался непродолжительным. России как суверенному государству пришлось практически заново создавать таможенную систему. Она наследовала крайне ослабленную сеть таможенных органов, так как большая (около 80%) часть таможенных структур, хорошо оснащенных технически, имеющих высокопрофессиональные кадры, оказалась за ее пределами. Протяженность подлежащих таможенному контролю границ с бывшими союзными республиками увеличилась до 13,5 тыс. км, в том числе около 1,1 тыс. км со странами Балтии. Началом коренной реформы таможенного дела и организации управления им явились распоряжение Президента РСФСР «О деятельности таможенной службы на территории РСФСР» от 25 августа 1991 г. и Указ Президента РСФСР от 25 октября 1991 г., в соответствии с которыми был создан центральный таможенный орган России - Государственный таможенный комитет Совету Министров РСФСР. Совету Министров РСФСР было поручено в течение месяца определить конкретный механизм работы таможенного ведомства России. Указ устанавливал, что председатель ГГК РСФСР являлся по должности первым заместителем председателя Таможенного комитета СССР. В течение последующих двух месяцев ГТК РСФСР реально не приступил к практической деятельности, а союзный Таможенный комитет продолжал осуществлять свои функции. К тому же компетенция российского и союзного таможенного ведомств сразу не была разграничена, порядок взаимодействия не определен, что порождало неясности и сложности в их взаимоотношениях. Важным шагом в определении правового статуса ГТК РСФСР был Указ Президента РСФСР «О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР» от 28 ноября 1991 г., в соответствии с которым таможенное ведомство включалось в структуру российских органов исполнительной власти и, следовательно, отделялось от системы таможенных органов СССР. 26 декабря 1991 г. Правительство РСФСР во исполнение президентского Указа от 25 октября 1991 г. приняло постановление «Вопросы Государственного таможенного комитета РСФСР» № 65, которым регламентировался комплекс вопросов по организации таможенного дела и таможенных органов. Было утверждено Положение о ГГК РСФСР, определены структура и штатная численность центрального аппарата таможенного органа. Завершающей вехой этого периода и одновременно началом качественно нового этапа развития таможенного законодательства в России явилось принятие Таможенного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе». Эти нормативные правовые акты, принятые в 1993 г., явились правовым фундаментом, на котором строится и развивается современное таможенное дело, тесно взаимосвязанное как с внутриэкономическим развитием страны, так и с ее внешнеэкономической деятельностью. С принятием Таможенного кодекса и Закона «О таможенном тарифе» функционирование таможенных органов Российской Федерации вошло в русло развития современных таможенных систем ведущих государств мира. При этом важнейшим положением нового Таможенного кодекса Российской Федерации в аспекте рассматриваемой нами проблемы стало придание таможенным органам статуса правоохранительных органов. Обобщая сказанное, следует отметить, что почти на всем протяжении советского периода развития общества таможенные органы играли весьма незначительную роль в государстве. Как и в дореволюционный период, таможенные органы входили в состав гражданских ведомств Наркомата финансов, Наркомата промышленности и торговли, Наркомата, затем Министерства внешней торговли и осуществляли преимущественно фискальную функцию. Правоохранительный аспект деятельности таможенных органов заключался лишь и борьбе с административно наказуемой контрабандой и административно-правовыми нарушениями таможенных правил. Административная юрисдикция в то время, так же как и в наши дни, была присуща множеству государственных органов (органам санитарного, ветеринарного и иного надзора, органам лесной охраны и т.д.), которые никогда, даже в теории, не признавались правоохранительными органами. Поэтому нельзя назвать таковыми и таможенные органы СССР. Серьезные изменения в таможенном деле начались с развертыванием процессов распада СССР. Отражением этих процессов стало принятие в 1991 г. нового Таможенного кодекса СССР и Закона о таможенном тарифе. В соответствии с ними предусматривалось образование Таможенно-тарифного совета и Координационного совета по борьбе с международным незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Хотя Таможенный кодекс юридически закрепил сложившуюся к тому времени структуру таможенных органов, он сохранил многие уже устаревшие принципы, нормы и структурные подразделения таможенной системы. Распад СССР, отказ от многих принципов социалистического хозяйствования, в том числе и государственной монополии на внешнюю торговлю, и другие факторы преимущественно экономического характера создали объективные предпосылки становления принципиально новой системы таможенных органов Российской Федерации. Различают следующие формы соучастия: - простое соучастие (соисполнительство - группа лиц без предварительного сговора и группа лиц с предварительным сговором); - сложное соучастие (с исполнением различных ролей - организованная группа и преступное сообщество). Преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя без предварительного сговора (ч. 1 ст. 35 УК). Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления (ч. 2 ст. 35 УК). Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч. 3 ст. 35 УК). Сам факт создания организованной группы в случаях, не предусмотренных статьями Особенной части УК, влечет уголовную ответственность за приготовление к тем преступлениям, для совершения которых оно создано. Преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено: - сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо - объединением организованных групп, созданным в тех же целях (ч. 4 ст. 35 УК). Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2008 г. N 8 "О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации)", под преступным сообществом (преступной организацией) следует понимать структурно оформленную преступную группу, которая, помимо присущих организованной группе признаков (ч. 3 ст. 35 УК), характеризуется сплоченностью и создана для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединение организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп, созданное в тех же целях. В качестве организаторов (руководителей) преступного сообщества (преступной организации) и входящих в него структурных подразделений может выступать одно или несколько лиц. Также Верховный Суд РФ разъяснил, что по смыслу ч. 4 ст. 35 УК под признаком сплоченности преступного сообщества (преступной организации) следует понимать наличие у руководителей (организаторов) и участников этого сообщества (организации) единого умысла на совершение тяжких и особо тяжких преступлений, а также осознания ими общих целей функционирования такого преступного сообщества и своей принадлежности к нему. Для данной формы организованной преступности характерно сочетание в различной совокупности таких признаков, как наличие организационно-управленческих структур, общей материально-финансовой базы, образованной в том числе из взносов от преступной и иной деятельности, иерархии, дисциплины, установленных ими правил взаимоотношения и поведения участников преступного сообщества и т.д. Сплоченность может также характеризоваться особой структурой сообщества (например, руководитель, совет руководителей, исполнители отдельных заданий), наличием руководящего состава, распределением функций между его участниками. О сплоченности сообщества свидетельствует планирование преступной деятельности на длительный период, подкуп и другие коррупционные действия, направленные на нейтрализацию представителей правоохранительных и иных государственных органов. Лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими, подлежит уголовной ответственности: - за их организацию и руководство ими в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК; - за все совершенные другими членами организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) преступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) несут уголовную ответственность: - за участие в них в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК; - за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали.
§ 3. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
1. Обстоятельства, исключающие преступность, - это деяния, направленные на устранение угрозы, созданной для объектов уголовно-правовой охраны, путем причинения вреда, признаваемые общественно полезными и социально целесообразными. Формально эти деяния подпадают под действие отдельных норм Особенной части УК, но, поскольку не содержат материального признака преступления (общественной опасности), они не влекут за собой уголовной ответственности. Кроме того, в отличие от малозначительных деяний, деяния (обстоятельства), исключающие преступность, являются общественно полезными или общественно нейтральными. УК различает шесть видов обстоятельств, исключающих преступность деяния: 1) необходимая оборона (ст. 37); 2) причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38); 3) крайняя необходимость (ст. 39); 4) физическое или психическое принуждение (ст. 40); 5) обоснованный риск (ст. 41); 6) исполнение приказа или распоряжения (ст. 42). 2. В состоянии необходимой обороны вред причиняется при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства. Право на необходимую оборону имеют все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения, а также независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти. Однако для отдельных категорий лиц (например, милиционеров, охраняющих общественный порядок) необходимая оборона является обязанностью. Основанием для необходимой обороны является общественно опасное посягательство, сопряженное: - с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия; - с насилием, не опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия. Причинение в состоянии необходимой обороны вреда лицу, совершившему посягательство, сопряженное с насилием, опасным для жизни, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, не является преступлением. Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни, либо с непосредственной угрозой его применения, является правомерной при соблюдении определенных условий правомерности. Выделяют две группы условий правомерности, относящиеся: 1) к посягательству; 2) к обороне. Условиями правомерности, относящимися к посягательству, являются: - общественная опасность; - наличность; - реальность (действительность). Последнее условие позволяет отграничить необходимую оборону от мнимой обороны, когда вследствие допущенной фактической ошибки лицо считает, что против его совершается общественно опасное посягательство. Ошибка может быть вызвана неправильной оценкой поведения потерпевшего, личности пострадавшего или момента окончания посягательства. Причинение вреда в состоянии мнимой обороны необходимо квалифицировать по правилам ответственности за преступление, совершенное под влиянием ошибки. Условиями правомерности, которые характеризуют действия обороняющегося по причинению вреда посягающему, признаются: - причинение вреда с целью защиты охраняемых уголовным законом объектов; - причинение вреда только посягающему; - своевременность обороны; - соразмерность защиты. Причинение несоразмерного, чрезмерного вреда свидетельствует о превышении пределов необходимой обороны. Превышением пределов необходимой обороны признаются умышленные действия, явно не соответствующие характеру и опасности посягательства. Характер посягательства определяется его объектом, а степень - размером угрожающего ущерба. Уголовную ответственность влечет причинение не любого вреда при превышении пределов необходимой обороны, а только убийство, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью. Совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны (а также при нарушении условий правомерности задержания лица, совершившего преступление, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения) может быть судом признано обстоятельством, смягчающим наказание. Не являются превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, которое вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения. 3. Не является преступлением причинение вреда при задержании лицу, совершившему преступление. Вред может быть физическим и имущественным. Правом задержания лица, совершившего преступление, обладают любые лица. Условия правомерности, относящиеся к действиям по причинению вреда: - причиняется только лицу, совершившему преступление; - причиняется при задержании лица, совершившего преступление; - причиняется с целью доставления лица, совершившего преступление, органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений; - причинение вреда является вынужденной мерой; - при причинении вреда не должно быть допущено превышение необходимых для этого мер. Превышением мер, необходимых для задержания, признается их явное несоответствие: - характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и - обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Уголовная ответственность за превышение мер, необходимых для задержания, наступает, если вред причинен умышленно (в УК видами такого вреда являются убийство, причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью). Условия правомерности, относящиеся к действиям задерживаемого, заключаются в следующем: - лицо совершило преступление; - лицо уклоняется от задержания. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, отличается от необходимой обороны по следующим признакам: - лицо совершает не просто общественно опасное посягательство, а именно преступление; - оно не только совершает преступление, но и уклоняется от задержания; - причинение вреда происходит после окончания посягательства (преступления); - вред причиняется только в случае, если задержание лица иными средствами было невозможно; - не допускается причинение любого физического вреда (например, лишение жизни). 4. При крайней необходимости вред причиняется охраняемым уголовным законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам лица, интересам общества или государства. Источником опасности могут быть действия людей, нападение животных, стихийные силы природы, неисправность машин и механизмов и т.д. Условия правомерности, относящиеся к грозящей опасности: - она должна непосредственно угрожать личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства; - наличность; - реальность. Условия правомерности деяния по устранению грозящей опасности: - направленность на защиту охраняемых уголовным законом интересов; - невозможность устранения опасности иными средствами; - причинение вреда третьим лицам; - отсутствие превышения пределов крайней необходимости. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожающей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред равный или более значительный, чем предотвращенный. Такое превышение влечет уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда. Крайняя необходимость отличается от необходимой обороны по следующим признакам: - источником опасности выступает не только поведение человека; - вред причиняется, как правило, третьим лицам; - вред должен быть меньшим, чем предотвращенный; - крайняя необходимость исключается, если устранение опасности было возможно без причинения вреда. 5. Причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в результате физического принуждения не является преступлением, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своим деянием. Условиями, исключающими преступность причинения вреда (признаками физического принуждения), являются: - непреодолимость; - наличность; - реальность. Если вред причинен в результате физического принуждения, при котором лицо сохранило возможность руководить своим деянием, или психического принуждения, вопрос об уголовной ответственности за содеянное решается по правилам о крайней необходимости. 6. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при обоснованном риске. Условиями, при которых риск признается обоснованным (признаками риска), являются: - наличие общественно полезной цели; - невозможность ее достижения без риска; - принятие рискующим лицом достаточных мер для предотвращения вреда; - отсутствие заведомой угрозы для жизни многих людей, экологической катастрофы или общественного бедствия. Соответственно, риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с вышеназванной угрозой. Таким образом, в отличие от крайней необходимости, обоснованный риск: - не связан с опасностью; - направлен на достижение общественно полезной цели; - предполагает причинение вреда только третьим лицам; - не предусматривает ограничений в размере вреда. 7. Причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения, преступлением не является. За причинение такого вреда уголовную ответственность несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение. На общих основаниях уголовную ответственность несет лицо, совершившее во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения умышленное преступление. Неисполнение такого приказа или распоряжения уголовную ответственность исключает.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 435; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |