Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. «Основы безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях»




«Основы безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях»

 

«Роль и задачи БЖД в современных условиях»

Аннотация Освещается роль и место системы безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Общие принципы организации и структуры учреждений гражданской обороны. Организационная структура ГО объекта.

Ключевые слова: МПВО, гражданская оборона, ГКЧС, РСЧС, МЧС, чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, невоенизированные формирования ГО.

Рассматриваемые вопросы:

· Роль и место системы безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

· Общие принципы организации и структуры учреждений гражданской обороны.

· Организационная структура ГО объекта.

· Невоенизированные формирования гражданской обороны объекта.

 

Цель и задачи:

Изучить роль безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуа­циях мирного и военного времени, а также задачи и организацию гражданской обороны объектов агро­промышленного производства, назначение и возможности невоенизированных формирований ГО.

 

РОЛЬ И МЕСТО СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯ­ТЕЛЬНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

 

Организация и ведение Гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне").

Днем рождения Гражданской обороны считается 4 октября 1932 г. Именно в этот день из системы ПВО страны, как самостоятельная структура, была выделена Местная противовоздушная оборона (МПВО). За годы Великой Отечественной войны МПВО зарекомендовала себя с самой лучшей стороны. Были потушены 40 тысяч зажигательных бомб и 2700 возникших от них пожаров, ликвидированы более 3000 крупных аварий.

Однако, в послевоенное время, начались испытания новых видов вооружения, способных наносить удары по любым объектам, находящимся в тылу. Система МПВО не могла справляться с новой опасностью, что привело к ее преобразованию в 1961 г. в Гражданскую оборону. Новая структура создавалась с учетом всех новых видов вооружения, в особенности, оружия массового поражения.

В перестроечные времена, на фоне общего упадка производства, также пострадала и Гражданская оборона. Снижение напряженности на мировой арене привело к переоценке приоритетов. На первое место вышли задачи мирного времени, связанные с участившимися производственными авариями (катастрофами) и природными стихийными бедствиями. Однако со счетов не были сброшены и задачи, изначально стоявшие перед Гражданской обороной, т.е. проблемы, которые могли возникнуть в случае развя­зывания войны. Все это привело к тому, что Указами Президента РСФСР от 19 ноября и 18 декабря 199I года создан Государственный комитет по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). Комитет был создан при Президенте РСФСР. Соответственно, до разработки и принятия положения о Комитете этими указами были определены основные структурные подразделения комитета и возлагаемые на него задачи. Реализация этих задач сопровождалась принятием в 1992 году ряда нормативных документов и созданием новой Государственной системы - Российской системы предупреждения и действий в ЧС (РСЧС). В 1994 г. ГКЧС преобразован в МЧС. Гражданская оборона как составной элемент входит в систему МЧС, однако имеет собственную структуру, руководство и задачи.

Гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть готовой:

выполнять задачи при любых вариантах развертывания военных действий и крупномасштабных террористических актов, в том числе в условиях массированного применения противником современных и перспективных средств поражения. При этом основное внимание должно уделяться готовности к действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия;

принимать участие в защите населения и территорий в условиях крупных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах.

Конкретно расписаны основные задачи Гражданской обороны, решаемые в мирное и военное время.

В мирное время основными задачами Гражданской обороны являются:

создание органов управления Гражданской обороны;

подготовка сил Гражданской обороны;

обучение населения;

поддержание в готовности, модернизация и дальнейшее развитие средств защиты;

планомерное накопление ресурсов, необходимых для выполнения мероприятий Гражданской обороны;

создание условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств в угрожаемый период;

проведение комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Важно отметить, что впервые определена возможность привлечения в случае возникновения крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах сил и ресурсов Гражданской обороны для выполнения отдельных работ.

В период нарастания военной угрозы (в угрожаемый период) до объявления мобилизации основной задачей Гражданской обороны является выполнение комплекса спланированных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления Гражданской обороны, сил Гражданской обороны, а также организаций - исполнителей мобилизационных заданий и создаваемых на период военного времени специальных формирований к переводу на организацию и состав военного времени, а федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций - к переводу на работу в условиях военного времени.

С объявлением мобилизации на Гражданскую оборону возлагается выполнение всего объема мероприятий по ее переводу с мирного на военное время в установленные сроки.

В военное время основными задачами Гражданской обороны являются:

проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей;

повышение устойчивости экономики в условиях применения противником современных и перспективных средств поражения, в том числе оружия массового поражения.

 

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И СТРУКТУРЫ УЧРЕЖ­ДЕНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ГО ОБЪЕКТА

 

Общее руководство ГО в РФ возложено на Председателя Правительств РФ. Председатель Прави­тельства РФ является по должности начальником ГО РФ. Министр РФ по делам ГОЧС является по должности первым заместителем начальника ГО РФ.

Руководство ГО в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах и ведом­ствах РФ, учреждениях и на предприятиях, независимо от форм собственности возложено на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, министерств, ведомств и т.д. Указанные руководители являются по должности начальниками ГО соответствующих республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, районов и городов, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий.

Руководители органов исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, районов и городов, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий, независимо от форм собственности, несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества ГО, а также за подготовку и обучение населения и персонала действиям в ЧС на подведомственных территориях и объ­ектах.

Т.о. общее руководство ГО РФ осуществляет Президент через Правительство и МЧС.

Правительство определяет объем, характер и сроки проведения
мероприятий, обеспечивающих выполнение задач ГО в РСЧС (МЧС) и осуществляет функции руководства через правительства Республик, Министер­ства и ведомства РФ.

Непосредственное руководство ГО РФ возложено на Министерство РФ по делам ГОЧС (МЧС), которое являет­ся центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществля­ющим межотраслевое регулирование вопросов ГО в области защиты населе­ния, территории страны, объектов, являющихся национальным достоянием Российского государства, предупреждения и ликвидации ЧС, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и применением возможным противником современных и перспективных средств поражения, а также координацию деятельности органов государственного управления РФ в этом направлении.

МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами и правами организует разработку и вносит на рассмотрение Правительства РФ проекты законодательных актов и решений по вопросам, связанным с ГО России, предупреждением и ликвидацией ЧС, обеспечением защиты населения, территорий, а также участвует в подготовке других актов по указанным вопросам.

Повседневное руководство ГО РФ осуществляют структурные подразделения при МЧС, а войсками ГО - штаб войск ГО. Их директивы, приказы, распоряжения и указания по вопросам, относящимся к ГО РФ и их компетенции обязательных для выполнения начальниками, штабами и службами ГО.

Правительство определяет объем, характер и сроки проведения мероприятий, обеспечивающих выполнение задач ГО в РСЧС и осуществляет функции руководства через правительства Республик, Министерства и ведомства РФ.

Гражданская оборона представляет собой систему общегосударственных мероприятий, реализуемых органа­ми Государственной власти и управления, местного самоуправления, специально созданными органами управления и силами, администрациями предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собствен­ности, добровольными объединениями в целях защиты населения и на­ционального достояния страны от опасностей, возникающих при военных действиях.

В мирное время силы и средства ГО используются для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС, обусловленных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями.

Единая государственная политика в области Гражданской обороны реализуется посредством целенаправленной и скоординированной деятельности органов исполнительной власти всех уровней, органами местного самоуправления, организациями и гражданами в соответствии с их полномочиями и правами в этой сфере, а также посредством тесного взаимодействия с соответствующими органами иностранных государств и Международной организацией Гражданской обороны.

К основным задачам единой государственной политики в области Гражданской обороны отнесены:

обеспечение реализации полномочий федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области Гражданской обороны, осуществления эффективного управления и координации их деятельности в данной сфере;

проведение мер по организации и ведению Гражданской обороны, по защите населения, материальных и культурных ценностей, по сохранению объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

совершенствование нормативно-правовой базы в области Гражданской обороны с учетом современных требований, в том числе в области противодействия новым видам опасностей и угроз для Российской Федерации, включая терроризм;

формирование эффективного механизма выполнения положений законодательных, нормативных правовых и иных актов, а также реализации специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в области Гражданской обороны;

международное сотрудничество в целях предотвращения военной опасности, кризисов и конфликтов посредством тесного взаимодействия в рамках Международной организации Гражданской обороны, а также с соответствующими органами иностранных государств.

Четко обозначены направления, по которым будет реализовываться единая государственная политика государства в области Гражданской обороны. Это:

развитие нормативно-правовой базы в области Гражданской обороны и формирование механизма реализации положений законодательных и иных нормативных правовых актов осуществляемые на основе законодательства Российской Федерации, и общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации;

совершенствование систем управления и оповещения Гражданской обороны на основе создания системы устойчивого управления мероприятиями Гражданской обороны на базе действующей системы государственного и военного управления при любых вариантах развертывания военных действий, применения средств поражения, а также при крупномасштабных террористических актах;

защите от опасностей населения, материальных и культурных ценностей на всей территории Российской Федерации с учетом различной интенсивности и избирательности воздействия противника на различные территории и объекты экономики в зависимости от их оборонного и экономического значения;

развитие сил Гражданской обороны на основе качественно новых подходов к оптимизации их состава и структуры, повышения готовности к решению возложенных задач, комплексного применения современной техники и новейших технологий, улучшения подготовки личного состава;

получение глубоких теоретических знаний и отработка практических навыков по защите от опасностей при организации обучения населения, подготовки руководящего состава, служб и гражданских организаций Гражданской обороны;

решение проблемы дальнейшей разработки и реализации единой государственной политики в области Гражданской обороны на основе фундаментальных теоретических проработок, комплексного научного обеспечения всего процесса, внедрения новейших технологий, техники и технических средств;

развитие международного сотрудничества в области Гражданской обороны, направленное на повышение эффективности использования научно-технического и иного потенциала мирового сообщества в интересах защиты населения, материальных и культурных ценностей от различных опасностей и угроз.

 

Чрезвычайная ситуация - это нарушение нормальных условий жизнедеятельности людей на объектах или определенной территории, вызванные аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, применением возможным про­тивником современных и перспективных средств поражения, приводящее или могущее привести к людским и материальным потерям.

По происхождению ЧС подразделяют на:

антропогенные, включая техногенные,

природные (естественные),

комбинированные,

экологические

По масштабу распространения ЧС могут быть классифицированы на: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные.

Классификация ЧС по Постановлению Правительства РФ от 13 сентября 1996 года № 1094

 

Ранг Определение ЧС Полный ущерб, МРОТ Количество пострадавших, чел Нарушены условия жизнедеятельности, чел Уровень управления ЧС
  Локальная <1 тыс. <10 <100 Руководство организации
  Местная 1-5 тыс. 10-50 100-300 Органы местного самоуправления
  Территориальная 5 тыс.-0,5 млн. 50-500 300-500 Исполнительная власть субъектов РФ
  Региональная 0,5 -5 млн. 50-500 500-1000 Исполнительная власть субъектов РФ
  Федеральная >5 млн. >500 >1000 Исполнительная власть субъектов РФ
  Трансграничная       Правительство РФ

 

Территориальные и ведомственные подсистемы РСЧС, как правило, включают в себя руководящий орган - комиссию по ЧС (республиканскую, краевую, областную, районную, городскую, объектовую) или другой орган, выполняющий ее функции, а также органы повседневного управления (дежурно-диспетчерская служба, дежурная служба штабов по делам ГОЧС). Подсистемы включают и другие слагаемые, обеспечивающие решение задач.

Руководящими органами функциональных подсистем являются соответствующие органы государственного управления.

Рабочими органами территориальных комиссий по ЧС всех уровней являются Штабы по делам ГОЧС.

РСЧС имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный.

К Федеральному уровню в РСЧС относятся органы управления, центральные дежурно-диспетчерские пункты, силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации ЧС, мобильные пункты управления и связи непосредственно подчинены ГО РФ.

К Региональному уровню в РСЧС относятся имеющиеся на территории региона органы управления функциональных и ведомственных подсистем, средства и силы наблюдения контроля и ликвидации ЧС, средства управления и связи, деятельность которых координируется региональными центрами по делам ГОЧС, непосредственно подведомственными МЧС России.

К Местному уровню в РСЧС относятся: территориальные органы управления (комиссии по ЧС), органы повседневного руководства (дежурная служба штабов ГО, ЧС и ЛПСБ; дежурно-диспетчерская служба предприятий, учреждений; силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации ЧС на территории) руководство и координацию деятельности которых осуществляют соответствующие комиссии по ЧС территориальных органов исполнительной власти.

Основой формирования и строительства ГО РФ являются: положения Конституции РФ и военной доктрины, а также задачи по обеспечению защиты населения в ЧС мирного времени.

К общим принципам, на которых строится ГО, следует отнести:

1. Руководство Президентом и Правительством всей её деятельностью. Они определяют главные направления строительства ГО, принимают решения по коренным вопросам её развития и осуществляют контроль за проведением основных её мероприятий.

2. Территориально-производственный принцип организации ГО по всей территории страны. Это означает, что планирование и проведение всех её мероприятий осуществляют как организации Государственной власти, так и министерства, ведомства, учреждения, ведающие производственной и хозяйственной деятельностью. Участие в мероприятиях ГО и хозяйственных органов, об­щественных организаций и широких масс населения дает возможность с наибольшей эффективностью использовать людские, материальные, финансовые, транспортные и другие ресурсы, предназначенные для решения задач защиты населения и производства.

3. Принцип максимально полного соответствия организации ГО требованиям как мирного, так и военного времени. При этом обеспечивается постоянная готовность ГО к осуществлению запланированных мероприятий и выполнению вновь возникающих задач в самой сложной обстановке мирного и военного времени.

С учетом изложенных общих принципов строится организация ГО РФ и осуществляется руководство её деятельностью.

Т.о., руководство ГО в республиках РФ, краях, областях, городах, в поселках и на территории сельских районов осуществляют соответственно кабинеты Министров республик и мэрии, префектуры, представители Президента РФ на местах, а в министерствах (государственных комитетах), ведомствах, объединениях, на объектах - министры (председатели Госкомитетов) и руководители ведомств, объединений и объектов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.