КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2: образование госудаства у восточных славян
План:
1. Причины образования государства. 2. Племенные княжения. Происхождение термина «Русь». 3. Норманнская теория. 4. Русь во «время Олегово».
Основными причинами перехода восточных славян от первобытнообщинного строя сразу к феодальному, минуя рабовладельческий, являлись следующие: 1) рабовладельческий строй уже изживал себя, когда у славян складывались предпосылки распада первобытнообщинного строя и зарождения социальных отношений; 2) сравнительно высокий уровень производительных сил у восточных славян (овладение техникой обработки железа, развитие сельского хозяйства, трехполье, выделение городского ремесла и его разграничение) требовал от восточных славян уже не рабовладельческих, а феодальных отношений; 3) крестьянская (соседская, сельская, или территориальная) община была у славян достаточно крепкой, являлась оплотом крестьянства и не допускала массового превращения свободных общинников в рабов; 4) географические и климатические условия жизни славян не требовали широкого применения рабского труда в земледелии, как это было в рабовладельческих государствах. В VIII- IХ вв. у восточных славян происходило дельнейшее совершенствование орудий труда в земледелии (железный сошник, плуг с железным лемехом, серп более совершенной формы), что способствовало переходу к пашенному земледелию. Рост производительности труда в сельском хозяйстве привел к возникновению индивидуальной формы земледелия, то есть к соседской общине, и освободил лишние рабочие руки для занятий ремеслом и торговлей. Образование государства у восточных славян было вызвано внутренними предпосылками. Это: 1) развитие производительных сил (подъем земледелия, ремесла и торговли), 2) возникновение имущественного и общественного неравенства, 3) образование частной собственности и появление крупных феодальных владений, 4) создание основных социальных групп: феодалов и крестьян. Внешние предпосылки образования государства у восточных славян: 1) оборона от вторжений других племен и кочевников, 2) завоевание новых территорий и земель. Арабские и среднеазиатские писатели, и географы 1Х-Х вв. выделяли несколько племенных центров у восточных славян. Так, арабский писатель Х в. Аль-Истахри писал: «Русы состоят из трех племен, из коих одно ближайшее к Булгару. Царь его живет в городе под названием Куяба, который больше Булгара. Другое племя, наиболее отдаленное из них, называется Славия. Еще племя называется Артания, а царь его живет в Арте. Люди часто отправляются торговать в Куябу, что же касается Арты, то мы не припоминаем, чтобы кто-нибудь из иностранцев странствовал там. Купцы из Арты отправляются вниз по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их и вступать в их страну. Из Арты вывозят черных соболей и свинец». Большинство историков считают, что Куяба – объединение восточнославянских племен Среднего Приднепровья, столицей которого был Киев. Славия отождествляется ими с областью расселения ильменских славян – с Новгородам или его более древним предшественником. Артанию же разные исследователи отождествляют с Черниговым или Рязанью. Белорусские историки считают, что Артания – это древняя Орша. История киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяет как IX -- начало XII в., условно может быть разделена на три периода: 1) IX – середина X в. – время первых киевских князей; 2) вторая половина X – первая половина XII в. – время Владимира и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской Руси; 3) вторая половина XI – начало XII в. – переход к территориально- политической раздробленности (с сохранением, вероятно, своеобразного федеративного центра – г. Киева). Государство формировалось на рубеже IX – X вв., когда киевские князья постепенно подчиняли славянские племенные союзы. Ведущую роль в этом процессе играла дружина киевских князей. Некоторые из племенных княжений были подчинены киевскими князьями в два этапа: 1. союзы племенных княжеств выплачивали дань, сохраняя внутреннюю автономию. Во второй половине X в. дань (полюдье) собиралась в определённых размерах, в натуральной или денежной форме; 2. на втором этапе союзы племенных княжеств подчинялись непосредственно. Местное княжество ликвидировалось, и представитель киевской династии назначался в качестве наместника. Земли радимичей, кривичей, дреговичей были подчинены в IX – X в., а древляне – к середине X в. Вятичи боролись за свою самостоятельность дольше всех и были покорены только во второй половине X в. Материалы различных источников свидетельствуют о том, что восточнославянская государственность создалась на юге, в богатой и урожайной лесостепной полосе Среднего Приднепровья. Здесь, задолго до Киевской Руси, было известно земледелие. Даже в XII в, когда Юг и Север во многом уже сравнялись, у южан их северные, лесные соседи вызывали иронические характеристики из-за «звериного» образа жизни. Однако объединение восточных славян в единое государство – Киевскую Русь произошло именно с Севера, и ведущую роль в создании государства играли варяги (норманны). Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений восточных славян. В центре их повествования – земля полян. Именно она, как указывали летописцы, носила название «Русь». Историки предполагают, Что так называлось одно из племён, жившее по реке Рось и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне. Российский историк В.О. Ключевский писал относительно названия «Русь»: «До сих пор не объяснено удовлетворительно ни историческое происхождение, ни этимологическое значение этого загадочного слова». Долгое время в историографии существовали две точки зрения по вопросу о происхождении термина «Русь», связанные с ориентацией либо на норманнское, либо на славянское его происхождение. В частности, в настоящее время зарубежные историки Р. Пайпс и Х. Дэвидсон придерживаются мнения, что Рюрик был из скандинавского племени «русь», и это послужило причиной назвать его новое владение этим словом, т.е. «Русью». В исторической литературе можно встретить и версию, которой, в частности, придерживается академик Б. Рыбаков, о том, что Русь – это название одного из славянских племён. Вопрос о происхождении термина «Русь» до конца не выяснен и сегодня. У восточных славян были опасные соседи на юге. В низовье реки волги находился могущественный Хазарский каганат, которому подчинялись и платили дань поляне, северяне, радимичи, вятичи (союзы восточнославянских племен). На севере постоянные набеги совершали варяги – воинственные обитатели Скандинавского полуострова и Дании. «Повесть временных лет» сообщает, что северные славянские и финно-угорские племена – кривичи, словене новгородские, чудь, меря – были подчинены варягами и обложен данью. Но летописец отмечает, что в конце концов славяне изгнали варягов за море. Однако вскоре между ними начались усобицы: «И воевать начали сами с собой». Не в силах справиться со своими внутренними проблемами, словене, кривичи, чудь и меря решили отправить посольство к варягам, и найти князя, который бы «владел и правил... по праву». Послы обратились к варягам со словами:»Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Три брата – Рюрик, Синеус, Трувор – «со своими родами» согласились на это предложение. Рюрик стал княжить в городе Ладаге, а затем в городе Новгороде, Синеус – в Белоозере, а Трувор – в Изборске. Начало княжения Рюрика в городе Новгороде относится к 862 г. (по «Повести временных лет»), который принято считать годом начала правления династии Рюриковичей. Два года спустя Синеус и Трувор умерли, а Рюрик стал единоличным правителем. По сведениям «Повести временных лет» двое из воинов Рюрика – Аскольд и Дир – отпросились у него пойти служить византийскому императору в город Царьград (Константинополь). На реке Днепре они осели и стали княжить в городе Киеве – древнем центре полян. Далее по «Повести временных лет» в 879 г. Рюрик умер, оставив своего маленького сына Игоря родственнику Олегу, ставшему опекуном Игоря и правителем (регентом). Эти события, связанные с призванием варягов, получили в исторической литературе название норманской теории или «норманской проблемы». Эта теория была создана во второй четверти ХVIII в. немецкими учеными Г. Байером, Г. Миллером, А. Шлёцером, работавшими в Петербургской Академии наук. Авторы этой теории считали варягов (норманнов) основателями государства у восточных славян. Однако существует, например, предположение, что имена Синеус и Трувор – это не имена собственные, а переводятся с древнешведского языка – «sine hus, thru waring» как «свой род» и «верная дружина», но сам Рюрик, по мнению большинства историков, являлся фигурой вполне реальной. Раскопки, которые были проведены в районе города Новгорода, показали, что варяги жили здесь примерно с середины IХ в. Против этой концепции выступил М. Ломоносов, положив начало полемике между норманистами и антинорманистами. Некоторые ведущие российские учёные-историки – Н. Карамзин, М. Погодин, В. Ключевский – в целом принимали концепцию норманистов. В советский период истории, версия о призвании варягов вообще отвергалась, соответственно и их роль в образовании государства. В зарубежной литературе, главным образом в европейской, преобладает норманистический взгляд на образование государства у восточных славян. Среди современных историков преобладает мнение, что государство у восточных славян окончательно сложилось в связи с зарождением феодальных отношений и возникновением собственности на землю на рубеже VIII –X вв. Однако при этом роль и значение Рюрика в образовании государства не отвергается, а значение варяжского элемента признаётся большинством исследователей. Ближе всех к исторической истине в освещении начального периода Руси, вероятно, оказался монах летописец Нестор. «Повесть временных лет» представляет начало формирования Киевской Руси как создание в VI в. мощного союза славянских племён в среднем Поднепровье. В его рассказе о доваряжском периоде приводятся сведения о трех братьях-славянах – Кие, Щеке и Хориве. Старший брат Кий, замечает летописец, не был перевозчиком через Днепр, как некоторые думают, а был князем и ходил на Константинополь. Кий был родоначальником славянской династии князей, а Киев являлся административным центром племенного объединения полян. В середине IХ в. по всей Европе о варягах ходили страшные рассказы. Не было церкви, где бы ни возносили молитвы, прося избавления от ярости варягов. Они в VIII- IХ вв. разграбили побережье Англии, напали на Ирландию, разорили города Париж, Лиссабон, Севилью, Гамбург. Позже, в IХ-ХI вв., они появились по Франции, Англии, Германии, Испании, Италии, Сицилии, Византии, Северной Африке. Предприняли колонизацию Исландии, освоили Гренландию и за много веков до Колумба проникли в Америку («Випланд»). В IХ в. по пути «из варяг в греки» они проникли в земли восточных славян и открыли для себя Русь, которая поразила их числом и богатством городов. Они назвали ее «Гардарик» – «страна городов». В «Повести временных лет» называются города Киев, Чернигов, Новгород, Полоцк, Смоленск, Любеч, Псков. Всего в IX в. насчитывалось более 20 крупных городов. Можно предположить, что варягов могли пригласить в качестве наемников для борьбы между различными славянскими и финно-угорскими племенами. Возможно, они были призваны не на княжение, а для защиты земель от набегов своих же северных племен. Но позже варяги могли силой захватить власть а городе Новгороде и покорить северные славянские племена, а затем и южные с городом Киевом. Князь Олег (Вещий), родственник и опекун Игоря, правил с 879 по 912 гг. Он объединил Север и Юг и создал единое славянское государство, которое вначале представляло собой узкую полосу на пути «из варяг в греки». В 882 году Олег решил овладеть Киевом и во главе варягов, кривичей, ильменских словен, чуди, мери и веси двинулся в поход. По пути движения он захватил города Смоленск и Любеч и оставил там своих наместников. Подплыв на кораблях к Киеву, Олег оставил часть воинов, а сам решил овладеть городом хитростью. Под видом купцов он с частью воинов подплыл к городу и отправил послов к Аскольду и Диру. Послы пришли в город безоружными и сказали: «Мы купцы и идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда Аскольд и Дир вышли ладьям, из них выскочили вооруженные воины, а Олег обратился к киевским правителям: «Не князья вы и не княжеского рода! А я княжеского рода!» И, показав на маленького Игоря, добавил: «Вот он, сын Рюрика!» Аскольд и Дир были убиты и похоронены в Киеве. Олег стал править в Киеве, который он провозгласил столицей своего государства. 882 год принято считать годом образования государства, т.е. Киевской Руси, с центром в городе Киеве. Объединение Северного и Южного союзов славянских племен состоялось. Отсюда Олег покорял другие славянские и не славянские племена, совершал походы на Византию. Летописец Нестор подчёркивал исключительную роль Олега в создании государства, в выведении из подчинения хазарам славянских племён и установлении дипломатических и торговых отношений с Византией путём заключения договоров. По своей форме возникшее государство было раннефеодальной монархией. Раннефеодальным оно называется потому, что его главной задачей было укрепление феодальных отношений, так как основная масса крестьян была свободной, процесс деления общества еще не завершился, аппарат власти только создавался (вече – князь, ополчение – дружина, народный суд – суд князя или дружинников). В годы своего правления князь Олег: 1) освободил от власти Хазарского кагана и подчинил Киеву ряд восточнославянских племен. Олегу подчинились поляне, древляне, радимичи, северяне, кривичи, словене ильменские и ряд финно-угорских племен севера. «Повесть временных лет» описывает эти события так: «Начал Олег воевать с древлянами, и победил их и стал брать дань по черной кунице с дыма (со двора). Идет Олег на северян, и победил северян, и возложил на них дань легкую...». «Послал к радимичам спросить: «Кому дань даете?» Они сказали: «Хазарам». И сказал Олег: «Не давайте хазарам, а давайте мне». Однако подчинение ряда племен было не окончательным, так как впоследствии, по летописным известиям, преемникам Олега приходилось вновь подчинять те же племена. Это можно объяснить тем, что подчинение было только на время княжения того или иного князя. И только в конце Х в. сопротивление ряда племен было окончательно подавлено; 2) организовал защиту рубежей государства от внешних врагов. Для обороны от кочевников Олег «начал города ставить» и раздавать земли «мужам» (приближенным) своим; 3) совершил поход в 907 году на Византийскую империю, на город Царьград (Константинополь) с целью обеспечения выгодных условий для торговли с Византией. В 907 году князь Олег пошел в поход на Константинополь. Игорь, видимо был мал, остался в Киеве. Для этого похода Олег собрал варягов, а также северные и южные племена славян: древлян, полян, кривичей, радимичей, тиверцев, словен новгородских, чудь, мерю, дулебов. Он плыл на 2 000 судов, на каждом из которых было по 40 воинов, а конница двигалась берегом. Город не сумел оказать сопротивление войску Олега. Воины опустошили пригороды города, забрали значительные богатства и пленных, а затем, согласно «Повести временных лет», Олег приказал воинам сделать колеса, поставить на них ладьи и при попутном ветре, развернув паруса, ладьи двинулись к стенам города. Это, видимо, было сделано для защиты воинов от стрел. Греки запросили мира, и военные действия были остановлены. В Константинополь для переговоров с императорами Львом и Александром (они правили совместно) было послано посольство из пяти человек: Карл, Фарлоф, Рулав, Вельмуд, Стемид. Был заключен мир, который был записан на двух языках: греческом и славянском (сохранился только греческий вариант). По этому мирному соглашению: 1) греки выплатили дань по 12 гривен (гривна – слиток серебра весом около 200 г) на корабль, а не на каждого воина или на «уключину» (весло), как просил Олег; 2) славянские и варяжские купцы освобождались от уплаты «мыта», то есть торговых пошлин; 3) империя выплачивала «уклады» (дань) на города: Киев, Чернигов, Полоцк, Пе реяславль, Любеч, Ростов и на «прочая города», где сидели князья, подчиненные Олегу, «Великая скуфь»; 4) славянские послы получали посольское содержание, а купцы «месячину», то есть помесячное содержание в виде хлеба, мяса, рыбы, овощей, фруктов, вина, в течение 6 месяцев. Они располагались недалеко от города, в монастыре св. Мамы. Их переписывали греки и лишь после этого платили им «месячину». Они (послы и купцы) должны проходить в город через определенные им ворота в сопровождении греческого чиновника, без оружия, в количестве не более 5-10 человек; 5) на обратную дорогу послам и купцам давали еду и корабельные снасти – паруса, якоря и так далее («сколько им будет нужно»); 6) послам и купцам предоставлялось право мыться в византийских банях (термах). Этим правом могли пользоваться только жители города. Византийцы человали крест в знак верности данному соглашению, а Олег и его дружинники поклялись своим оружием и богами – Перуном и Велесом. В знак победы Олег прибил свой щит на воротах города. По требованию Олега были сшиты паруса для кораблей из шелка (для варягов) и полотна (для славян). Мирное соглашение, заключенное князем Олегом в 907 году с таким могущественным государством средневековья, как Византия, позволило ему расширить свое влияние и укрепить власть. Через четыре года, в 911 году, в Византию отправляется новое посольство из 15 человек. Послы представили себя императору не только как посланцы одного князя: «Мы от рода русского. Посланы от Олега, великого князя русского и от всех, кто подвластен ему – светлых и великих князей и великих бояр». В итоге переговоров было заключено соглашение, дававшее еще большие привилегии послам и купцам. В «Повести временных лет» в 898 году отмечен интересный и уникальный факт европейской истории – бегство мадьяр (венгров) от нападений печенегов. «Шли угры (венгры) мимо Киева горою, которая прозывается теперь Угорской, и пришли к Днепру, и стали вежами: ходили они так же, как теперь половцы. И, придя с востока, устремились через великие горы, которые прозвались Угорскими (Карпаты), и стали воевать против живших там волохов и славян.... Угры прогнали волохов, унаследовали ту землю и поселились со славянами... И с тех пор прозвалась земля Угорской». Эти события называются в истории Венгрии «обретением родины». Однако венгерские источники и историки утверждают, что у стен Киева произошло сражение между венгерскими племенами и войском Олега. В ходе битвы Олег был разбит и укрылся в Киеве. Затем, в ходе мирных переговоров, было заключено соглашение о союзе. Князь Олег снабдил венгров едой и снаряжением, а венгры обязались оказывать военную и иную помощь. Судя по последующим событиям, это соглашение успешно действовало в течение долгого времени. Князь Олег умер в 912 году. Летопись в легендарной форме повествует о его смерти от укуса змеи. Это предание о гибели князя из-за верного друга, боевого коня, легло в основу стихотворения А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге». Место захоронения Олега, по одним сведениям, находится в Киеве. «Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его и похоронили на горе, что зовется Щековицей». По другим сведениям он похоронен в Ладоге – «И есть могила его в Ладоге», а по третьим источникам следует, что князь погиб где-то за морем.
Источники:
1. Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989. 2. Повесть временных лет//Памятники литературы Древней Руси. ХI- начало ХII вв. М., 1978. 3. Повесть временных лет//Повести Древней Руси. XI – XII века. Л., 1983.
Исследования:
1. Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь, 1996. 2. Горский А.А. Проблема происхождения названия «Русь» в современной советской историографии//История СССР. 1989. №3. 3. Ефименко А.Я. История Украинского народа. К., 1990. 4. Иловайский Д.И. История России. Начало Руси. М., 1996. 5. История Дании с древнейших времён до начала XX века. М., 1996. 6. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. т. 1. М., 1987. 7. Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность. СПб., 1998. 8. Ловмяньский Г. Русь и норманны. М., 1985. 9. Назаренко А.В. Об имени «Русь» в немецких источниках IX-ХII вв.//Вопросы языкознания. 1980. №5. 10. Новосельцев А.П. Образование древнерусского государства и его первый правитель // Вопросы истории. 1991. №2 – 3. 11. Позняк С.В. История Украины (IX – начало XVII в.): Курс лекций. Мн.: БГУ.2002. 12. Пчелов Е.В. Кем был князь Рюрик, основатель русского государства // Россия и современный мир. 1995. №3. 13. Рыбаков Б.А. Спорные вопросы образования Киевской Руси//Вопросы истории. 1960. №9. 14. Рыдзевская Е.А. Древняя Русь и Скандинавия в IX – XIV вв. М., 1978. 15. Сахаров А.Н. Русско-византийский договор 907 г.: Реальность или вымысел летописца? // Вопросы истории. 1978. №3. 16. Сахаров А.Н. «Мы от рода русского...» Л., 1986. 17. Толочко П.П. Древняя Русь. Киев, 1987. 18. Фроянов И.Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов//Вопросы истории. 1991. №4. 19. Шмурло Е.Ф. История России. 862 – 1917. М., 1997. 20. Янин В.Л. Древнее славянство и археология Новгорода // Вопросы истории. 1992. №10. Тема 3:Киевская РУСЬ В X – ПЕРВОЙ ТРЕТИ XII ВВ. План:
1. Правление князя Игоря «Старого». 2. Княгиня Ольга. Реформа дани. Её крещение. 3. Походы князя Святослава. 4. Владимир первый «Святой». Христианизация Руси. 5. Ярослав Мудрый. Расцвет Киевской Руси. 6. Правление Владимира II Мономаха. После смерти князя Олега стал править сын Рюрика, Игорь «Старый»(912-945 гг.) 1) Началом его правления стала война с древлянами, которые, воспользовавшись смертью Олега, хотели «отложиться» от Киева и «затворились» от Игоря в укрепленных городах. Игорь разгромил древлян и «возложил на них дань больше прежней»; 2) воевал он и с появившимися на границах кочевниками – печенегами. «Повесть временных лет» сообщает, что в 915 году печенеги были замечены впервые на границах, но сражения с ними не было. Однако в 920 году произошло первое вооруженное столкновение с ними, в ходе которого они были отброшены в степь; 3) князь Игорь совершил два похода на Византию (в 941 году и в 944 году). В 941 году он повел по Днепру и Черному морю эскадру кораблей количеством в 10 000. Варяги и славяне опустошили побережье империи. Империя срочно мобилизовала войска, и в жестокой сухопутной битве греки победили. Погрузившись на корабли, славяне отплыли в море, а за ними в погоню отправился византийский флот. Византийцы отогнали дружину Игоря от Царьграда, используя «греческий огонь» – зажигательную смесь в горшках (в состав смеси входили сера, смола и нефть). «Греческий огонь» применялся в морских сражениях для поджога кораблей, при осаде и обороне городов и в полевых сражениях. Он производил ужасное и неизгладимое впечатление. Спасшиеся в этом походе рассказывали: «Будто молнию небесную имеют у себя греки, и, пуская ее, пожгли нас. Оттого и не одолели их». В 944 году князь Игорь предпринял второй поход. Он нанял конницу печенегов, собрал все славянские племена и на кораблях, а конница по берегу, двинулся к Царьграду. Византийская разведка донесла императору о приближении войска Игоря. На реке Дунай его встретили послы от императора с предложением о мире за огромный выкуп. Игорь посоветовался с дружиной, и было принято решение согласилться на выкуп. «Что нам еще нужно – не бившись взять золото, серебро, паволоки (шелковые ткани)? Разве знает кто, кому одолеть, нам ли, им ли? Или с морем кто сговорился? Не по земле ведь ходим, но по глубине морской: всем общая смерть?» В этом же году в Киеве и Царьграде был заключен мир, который был менее выгоден, чем мир 907 или 911 гг. При заключении мира в Киеве греки и христиане-славяне целовали крест в церкви св. Ильи на Подоле, а язычники-славяне клялись Перуном и оружием на языческих капищах; 4) в Киевской Руси князь с дружиной объезжал подвластные ему земли и осуществлял сбор дани (полюдье), размер которой не был определен. Это была плата князю и его дружине за защиту от внешних врагов и за выполнение ими полицейских функций. Полюдье иногда превращалось в грабительскую операцию, против чего выступали крестьяне и горожане, как это произошло в 945 году в древлянской земле. Сбор дани с древлян был поручен Игорем воеводе и боярину Свенельду. В 945 году Свенельд с дружиной собрал у древлян богатую дань, чем, видимо, вызвал зависть у дружинников Игоря. «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, – жаловались они Игорю, – а мы наги! Пойдем, князь, с нами за данью, и ты добудешь и мы!» Поддавшись настойчивым уговорам своей дружины, Игорь отправился в древлянские земли за новой данью. У князя древлян Мала, вероятно, не было сил для борьбы с Игорем, поэтому он выплатил еще одну дань. Караван с данью отправился в Киев, а Игорь решил с небольшим отрядом, (историки говорят о 6 воинах) вернуться в древлянский город Искоростень и потребовать еще дани. Древляне увидели, что Игорь опять идет в их землю, и поняли зачем. Они закрыли ворота Искоростеня и сказали следующее: «Как повадится волк за овцой, то утащит все стадо, если не убьют его, так и у нас, если не убьем его, то всех нас погубит». Однако горожане решили выслать к Игорю послов, чтобы уговорить его удовлетвориться уже собранной данью и уйти в Киев. «Зачем идешь опять? – спросили послы. – Собрал ведь уже всю дань». Но Игорь потребовал открыть ворота города. Тогда горожане вооружились, вышли из города, окружили Игоря и его дружинников и перебили их. Схватив князя Игоря, древляне подвергли его мучительной казни. Они привязали его к двум согнутым деревьям, а затем отпустили их (об этом свидетельствует византийский автор Лев Диакон в своей книге «История»). Жена князя Игоря «Старого», княгиня Ольга (Хельга), христианское имя Елена, называлась еще Хитрою, Святой, Мудрой, правила (945-969 гг.). Княгиня Ольга была родом из города Пскова, скорее, всего она варяжка, из Скандинавии – (Хельга). 1) После того, как она отомстила за смерть своего мужа, Ольга занялась вопросами административно-экономической реформы в своем государстве и укреплением княжеской власти. Древлянское восстание 945 г. послужило ей уроком, который она хорошо усвоила и сделала из него необходимые выводы. «И пошла Ольга с сыном своим и дружиною по Древлянской земле, устанавливая распорядок даней и налогов». Вскоре то же самое было сделано и по другим землям государства. «Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге – оброки и дани». Погосты – это бывшие села, которые становились административными центрами княжеского управления, местом сбора дани. В течение ряда лет, примерно до 954 года она занималась вопросами экономического обустройства своего государства: объезжала свои владения, расставляя на местах своих доверенных лиц «тиунов» (управителей) и всемерно укрепляя великокняжескую власть. Она определила фиксированный размер дани, установив «уроки», места (погосты) и сроки её сбора (при этом, 2/3 дани оставлялась на местах, а 1/3 шла в центр, т.е. в Киев). Таким образом, было положено начало формированию налоговой системы. При Ольге сократились внешние военные походы, что позволило направить значительные материальные средства на решение внутренних проблем в государстве; 2) укрепив великокняжескую власть, Ольга приступила к решению внешнеполитических задач: она решает стать христианкой. Неизвестно, где именно – в Киеве или Константинополе – она приняла крещение. Ольга была хорошо знакома с христианством в Киеве (часть дружины ее мужа Игоря были христианами, в Киеве было достаточно христиан из числа варягов и славян). Были в городе и христианские церкви, например, св. Ильи, которая являлась соборной, то есть главной, а значит, можно предположить, что были и другие церкви. По «Повести временных лет» в 955 году она с большим посольством отправляется в город Константинополь и там принимает христианскую веру. Византийский император, по летописи, был удивлен ее красотой и предложил Ольге стать его женой. Однако она, проявив хитрость и мудрость, попросила императора стать ее крестным отцом. Он согласился и стал им, а это по церковным канонам исключало брак между ними. Крещение княгини Ольги в Константинополе имело важное политическое значение, так как император являлся ее крестным отцом, а она его дочерью («дицерью»). Это сразу выделяло ее среди других князей и государей и значительно повышало ее престиж и престиж великокняжеской власти в целом в глазах Европы и Азии. Однако Ольга была, вероятно, недовольна приемом, который был ей оказан в Константинополе, т.к. посольство долго ждало аудиенции у императора, находясь на кораблях в бухте Золотой Рог и также церемонией приема у императора, когда Ольге было предложено занять место в ряду других придворных женщин империи. Об ее неудовольствии свидетельствует и письмо императору, написанное вскоре после возвращения в Киев. Возможно, что этим недовольством можно объяснить то, что Ольга в 959 году направила к германскому королю Оттону I посольство, которое просило его направить в Киев христианскую миссию для пропаганды христианской веры. Оттон I, являясь ревностным христианином, направил группу монахов во главе с Адальбертом. Однако пропаганда новой, христианской веры натолкнулась на сопротивление киевлян-язычников и не увенчалась успехом. Адальберт и его спутники были вынуждены бежать из города, при этом некоторые погибли. Немецкий хронист отмечает, что миссия Адальберта провалилась «не по его вине». Принятие княгиней Ольгой христианства не привело к введению веры в масштабах всего государства. Ее сын Святослав «не думал и не прислушивался к этому,... продолжая жить по языческим законам». Он говорил: «Как мне одному принять иную веру? Дружина моя станет надо мной смеяться». До конца жизни Святослав оставался упорным и рьяным сторонником языческой веры. А Ольга строила церкви, всемерно пропагандировала христианство. Умерла она в 969 году и была похоронена по христианскому обряду. Князь Святослав правил (964-972 гг.) Однако слово «правил» к нему не имеет прямого отношения, так как он не любил сидеть и править в Киеве, а был князем-воином, князем-язычником. Начиная с 964 года и до самой смерти, Святослав постоянно находился в походах и жил далеко от Киева, а управлением занималась мать-княгиня Ольга, затем Ярополк, его старший сын. В своих походах Святослав участвовал со сравнительно небольшой конной дружиной воинов-профессионалов из различных племен. В качестве постоянных союзников у него были венгерские конные отряды, так как одной из его жен была дочь венгерского князя Ильдико (Предслава). В летописи говорится о нем: «...Легко ходил в походах, как пардус (гепард), и много воевал. В походах же не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину, и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, не спал, подостлав потник, с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины... И посылал в иные земли со словами: «Хочу на вы идти». 1) Первым походом князя Святослава был поход на славянское племя вятичей, проживавших на реке Оке, за присоединение их к Киевскому государству. Это племя в Х веке было зависимым от хазарского каганата, и платило ему дань. Святослав двинул войско в землю вятичей, присоединил их, а затем направился на реку Волгу на прикамских и волжских булгар. В ожесточенных сражениях он победил их; 2) следующий удар Святослав нанес по могущественному Хазарскому каганату. Каганы Хазарии издавна брали дань с южных славянских племен и контролировали Волжский торговый путь. Славянские купцы были недовольны тем, что хазары брали с них огромные пошлины за проход торговых караванов по реке Волге в Хазарское (Каспийское) море. Нередко они просто не пропускали славянские караваны. Поэтому Святослав с дружиной и двинулся в поход против хазар. Войска князя разгромили хазар, взяли столицу каганата – город Итиль, а затем крепость Саркел (Белый город или Белая Вежа) на реке Дон. Этот город был важным опорным пунктом хазар на караванных путях и отбивал вторжения кочевников-мадьяр. Город построили византийские строители в IХ веке по самым современным по тому времени технологиям, и он считался неприступным. Славянам удалось взять Саркел, когда его жители обессилели от голода, жажды и болезней. Падение крепости особо отмечено в «Повести временных лет». После этого Святослав двинулся на Северный Кавказ, где нанес поражение племенам ясов (осетин) и касогов (черкесов), и закончил военные действия у Азовского моря. Здесь в Приазовье, видимо, им было создано Тмутараканское княжество; 3) византийская империя не осталась равнодушной к разгрому Святославом Хазарского каганата. Она опасалась, что следующий удар князь нанесет по ее владениям в Крыму. Поэтому в Киев, на переговоры со Святославом, был направлен из Крыма патриций Калокир. В исторической науке это посольство известно как миссия Калокира. Цель посольства – направить дружину Святослава, за деньги, против Болгарии. Однако Калокир ведет с князем и переговоры о том, чтобы Святослав помог ему после завоевания Болгарии стать Византийским императором. Взамен, в случае успеха, обещает отдать князю во владение Болгарию и богатства из казны империи. Святослав принял предложение Калокира, и в 966 году вторгся в Болгарию и захватил ее. Он со своей дружиной обосновался в городе Переяславце на реке Дунай. В это время из Киева от княгини Ольги пришло известие о том, что город осадили печенеги, и Святослав поспешил на помощь. Он снял осаду с города, отбросил печенегов. В ответ на упреки матери по поводу своего постоянного отсутствия Святослав заявил: «Не нравится мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина моей земли, туда стекаются все богатства: из Византии – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и Венгрии – серебро и кони, из Руси – меха, воск, мед и рабы». Вскоре княгиня Ольга умерла, и Святослав оставил в Киеве князем своего старшего сына Ярополка, в древлянскую землю направил сына Олега, а по просьбе новгородцев отправил князем в Новгород Владимира, сына от ключницы-рабыни Малуши. И уехал в Болгарию навсегда. А в Болгарии жители восстали и выбили воинов князя из Переяславца. Вернувшись, Святослав разбил болгар и вновь захватил город. Он покорил всю Болгарию, а часть болгарских князей перешла на его сторону. После того как Святослав укрепился в Болгарии, он начинает нападения на земли византийской империи. Военные действия шли с переменным успехом. Значительно усилив свое войско печенегами, венграми, болгарами, Святослав начинает военные действия против Византии. Пользуясь сложной ситуацией в империи (мятеж в Малой Азии), он разбил войска Византии и был остановлен только у стен Царьграда. Было заключено перемирие, и князь вернулся в Болгарию с большой добычей. Новый император Византии, Иоанн Цимисхий (маленький), собрав войска, флот и подавив мятеж, вторгся в Болгарию. Святослав, видимо, успокоенный перемирием, не охранял балканские перевалы и устье Дуная. Поэтому византийские войска неожиданно прошли их, внезапно напали на славянские гарнизоны и уничтожили их. Святослав, с частью дружины был осажден в городе Доростоле. На реке Дунай, под стенами Доростола он потерпел поражение и был осажден византийцами. Из-за голода и болезней Святослав начинает переговоры о мире. Процесс переговоров и описание внешности Святослава дает византийский историк и хронист Лев Диакон, который был очевидцем этого события. Итогом этих переговоров было: 1) Святослав обещал навсегда уйти из Болгарии, не нападать на византийские владения в Крыму и на Балканах и оказывать Византии необходимую военную помощь; 2) император подтверждал и обязался платить князю ежегодную дань, дать дружине князя выйти из Доростола, снабдить продовольствием и помочь беспрепятственно покинуть пределы империи. Святослав и его воины отправились домой, однако разведка сообщила, что у Днепровских порогов их ждет засада печенегов. Поэтому, наверное, Святослав с частью воинов остался зимовать в устье Днепра, а другая часть воинов во главе с воеводой Свенельдом отправилась в Киев через степь и благополучно добралась до города. Весной 972 года Святослав с дружиной стал подниматься по реке Днепр, к Киеву. Но у днепровских порогов на них напали печенеги, и князь с дружинниками погибли в бою. Князь печенегов Куря приказал сделать из черепа князя и его воинов чаши для пиров. 972 – 980 гг. – это время первой междоусобной войны между сыновьями князя Святослава. Как уже известно, Святослав оставил великим князем в Киеве своего старшего сына Ярополка, в древлянскую землю послал сына Олега, а в Новгород по просьбе послов города и Добрыни, дяди Владимира, послал сына рабыни Малуши – князя Владимира. (По одной из исторических версий Добрыня и Малуша – брат и сестра, и могли быть детьми древлянского князя Мала. Добрыня был «придворником» в княжеском доме, а Малуша – «ключницей», т.е. рабыней у княгини Ольги. По другой версии – Святослав, Добрыня и Малуша – варяги, выходцы из Скандинавии). Ярополк, мстя за смерть Люта, сына Свенельда, убивает Олега и наступает на Новгород, Владимир бежит в Швецию и вскоре возвращается с наемной варяжской дружиной для борьбы с Ярополком за киевский престол. Вначале он подчинил себе Полоцкое княжество, где правил дружественный Ярополку князь Рогволод. Полоцк был взят приступом, Рогволод и два его сына убиты, а Рогнеда стала женой Владимира. После этого Владимир двинул свои войска на Киев. Воевода Ярополка именем Блуд изменил князю, и тот покорился Владимиру Владимир обещал Ярополку почетное положение при своем дворе и земельные пожалования. Но, видимо, по инициативе воеводы Блуда, вскоре Ярополк был убит двумя варягами, когда прибыл на переговоры с Владимиром. С 980 г. по 1015 г. Владимир I был великим киевским князем. Как только он начал править в Киеве, то «поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Самаргла и Макоши. И приносили им жертвы, называя богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей...» Это была попытка князя Владимира сделать языческую веру государственной религией, однако время было совсем другим, и Владимир, несмотря на все сложности эпохи и свои сомнения провел религиозную реформу. Основным событием княжения Владимира I, безусловно, является принятие христианства в качестве государственной религии. Каковы причины принятия Христианства? Они следующие: А) несовместимость между единым государством и многочисленными языческими богами из различных племен. Единому государству должна была соответствовать и единая для всей страны религия, Б) государство вступало в непримиримое противоречие с языческими порядками, обычаями и традициями. Без устранения языческих представлений единое государство не могло существовать и развиваться, В) языческая вера была препятствием на пути международных связей Киевской Руси, особенно с христианскими странами Европы, которые не хотели заключать династические браки с язычниками-князьями, политические соглашения и торговать с ними. «Повесть временных лет» рассказывает о прибытии в Киев миссионеров от различных религий: «болгар магометанской веры», «иноземцев из Рима», хазар-иудеев и «грека-философа». Особенно убедительной, по летописи, была речь греческого проповедника из Византии, который показал князю и прокомментировал изображение Страшного Суда. Однако Владимир сказал: «Подожду еще немного». Вскоре, по совету бояр и «старцев городских» он посылает «десять мужей добрых и опытных» в разные страны для изучения религий «для испытания веры». Итогом изучения вер явилось признание христианской веры Византийской империи. Однако Владимир все еще медлил с принятием новой религии. Однако вскоре конкретные политические события подтолкнули его к принятию христианства. В 987 году византийский полководец Варда Фока поднял мятеж против императоров Василия и Константина. Императоры обратились за помощью к князю Владимиру, а тот потребовал от них отдать ему в жены их сестру Анну. А братья предложили Владимиру креститься до бракосочетания. Владимир согласился, помог императорам разгромить Варду Фоку, но креститься не спешил. Медлили и братья. Тогда Владимир осадил в 989 году византийский город Корсунь (около города Севастополя). Из-под Корсуня он послал представителей к императорам и, несмотря на нежелание Анны, они отправили Анну к Владимиру. Корсунь был взят. Здесь и состоялась их свадьба. Затем князь с женой и войском вернулся в Киев и приказал кумиров, стоящих за теремным двором, посечь и сжечь. Перуна привязали к конскому хвосту, проволокли к Днепру, по дороге двенадцать человек били его палками, и сбросили в реку. По Киеву были посланы глашатаи, которые приказали всем горожанам от мала до велика наутро принять крещение. После крещения началось строительство церквей, особенно на тех местах, где раньше стояли языческие идолы и были языческие святилища. В Киеве была построена и церковь св. Василия (в честь Владимира I, принявшего христианское имя – Василий). Однако христианство в Киевской Руси утверждалось еще вплоть до ХII века. Князь Владимир I ходил в походы против радимичей, ятвягов, вятичей, на Волынь, где выбил поляков из Червенских городов – Перемышля и Червена. Здесь он основал город Владимир (современный Владимир-Волынский). Ходил походом на болгар (неизвестно каких, волжских или дунайских). Особенно много места «Повесть временных лет» и другие летописи уделяют борьбе князя Владимира с печенегами, которая шла с переменным успехом. Для защиты южных границ он приказал строить города-заставы по рекам Суле, Стугне, Трубежу, Десне. Сказал Владимир: «Нехорошо, что мало городов около Киева». «И стал набирать мужей лучших от словен, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населил города, так как была война с печенегами. И воевал с ними, и победил их». Набеги печенегов следовали один за другим. Так, князь Владимир в 993 году отбил нападение печенегов: «Стал Владимир на одной стороне (реки Трубеж), а печенеги на другой. И не смели они на сю сторону!..» Князь «возвратился в Киев с победою». Но в 996 году – новое сражение с печенегами. «Владимир с малою дружиною вышел против них и сразился с ними. И не мог он выстоять против них, дружина побежала и едва укрылась от противника (в городе Василёве). Он был почти настигнут печенегами, но спрятался под мост, под которым и отсиделся, оглушаемый топотом вражеских коней». Постоянные нападения печенегов привели к тому, что земледельцы были вынуждены уйти из опасных южных земель на север, в места, укрытые лесом от нападений. Но Владимиру удалось сдержать натиск печенегов. Для этого им были построены десятки пограничных крепостей и создана дозорная служба. Немецкий миссионер-архиепископ Бруно, который был направлен к печенегам для проповеди христианской веры, писал германскому императору Генриху II: «Мы направили путь к жесточайшим из всех язычников, печенегам. Князь руссов, имеющий обширные владения и большие богатства, удерживал меня месяц, стараясь убедить, чтоб я не шел к такому дикому народу... Не могли убедить меня: он пошел провожать меня до границ, которые он оградил от кочевников самым крупным частоколом (или завалами) на очень большое пространство». Борьба князя Владимира с печенегами продолжалась до конца его дней. В 1015 году, когда он тяжело заболел, печенеги большими силами вторглись в Киевскую Русь. Владимир послал против них своего сына Бориса. Однако кочевники уклонились от сражения, и ушли за пределы киевского государства. Правление Владимира I Святого нашло очень положительный отклик в летописях и у специалистов-историков. Так, например, по «Повести временных лет» Владимир имел широкую душу, любил слова книжные и Евангелие. Сам он грамоты не знал. «Он велел всякому нищему и убогому приходить на княжий двор, брать кушанье, питье и деньги из казны. Он сказал: «Дряхлые и больные не могут доходить до моего двора» – и велел сделать телеги, куда клали хлеб, мясо, рыбу, овощи и возить по городу, спрашивая: «Где больные и нищие, которые не могут ходить?» Таким и раздавали». Важнейшей политической задачей Владимира I было укрепление незыблемого единства государства. Во все княжества он поставил наместниками своих сыновей (их было 12). Он определял, где какому сыну княжить и сколько дани платить. Однако в конце жизни у него испортились отношения с сыном Ярославом, который был вначале князем в Ростове, а затем в Новгороде. Ярослав отказался платить отцу дань, так как посчитал сумму слишком большой. Тогда Владимир приказал готовиться в поход на Новгород, однако вскоре великий князь умер (15.07.1015). После смерти князя Владимира I с 1015 по 1019 год в государстве проходила вторая междоусобная война между его сыновьями. Инициатором этой войны по «Повести временных лет» стал, видимо, старший сын Святополк, прозванный Окаянным (по библейской притче о Каине и Авеле). Он, по летописи, убивает Бориса, ростовского князя, Глеба, муромского князя, Святослава, древлянского князя. (Борис и Глеб – первые славянские святые). Следующим, по летописи, должен был стать Ярослав, который уже решил бежать в Швецию, к родственникам своей жены Ингигерды (Ирины). Однако новгородцы удержали его. И с их помощью и при поддержке варягов он начинает войну со Святополком. В битве под Любечем Ярослав разбил Святополка, и тот бежал в Польшу, к своему тестю, королю Болеславу Храброму. Из Польши Святополк при поддержке Болеслава выбил князя Ярослава из Киева. В дальнейшем война шла с переменным успехом. Впоследствии союзниками Святополка становятся печенеги, которые вторгаются на Русь, пока в 1019 году в решающей битве на реке Альте Святополк и печенеги потерпели полное и окончательное поражение. Святополк, по одной версии, умер от ран, по другой – погиб от рук варяга Эймунда, который принес его голову Ярославу, по третьей – бежал в Польшу или к печенегам. А князь Ярослав вошел в Киев и с 1019 года стал великим киевским князем. Правил он 35 лет – до 1054 года. 1019-1054 гг. – время правления князя Ярослава Мудрого, время политического и культурного расцвета и могущества Киевской Руси. Во время правления великого киевского князя Ярослава произошли следующие события: 1. Были разбиты печенеги и окончательно отброшены от границ Киевской Руси. В 1036 году князь Ярослав находился в Новгороде. Воспользовавшись отсутствием великого князя, печенеги большими силами стремительно ударили, прорвали южную оборонительную линию и взяли Киев в кольцо осады. Ярослав, собрав войска, спешно прибыл к Киеву. В ожесточенной битве у стен Киева, которая длилась целый день, печенегам был нанесен сокрушительный удар, и они были полностью разгромлены. «Была сеча зла и едва одолел Ярослав к вечеру, побежали печенеги розно, не ведая, куда бегут. И одни потонули в Ситолме, а другие в иных реках и так погибли, а остаток их убежал», – записано в «Повести временных лет». С этого, 1036, года печенеги перестали быть угрозой для Киевской Руси. Их остатки бежали к границам Византийской империи, где часть их стала наемниками у императоров, а другая часть занялась грабежом границ Византии. В честь решающей победы над печенегами на месте сражения был построен собор Святой Софии; 2. он ходил в военные походы на племена чуди (эстонцев), где построил город Юрьев, названный христианским именем Ярослава, и на вятичей, в земле которых основал город Ярославль; 3. в 1043 году совершил поход на Византию, причиной которого явился конфликт между славянскими купцами и жителями Царьграда. Однако вскоре с Византией было заключено мирное соглашение, скрепленное династическим браком. Его сын Всеволод стал зятем императора Византии Константина IХ Мономаха; 4. в годы его правления был составлен свод гражданских и уголовных законов, получивший название «Русская Правда». Это были письменные законы, распространявшиеся на всю территорию государства. «Правда» узаконила раннефеодальную политическую систему и урегулировала отношения между различными слоями и категориями населения Киевской Руси. Характерной чертой «Правды» было почти полное отсутствие смертной казни как наказания, даже за убийства виновные приговаривались к денежным штрафам (вирам). Размер денежного штрафа зависел от тяжести преступления и от личности пострадавшего. Так, за убийство княжеских людей («мужей») плата была установлена до 80 гривен, за ремесленника – 16 гривен, а за холопа – 5-6 гривен. «Правда» называет убийцу «головником», а убитого – «головой». Определены и штрафы за кражу. Например, «если кто сядет на чужого коня, не спросив, то платить ему 3 гривны», за кражу вола – 1 гривна, за дорогого охотничьего сокола или ястреба – 3 гривны. «Правда» – основной источник, который говорит о положении отдельных групп зависимого населения: закупов (взявших долг – купу), рядовичей (заключивших договор – ряд – на определенный срок), изгоев (потерявших средства к существованию и вышедших из общины), холопов, то есть рабов (это пленные, самопродавшиеся, проданные за долги или преступления, женившиеся на холопках), смердов – свободных крестьян, которые имели свое хозяйство и платили князю дань. По гражданским делам «Правда» устанавливала суд двенадцати выборных, то есть прообраз суда присяжных. На судах заслушивались показания свидетелей (послухов). В «Правде» еще существует статья, которая узаконила кровную месть: «Если убьет муж мужа, то мстить брату брата, или сыну отца, или отцу сына, а если кто не будет мстить, то платить сорок гривен». «Правда» является ценным источником по истории Киевской Руси, так как она показывает обычаи, нравы, социальное устройство общества ХI века. В последующем, сыновья Ярослава – Изяслав, Святослав и Всеволод в 1072 году на княжеском съезде приняли расширенный свод законов, получивший название «Правда Ярославичей». Однако в его основе лежат законы, написанные при Ярославе Мудром; 5. великий князь Ярослав, для того, чтобы подчеркнуть свое могущество и авторитет, сам, без согласия патриарха из Царьграда, назначил главу церкви – митрополита, славянина Иллариона, который является автором книги «Слово о законе и благодати». До этого митрополиты назначались патриаршим синодом в Царьграде и были греками или болгарами; 6. при Ярославе в Киеве, а потом и в других городах и монастырях начинается летописание. Центром летописания в городе Киеве явился Киево-Печерский монастырь, основанный князем Ярославом; 7. авторитет и могущество великого киевского князя укрепляли и династические, родственные отношения, установленные с правящими династиями других стран. Так, старшая дочь Ярослава, Анастасия, была замужем за венгерским королем Андрашем I, который в период «дворцовых переворотов» в Венгрии скрывался вместе с братом Левенте у киевского князя. Анастасия основала два монастыря: в Вышеграде и Пормове. Это были первые каменные здания в Венгрии. Средняя дочь Анна была женой французского короля Анри I. Королю Анри I необходимо было жениться, так как его покойная супруга не оставила ему наследников. Но папа римский издал закон (буллу), который запрещал монархам браки с родственницами до седьмого колена. Покойная королева Франции была дочерью германского императора Генриха II, связанного родственными связями со всеми правящими домами Европы. Поэтому для Анри I оказались недоступными все европейские принцессы, подходящие для брака. Анна из далёкого Киева была последней надеждой этого короля. Младшая дочь Елизавета стала супругой норвежского короля Гарольда Смелого, который основал город Осло (столицу современной Норвегии). Сыновья Ярослава – Изяслав и Святослав – были женаты на дочерях немецких князей, а Всеволод – на византийской принцессе. При Ярославе в Киеве начинаются грандиозные строительные работы: «В лето 6545 (1037) заложил Ярослав большой город, у которого Золотые ворота, заложил и церковь святой Софии, митрополию, а затем церковь святой Богородицы, и монастырь святого Георгия и святой Ирины»... При Ярославе христианство и грамотность всемерно распространялись по всей стране. «Ярослав собрал многих книгописцев, которые переводили книги с греческого на славянский язык, и написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением»... Летописи отмечают любовь Ярослава к книгам и учению. Книги любил читать сам. Читал часто днем и ночью, собрал большую библиотеку. «Он был хромоног, но ум у него был добрый, и на рати был он храбр». Еще при жизни Ярослав распорядился великокняжеским наследием. Великим киевским князем становился старший брат – Изяслав, которому должны были подчиняться другие братья. Святослав получил в княжение Чернигов, младший, Всеволод, – Переяславль. Игорь – Владимир-Волынский, Вячеслав – Смоленск. В Полоцке княжил внучатый племянник Ярослава Всеслав Брячиславович. Ярослав, незадолго до своей кончины, обратился к сыновьям с призывом: «Имейте в себе любовь, ибо вы братья от единого отца и единой матери, да будьте в любви между собой, а если будете жить в распрях, то погибнете сами и погубите землю отцов и дедов своих, созданную трудом великим». Предположительно в 1054 году на Киевскую Русь вторглись впервые половцы. По другим данным они впервые напали в 1061 году на Переяславльское княжество, где правил Всеволод Ярославич. С этого времени в течение более полутора веков половцы большими или малыми силами постоянно совершали нападения на Русь. 1113 – 1125 гг. – это время правления великого киевского князя Владимира II, который в исторической литературе известен прозвищем Мономах, чем он обязан деду по матери, византийскому императору Константину IX Мономаху. До того, как стать великим князем в Киеве, Владимир жил и правил в нескольких княжествах: от Переяславского, Смоленского, Владимир-Волынского до Черниговского. Он был очень способным политиком и воином, его хвалят летописи. Будучи союзником польского короля Болеслава II,сражался в Чехии и Богемии. Жил в городах Константинополе, Кракове, Вроцлаве. Знал пять или шесть языков. Был женат на Гите, дочери последнего саксонского короля Гарольда, погибшего в битве при Гастингсе в 1066 году. Его любимыми занятиями были чтение и охота. Он много воевал: в конце жизни Владимир говорил, что совершил 83 больших и малых военных походов. Его основными деяниями были: 1. он является инициатором съезда князей в своем городе Любече в 1097 году. Этот съезд должен был, по мысли Владимира, помирить враждовавших между собой князей, создать союз князей по борьбе с половцами и осудить князя Олега Святославовича за дружбу и союз с половцами. Однако по этим вопросам договориться не удалось, а съезд провозгласил лишь «пусть каждый князь владеет своим княжеством и не покушается на другие земли» – «Каждый да держит отчину свою», то есть съезд фактически закрепил раздробленность; 2. князь Владимир успешно сражался с половцами. При этом князь, во-первых, объединялся с несколькими князьями для борьбы с ними и, во-вторых, совершал наступательные действия в глубь степей, тем самым, упреждая нападения кочевников. Так, Владимир II в союзе со Святополком, великим киевским князем, и еще с пятью князями весной 1103 года совершил поход в степь. Они напали на половцев ранней весной, когда их кони еще не набрались сил после зимовки. Этот поход завершился полной победой над половцами. При этом особо отличилась разведка, уничтожившая половецкий дозор. В сражении погибло двадцать ханов, а одного, взятого в плен, мономах приказал казнить. Летопись сообщает: «... взяли тогда и скот, и овец, и коней, и верблюдов, и вежи с добытком и челядью… И пришла русь с полоном великим и с победою великою». Впоследствии, еще не один раз, Владимир Мономах с объединенными войсками других князей успешно отражал набеги половцев и вторгался в глубь степи, где громил их. Так в 1107 году вторгшиеся половецкие отряды были разбиты объединенными силами князей, а в 1109 году князья совершили поход в Степь, где разгромили половецкие кочевья и захватили около 1000 одних шатров. Именем Владимира Мономаха половецкие матери стали пугать своих детей. Популярность и авторитет князя значительно возросли; 3. в 1113 году в Киеве умер великий князь Святополк Изяславич, который правил 20 лет. Летопись говорит о нем так: «В дни княжения своего Святополк сотворил много насилия... имущество у многих отнял... И были многие рати от половцев, к тому же и усобицы, и был в то время большой голод и великая скудость во всем». Неурожаи и голод произошли из-за холодных и дождливых лет в 1100-1112 годах. «И можно было видеть тогда людей в великой беде, изнемогали они от войны, голода, без хлеба и без соли», – пишется в летописи. Особенно страдали люди от отсутствия соли, а её добывали: 1) в Крыму (путь туда был закрыт половцами); 2) в Галицком княжестве (Перемышле). Святополк воевал с Галицким князем, и этот путь также был закрыт. Это привело к спекуляции хлебом и солью. Соль смешивали с пеплом и продавали в три раза дороже. Как только Святополк умер (16 апреля 1113 года в Киеве), в тот же день вспыхнуло восстание. Восставшие горожане и крестьяне окрестных сел громили дворы ростовщиков, менял, купцов и бояр, которых подозревали в спекуляции. В это время киевские вельможи вспомнили о Владимире. Они дважды посылали посольство в город Переяславль, прося его: «Приди, князь, в Киев! Если же не пойдешь, то знай, что великое зло воздвигнется... из-за тебя пойдут на невестку твою и на бояр, и на монастыри, и будешь ответ иметь, если из-за тебя разграбят монастыри!» Только после вторичного приглашения Владимир Мономах согласился и выехал в Киев 20.04.1113 года. «... сел на столе отца своего и дедов своих, и все люди были рады, и мятеж прекратился». Однако истинной причиной прекращения восстания стало составление Владимиром еще до въезда в Киев новых законов, так называемых «Устав Владимира Мономаха». В «Уставе»: 1) ограничивались проценты («резы») за долги; 2) облегчалось положение «закупов»; 3) давалась свобода купцам торговать со всеми княжествами. Обнародование «Устава» и явилось, видимо, причиной прекращения восстания. В годы своего правления Владимир II усилил свою власть. Признавая за каждым князем право на свое владение, он под угрозой лишения этих владений запрещал междоусобные войны и требовал беспрекословного себе подчинения. Опираясь на свои огромные воинские силы, он под угрозой смертной казни за повторную усобицу добился почти полного прекращения войн между князьями. По отзывам современников, Владимир имел «тяжелую руку», которую некоторые князья прочувствовали на себе. Он продолжал успешную борьбу с половцами на их территории. Ему удалось потеснить их к Каспийскому морю и Кавказу, и тем самым ослабить половецкую опасность. Владимир Мономах сумел сплотить вокруг себя других князей и отразить вторжения врагов. В конце жизни Владимир Мономах написал «Поучение», которое было адресовано его сыновьям. Это исторический источник по военной подготовке, мемуарного жанра, и наставление будущим политикам и воинам. В «Поучении» он пишет: «То, что мог бы сделать мой дружинник, я делал всегда сам, и на войне и на охоте, не давал себе отдыха ни ночью, ни днем, невзирая на зной или стужу. Я не полагался на посадников и бюричей, а сам следил за всем порядком в своем хозяйстве». Дает он и практические советы: «И более всего чтите гостя, откуда бы он к вам не пришел, простолюдин ли, зело знатный или посол, если не можете почтить его дарами, то пищей и питьем: ибо они по пути прославят человека по всем землям ли добрым или злым». Советует не лениться: «да не застанет вас солнце в постели». Обращаясь к своим сыновьям, говорит: «Дети, ни войны, ни зверя не бойтесь, – делайте дело мужское!» После смерти Владимира II, правил его старший сын Мстислав (1125-1132 гг.). Он: 1) ходил в походы против эстов (чуди); 2) правил в Новгороде. Во всем продолжал политику своего отца. На всем протяжении своего правления ему удалось сохранить Киевское государство единым. Но сразу после его смерти Киевская Русь распалась на ряд обособленных владений, и начался период феодальной раздробленности. Источники: 1. Диакон Лев. История. М., 1988. 2. Илларион. Слово о законе и благодати. М., 1994. 3. Повесть временных лет. Ч.1 – 2 М., Л., 1950. (2-ое изд. – М., 1996.) 4. Полное собрание русских летописей. Т. II: Ипатьевская летопись. М., 1962. (новое издание – М., 1998) 5. Правда Русская. Е. 1 –3. М.; Л., 1940 – 1963. 6. Российское законодательство Х-ХХ вв. В девяти томах. Т.1. М., 1984.
Исследования:
1. Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь, 1996. 2. Грушевский М.С. Очерк истории украинского народа. К., 1991. 3. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989. 4. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX – XIII вв.): Курс лекций. М., 1999. 5. Егоров В.Л. Русь и её южные соседи в X – XIII вв. // Отечественная история. 1994. №6. 6. Ефименко А.Я. История украинского народа. К., 1990. 7. Карпов А.И. Владимир Святой. М., 1997. 8. Мавродина Р.М. Киевская Русь и кочевники (печенеги, торки, половцы). Л., 1983. 9. Назаренко А.В. Русь и Германия при Святославе Игоревиче // История СССР. 1990. №2. 10. Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990. 11. Оргиш В.П. Древняя Русь: образование Киевского государства и введение христианства. Мн., 1988. 12. Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968. 13. Плетнёва С.А. Хазары. М., 1986. 14. Плетнёва С.А. Половцы. М., 1990. 15. Позняк С.В. История Украины (IX – начало XVII в.): Курс лекций. Мн.: БГУ.2002. 16. Руднёв В.А. Слово о князе Владимире. М., 1989. 17. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси: IХ - первая половина Х в. М., 1980. 18. Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. М., 1982. 19. Сахаров А.Н. Владимир Мономах. М., 1985. 20. Толочко П.П. Древняя Русь. Киев, 1987. 21. Толочко П.П. Древняя Русь. Очерки социально-политической истории. К., 1987 22. Филист Г.М. Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия. Мн., 1988. 23. Филист Г.М. История «преступлений» Святополка Окаянного. Мн., 1990. 24. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1980. 25. Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической борьбы. М.: СПб.,1995.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |