КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Речи Посполитой как источники по истории Беларуси
Законодательные источники периода Конституции сеймов. В Речи Посполитой снижался авторитет королевской власти и, следовательно, значение законодательных источников от нее исходящих (привилеев, универсалов и др.). С другой стороны возросло значение сейма Речи Посполитой и его законов, которые получили название конституций (от латинского constitutio – строй). Конституции принимались отдельно для Польши и ВКЛ. В ВКЛ они действовали, если об этом имелась специальная оговорка или если они были объявлены на поветовых сеймиках и занесены в земские и гродские книги. Существовали вечные и временные конституции, общие (для всего населения) и для отдельных сословий. В сейме процесс законодательства проходил в несколько стадий: подготовка законопроекта, обсуждение и принятие конституции, ее конфирмация королем и обнародования. Законопроект готовился государственной канцелярией ВКЛ и специально созданными комиссиями. Учитывались просьбы и пожелания депутатов (послов) сейма, представителей городов и волостей. Законодательной инициативой обладал великий князь и рада. Обсуждение и принятие конституций проходила в обеих палатах сейма–сенате и посольской избе. В посольской избе законопроекты принимались вначале большинством голосов, а затем единогласно. В сенате сенаторы по очереди высказывали свое мнение, на основе которых король или от его имени канцлер формулировал вывод (как правило, он совпадал с мнением большинства сенаторов). Окончательно редактировал конституции король, и они обнародовались на местных реляционных сеймиках, которые созывались воеводами или старостами. Затем копии конституций вносились в Метрику ВКЛ. Конституции сеймов были опубликованы в Volumina legum в 10 т. Наиболее важными конституциями были конституция Люблинского сейма 1569 г. о создании комиссии для «поправы» Статута 1566 г., К 200-летнему юбилею принятия Конституции 3 мая 1791 г. в Варшаве вышла работа Кшиштофа Бауэра «Утверждение и защита Конституции 3 мая», где был рассмотрен ряд вопросов подготовки этого законодательного источника. Законодательные источники по истории Беларуси периода Российской империи 1772–1917 гг. В отличие от Речи Посполитой, где законодательные документы–конституции принимал сейм, в Российской империи, в состав которой земли Беларуси вошли в результате трех разделов РП в 1772–1795 гг., правом издавать законы обладал абсолютный монарх–император. Любое волеизъявление монарха (надпись «Быть по сему», «Принять к сведению») вводило документ в ранг закона. Сенат, Синод, коллегии (а с 1802 г. министерства и Кабинет министров) и другие правительственные учреждения могли только обращаться к царю с докладами и предложениями. Законами в Российской империи считались все распоряжения, которые вошли в «Полное собрание законов Российской империи». Этапы развития законодательства на землях Беларуси в период Российской империи. Законодательство Российской империи для земель Беларуси прошло три этапа: 1. конец XVIII–30-е-40-е гг. XIX вв. В этот период в области государственного, военного, административного права действовали российские законы, а в области гражданского, семейного, наследственного права–нормы Статута ВКЛ 1588 г. Это было вызвано лавированием царского правительства между интересами государства и местной полонизированной аристократии. В указах Екатерины II подчеркивалось, что «суд и расправа внутренние тех провинций в личных делах имат производиться по тамошним правам и обычаям» и «их языком». В изданном 17 сентября 1828 г. «высочайше одобренном» положении Кабинета министров предписывалось «учинение перевода Литовского Статута на русский язык с белорусского издания 1588 г.» и напечатание сего Статута на трех языках: белорусском, польском и русском». Одновременно комиссией по разработке «Свода законов Российской империи», которой руководил «гений российской бюрократии» М. Сперанский, была начата разработка «Свода местных законов Западных губерний». Но проект «Свода…» так и не вступил в силу, так как после восстания 1830–1831 гг., в 1831 г. действие Статута 1588 г. было отменено на территории Витебской и Могилевской губерний, а в 1840 г.–на территории Минской, Гродненской и Виленской губерний. 2. 40-е гг. XIX в.–1905 г. На территории Беларуси действовали общероссийские законы, которые издавал император. 3. 1906–1917 гг. После Манифеста 17 октября 1905 г. наряду с императором, законы издавала Государственная Дума. Согласно Своду Основных государственных законов 1906 г. император сохранил право утверждения законов, одобренных Государственной Думой и Государственным Советом, право законодательной инициативы, право принимать законы при «чрезвычайных обстоятельствах» и в период перерыва в заседаниях Государственной Думы. Типы и виды законодательных источников конца XVIII–начала XX вв. Основными видами законодательных источников Российской империи были: 1. Манифесты –наиболее торжественные документы, которые издавались по случаю восхождения на престол нового императора (например, манифест императора Александра III 29 апреля 1881 г.), оповещали о заключении мира и объявлении войны, начале крупных государственных реформ (например, манифест 19 февраля 1861 г. об отмене крепостного права или манифест 17 октября 1905 г. о введении конституционных форм правления и гражданских свобод). Манифесты писались на понятном для народа языке (чаще церковными деятелями) и провозглашались в церквях. Например, манифест 19 февраля 1861 г. был написан московским митрополитом Филаретом (Дроздовым). В силу своей декларативности манифесты дополнялись другими законодательными документами, которые разъясняли и детализировали их содержание. Например, манифест 19 февраля 1861 г. дополнялся местными положениями о проведении крестьянской реформы. А манифест 17 октября 1905 г. дополнялся Сводом основных государственных законов 1906 г. 2. Указы. Существовали указы трех видов: 1. Именные, которые издавались лично императором и направлялись в Сенат для исполнения. 2. Провозглашенные с Сената, являвшиеся распоряжением императора, на основе которого Сенат составлял текст указа, который обнародовался. 3. Сенатские, которые представляли собой текст распоряжения от имени Сената. Например, по указу Сената 1773 г. право выбирать судей в белорусских губерниях, присоединенных к Российской империи, имели только те помещики, которые имели не менее 10 крепостных, а быть избранными–только те, кто имел не менее 20 крепостных. Наиболее значимыми для Беларуси были указы Екатерины II о введении «черты оседлости» для евреев 23 июня 1794 г. (по указу евреям разрешалось селиться в городах Литвы, Беларуси и Правобережной Украины и заниматься ремеслами и торговлей, запрещено заниматься земледелием и приобретать земли, дана возможность записываться в мещанское и купеческое сословие с условием уплаты податей в двойном размере по сравнению с христианами), о переводе униатов в православие 22 апреля 1794 г., Александра I 1809 г. о запрещении евреям переселяться в новороссийские губернии (Юг Украины), Николая I 1847 г. о введении обязательных инвентарей для земель Беларуси, Правобережной Украины и Литвы. В 1831 г. был принят указ «О разборе шляхты в западных губерниях и об устройстве сего рода людей», по которому все, кто доказывал свое шляхетское происхождение, могли пользоваться правами, дарованными дворянству империи. С 1906 г. указами устанавливались сроки выборов и порядок работы Государственной Думы. 3. Законы. Появились с 1906 г. как результат правотворчества Государственной Думы. 4. Жалованные грамоты– законодательные документы, которые давали особые права (привилегии) отдельным сословиям. Известны Жалованная грамота дворянству 1785 гг., подтвержденная указом 1801 г., и Жалованная грамота городам 1785 г. С присоединением земель Беларуси права российского дворянства были распространены на шляхту, а права российских городов на белорусские. При этом отменялись привилегии городам на Магдебургское право. По Жалованной грамоте дворянству 1775 г. «каждое состояние (сословие) из жителей присоединенных земель вступает с самого сего дня во все оному свойственные выгоды по всему пространству империи Российской». Дворянство Беларуси сохраняло право собственности на землю и крепостных крестьян. По Жалованной грамоте городам 1785 г. в городах Беларуси отменялись юрисдикция светских и духовных феодалов, выкупались правительством частновладельческие города и местечки, руководство городами концентрировалось в городской думе–представительном органе, который выбирался из городских сословий, купечество получило право на создание гильдий по примеру России. В 1774 г. была издана Жалованная грамота, по которой была создана Белорусская католическая епархия, что отвечало интересам польской и ополяченной белорусской шляхты. По ней католическому духовенству категорически запрещалось крестить в свою веру православных. 5. Положения –законодательные документы, которые принимались в 1860-е–1870-е гг. для проведения крестьянской, городской и земской реформы. Например, в 1864 г. было принято «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое не распространялось на территорию Беларуси. В 1906 г. было принято «Положение о выборах в Государственную Думу». А уже после Февральской революции Положением определялся порядок выборов в Учредительное Собрание в 1917 г. 6. Рескрипты. 7. Высочайшие повеления. 8. Высочайше одобренные мнения Государственного Совета –законодательные документы, которые, как и «высочайшие повеления», принимались в конце XIX–начале XX вв. 9. Уставы –законодательные источники, в которых кодифицировались нормы отдельной отрасли права. Были цензурные уставы (более либеральный Александра I и “чугунный” устав Николая I), военные и военно-морские (например, Петра I), судебные, промышленные. Уставы были также формой частных законодательных актов. Например, устав каждого акционерного общества утверждался царем и выступал, как специальное законоположение. Публикации законодательных источников периода Российской империи. Окончательный этап формирования законодательного источника– публикация. Но в Российской империи многие законы не обнародовались. Например, закон 19 мая 1871 г. о борьбе против революционного движения, Временные правила о евреях 1882 г., по которым евреям «черты оседлости» запрещалось селиться вне городов и местечек, арендовать и принимать в заклад недвижимое имущество, покупать землю, торговать вином (водкой) в воскресенье и праздничные дни. Данные о неопубликованных законах можно найти в «Особых журналах» и протоколах заседаний Совета министров.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |