Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект и объективный аспект метода обучения




Аминокислоты как лекарственные препараты.

Созданы и широко применяются препараты на основе аминокислот для больных перенесших обширные травмы для парентерального питания. Это гидролизин (из крови крупного рогатого скота), гидролизат казеина (из молока), аминокровин (из крови человека), аминопептид, липофундин (жировая эмульсия соевого масла), полиамин (раствор 13 аминокислот). Все эти препараты компенсируют белковое голодание и обеспечивают азотистое равновесие у больных после операции на ЖКТ и других тяжелых травмах.

Аминокислоты нашли применение в практической медицине. Так «триптофан»,

«глицин» применяется при лечении больных от алкоголизма, а аминокислота «деглютан» в противоопухолевой терапии. (на основе глютаминовой кислоты), метионин – липотропное вещество, применяют при жировой дегенерации печени; ГАМК – в психиатрии для снятия эмоционального возбуждения.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какую роль играют аминокислоты в организме человека?

2. На чём основана классификация аминокислот?

3. Какие группы входят в состав моноаминомонокарбоновых аминокислот?

4. Какая реакция в водной среде и какой заряд они имеют?

5. Какое биологическое значение в организме человека у глицина, лейцина аланина, метионина, цистеина, треонина, валина?

6. Какие группы входят в состав моноаминодикарбоновых аминокислот?

7. Какая реакция их в водном растворе и какой заряд?

8. Назовите биологическое значение аспарагиновой и глутаминовой аминокислот в организме.

9. Какие группы входят в состав диаминомонокарбоновых аминокислот?

10. Какая реакция в водной среде и какой заряд они имеют?

11. Биологическое значение лизина и аргинина.

12. Что содержат циклические аминокислоты?

13. Биологическое значение фенилаланина, тирозина, триптофана и гистидина.

14. Перечислите незаменимые аминокислоты. Почему их так называют? Что происходит в организме при их недостатке?

15. Какие формы связей в белковой молекуле вы знаете?

16. Дайте определение понятию пептиды.

17. Биологическое значение пептидов в организме.

18. Приведите примеры использования аминокислот в практической медицине.

 

Литература В. С. Камышников стр.441 -442..

В. К. Кухта стр. 53 -63.

 

Разработала преподаватель клинической биохимии С. М. Новикова.

Объектом в процессе обучения является социальный опыт предшествующих поколений, который подлежит передаче поколению следующему. Причем опыт, понимаемый максимально широко: это не только конкретные научные знания и факты, но и мировоззрение в целом, ценности, моральные, этические и эстетические нормы, модели отношений, свертки деятельностей (умения и навыки в том числе).

Объект вычленяется из окружающей действительности только в том случае, если появляется субъект, с ним работающий (объект противостоит субъекту в его деятельности). Процесс обучения – это компонент специально организованного обществом пространственно-временного континуума, в котором деятельность субъектов направлена на один объект – часть социального опыта, который следует передать подрастающему поколению, если речь идет о школе, и людям, его (опыта) еще не имеющим, если речь идет об обучении взрослых.

При этом социальный опыт является объектом на всех этапах обучения и на него ориентированы все компоненты и участники процесса:

· Цель: сделать так, чтобы выпускник школы обладал той частью социального опыта, которую общество хочет видеть у следующего поколения.

· Принципы. Руководствуясь принципами, люди из всей совокупности накопленного обществом социального опыта отбирают то, что следует передать, и то, как это следует делать.

· Содержание образования. Это та часть социального опыта, которая будет передана в процессе обучения.

· Формы обучения. Они задают организационные рамки для передачи социального опыта.

· Средства обучения. На них фиксируется часть социального опыта, и они являются инструментами, с помощью которых этот опыт постигается.

· Методы обучения. С их помощью обеспечивается трансляция социального опыта и обслуживается его усвоение.

· Обучающий субъект. В идеальной ситуации он должен создавать условия, в которых усвоение социального опыта учеником будет максимально результативным. В реальности же он создает условия, в которых ученик присваивает нужную ему часть социального опыта.

· Учащийся субъект. На основании социального опыта, предложенного ему в процессе обучения, строит свою, индивидуальную картину мира (которая, впрочем, может совпадать с официальной) и совершенствует свою субъектность (накапливает свой «деятельностный потенциал» и социальный опыт).

· Результат. В идеальной ситуации молодое поколение овладевает тем объемом социального опыта, который необходим обществу для воспроизводства. А учитель точно знает, какая именно часть социального опыта передана, и как сделать процесс обучения более эффективным в следующий раз (или таким же, если все «прошло» хорошо). В реальности у молодого поколения есть свои представления о том, какого рода социальный опыт ему нужен, и именно его он и приобретает в процессе обучения, а иногда и вопреки реализующемуся образовательному процессу.

Использование при описании трех последних компонентов словосочетаний «в идеальной ситуации» и «в реальности» обусловлено тем, что объект в процессе обучения претерпевает изменения. На «входе» – это идеальная модель социального опыта, который общество желает передать в процессе обучения, а на «выходе» – это тот социальный опыт, который ученик реально приобрел в процессе обучения. Этот приобретенный опыт может оказаться меньше идеального, если ученик что-то не захотел или не смог интериоризировать. Он может оказаться даже больше идеального, если в школе ученика научили учиться, и он захотел узнать что-то сверх определенной стандартом программы.

Приобретенный за время пребывания в школе социальный опыт может даже оказаться совсем не таким, как планировалось, если источник этого опыта лежит за пределами образовательного пространства. Здесь наиболее вопиющим примером являются скинхеды – вакуум в официальном источнике социального опыта (дефицит в содержании, вызванный недостатками в системе воспитания) заполнил весьма специфический социальный опыт, обретенный «на улице».

Однако объективная сторона метода обучения не включает собственно объект процесса обучения, это делает содержание. К объективной стороне метода обучения относится способ фиксации, трансляции и восприятия информации. И эти способы бывают визуальные, аудиальные, кинестетические и полимодальные.

Кроме того, к объективной стороне метода обучения относится все то, что позволяет методам обучения нормально функционировать, но не зависит от сознания и произвола человека.

Информация циркулирует в учебном процессе постольку, поскольку зафиксирована на материальном носителе, может быть передана без потерь и адекватно воспринята и усвоена. Носителем информации может быть звук, изображение (зрительный образ), движения чужого тела и движения и ощущения тела собственного.

Человек в течение своей жизни получает сведения о мире, задействуя пять чувств[35], а появляющиеся при этом слуховые, зрительные и кинестетические образы используются им для обработки и хранения поступающей информации. Так формируются три основные системы восприятия и модальности мышления – визуальная (зрительная), аудиальная (слуховая) и кинестетическая (моторная, плюс все то, что не относится к аудиальной и визуальной), которые позволяют получить сведения об окружающей действительности.

По сенсорным каналам поступает информация, которую человек использует для организации и оформления собственного опыта, и каждый канал имеет специализированные рецепторы, передающие конкретные разновидности информации: рецепторы, воспринимающие давление, температуру, боль и прочее – в кинестетическом входном канале; хроматические и ахроматические рецепторы – в зрительном; слуховые рецепторы внутреннего уха – в слуховом. Различные сочетания сигналов, поступающих на рецепторы, могут порождать информацию сложной природы[36]. Так, ощущение сырости складывается из информации, поступающей от нескольких специализированных кинестетических рецепторов. Существует также информация, которая формируется в результате объединения данных, поступающих по разным входным каналам, например, восприятие объема связано с функционированием и кинестетических, и визуальных рецепторов.

Несмотря на то, что учитель и ученик являются субъектами обучения, в их физических телах есть то, что обслуживает объективную сторону методов обучения. Мы можем издавать и воспринимать звуки, видеть изображение, двигаться и воспринимать движение потому, что у нас есть соответствующие голосовой и слуховой аппараты, органы зрения, нервная и опорно-двигательная системы. Это объективно, так как не зависит от волевых усилий: мы не можем издать звук, к воспроизведению которого физически не способны наши голосовые связки, или услышать звук, лежащий за пределами диапазона нашего слухового анализатора, и т.п.

Иными словами, физические свойства человеческого организма, позволяющие работать с информацией в принципе, функционируют на объективной стороне методов обучения, а вот то, как конкретно мы это делаем, – на субъективной. Способность воспринимать звуковые колебания определенной частоты представляет объективный аспект метода обучения, а реальное восприятие и усвоение информации из текстов, произносимых учителем, – субъективный. Например, у ученика объективно есть возможность получить информацию в процессе обучения, но он, как субъект деятельности учения, может отвлечься, закрыть глаза, заткнуть уши. Задача учителя, как субъекта обучающей деятельности, применить в этом случае такой методический прием, который не предоставляет или исключает для ученика такую возможность.

Итак, объективная сторона метода обучения не исчерпывается одной ориентацией на объект (способ фиксации информации). К объективной стороне относятся также «объективные возможности субъектов» – это наличие репрезентативной и ведущей систем учителя и ученика[37]. А вот то, какая именно система доминирует и чаще остальных используется – «работает» уже на субъективной стороне метода обучения. Объективные характеристики учителя как субъекта педагогической деятельности (то, что входит в понятие «профессиональная компетентность», например, способность планировать деятельность) относятся к объективной стороне метода обучения, а то насколько хорошо учитель эти характеристики реализует – к субъективной. Наличие у ученика базовых психических процессов и их объективные характеристики (например скорость психических процессов, утомляемость или возрастная специфика мышления) относятся к объективной стороне метода обучения, а то, насколько эффективно ученик их использует в процессе обучения – к субъективной.

Для того чтобы определенное содержание было передано и усвоено, учитель и ученик должны обладать определенными «объективными» характеристиками. Учитель должен уметь предвидеть результаты своей деятельности, планировать процесс обучения, «упаковывать» и представлять информацию в соответствии с модальностью восприятия учеников – для визуалов, аудиалов и кинестетов это делается по-разному. А ученик должен иметь соответствующий возрасту и дидактическим задачам определенный уровень развития внимания, воображения, мышления и т.п.

С объективной стороны метод обучения должен описываться как способ передачи социального опыта: владея наиболее эффективным способом, человек гарантированно достигает поставленной цели. В этом смысле метод обучения – это способ работы с учебной информацией.

Для того чтобы информация была усвоена, она должна быть определенным образом представлена, зафиксирована, передана и воспринята без потерь. Исторически и объективно сложились четыре типа методов обучения: те, в которых информация передавалась устно и воспринималась на слух, – аудиальные методы обучения; те, в которых информация была представлена визуально и воспринималась с помощью зрения, – визуальные методы обучения; те, в которых информация фиксировалась и воспринималась посредством мышечных усилий, – кинестетические методы обучения; и те, в которых информация шла по нескольким сенсорным каналам одновременно, – полимодальные (смешанные) методы обучения. Такие органы чувств, как осязание, обоняние и вкус, достаточно редко используются в процессе обучения, исключение в этом плане составляет, пожалуй, только подход, выработанный в рамках школы М. Монтессори.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.