Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Род: организация выполнения и выполнение письменных работ

Тип: полимодальные методы обучения

Род: организация восприятия и восприятие тактильной информации.

Методические приемы:

– организация определения и определение содержания информации (какая буква, какая цифра и т.п.) при написании ее на спине учащегося;

– организация определения и определение содержания информации (какая буква, цифра, фигура и т.п.) при ощупывании специально подготовленных объектов, сделанных из наждака, бархата, металла и т.п. материалов;

– организация чтения и чтение текста, выполненного с помощью азбуки Брайля (без привлечения зрительного анализатора).

Род: организация работы по восприятию и восприятие информации, представленной запахом (все о приемах этой группы методов обучения должны знать люди, обучающие парфюмеров);

Род: организация работы по восприятию и восприятие информации, представленной вкусом (все о приемах этой группы методов обучения должны знать люди, обучающие дегустаторов).

Учебная информация проходит по нескольким каналам одновременно.

Класс: аудиовизуальные методы обучения

Информация представлена в виде звуков и зрительных образов. Методы рассчитаны на одновременную визуальную и аудиальную фиксацию, передачу и восприятие информации.

Род: организация работы и работа с аудиовизуальными средствами обучения.

Методические приемы:

– организация просмотра и просмотр учебного кинофильма;

– организация просмотра и просмотр видеофрагмента;

Род: демонстрация чего-либо (не аудиовизуальные средства) с устным описанием сущности. Приемы выделяются в зависимости от того, что собой представляет это «что-либо». Например, демонстрация натуральных объектов, опытов и т.п.

Класс: визуально-кинестетические методы обучения

Информация представлена в виде зрительного образа и действия. Методы рассчитаны на одновременную визуальную и кинестетическую фиксацию, передачу и восприятие информации, к данному классу принадлежат также основные методы обучения глухих детей.

Методические приемы:

– организация выполнения и выполнение разного рода письменных упражнений;

– организация решения и решение задач в тетрадях;

– организация выполнения и выполнение наблюдений за зрительными объектами с последующей фиксацией результатов наблюдения в тетради;

– организация выполнения и выполнение рисунков, схем, таблиц и т.п.;

Род: организация использования и использование зрительных ориентиров при отработке определенных движений. Подразделение методов на приемы в этой группе связано с организацией работы по формированию и формирование «чувства снаряда», «чувство партнера/противника» и т.п. при обучении разного рода спортивным дисциплинам;

Род: организация работы и самостоятельная работа учеников с динамическими пособиями. Приемы будут выделяться в зависимости от «научной» («дисциплинной») принадлежности пособия: математика – работа с кассой, счетами; биология – работа с моделью молекулы и т.п.;

Род: организация работы и самостоятельная работа с натуральными объектами. Приемы будут выделяться в зависимости от «научной» («дисциплинной») принадлежности пособия: география – работа с образцами полезных ископаемых; биология – работа с гербарием и т.п.;

Род: организация работы и самостоятельная работа с картами. Приемы также определяются спецификой карт – географические, исторические и т.п.

Класс: аудиально-кинестетические методы обучения

Передача и восприятие информации в данном случае организованы с помощью мышечных усилий и иных ощущений тела, не связанных с работой зрительного аппарата (способ фиксации – звук и действие). В общеобразовательной школе и вузе в чистом виде встречаются достаточно редко (например, при формировании понятий «теплое», «холодное» и т.п.), однако обучение слепых детей возможно только посредством этого класса методов.

Род: аудирование с последующей фиксацией информации с помощью текстов, выполненных «по Брайлю».

Методические приемы:

– организация работы и работа с художественным текстом;

– организация работы и работа с научно-техническим текстом.

Класс: аудио-визуально-кинестетические методы обучения

Информация представлена в виде зрительного образа, звука и действия. При использовании данных методов информация воспринимается, передается и фиксируется по всем трем каналам одновременно, педагогу следует предусмотреть ее «равномерную представленность» для визуалов, аудиалов и кинестетов:

Род: организация выполнения и выполнение «экспериментальных» работ. Приемы в данном случае будут выделяться по «научной принадлежности» (физический, химический, биологический), пример приема данного рода: организация выполнения и выполнение химического опыта (физического и т.п.) или: прием – организация и выполнение опытной работы по определению агрегатного состояния вещества;

Род: организация и выполнение работ с таким средством обучения как компьютер (если компьютер без звуковой карты – метод визуально-кинестетический). В данном случае приемы выделяются в зависимости от «предметного» наполнения компьютерных программ.

 

Все ныне существующие в рамках номенклатур, предложенных разными авторами, методы обучения легко соотносятся с соответствующими группами данной классификации.

При правильно организованном обучении социальный опыт должен транслироваться и восприниматься по всем информационным каналам. В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что эффективное обучение должно быть полимодальным. Очевидно, что, выбирая базовый метод обучения, учитель должен организовать процесс передачи информации таким образом, чтобы задействовать максимально возможные каналы восприятия.

Иными словами, среди методических приемов в составе метода обучения должна быть выделена группа, которую мы предлагаем назвать «приемы коррекции способов подачи учебного материала» или «приемы оптимизации способов подачи информации для повышения эффективности методов обучения».

Например, если базовый метод аудиальный – устное изложение материала учителем, то его речь должна содержать слова, стимулирующие возникновение в сознании учащихся зрительных и кинестетических образов. Так, организуя внимание, педагог-визуал скажет: «Посмотрите…», аудиал – «Послушайте…», кинестет – «Почувствуйте…», а педагог, желающий обратиться ко всей аудитории и активизировать все каналы восприятия, произнесет нечто вроде: «Сегодня вы увидите новое, услышите необычное и почувствуете, что это пригодится вам в вашей жизни». Устное сообщение информации также должно сопровождаться обращением к визуальному ряду (иллюстрации, схемы, таблицы и т.п.) и «подключением» кинестетических рецепторов (натуральные объекты, муляжи и т.п.).

Здесь следует прояснить важное положение концепции. Метод обучения – это инструмент работы учителя, который позволяет ему, учителю, более или менее эффективно обеспечивать и обслуживать учебную (познавательную) деятельность учащегося; инструмент, направленный на создание условий для освоения учеником определенного образовательным стандартом социального опыта. Но без ученика нет ни процесса обучения, ни метода обучения – ведь именно для него создаются условия. Поэтому в названии метода не могут быть использованы термины, характеризующие только один вид деятельности одного из субъектов. Это относится к использованию обозначений типа «репродуктивный метод», «исследовательский метод», «частично-поисковый метод» и т.п., так как с позиции учителя и для учителя в процессе организации усвоения учебной информации нет ничего репродуктивного, исследовательского или частично-поискового.

Также неправомерен с точки зрения предлагаемой нами концепции прямой перенос названий методов познания на методы обучения. Да, наблюдение и эксперимент – это те методы, с помощью которых человек познает мир. И в процессе усвоения социального опыта ученик может выполнять наблюдения и квазиэксперименты, определенные программой, но в этом случае ни наблюдение, ни «экспериментальная» работа не являются собственно методами обучения: они остаются способами познания в рамках учебно-познавательной деятельности, регламентированной методом обучения. Фактически наблюдение и опыт – это формы учебной деятельности.

В методе обучения на стадии его реализации взаимодействуют два субъекта и название метода должно отражать эту двойственность. С этих позиций оправдано использование терминов типа «визуальный», «кинестетический» и т.п., так как они отражают и способ работы учителя («упаковка» информации), и способ работы ученика (восприятие «упакованного»).

Специфику деятельностей учения и обучения отражать в названии метода обучения нецелесообразно, так как результат неизбежно будет громоздким и неудобочитаемым.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Род: устное изложение учебного материала и восприятие его «на слух» | Структура метода обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.