КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фазы и направления общения журналиста
Как и в любом другом поведенческом акте, в общении журналист проходит через четыре основные фазы: 1. Взаимонаправленности (побуждения к действию). Она заключается в направленности на партнера (партнеров), который по каким-то причинам привлекает внимание журналиста. Это может быть источник или потребитель информации, коллега. С его стороны также должна последовать ответная реакция побуждения к действию, поскольку общение – это совместный процесс, невозможный в случае односторонней заинтересованности; 2. Взаимоотражения (уточнения ситуации действия). Включает психическое отражение партнерами друг друга; 3. Взаимоинформирования (действия). В основном включает информирование человека и прием ответной информации от него; 4. Взаимоотключения (свертывания действия). Состоит в отключении от партнера или возвращении ко второй фазе в случае, если мотивы контакта не исчезли. Тогда отражение партнерами друг друга осуществляется заново. Все эти фазы реализуются в названных ранее основных направлениях коммуникации журналиста: 1. журналист-источник информации (Ж-И); 2. журналист-руководитель СМИ (Ж-Р); 3. журналист-коллеги (Ж-К); 4. журналист-аудитория (Ж-А). Реализация фаз общения в зависимости от направления коммуникации в большей или меньшей степени обладает специфическими чертами:
То есть наиболее специфический, ущемленный характер имеет общение в звене «журналист-источник информации» и «журналист-аудитория». Здесь требуется стимулирование направленности партнера и компенсация свернутого характера фазы взаимоотключения. Важно также отметить, что в журналистском общении третья фаза доминирует, но значимость остальных становится очевидной уже на этапе сбора материала. В процессе прохождения тех или иных стадий журналист актуализирует различные коммуникационные каналы, которые обычно подразделяются на пять основных типов: 1. Внешний – между редакцией, в которой работает журналист, и внешней средой (партнерами по журналистскому цеху, работающими в других СМИ, источниками информации, получателями информации и т.д.); 2. Воходящий – от журналиста к руководителю; 3. Нисходящий – от руководителя к журналисту; 4. Информационный – между отделами, партнерами, подразделениями; 5. Неформальный – осуществляется по всем четырем каналам, но минуя официальные способы передачи информации.
К особенностям журналистского общения относится чуть более активное, чем во многих других сферах деятельности, использование неформального канала. При этом важно учитывать, что именно столкновение, переплетение неформального канала с остальными является частым источником субординационной причины конфликтов в коллективе. Не случайно внутренние кодексы и трудовые контракты некоторых редакций включают пункт о невозможности распространения деловых отношений в сферу неформальных контактов. Особенность журналистской коммуникации заключается еще и в том, что значительная часть ситуаций общения располагается на оси групповой коммуникации. Работа журналиста – это не просто работа в звене «человек-человек». Это – работа в подобном звене, погруженном в групповые отношения. В группе же у людей проявляются психические качества и состояния, которые могут быть не выражены при непосредственном общении. Так, известные американские психологи Д. Майерс[7], Д. Тернер выявили и проанализировали убедительные факты, доказывающие наличие в подобных ситуациях таких феноменов, как внутригрупповой фаворитизм, внешнегрупповая дискриминация, межгрупповая агрессия и враждебность, субъективность и пристрастность в восприятии представителей своей и чужой группы. Кроме того, группа представляет собой целостную структуру, действующую по определенным законам. В идеале группа со временем становится коллективом – то есть сообществом людей, объединенных чувством ответственной зависимости, когда отношение человека к человеку становится не вопросом дружбы, любви, симпатии, соседства, а вопросом выживания коллектива, к сохранению которого искренне стремятся все члены группы. Но группа может стать и толпой, уродливые черты которой столь эффектно были описаны в работах Г. Лебона[8], С. Московичи[9].
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |