Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос и предложение

Спрос. Факторы, влияющие на него. Закон спроса

Спрос (D, demand) - это желание и возможность покупателей (потребителей) приобретать все возможные количества товаров или услуг по любой из возможных цен в данный период времени.

Различают индивидуальный и рыночный спрос. Спрос отдельного потребителя на рынке называется индивидуальным. Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных спросов всех потребителей данного товара, услуги на рынке. Величина спроса показывает количество спрашиваемого товара при данной цене. Соотношение между понятиями “спрос” и “величина спроса” наглядно показывает график кривой спроса (рис. 3-2). Если по вертикальной оси отложить все возможные варианты цены (P) на товар, а по горизонтальной - количества спрашиваемого товара(Q) при данных ценах, то получим кривую спроса - D0 как множество точек, которое выражает все возможные сочетания цен и величин спрашиваемого товара в данный период. Каждая точка на кривой спроса (А, В) показывает определенную величину спроса, т.е. количество товара, которое покупатели желают и в состоянии купить по данной цене. При прочих равных условиях, снижение цены вызывает увеличение количества спроса на товар (Qd2 > Qd1), и наоборот. Закон спроса выражает обратную связь между ценой товара и величиной спроса на него.

Обратную зависимость между величиной спроса на товар и его ценой можно объяснить эффектом дохода и эффектом замещения. Эффект дохода состоит в том, что при снижении цены (что равнозначно росту дохода) товар становится дешевле относительно общей величины дохода и поэтому его можно купить в большем количестве, не отказывая себе в приобретении других товаров. Эффект замещения означает, что при снижении цены появляется стимул купить данный товар вместо аналогичных других, которые стали относительно дороже (если подешевели летом яблоки, то сократится спрос на бананы, апельсины, мандарины, так как станут приобретать яблоки). Эффект дохода и эффект замещения определяют нисходящий характер кривой спроса, т.е. по мере снижения цены увеличивается величина спроса.

К факторам, изменяющим спрос, относятся:

1) потребительские вкусы и предпочтения;

2) число потребителей на рынке;

3) доходы потребителей;

4) цены на другие товары;

5) ожидания потребителей.

Эти факторы изменяют спрос, увеличивая или уменьшая его. Увеличение или уменьшение спроса означает, что при любой из возможных цен товара покупатели готовы купить его больше или меньше, либо что прежние количества товара они готовы купить по более высо-


ким (низким) ценам. Изменение спроса на графике выражается в виде сдвига кривой спроса: при увеличении спроса - вправо, от D0 к D1 (рис. 3-3), а при уменьшении спроса - влево, от D0 к D2 (рис. 3-4).

Увеличение спроса означает, что при любой из возможных цен потребители (покупатели) могут и готовы купить больше товара или купить те же количества товара по более высоким ценам. На графике увеличение спроса приводит к сдвигу кривой спроса вправо от D0 к D1 (рис. 3-3). Например, товар стал модным, и поэтому потребители теперь могут и готовы купить по цене P1 не количество Qd1, а большее количество Qd1 ` или купить прежнее количество Qd1 по более высокой цене P3. А при цене P2 потребители могут и готовы купить не количество Qd2, а большее количество Qd2` или купить прежнее количество товара Qd2 по более высокой цене P4.

Уменьшение спроса означает, что при любой из воз-

можных цен

потребители (покупатели)

могут и готовы купить меньше товара или купить те же количества товара по более низким ценам. На графике уменьшение спроса приводит к сдвигу кривой спроса влево от D0 к D2 (рис. 3-4). Например, товар вышел из моды. Если раньше при цене P1 потребители хотели и могли купить количество Qd1, то теперь они могут и готовы купить только количество Qd1` или купить то же количество Qd1 по более низкой цене P3 как уценённый товар. А при цене P2 потребители могут и готовы купить не количество Qd2, а меньшее - Qd2` или купить то же количество Qd2 по более низкой цене P4.

Важно различать два понятия – ²изменение спроса² и ²изменение величины спроса². Изменение величины спроса изображается на графике перемещением из одной точки заданной кривой спроса в другую точку этой же самой кривой (рис. 3-2). Речь идет о реакции покупателей на изменение цены данного товара при прочих равных условиях. Что касается изменения спроса, то оно изображается сдвигом самой кривой спроса вправо при увеличении спроса (рис. 3-3) или влево при его уменьшении (рис. 3-4). Таким образом, покупатели реагируют на факторы, которые не связаны с изменением цены данного товара.

Рассмотрим более подробно влияние доходов потребителей и цен других товаров на спрос. Изменение доходов покупателей влияет на спрос, но направление изменений зависит от категории товаров. В современном рыночном хозяйстве выделяют нормальные товары, которые потребляет основная часть населения, и товары низшей категории, предназначенные для бедных и малообеспеченных. Зависимость между изменением спроса на нормальные товары (например, новый холодильник, расходы на отдых) и изменением доходов прямая, а в случае же с товарами низшей категории (субпродукты, подержанные вещи) - обратная. С ростом доходов спрос на них уменьшается и наоборот.

Цены на другие товары, влияя на поведение потребителей, также изменяют спрос. Направление изменения при этом зависит от вида товара - является ли он взаимодополняемым или взаимозаменяемым.

Взаимодополняемые (сопряженные) товары - это товары, которые потребляются вместе. Взаимосвязь между спросом на данный товар и ценой сопряженного товара обратная. Если, например, резко снизились цены на видеомагнитофоны, то спрос на видеокассеты вырастет.

Взаимозаменяемые товары могут использоваться один вместо другого. Взаимосвязь между изменением цены взаимозаменяемого товара и изменением спроса на данный товар прямая. Если цена на куриное мясо упала, то при прочих равных условиях спрос на говядину уменьшится.


Предложение. Факторы, влияющие на него. Закон предложения

Предложение (S, supply)показывает желание и способность производителей (продавцов) поставлять на рынок различные количества товаров или услуг по любой из возможных цен в данный период времени.

Так же, как в случае со спросом, необходимо различать понятия ²индивидуальное предложение² и ²рыночное предложение², ²предложение² и ²величина предложения². Предложение отдельного производителя (продавца) на рынке называется индивидуальным. Рыночное предложение представляет собой сумму индивидуальных предложений всех производителей (продавцов) данного товара. Величина предложения характеризует количество предлагаемого товара при данной цене. На графике каждая точка на кривой предложения показывает определенную величину предложения, т.е. количество товара, которое производители-продавцы могут и готовы поставить на рынок по данной цене.

Если величина спроса находится в обратной зависимости от цены товара, то между ценой и величиной предложения существует прямая зависимость: если цена растет, то при прочих равных условиях на рынок поступит больше данного товара, так как производителю выгодно увеличить его производство, и наоборот. Закон предложения выражает прямую взаимосвязь между ценой и величиной предложения товара (рис.3-5).

Кривая предложения S0 на графике (рис. 3-5) показывает все возможные сочетания цен и величин предложенного товара при прочих равных условиях. Согласно закону предложения она имеет восходящий характер.

Факторы изменения предложения связаны с изменением средних издержек производства (затрат на единицу продукции). К этим факторам относятся:

1) Цены на ресурсы. Взаимосвязь между ценами на ресурсы и предложением обратная. Снижение цен на ресурсы снизит средние издержки, поэтому для производителей поставка этого товара на рынок станет выгодной и предложение увеличится. Рост цен на ресурсы, увеличивая средние издержки производства, уменьшает предложение товара.

2) Технология производства. Введение прогрессивных технологий, сокращая средние издержки производства, увеличивает предложение.

3) Налоги и субсидии. Высокие налоги сокращают предложение, а субсидии, льготные кредиты при эффективном их использовании могут стимулировать рост производства и предложения.

4) Число производителей на рынке. Существует прямая зависимость между изменением количества продавцов и изменением предложения на рынке.

5) Ценовые ожидания продавцов. Если ожидается повышение цен на данный товар, то производители придержат его в данный момент и наоборот.

Изменение предложения под действием неценовых факторов приводит к сдвигу кривой предложения. Увеличение предложения приводит к сдвигу вправо кривой предложения от S0 к S1 (рис. 3-6), а уменьшение предложения - к сдвигу кривой предложения влево от S0 к S2 (рис.3-7).

Увеличение предложения означает, что при любой из возможных цен производители (продавцы) могут и готовы поставить на рынок


больше товара или могут и готовы поставить те же количества товара по более низким ценам. Например (рис. 3-6), если первоначально при цене P1 они могли и были готовы поставить величину Qs1 товара, то теперь могут и готовы по этой же цене поставить больше единиц товара Qs1` или продать прежнее количество товара Qs1 по более низкой цене P3. При цене P2 производители (продавцы) могли и были готовы предложить Qs2 единиц товара, то теперь при этой же цене они могут и готовы предложить больше единиц товара Qs2` или продать прежнее количество товара Qs2 по более низкой цене P4.

Уменьшение предложения означает, что при любой из возможных цен производители (продавцы) могут и готовы поставить на рынок меньшие количества товара или могут и готовы поставить те же количества товара по более высоким ценам. Например, если выросли цены на энергоносители, сельхозтехнику и удобрения, то рост средних издержек производства пшеницы приведет к уменьшению предложения.

Теперь (рис. 3-7) при цене Р1 производители (продавцы) могут и готовы поставить на рынок не Qs1 единиц товара, а меньшее количество Qs1` или могут и готовы поставить прежнее количество товара Qs1 по более высокой цене P3. А при цене P2 производители (продавцы) могут и готовы поставить меньшее количество продукции Qs2`, а не Qs2 или могут и готовы поставить прежнее количество товара Qs2 по более высокой цене P4.

Ценовая эластичность спроса и предложения

Степень чувствительности величины спроса (предложения) к изменению цены называется ценовой эластичностью спроса (предложения).

Ценовая эластичность спроса (предложения) может быть измерена для данного ценового интервала с помощью коэффициента эластичности.

Коэффициент эластичности спроса (Ed – elasticity of demand) показывает, на сколько процентов изменяется величина спроса на данный товар при изменении его цены на один процент.

Если коэффициент эластичности больше единицы, то спрос считается эластичным, если меньше единицы - неэластичным. Если изменение цены не оказывает никакого влияния на величину спроса (Еd = 0), то такой спрос характеризуется как абсолютно неэластичный (например, спрос на поваренную соль, инсулин). Графическим изображением такого спроса является прямая, параллельная оси цен. Абсолютная эластичность спроса наблюдается, когда покупатели в значительной степени реагируют на малейшие изменения цены (например, спрос на продукцию фирмы, работающей в условиях чистой конкуренции). График абсолютно эластичного спроса выглядит как прямая, параллельная оси количества товара.

В большинстве случаев (кроме абсолютно эластичного и неэластичного спроса) коэффициент эластичности меняет свое значение при перемещении вдоль кривой спроса. Всякий спрос является более эластичным в области высоких цен и малых объемов спроса и неэластичным в области низких цен и больших значений количества спроса (рис. 3-8).

Анализ ценовой эластичности спроса на товар имеет большое значение для практики, данный вопрос тщательно изучается и учитывается в рыночной стратегии любой фирмы. Это объясняется тем, что при эластичном спросе цена и выручка от продажи меняются в противоположных направлениях, а при неэластичном спросе - в одном.

Так (рис. 3-8), рост цены на неэластичном участке кривой спроса от P1 к P2 ведет к увеличению валового дохода с TR1 до TR2 и наоборот, снижение цены на неэластичном участке ведет к уменьшению валового дохода. При единичной эластичности спроса изменение цены не ведет к изменению выручки от продажи, так как снижение цены компенсируется таким же повышением объема продаж.

Если на данном ценовом интервале спрос эластичен, то фирма-продавец не окажется в проигрыше от снижения цены и получит в итоге больший валовой доход. На рис. 3-8 снижение цены от P3 к P2


приведет к увеличению выручки от продажи с TR3 до TR2. И наоборот, рост цены на эластичном участке кривой спроса ведет к уменьшению валового дохода.

Концепция эластичности применима также и для изучения предложения товара. Изменение предложения определяется трудностями в перераспределении ресурсов между отраслями, что связано с фактором времени: предложение менее эластично на коротком отрезке времени и более эластично на протяжении длительного периода, когда можно приспособиться к изменившейся рыночной ситуации.

3. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. Общая характеристика рыночного хозяйства | Достоинства и ограниченность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.