КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Транспортно-эксплуатационные характеристики дорожных покрытий
Различные типы дорожных покрытий обладают неодинаковой степенью ровности, шероховатости и сопротивления износу, поэтому оказываемое ими сопротивление качению различно, что отражается на скорости автомобилей и расходе топлива. На некоторых покрытиях (грунтовые, гравийные и щебеночные), несмотря на регулярно выполняемые ремонты, при самом тщательном содержании всегда имеются неровности, вынуждающие водителей снижать скорость из-за тряски. Различие в ровности и твердости покрытий приводит также к различию в сроках службы шин на дорогах с одеждами разных типов. С ухудшением дорожных условий, характеризующимся повышением коэффициента сопротивления движению, увеличивается расход топлива, возрастают нагрузки на детали трансмиссии, увеличивается износ автомобилей, работа водителей становится более утомительной. Влияние типа покрытия на транспортно-эксплуатационные показатели проявляется для разных автомобилей неодинаково в связи с различием конструкций подвески, типа шин, нагрузок, приходящихся па колесо, и различием в скоростях движения. Таблица 7.4
На основе обобщения опубликованных в литературе данных в табл. 7.4 приведены показатели эксплуатации автомобилей, отражающие современное состояние дорожных покрытий. По мере совершенствования методов строительства и содержания они будут постепенно улучшаться. В таблице показатели для разных покрытий выражены в долях соответствующих показателей для наиболее совершенного покрытия, за которое в наших условиях принято асфальтобетонное. Для населенных пунктов асфальтобетонные покрытия особенно хороши в связи с их высокой гигиеничностью, поскольку с них легко удаляются грязь и пыль на них отсутствуют швы, в которых могла бы скапливаться грязь. Асфальтобетонные покрытия, поглощая толчки и удары колес, способствуют снижению уличного шума. Цементобетонные покрытия менее удобны для движения, чем асфальтобетонные, так как имеют более жесткую поверхность и при переездах колес через швы между плитами возникают толчки. Существенное достоинство нементобетонных покрытий - лучшая видимость ночью их серой поверхности, контрастно выделяющейся на фоне более темных обочин. Однако постройка наиболее совершенных типов покрытий дорога и экономически оправдывается лишь при достаточно высокой интенсивности движения. В то же время более дешевые дорожные одежды нуждаются в усиленном ремонте и вызывают большиетранспортные расходы в связи с обеспечиваемой меньшей скоростью, перерасходом топлива и сокращением межремонтных пробегов автомобилей. В Украине работа дорог и автомобильного транспорта координируется государственным планированием. Поэтому при выборе типа дорожных одежд, равно как и при сравнении всех других проектных решений, исходят из предпосылки, что затраты на строительство и последующие ремонт и содержание дороги должны окупиться в течение нормативного срока, принимаемого равным 8 годам. При этом определяют экономический эффект, получаемый непосредственно автомобильным транспортом и во внетранспортных отраслях народного хозяйства, населением и предприятиями, расположенными в полосе местности, обслуживаемой построенной дорогой. Автомобильная составляющая себестоимости перевозок складывается из расходов на топливо, смазочные материалы и шины, заработной платы водителей, расходов на ремонт и обслуживание автомобилей и стоимости их амортизации. Все эти расходы зависят от типа дорожной одежды. Поскольку автомобильные расходы относят к 1 т-км перевозок, использование автомобилей повышенной грузоподъемности и автопоездов снижает автомобильную составляющую транспортных расходов. Производительность автопоезда по сравнению с одиночным грузовым автомобилем повышается на 40 - 60 %, удельный расход топлива снижается из 20 - 30 %, а себестоимость эксплуатации на 20 - 30 %. Дорожная составляющая себестоимости транспортных расходов складывается из расходов дорожных организаций на постройку дороги, ее капитальный ремонт, а также из ежегодных затрат на текущий ремонт и содержание дорог. Эти затраты относят на 1 т-км перевозок в течение межремонтного периода. Чем больше грузоподъемность обращающихся по дороге автомобилей, тем быстрее изнашиваются дороги и тем выше дорожная составляющая себестоимости перевозок, В настоящее время дорожная составляющая себестоимости перевозок не. превышает 15 - 20 % ее полного значения, что связано с высокой стоимостью эксплуатации автомобильного парка. По мере повышения экономичности автомобилей, увеличения дальности перевозок, более широкого использования автопоездов и сокращения холостых пробегов при общем уменьшении стоимости перевозок, а также повышения требований к эксплуатационному состоянию дорог и степени их технического совершенства относительная роль дорожной составляющей будет возрастать. Это будет способствовать более широкому строительству покрытий усовершенствованных типов и снижению эксплуатационных расходов. Более сложно определение косвенного эффекта от постройки дороги, так как, помимо непосредственного экономического эффекта, получаемого автомобильным транспортом от постройки новой дороги за счет удешевления перевозок, ранее осуществлявшихся по более длинной или несовершенной дороге, и увеличения их скорости, от места проложения того или иного варианта дороги может зависеть количество поступающих на нее грузопотоков. Кроме того, постройка дороги обеспечивает улучшение и регулярность работы предприятий, от которых к ней идут подъездные пути, устраняя потери от несвоевременного вывоза продукции изадержек в подвозе сырья во время распутицы. Постройка дороги в районе с редкой дорожной сетью создает возможность строительства в обслуживаемой ею зоне новых предприятий, увеличения доходности сельского хозяйства в результате своевременного и качественного вывоза урожая и обеспечивает повышение уровня культурного обслуживания населения и создание стабильных трудовых коллективов. Кроме того, постройка совершенной дороги вместо ранее существовавшей перегруженной движением снижает количество дорожно-транспортных происшествий. Методика учета всех указанных косвенных выгод, получаемых в результате строительства дорог в денежном выражении, связана со значительными трудностями и еще не полностью решена экономистами. Дорожные одежды в процессе службы, подвергаясь износу и деформациям, снижают свои транспортно-эксплуатационные качества. Поэтому периодически их необходимо ремонтировать. В среднем считают, что цементобетонные покрытия следует капитально ремонтировать через 30 лет, асфальтобетонные через 18, щебеночные и гравийные покрытия, обработанные вяжущими материалами, через 12 лет, щебеночные и гравийные через 9 лет. Сроки между средними ремонтами в 3 раза меньше. Более точно сроки сохранения дорожными покрытиями транспортных качеств, по предложению проф. А. К. Бируля, можно характеризовать их работоспособностью — суммарным объемом пропущенных по дороге нагрузок-брутто, перевозку которых одежда выдерживает за период от сдачи в эксплуатацию до возникновения потребности в капитальном ремонте (полная работоспособность) или между двумя средними ремонтами (частная работоспособность). Поскольку межремонтные сроки зависят и от воздействия на дорогу природных факторов, в результате которого ее прочность постепенно снижается, при малых интенсивностях движения работоспособность покрытий несколько ниже, чем при высоких. Межремонтные сроки обратно пропорциональны интенсивности движения N, выражаемой в тысячах автомобилей в сутки.
Срок службы покрытия в годах: Т = В/nb, (7.3) где В- работоспособность покрытия, характеризующая срок его службы; n - число дней службы покрытия в год за вычетом периода, когда оно покрыто снегом; b - среднесуточная грузонапряженность, т. Относительные характеристики различных дорожных покрытий с точки зрения их экономичности приведены в табл. 7.5. Тип одежды при проектировании дорог назначают исходя из перспективной интенсивности движения с таким расчетом, чтобы затраты на постройку покрытия и улучшение проезда были оправданы экономией на автомобильных перевозках в течение сроков, учитываемых при производственном планировании, т. е. 10 - 15 лет. Наряду с соображениями об экономической целесообразности постройки того или иного типа покрытий учитывают назначение дороги и вытекающие из него требования к эксплуатационным качествам покрытий. Магистральные улицы в крупных городах, дороги в курортных местностях и подъезды к больницам и санаториям обычно стремятся устраивать с усовершенствованными покрытиями даже при относительно малой интенсивности движения.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |