Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние дорожных условий на безопасность движения




Вопросы безопасности движения по автомобильным дорогам приобретают во всех странах с каждым годом все большее значе­ние в связи с ростом парка автомобилей и интенсивности движения. Количество несчастных случаев на автомобильном транспорте пока еще очень велико - больше, чем па других видах транс­порта.

В среднем для ряда стран относительное количество погибших на 100 млн. пасс-км на разных видах транспорта составляет: для железнодорожного - 0,35, для воздушного - 0,53 и для автомобильного - 2,18. Поэтому борьба за безопасность движения является общей задачей автомобилистов и дорожников.

Основное условие обеспечения безопасности - дисциплина вож­дения автомобилей. Водитель должен, избирая режим движения, учитывать время суток, погоду, конструктивные особенности автомобиля, дорожные условия и строго подчиняться требованиям правил движения и установленных дорожных знаков, а также оперативным указаниям работников службы регулировании дви­жения. Большую роль играет культура вождения, при которой каждый водитель обязан обеспечивать безопасность движения всего потока автомобплгн.

Не менее важно для обеспечения безопасности предупрежде­ние возникновения аварийных условий па дорогах еще при проек­тировании и в процессе последующей их эксплуатации с тем, чтобы водитель, строго соблюдающий правила движения, был гаранти­рован от возможности дорожно-транспортного происшествия. Безопасность должна обеспечиваться дорожниками, а не органами регулирования движения. Обеспечение безопасности.движения главный критерий при нормировании требований к элементам плана и профиля автомобильных дорог, при разработке требований к проложенню дорог в плане и продольном профиле и назначении мероприятий, проводимых службой эксплуатации дорог для сохранения постоянных транспортных качеств дороги в перемен­ных погодных условиях. С этой точки зрения каждый дорожный знак, накладывающий ограничения на режимы движения, свидетельствует о неблагоприятных местах на дороге, допущенных при строительстве.

Безопасность движения обеспечивается следующими меро­приятиями:

- обоснованностью технических норм на отдельные элементы дорог, значения которых должны соответствовать ско­рости движения;

- рациональным сочетанием элементов дорог в плане и профиле;

-сохранением в процессе эксплуатации в пере­менных погодных условиях транспортных качеств дороги, при­данных ей при строительстве.

Выше были освещены принципы обоснования технических условий на элементы дорог из условия безопасности движения одиночных автомобилей с расчетной скоростью. Безопасность считается обеспеченной, если гарантируется устойчивость авто­мобиля, а также видимость дороги, необходимая для остановки автомобиля перед возможным препятствием, неожиданно возникающим на пути. Однако при этом исходят из напряженного режима управления автомобилем экстренного торможения с полным использованием тормозного усилия, работы двигателя при пол­ностью открытой дроссельной заслонке и точного или с очень малыми отклонениями следования автомобиля по направлению оси используемой полосы проезжей части. Вопросы обеспечения механической устойчивости движения автомобиля до последнего времени преобладали над соображениями удобства управления для водителя и движения для пассажира, а также экономичности перевозок.

При проектировании новых дорог это обстоятельство учиты­вают тем, что значения норм (минимальные радиусы, крутые подъемы), близкие к предельным, допускают лишь в исключи­тельных случаях, когда технико-экономический анализ показы­вает неэффективность больших строительных затрат. Но при этом на дороге создаются сложные для движения участки.

Соображения экономичности затрат на дорожное строительство вынуждают допускать на дорогах минимальные значения отдель­ных элементов и откладывать выполнение некоторых работ на период последующей эксплуатации, например ширина полосы движения 3,5 м, принятая на дорогах низших категорий, стес­няет движение болыпегабаритных грузовых автомобилей, авто­поездов и автобусов и при возрастании интенсивности требует уширеппя. При обочинах, не укрепленных устойчивыми камен­ными материалами, использование проезжей части ухудшается в связи со стремлением водителей держаться ближе к оси дороги, так как в сырую погоду движение автомобиля у края проезжей части грозит опасностью заноса при заезде на размокшую скользкую обочину.

Соблюдение требований технических условий к отдельным элементам дорог в плане и профиле еще не гарантирует удобства и безопасности движения. Правильно намеченная трасса дороги должна быть плавной пространственной линией, все элементыкоторой находятся друг с другом в таком соотношении, при ко­тором ооеспечивается возможность движения автомобилей с по­стоянной скоростью или плавно изменяющимся небольшим уско­рением разгона или замедления.

Сочетание друг с другом отдельных элементов дороги, каждый из которых, рассматриваемый отдельно, удовлетворяет требова­ниям технических норм, часто создает такие условия, которые могут неблагоприятно отзываться на безопасности движения. Это бывает, как правило, связано с резким изменением режима управ­ления автомобилем.

Неблагоприятными для безопасности движе­ния являются:

- участки, в пределах которых требуется быстрое изменение направления движения автомобиля при высоких скоростях, на­пример при расположении кривой малого радиуса в конце затяж­ного спуска;

- участки, на которых необходимы частые изменения направле­ния движения автомобиля хотя и при относительно невысоких скоростях, но с крутыми поворотами, например при вписывании дороги в рельеф склонов горной долины;

- места с особенно затрудненными условиями движения - пере­езды, участки дорог в пределах населенных пунктов, сочетаю­щиеся с неблагоприятными элементами плана и профиля, хотя и удовлетворяющими минимальным требованиям обеспечения видимости;

- пересечения и слияния нескольких потоков движения, особенно следующих с разными скоростями, например транзитного и мест­ного.

Важным условием обеспечения безопасности является разме­щение мостов, при котором не происходило бы стеснений проезжей части. Еще сохраняется взгляд на мосты как па сооружения, довлеющие над дорогой, в угоду расположения которых допу­скают неоправданные переломы плана и профиля дорог. Между тем при современной технологии не составляет особых трудностей строить их на кривых в плане, на вертикальных кривых, вира­жах и переходных кривых при незначительном усложнении их конструкции и процесса строительства.

Неблагоприятные для безопасности движения участки дорог высших категорий, проходящие через населенные пункты, где уже вскоре после сдачи дороги в эксплуатацию органы регулиро­вания движения бывают вынуждены устанавливать знаки огра­ничения скорости.

Большое значение для удобства и безопасности движения имеет постоянство элементов дороги в плане и профиле. На одиночном крутом повороте, расположенном на дороге, протрассированной на всем протяжении кривыми больших радиусов, всегда проис­ходит большое количество аварий, чем па таком же повороте на дороге в холмистой местности, где все кривые имеют малые радиусы. Водитель, как бы свыкаясь с условиями движения на дороге, при резком изменении этих условии не сразу меняет режим управления автомобилем.

Потому при проектировании автомобильных магистралей необходимо предусматривать постепенный переход к кривой сравнительно малого радиуса путем последовательного уменьше­ния радиусов ряда, смежных с нею кривых. При проектировании дорог, проходящих по местности с изменяющимся рельефом, в ряде случаев требования безопасности движения делают необ­ходимым ценой увеличения стоимости выдерживать требования технических условий для дорог в местностях с более благоприят­ным рельефом.

В зависимости от дорожных условий меняется внимательность водителя. В более тяжелых дорожных условиях он проявляет большее внимание и едет с меньшими скоростями, что снижает аварийность.

На длинных прямых участках магистральных дорог, особенно проходящих в однообразной равнинной местности, внимание водителей медленно движущихся грузовых автомобилей рассеи­вается вплоть до того, что они впадают в дремотное состояние. Статистика дорожно-транспортных происшествий на одной из зарубежных автомобильных магистралей показывает, что при одинаковой интенсивности движений на ее почти прямолинейном участке (коэффициент развития трассы К = 1,04) количество несчастных случаев было почти в 3 раза большим, чем на более извилистом (К = 1,18).

К числу дорожных условий, влияющих на безопасность дви­жения, относятся ровность и шероховатость покрытий, опреде­ляющие коэффициент сцепления шины с покрытием, от которого зависит длина тормозного пути. Снижение коэффициента сцепле­ния приводит к увеличению количества дорожно-транспортных происшествий.

Очень важно обеспеченнее требовании к. коэффициенту сцепле­ния шин с покрытием, соответствующему скоростям движения, и обеспечение постоянства его значений в процессе эксплуатации автомобильной дороги.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 3006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.