Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.1. Практическая психология как отрасль психологии

ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ

Рябова Зинаида Алексеевна

Мухлынкина Юлия Владимировна

Лысенко Наталья Николаевна

Горелова Ирина Николаевна

Сводный план 2010 г., поз. 256

 

Курс лекций

 

Ответственный за выпуск: Тинякова Н.А.

 

Подписано к печати- Формат 60x84x16 Тираж 100 экз.

Усл.-печ.л. - Заказ №

127994, Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9.

Типография МИИТа

 


[1] Тайлор Эдуард Бернет (1832-1917) – английский этнограф, религиовед и антрополог, исследователь первобытной культуры. Один из основоположников эволюционистской и школы в изучении истории и этнографии.

[2] Уайт Лесли Альвин (1900-1975) – американский антрополог и культуролог, один из создателей современной культурологической науки. Предложил новый путь изучения культуры: переход от частных наук, специализирующихся на изучении отдельных аспектов и форм культуры, к целостному исследованию культуры.

[3] Гносеология – (от греч.- «знание», «познание») – теория познания, раздел философии о источниках, формах и методах научного познания, об условиях его истинности, способности человека познавать действительность.

[4] Европоцентризм – учение, согласно которому Европа – центр культурного развития, а европейская культура – эталон культуры всего человечества.

 

[5] Генезис - происхождение, развитие.

[6] Ментальность (менталитет) – образ мышления, общая духовная настроенность этноса, социальной группы, индивида, обусловленная национальными и социокультурными особенностями жизни народа.

[7] Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т.д.).

[8] Инкультурация - процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре; термин введен Херсковицем в 1948. (Подробнее смотри на стр. 98-100))

[9] Антропология - наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в сер. 19 в. Основные разделы антропологии: морфология человека, расоведение, учение об антропогенезе (т.е. процессе историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи).

Вопрос 1. Социальный заказ и цель деятельности психолога (2 часа)

В последние десятилетия профессия психолога обрела совершенно новый социальный статус. Специальность психолога сегодня входит в десятку самых престижных профессий не только в России, но и во всем мире. Интерес к практической психологии в настоящее время возрастает день ото дня. И это не дань моде, а естественная закономерность, связанная, прежде всего с тем, что общество, пусть медленно, но все же разворачивается «лицом к человеку», стремясь по достоинству оценить инициативность, творческую направленность и активность, гражданскую позицию человека. Известно, что высокоразвитая, свободная личность «несет в себе больший заряд творческой энергии, большую возможность полезной отдачи, что не может не быть выгодным для общества, но и потому, что происходит постепенное осознание ценности человека, как такового, постепенное укрепление гуманистической позиции, заключающейся в том, что каждый человек, его развитие, его самоопределение самоощущение в мире – главная цель общества, основное оправдание его существования. Отсюда и основная задача образования – воспитание развитого, свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека, что связано с личностно заинтересованным индивидуальным подходом.

Новый век по праву считается эпохой становления психологии индивидуальности. Обращение к изучению индивидуальных особенностей психики человека предполагало преодоление рационализма и абстрактности в господствующей до этого времени вундтовской психологии, которая слишком много времени уделяла изучению и объяснению единообразия общих психологических явлений, игнорируя человеческую самобытность. Человек – явление целостное и сложное, а это означает, что познание его, не «повернувшись к нему лицо в лицо», окажется очередной фикцией. Ведь именно индивидуальность, не мыслимая в абстрактых категориях, а реально существующая и «фиксирующая одновременно своеобразие и неповторимость человека как индивида, как субъекта, как личности», по праву признается «высшим синтезом, интегральным результатом пути человека». Через личностные, индивидуальные и универсальные характеристики, считает В.И.Слободчиков, раскрывается и духовная суть человека. Следовательно, знание о человеке, постижение его как неповторимой индивидуальности, остро необходимо в любой человековедческой практике, в том числе и психолого-педагогической. К важнейшим, сущностным характеристикам человека в психологии относят его внутреннюю жизнь, его субъективный мир, составляющие остов человеческого Я.

Уровень цивилизованности общества можно оценить по его отношению к детям. Страны, присоединившиеся к Конвенции ООН о правах ребенка, стремятся максимально обеспечить условия, необходимые для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. В нашей стране за последние годы для обеспечения права детей на образование разработаны и приняты новые законодательные акты; появились инновационные образовательные учреждения и формы работы, создающие вариативное образование с учетом индивидуальных особенностей учащихся; организуются новые типы воспитательно-образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, детей-сирот и т.д. Государственная психологическая служба образования – структура, призванная в рамках общей концепции соблюдения права ребенка на достойный уровень жизни и полноценное психическое развитие обеспечить психологическую поддержку воспитания и образования, оказать квалифицированную помощь при наличии проблем и отклонений в развитии ребенка.

Роль психологического обеспечения системы образования в настоящее время значительно повышается. Это связано с возрастанием роли человеческого фактора в современном общест­ве, побудившим говорить об опережающей функции образова­ния по отношению к реформированию России, направленно­сти образования на формирование и развитие человека с позитивными ценностями, способного взять ответственность за себя и свою судьбу, готового к активному переустройству общества, обладающему практическими навыками и умения­ми в области поведения на рынке труда, экономики и социаль­ных отношений.

В стране сложилась многоуровневая система психологиче­ской помощи в образовании. Первый уровень представлен пе­дагогами-психологами, социальными педагогами (частично осуществляющими функции психологов), логопедами, рабо­тающими непосредственно в школах. Второй уровень - мето­дические кабинеты и центры в районных (региональных) от­делах образования, осуществляющие методическую работу и консультирование педагогов-психологов, работающих в школах. К этому же уровню можно отнести специализиро­ванные центры и службы (например, коррекционные и профориентационные центры, медико-психологические консульта­ции, дефектологическую, психотерапевтическую и психиат­рическую службы), осуществляющие специализированную помощь и консультирующие в особых случаях. Третий уро­вень - органы управления и специализированные службы Ми­нистерства образования, занимающиеся психологическим обеспечением системы образования. Для научного обеспече­ния работы психологической системы в образовании созданы или привлекаются научно-исследовательские центры феде­рального (например, Институт психологии Российской Акаде­мии образования) или регионального уровня (областные науч­но-практические центры).

Психологическое обеспечение системы образования осуще­ствляется по следующим направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, профилактическое, развиваю­щее, консультативное, обучающее, просветительское. Глав­ная цель этого обеспечения - психологическое благополучие участников образовательного процесса: детей, их родителей и педагогов.

Психологическое обеспечение системы образования посте­пенно складывается в единую психолого-педагогическую и медико-социальную коррекционно-развивающую службу. Разнопрофильные специалисты (социальные педагоги, врачи-дефектологи, социальные работники, психологи, психо­терапевты, логопеды и др.) оказывают помощь участникам образовательного пространства практически во всех типах учреждений и на всех уровнях образования.

Во многих регионах система психологического обеспечения доказала свою необходимость и востребованность всеми участ­никами образовательного процесса: детьми и их родителями, пе­дагогами, руководителями органов управления образованием.

В системе психологического обеспечения существует сеть учреждений, занимающихся переобучением и повышением квалификации педагогов-психологов и других специалистов. В нее входят областные институты повышения квалификации, научно-методические и учебные центры профессионального об­разования. Они регулярно проводят курсы повышения квали­фикации, методические семинары, мастерские, организуют стажерские площадки для управленческих работников, соци­альных педагогов и психологов.

Во многих регионах созданы информационно-методические службы, имеющие базы данных, методические подборки и вы­пускающие информационные бюллетени. Существуют серве­ры, обеспечивающие работу педагогов-психологов в сети Ин­тернета. Для обмена опытом работы проводятся конференции и выставки-конкурсы.

Профессиональная деятельность педагога-психолога пред­полагает обеспечение гармонизации социальной среды образовательного учреждения, социальную защиту учащихся и подготовку их к самозащите.

Гармонизация социальной среды образовательного учреж­дения связана с созданием воспитывающей среды данного уч­реждения и поля самореализации воспитанников, направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных от­ношений на ребенка.

Задачи, которые решает педагог-психолог, обеспечивая гармонизацию социальной среды образовательного учреждения:

Ø создание условий эффективного взаимодействия педагогического и ученического коллективов на основе субъектности включения как педагогов, так и учащихся в данный про­цесс;

Ø формирование положительной эмоциональной атмосферы
в процессе взаимодействия всех социальных субъектов образо­вательного учреждения;

Ø совместное включение педагогов, учащихся и их родителей в разнообразные виды социальной деятельности;

Ø создание условий для развития детского самоуправления в образовательном учреждении;

Ø социальная помощь педагогам, учащимся и их родителям;

Ø нейтрализация негативных воздействий социума на субъектов образовательного учреждения;

Ø организация взаимодействия с различными социальными институтами, обеспечивающая гармонизацию внутренней со­циальной среды образовательного учреждения с внешним социальным окружением.

Условно можно выделить два направления гармонизации социальной среды образовательного учреждения.

1. Создание воспитывающей среды образовательного уч­реждения.

Воспитывающая среда предполагает создание в образова­тельном учреждении таких отношений, которые будут способ­ствовать формированию социальности ребенка.

Прежде всего, важна роль идей о единстве коллектива школы, педагогов и учащихся, сплочении этого коллектива. В каждом классе, в каждом объединении должно формироваться органи­зационное и психологическое единство (интеллектуальное, во­левое и эмоциональное). Создание воспитывающей среды пред­полагает взаимную ответственность участников педагогиче­ского процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Создание воспитывающей сре­ды означает, что в образовательном учреждении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной дея­тельности, при этом творчество рассматривается учащимися, педагогами и педагогом-психологом как универсальный кри­терий оценки личности и отношений в коллективе.

Основные механизмы реализации данного направления:

Ø выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и учащихся;

Ø определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;

Ø развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создание разновозрастных дет­ских объединений;

Ø формирование позитивного отношения к творчеству (воспитывающая среда должна быть эвристической);

Ø неповторимость учебного заведения (каждая школа должна иметь свое лицо);

Ø наличие отношений «ответственной зависимости» (А.С. Ма­каренко) в среде педагогов, учащихся и их родителей.

Результатом реализации в образовательном учреждении данного направления будет являться адаптированность участ­ников педагогического процесса к школьной жизни, их самоут­верждение и формирование активной жизненной позиции.

2. Создание поля самореализации ребенка.

Гармонизация социальной среды образовательного учреж­дения предполагает активизацию процесса самовоспитания со стороны самого ребенка, обеспечение условий для реализации молодыми людьми своих потенциальных возможностей, созда­ние поля самореализации ребенка. Главная задача деятельно­сти педагога-психолога в образовательных учреждениях - под­готовить ребенка к жизни в обществе.

Основные механизмы реализации данного направления:

Ø включение детей в решение различных социальных проблем в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);

Ø диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;

Ø стимулирование самопознания детей, определение собственной позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;

Ø оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях;

Ø создание развитого информационного поля для каждого воспитанника;

Ø педагогическое стимулирование детских инициатив в процессе развития ученического самоуправления в образовательном учреждении.

В результате реализации данного направления из стен обра­зовательного учреждения будут выходить молодые люди, под­готовленные к жизни в новых социально-экономических усло­виях, способные найти свое место в ней и гибко ориентировать­ся в условиях изменяющейся реальности.

Социальная защита и самозащита учащихся. Термин «со­циальная защищенность» («социальная безопасность») впер­вые появился в США в 1935 г. и постепенно распространился во всех западных странах для обозначения системы мер, защи­щающих любого человека от экономической и социальной де­градации вследствие различных причин.

Социальная защищенность отражает реальное состояние дел по защите личности школьника, вообще любого человека, а также субъективный аспект, позволяющий фиксировать пси­хологическое состояние личности (чувство социальной защи­щенности, потребности в ней и т. д.).

Для того чтобы школьник чувствовал себя комфортно в ок­ружающей социальной действительности, ему необходимо об­ладать чувством социальной защищенности. Это обеспечивает­ся системой психолого-педагогической работы в образователь­ном учреждении по социальной защите воспитанников; таким образом, социальная защита школьников - это функция дея­тельности педагога-психолога.

Следует рассматривать реализацию данной функции не просто как непосредственную помощь детям (материальную, физиче­скую, духовную, нравственную и т. д.), которая порой важна и не­обходима, но и формировать у ребенка готовность к самозащите.

Исходя из этого, мы рассматриваем реализацию функции социальной защиты в деятельности педагога-психолога как комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оп­тимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социаль­но-экономическим условиям.

Учащийся только тогда будет комфортно чувствовать себя в социальной среде, когда он защищен извне (система работы по непосредственной социальной защите и помощи ребенку) и внутренне, т.е. обладает способностью к самозащите.

Целесообразно рассматривать непосредственную социальную защиту как функцию деятельности педагога-психолога в ши­роком и в узком смысле слова.

Социальная защита воспитанников в узком смысле слова -это деятельность педагога-психолога, направленная на защиту Детей, оказавшихся в особо трудном положении (дети из много­детных семей, дети-инвалиды, дети-сироты, дети-беженцы и остальные, кто больше других нуждается в экстренной соци­альной помощи).

Непосредственная социальная защита в широком смысле слова - это социально-защитная работа со всеми детьми и их ро­дителями в различных направлениях.

Следовательно, объектом социальной защиты, социальных га­рантий являются все дети, независимо от их происхождения, бла­гополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разумеется,

при этом остается неоспоримым принцип дифференцированного подхода к различным категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям учащихся.

Критерием эффективности деятельности педагога-психоло­га по социальной защите учащихся должна служить реальная социальная защищенность каждого конкретного ребенка, ко­торая оценивается показателями объективными и субъектив­ными. Объективные - это показатели соответствия социаль­ных, материальных, духовно-культурных условий жизни ребенка основным, принятым в современном обществе нормам питания, быта, отдыха, учебы, развития способностей, правовой защиты и т. д. В качестве субъективных можно при­нять показатели, характеризующие степень удовлетворенно­сти или неудовлетворенности в оценках детей, а также специа­листов работой педагога-психолога по реализации функции социальной защиты.

Организуя работу по непосредственной социальной защите ребенка, педагог-психолог должен ориентироваться на четыре основных направления, выделенных В.Т.Лисовским.

1. Социальная защита процесса формирования и разви­тия личности ребенка и его индивидуальности.

Человек, как известно, развивается и формируется в соот­ветствии с объективными законами, выработанными в ходе длительной эволюции, проходя различные периоды, циклы и фазы. Задача педагога-психолога - создать оптимальные ус­ловия, позволяющие развиваться личности ребенка и форми­роваться его индивидуальности: педагог-психолог помогает ему найти свое «Я» и реализовать его, сформировать качества самостоятельности, развить умение ориентироваться в сложной социальной действительности.

Важно при этом не потерять индивидуальность и непосред­ственность каждого ребенка, помочь ему самореализоваться и найти свою социальную нишу в жизни.

2. Социальная защита среды формирования и развития ре­бенка.

В рамках данного направления внимание педагога-психоло­га должно быть сосредоточено на среде обитания человека и на тех ее элементах, которые способствуют или препятствуют про­цессу формирования и развития в самом широком диапазоне от экологических элементов среды до социальных, экономиче­ских и нравственных проблем.

Можно выделить два аспекта деятельности по защите среды формирования личности ребенка:

а) формирование самой среды обитания человека;

б) стимулирование элементов среды, оказывающих благоприятное воздействие на процесс формирования личности.

В реализации данного направления очень важно сотрудни­чество педагога-психолога с семьей ребенка и другими инсти­тутами воспитания.

3. Защита прав учащихся.

Это очень важное направление работы по непосредственной социальной защите ребенка. Оно нацелено на правовое обеспе­чение и регулирование как воздействий среды, так и самого процесса формирования и развития личности.

4. Целевая социальная защита.

Под целевой социальной защитой понимается деятельность педагога-психолога, направленная на защиту детей, оказы­вающихся в особо трудном положении, а также социально-за­щитная работа со всеми детьми и их родителями по различным направлениям.

Непосредственная социальная защита школьника - это ком­понент деятельности педагога-психолога, реализуя который, он должен идти от острых сиюминутных ситуаций к опереже­нию событий, опираясь на точный прогноз, отводя от ребенка те проблемы и трудности, которые могут перед ним встать.

Вторым компонентом реализации функции социальной за­щиты ребенка в деятельности педагога-психолога является подготовка школьников к социальной самозащите.

По своему содержанию социальная самозащита - сложное понятие, определяемое как способность личности активно и гибко реагировать на изменения внешних условий, социаль­ных и психологических реалий и в то же время постоянно со­хранять принятые ею нормы, установки и ценностные ориента­ции, противодействуя негативным воздействиям социальной среды.

Самозащита личности - понятие комплексное. Существуют различные виды самозащиты, которые тесно взаимосвязаны Друг с другом: юридическая, физическая, материальная, фи­зиологическая, психологическая и социальная.

Человек может уметь хорошо защитить себя в различных жизненных ситуациях, используя при этом безнравствен­ные способы самозащиты. Поэтому формировать способность социальной самозащиты надо одновременно с воспитанием таких качеств личности, как человечность, доброта, чут­кость, сострадание, отзывчивость, готовность помочь другим людям.

Организуя работу по подготовке детей к социальной самоза­щите, необходимо учитывать, что формирование таких умений и навыков осуществляется в целом всем образом жизни, социу­мом, в котором находится школьник, через процесс его включения в различные виды социальной деятельности; но на более эффективное формирование способности социальной самоза­щиты влияет целенаправленная подготовка через специально организуемую деятельность учащихся в русле трех основных элементов подготовки.

Психологическая подготовка к социальной самозащите соотносится с таким психологическим образованием личности, как установка, и включает в себя положительную оценку и вос­приятие учеником умений социальной самозащиты как неотъ­емлемой части жизни современного человека.

Теоретическая подготовка заключается в накоплении зна­ний о человеке, его поведении и реакциях, знаний об индивиду­ально-психологических особенностях своей личности, особен­ностях социальной обстановки, в которой молодому человеку предстоит строить свою жизнь, различных видах самозащиты личности и ее направленности.

Практическая подготовка состоит в приобретении умений и навыков, с одной стороны, устойчивого, а с другой - гибкого реагирования на различные социальные воздействия; формировании запаса творческих решений реальных социаль­но-значимых задач; выработке уверенности в своих возможно­стях, потребности творческих исканий, принятии оптималь­ных решений.

Существуют различные психолого-педагогические средст­ва, позволяющие педагогу-психологу реализовать данную функцию. Таковыми могут быть: лекции, позволяющие уча­щимся овладеть теоретическими знаниями, касающимися во­просов современного состояния общества, положения в нем человека, особенностей человеческой личности и возможностей формирования своей личности; социально-психологиче­ский тренинг, ориентирующий учащихся на положительное восприятие и оценивание способности самозащиты; заня­тия-практикумы, в ходе которых школьники будут реализовывать свои личностные особенности, принимать решения о путях и средствах развития тех или иных качеств, свойств и способностей или их коррекции; уроки-решения педагоги­ческих ситуаций, способствующие формированию запаса разнообразных решений проблемных ситуаций, накоплению опыта устойчивого и гибкого реагирования на различные со­циальные воздействия.

Важным педагогическим средством, используемым в работе педагога-психолога для формирования подготовленности школьников к социальной самозащите, являются педагогиче­ские игры. Для учащихся игры - сфера реализации себя как человека и как личности. Они позволяют, с одной стороны, по­строить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений, а с другой - приобрести опыт устойчивого и гиб­кого реагирования в ситуациях различной трудности, рас­крыть возможные или уже имеющиеся проблемы и моделиро­вать их решение. С помощью игр можно ввести учеников в реальный контекст сложнейших человеческих отношений.

Для развития нравственности личности, способности че­ловека защитить себя не только в различных социальных си­туациях, но и нравственно можно использовать сочине­ния-размышления по прочитанным произведениям, дискус­сии и диспуты.

Литература

1.Абрамова Г.С. Практическая психология. - Москва: Академический Проект: Трикста, 2005. - 496 с.

2.Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». – М-Воронеж: МОДЭК, 2002.

3.Дубровина И.В. Практическая психология образования. – СПб.: Питер, 2006. – 592 с.

4.Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию. – М.: Смысл, 2000.

5.Григорович, Л.А. Введение в профессию "психолог". - Москва: Гардарики, 2009. - 192 с.

6.Пряжников Н.С. S¹$, или Личность в эпоху продаж. – М-Воронеж: МОДЭК, 2000.

7.Психолог: введение в профессию / под ред. Е. А. Климова. - Москва: Академия, 2011. - 208 с.

8.Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии /Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. – М.: Смысл, 1997.

9.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: Школа-Пресс, 1995.

10. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. Наука о душе. – М.: Владос, 2001.

11. Шмелева, И.А. Введение в профессию: Психология. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 253 с.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Проблема формирования экологической культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.