КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1.1. Практическая психология как отрасль психологии
ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ Рябова Зинаида Алексеевна Мухлынкина Юлия Владимировна Лысенко Наталья Николаевна Горелова Ирина Николаевна Сводный план 2010 г., поз. 256
Курс лекций
Ответственный за выпуск: Тинякова Н.А.
Подписано к печати- Формат 60x84x16 Тираж 100 экз. Усл.-печ.л. - Заказ № 127994, Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9. Типография МИИТа
[1] Тайлор Эдуард Бернет (1832-1917) – английский этнограф, религиовед и антрополог, исследователь первобытной культуры. Один из основоположников эволюционистской и школы в изучении истории и этнографии. [2] Уайт Лесли Альвин (1900-1975) – американский антрополог и культуролог, один из создателей современной культурологической науки. Предложил новый путь изучения культуры: переход от частных наук, специализирующихся на изучении отдельных аспектов и форм культуры, к целостному исследованию культуры. [3] Гносеология – (от греч.- «знание», «познание») – теория познания, раздел философии о источниках, формах и методах научного познания, об условиях его истинности, способности человека познавать действительность. [4] Европоцентризм – учение, согласно которому Европа – центр культурного развития, а европейская культура – эталон культуры всего человечества.
[5] Генезис - происхождение, развитие. [6] Ментальность (менталитет) – образ мышления, общая духовная настроенность этноса, социальной группы, индивида, обусловленная национальными и социокультурными особенностями жизни народа. [7] Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений и верований и т.д.). [8] Инкультурация - процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре; термин введен Херсковицем в 1948. (Подробнее смотри на стр. 98-100)) [9] Антропология - наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в сер. 19 в. Основные разделы антропологии: морфология человека, расоведение, учение об антропогенезе (т.е. процессе историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи). Вопрос 1. Социальный заказ и цель деятельности психолога (2 часа) В последние десятилетия профессия психолога обрела совершенно новый социальный статус. Специальность психолога сегодня входит в десятку самых престижных профессий не только в России, но и во всем мире. Интерес к практической психологии в настоящее время возрастает день ото дня. И это не дань моде, а естественная закономерность, связанная, прежде всего с тем, что общество, пусть медленно, но все же разворачивается «лицом к человеку», стремясь по достоинству оценить инициативность, творческую направленность и активность, гражданскую позицию человека. Известно, что высокоразвитая, свободная личность «несет в себе больший заряд творческой энергии, большую возможность полезной отдачи, что не может не быть выгодным для общества, но и потому, что происходит постепенное осознание ценности человека, как такового, постепенное укрепление гуманистической позиции, заключающейся в том, что каждый человек, его развитие, его самоопределение самоощущение в мире – главная цель общества, основное оправдание его существования. Отсюда и основная задача образования – воспитание развитого, свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека, что связано с личностно заинтересованным индивидуальным подходом. Новый век по праву считается эпохой становления психологии индивидуальности. Обращение к изучению индивидуальных особенностей психики человека предполагало преодоление рационализма и абстрактности в господствующей до этого времени вундтовской психологии, которая слишком много времени уделяла изучению и объяснению единообразия общих психологических явлений, игнорируя человеческую самобытность. Человек – явление целостное и сложное, а это означает, что познание его, не «повернувшись к нему лицо в лицо», окажется очередной фикцией. Ведь именно индивидуальность, не мыслимая в абстрактых категориях, а реально существующая и «фиксирующая одновременно своеобразие и неповторимость человека как индивида, как субъекта, как личности», по праву признается «высшим синтезом, интегральным результатом пути человека». Через личностные, индивидуальные и универсальные характеристики, считает В.И.Слободчиков, раскрывается и духовная суть человека. Следовательно, знание о человеке, постижение его как неповторимой индивидуальности, остро необходимо в любой человековедческой практике, в том числе и психолого-педагогической. К важнейшим, сущностным характеристикам человека в психологии относят его внутреннюю жизнь, его субъективный мир, составляющие остов человеческого Я. Уровень цивилизованности общества можно оценить по его отношению к детям. Страны, присоединившиеся к Конвенции ООН о правах ребенка, стремятся максимально обеспечить условия, необходимые для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. В нашей стране за последние годы для обеспечения права детей на образование разработаны и приняты новые законодательные акты; появились инновационные образовательные учреждения и формы работы, создающие вариативное образование с учетом индивидуальных особенностей учащихся; организуются новые типы воспитательно-образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, детей-сирот и т.д. Государственная психологическая служба образования – структура, призванная в рамках общей концепции соблюдения права ребенка на достойный уровень жизни и полноценное психическое развитие обеспечить психологическую поддержку воспитания и образования, оказать квалифицированную помощь при наличии проблем и отклонений в развитии ребенка. Роль психологического обеспечения системы образования в настоящее время значительно повышается. Это связано с возрастанием роли человеческого фактора в современном обществе, побудившим говорить об опережающей функции образования по отношению к реформированию России, направленности образования на формирование и развитие человека с позитивными ценностями, способного взять ответственность за себя и свою судьбу, готового к активному переустройству общества, обладающему практическими навыками и умениями в области поведения на рынке труда, экономики и социальных отношений. В стране сложилась многоуровневая система психологической помощи в образовании. Первый уровень представлен педагогами-психологами, социальными педагогами (частично осуществляющими функции психологов), логопедами, работающими непосредственно в школах. Второй уровень - методические кабинеты и центры в районных (региональных) отделах образования, осуществляющие методическую работу и консультирование педагогов-психологов, работающих в школах. К этому же уровню можно отнести специализированные центры и службы (например, коррекционные и профориентационные центры, медико-психологические консультации, дефектологическую, психотерапевтическую и психиатрическую службы), осуществляющие специализированную помощь и консультирующие в особых случаях. Третий уровень - органы управления и специализированные службы Министерства образования, занимающиеся психологическим обеспечением системы образования. Для научного обеспечения работы психологической системы в образовании созданы или привлекаются научно-исследовательские центры федерального (например, Институт психологии Российской Академии образования) или регионального уровня (областные научно-практические центры). Психологическое обеспечение системы образования осуществляется по следующим направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, профилактическое, развивающее, консультативное, обучающее, просветительское. Главная цель этого обеспечения - психологическое благополучие участников образовательного процесса: детей, их родителей и педагогов. Психологическое обеспечение системы образования постепенно складывается в единую психолого-педагогическую и медико-социальную коррекционно-развивающую службу. Разнопрофильные специалисты (социальные педагоги, врачи-дефектологи, социальные работники, психологи, психотерапевты, логопеды и др.) оказывают помощь участникам образовательного пространства практически во всех типах учреждений и на всех уровнях образования. Во многих регионах система психологического обеспечения доказала свою необходимость и востребованность всеми участниками образовательного процесса: детьми и их родителями, педагогами, руководителями органов управления образованием. В системе психологического обеспечения существует сеть учреждений, занимающихся переобучением и повышением квалификации педагогов-психологов и других специалистов. В нее входят областные институты повышения квалификации, научно-методические и учебные центры профессионального образования. Они регулярно проводят курсы повышения квалификации, методические семинары, мастерские, организуют стажерские площадки для управленческих работников, социальных педагогов и психологов. Во многих регионах созданы информационно-методические службы, имеющие базы данных, методические подборки и выпускающие информационные бюллетени. Существуют серверы, обеспечивающие работу педагогов-психологов в сети Интернета. Для обмена опытом работы проводятся конференции и выставки-конкурсы. Профессиональная деятельность педагога-психолога предполагает обеспечение гармонизации социальной среды образовательного учреждения, социальную защиту учащихся и подготовку их к самозащите. Гармонизация социальной среды образовательного учреждения связана с созданием воспитывающей среды данного учреждения и поля самореализации воспитанников, направлена на коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений на ребенка. Задачи, которые решает педагог-психолог, обеспечивая гармонизацию социальной среды образовательного учреждения: Ø создание условий эффективного взаимодействия педагогического и ученического коллективов на основе субъектности включения как педагогов, так и учащихся в данный процесс; Ø формирование положительной эмоциональной атмосферы Ø совместное включение педагогов, учащихся и их родителей в разнообразные виды социальной деятельности; Ø создание условий для развития детского самоуправления в образовательном учреждении; Ø социальная помощь педагогам, учащимся и их родителям; Ø нейтрализация негативных воздействий социума на субъектов образовательного учреждения; Ø организация взаимодействия с различными социальными институтами, обеспечивающая гармонизацию внутренней социальной среды образовательного учреждения с внешним социальным окружением. Условно можно выделить два направления гармонизации социальной среды образовательного учреждения. 1. Создание воспитывающей среды образовательного учреждения. Воспитывающая среда предполагает создание в образовательном учреждении таких отношений, которые будут способствовать формированию социальности ребенка. Прежде всего, важна роль идей о единстве коллектива школы, педагогов и учащихся, сплочении этого коллектива. В каждом классе, в каждом объединении должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Создание воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Создание воспитывающей среды означает, что в образовательном учреждении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися, педагогами и педагогом-психологом как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе. Основные механизмы реализации данного направления: Ø выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и учащихся; Ø определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива; Ø развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создание разновозрастных детских объединений; Ø формирование позитивного отношения к творчеству (воспитывающая среда должна быть эвристической); Ø неповторимость учебного заведения (каждая школа должна иметь свое лицо); Ø наличие отношений «ответственной зависимости» (А.С. Макаренко) в среде педагогов, учащихся и их родителей. Результатом реализации в образовательном учреждении данного направления будет являться адаптированность участников педагогического процесса к школьной жизни, их самоутверждение и формирование активной жизненной позиции. 2. Создание поля самореализации ребенка. Гармонизация социальной среды образовательного учреждения предполагает активизацию процесса самовоспитания со стороны самого ребенка, обеспечение условий для реализации молодыми людьми своих потенциальных возможностей, создание поля самореализации ребенка. Главная задача деятельности педагога-психолога в образовательных учреждениях - подготовить ребенка к жизни в обществе. Основные механизмы реализации данного направления: Ø включение детей в решение различных социальных проблем в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы); Ø диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений; Ø стимулирование самопознания детей, определение собственной позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях; Ø оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях; Ø создание развитого информационного поля для каждого воспитанника; Ø педагогическое стимулирование детских инициатив в процессе развития ученического самоуправления в образовательном учреждении. В результате реализации данного направления из стен образовательного учреждения будут выходить молодые люди, подготовленные к жизни в новых социально-экономических условиях, способные найти свое место в ней и гибко ориентироваться в условиях изменяющейся реальности. Социальная защита и самозащита учащихся. Термин «социальная защищенность» («социальная безопасность») впервые появился в США в 1935 г. и постепенно распространился во всех западных странах для обозначения системы мер, защищающих любого человека от экономической и социальной деградации вследствие различных причин. Социальная защищенность отражает реальное состояние дел по защите личности школьника, вообще любого человека, а также субъективный аспект, позволяющий фиксировать психологическое состояние личности (чувство социальной защищенности, потребности в ней и т. д.). Для того чтобы школьник чувствовал себя комфортно в окружающей социальной действительности, ему необходимо обладать чувством социальной защищенности. Это обеспечивается системой психолого-педагогической работы в образовательном учреждении по социальной защите воспитанников; таким образом, социальная защита школьников - это функция деятельности педагога-психолога. Следует рассматривать реализацию данной функции не просто как непосредственную помощь детям (материальную, физическую, духовную, нравственную и т. д.), которая порой важна и необходима, но и формировать у ребенка готовность к самозащите. Исходя из этого, мы рассматриваем реализацию функции социальной защиты в деятельности педагога-психолога как комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Учащийся только тогда будет комфортно чувствовать себя в социальной среде, когда он защищен извне (система работы по непосредственной социальной защите и помощи ребенку) и внутренне, т.е. обладает способностью к самозащите. Целесообразно рассматривать непосредственную социальную защиту как функцию деятельности педагога-психолога в широком и в узком смысле слова. Социальная защита воспитанников в узком смысле слова -это деятельность педагога-психолога, направленная на защиту Детей, оказавшихся в особо трудном положении (дети из многодетных семей, дети-инвалиды, дети-сироты, дети-беженцы и остальные, кто больше других нуждается в экстренной социальной помощи). Непосредственная социальная защита в широком смысле слова - это социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями в различных направлениях. Следовательно, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разумеется, при этом остается неоспоримым принцип дифференцированного подхода к различным категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям учащихся. Критерием эффективности деятельности педагога-психолога по социальной защите учащихся должна служить реальная социальная защищенность каждого конкретного ребенка, которая оценивается показателями объективными и субъективными. Объективные - это показатели соответствия социальных, материальных, духовно-культурных условий жизни ребенка основным, принятым в современном обществе нормам питания, быта, отдыха, учебы, развития способностей, правовой защиты и т. д. В качестве субъективных можно принять показатели, характеризующие степень удовлетворенности или неудовлетворенности в оценках детей, а также специалистов работой педагога-психолога по реализации функции социальной защиты. Организуя работу по непосредственной социальной защите ребенка, педагог-психолог должен ориентироваться на четыре основных направления, выделенных В.Т.Лисовским. 1. Социальная защита процесса формирования и развития личности ребенка и его индивидуальности. Человек, как известно, развивается и формируется в соответствии с объективными законами, выработанными в ходе длительной эволюции, проходя различные периоды, циклы и фазы. Задача педагога-психолога - создать оптимальные условия, позволяющие развиваться личности ребенка и формироваться его индивидуальности: педагог-психолог помогает ему найти свое «Я» и реализовать его, сформировать качества самостоятельности, развить умение ориентироваться в сложной социальной действительности. Важно при этом не потерять индивидуальность и непосредственность каждого ребенка, помочь ему самореализоваться и найти свою социальную нишу в жизни. 2. Социальная защита среды формирования и развития ребенка. В рамках данного направления внимание педагога-психолога должно быть сосредоточено на среде обитания человека и на тех ее элементах, которые способствуют или препятствуют процессу формирования и развития в самом широком диапазоне от экологических элементов среды до социальных, экономических и нравственных проблем. Можно выделить два аспекта деятельности по защите среды формирования личности ребенка: а) формирование самой среды обитания человека; б) стимулирование элементов среды, оказывающих благоприятное воздействие на процесс формирования личности. В реализации данного направления очень важно сотрудничество педагога-психолога с семьей ребенка и другими институтами воспитания. 3. Защита прав учащихся. Это очень важное направление работы по непосредственной социальной защите ребенка. Оно нацелено на правовое обеспечение и регулирование как воздействий среды, так и самого процесса формирования и развития личности. 4. Целевая социальная защита. Под целевой социальной защитой понимается деятельность педагога-психолога, направленная на защиту детей, оказывающихся в особо трудном положении, а также социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями по различным направлениям. Непосредственная социальная защита школьника - это компонент деятельности педагога-психолога, реализуя который, он должен идти от острых сиюминутных ситуаций к опережению событий, опираясь на точный прогноз, отводя от ребенка те проблемы и трудности, которые могут перед ним встать. Вторым компонентом реализации функции социальной защиты ребенка в деятельности педагога-психолога является подготовка школьников к социальной самозащите. По своему содержанию социальная самозащита - сложное понятие, определяемое как способность личности активно и гибко реагировать на изменения внешних условий, социальных и психологических реалий и в то же время постоянно сохранять принятые ею нормы, установки и ценностные ориентации, противодействуя негативным воздействиям социальной среды. Самозащита личности - понятие комплексное. Существуют различные виды самозащиты, которые тесно взаимосвязаны Друг с другом: юридическая, физическая, материальная, физиологическая, психологическая и социальная. Человек может уметь хорошо защитить себя в различных жизненных ситуациях, используя при этом безнравственные способы самозащиты. Поэтому формировать способность социальной самозащиты надо одновременно с воспитанием таких качеств личности, как человечность, доброта, чуткость, сострадание, отзывчивость, готовность помочь другим людям. Организуя работу по подготовке детей к социальной самозащите, необходимо учитывать, что формирование таких умений и навыков осуществляется в целом всем образом жизни, социумом, в котором находится школьник, через процесс его включения в различные виды социальной деятельности; но на более эффективное формирование способности социальной самозащиты влияет целенаправленная подготовка через специально организуемую деятельность учащихся в русле трех основных элементов подготовки. Психологическая подготовка к социальной самозащите соотносится с таким психологическим образованием личности, как установка, и включает в себя положительную оценку и восприятие учеником умений социальной самозащиты как неотъемлемой части жизни современного человека. Теоретическая подготовка заключается в накоплении знаний о человеке, его поведении и реакциях, знаний об индивидуально-психологических особенностях своей личности, особенностях социальной обстановки, в которой молодому человеку предстоит строить свою жизнь, различных видах самозащиты личности и ее направленности. Практическая подготовка состоит в приобретении умений и навыков, с одной стороны, устойчивого, а с другой - гибкого реагирования на различные социальные воздействия; формировании запаса творческих решений реальных социально-значимых задач; выработке уверенности в своих возможностях, потребности творческих исканий, принятии оптимальных решений. Существуют различные психолого-педагогические средства, позволяющие педагогу-психологу реализовать данную функцию. Таковыми могут быть: лекции, позволяющие учащимся овладеть теоретическими знаниями, касающимися вопросов современного состояния общества, положения в нем человека, особенностей человеческой личности и возможностей формирования своей личности; социально-психологический тренинг, ориентирующий учащихся на положительное восприятие и оценивание способности самозащиты; занятия-практикумы, в ходе которых школьники будут реализовывать свои личностные особенности, принимать решения о путях и средствах развития тех или иных качеств, свойств и способностей или их коррекции; уроки-решения педагогических ситуаций, способствующие формированию запаса разнообразных решений проблемных ситуаций, накоплению опыта устойчивого и гибкого реагирования на различные социальные воздействия. Важным педагогическим средством, используемым в работе педагога-психолога для формирования подготовленности школьников к социальной самозащите, являются педагогические игры. Для учащихся игры - сфера реализации себя как человека и как личности. Они позволяют, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений, а с другой - приобрести опыт устойчивого и гибкого реагирования в ситуациях различной трудности, раскрыть возможные или уже имеющиеся проблемы и моделировать их решение. С помощью игр можно ввести учеников в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Для развития нравственности личности, способности человека защитить себя не только в различных социальных ситуациях, но и нравственно можно использовать сочинения-размышления по прочитанным произведениям, дискуссии и диспуты. Литература 1.Абрамова Г.С. Практическая психология. - Москва: Академический Проект: Трикста, 2005. - 496 с. 2.Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». – М-Воронеж: МОДЭК, 2002. 3.Дубровина И.В. Практическая психология образования. – СПб.: Питер, 2006. – 592 с. 4.Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию. – М.: Смысл, 2000. 5.Григорович, Л.А. Введение в профессию "психолог". - Москва: Гардарики, 2009. - 192 с. 6.Пряжников Н.С. S¹$, или Личность в эпоху продаж. – М-Воронеж: МОДЭК, 2000. 7.Психолог: введение в профессию / под ред. Е. А. Климова. - Москва: Академия, 2011. - 208 с. 8.Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии /Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. – М.: Смысл, 1997. 9.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: Школа-Пресс, 1995. 10. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. Наука о душе. – М.: Владос, 2001. 11. Шмелева, И.А. Введение в профессию: Психология. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 253 с.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |