Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объекты профессиональной деятельности инженера-эколога




Основные объекты экономического контроля можно подразделить на:

> сам человек, его жилье;

> человек и рабочее место;

> человек и среда (в самом широком смысле этого понятия: село, город, транспорт, место отдыха, атмосфера, почва, реки, моря и океаны и т.д.).

Основные механизмы социально-экологического контроля: правовые, административные, моральные, этические, обычаи (традиции).

0 механизме комплексной оценки факторов окружающей среды
человека мы поговорим ниже. Здесь попытаемся найти связь между
социально-экологическим контролем и управлением средой обитания. При
этом мы должны помнить, что экологическая безопасность - это
достижение условий и уровня сбалансированного сосуществования
окружающей природной среды и человека, когда уровень нагрузки на среду не
превышает способности к ее восстановлению, т.е., саморегуляции
(это
достижение социально-экономических целей развития в комфортных
условиях хозяйственной деятельности человека, в комфортной среде
обитания).

Само управление состоит из оценки состояния окружающей среды, контроля изменения ее параметров, прогноза, принятия решений, их реализации через производственные структуры с помощью структур управления.

Выделяется несколько аспектов проблем, связанных с последствиями загрязнений окружающей среды:

1 .Медико-социальный. Воздействие изменяющейся среды на здоровье
человека.

2.Экономический. Влияние загрязнения среды на общественное производство и его конечные результаты.

3. Экологический. Воздействие производственной деятельности на протекание естественных природных процессов.

4. Духовно-эстетический. Влияние изменяющейся среды на духовное и эстетическое состояние людей.

Принципиальная особенность иерархических систем управления заключается в том, что информация о состоянии объекта контроля может быть получена лишь с нижних уровней управляемой системы. А это уже предопределяет особые (основанные на доверии) отношения между контролирующей и управляющей системой и системой производства.

Отсюда сама концепция современных информационно-управляющих природоохранных систем должна быть иной. Она зиждется на глубоком знании законов самоорганизации природных систем, на знании того



 


Глобальный уровень экологического контроля связан с необходимостью защиты биосферы и элементов ее структуры от отрицательного воздействия хозяйственной деятельности всего мирового сообщества.

На региональном уровне ее сущность должна сочетать в себе: надведомственный контроль, возможность сочетания экономико-социального и экологического влияния на развитие региона или района. Гибкость, оперативность в управлении, бескомпромиссность в оценке состояния и воспроизводства ОС, независимость от финансирования физических и юридических лиц, ответственных за экономико-социальное состояние объектов природопользования. Такой структурой являются, государственные комитеты по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

В рамках выбора механизма локальной системы управления
экологической безопасностью важен экологический анализ

взаимодействующих составных элементов социоэкосистем.

В России выделяется четыре подхода к контролю окружающей среды: территориальный, отраслевой, межотраслевой и специальный.

Территориальный контроль. Реализуется в рамках деятельности правительств Республик в составе РФ, Администраций краев и областей.

Отраслевой контроль. Входит в компетенцию отраслевых министерств и ведомств, обеспечивающих выполнение требований охраны природы на своих предприятиях и организациях им подконтрольных.

Межотраслевые формы контроля. Включены в структуры министерств, комитетов, ведомств и различных организаций, связанных системой использования природных ресурсов и надзирания за состоянием окружающей среды. К специальному виду контроля относится деятельность органов, наблюдающих за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов (например, Госгортехнадзор, Госсанэпидемнадзор, Госинспекция по контролю за работой газоочистных и пылеулавливающих установок, Госэпидемслужба и т.д.).

Оперативные меры контроля и управления подразумевают непосредственное вмешательство местных природоохранных организаций в процессе поддержания экологического благополучия на объекте контроля и управления (предприятие, организация). Взаимодействие управляющих систем при этом определено схемой взаимодействия органов госконтроля при аварийных выбросах загрязняющих веществ и экстремально высоким загрязнением ОС.

Органами отраслевого контроля, например, за воздействием подведомственных предприятий на атмосферный воздух, подземные и поверхностные воды являются службы ведомственного контроля. Контроль осуществляется на выходе (сбросы, стоки), на выходе очистного оборудования.

Органами госконтроля по отдельным элементам природной среды являются соответствующие природоохранные госинспекции в рамках Закона об охране окружающей природной среды, целей, задач, прав и обязанностей Госкомэкологии.

Помимо передачи сведений об уровне загрязнения в центральные органы контроля (или центр по мониторингу окружающей среды Госкомэкологии) за состоянием ОС, Госкомэкология осуществляет формирование нормативно-правовой и инструктивно-методической базы проведения единой научно-технической политики в области управления природоохранной деятельностью.

Информационное обеспечение экологических проблем - механизм сбора, обработки, анализа, синтеза, сворачивания экологической информации, построения моделей, создание баз данных для пользователя.

 


 

Лекция 5 (Раздел 2)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕРА-ЭКОЛОГА

Средние по масштабам предприятия могут иметь ограниченные возможности и им разве что под силу содержание только специалиста в ранге менеджера-консультанта по экологическим вопросам или менеджера-эколога. Решение же крупных вопросов экологического аудирования им не под силу, и они либо вынуждены обращаться к крупным предприятиям за плату для выполнения этой работы или же напрямую обращаться к аудиторским, консультативным, тренинговым, инжиниринговым фирмам, либо к контролирующим организациям, природоохранным службам.

Мелкие предприятия не имеют возможности содержать и менеджера-консультанта по экологическим вопросам, поэтому они вынуждены все свои проблемы решать либо на свой страх и риск, либо прибегать к услугам соответствующих фирм, Комитетов по контролю за ОПС.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.