КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ДЕ 2. Познавательные процессы
Тема 2.1. Восприятие
По данной теме студент должен знать: понятие о восприятии; свойства восприятия (предметность, целостность, структурность, избирательность, константность, апперцепция); восприятие пространства, движения и времени. Уметь: классифицировать виды восприятия. Литература: Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. / В. Г. Крысько. – СПб.: Питер. - 2008. – 253 с. Материалы для подготовки к теме Восприятие (перцепция)– это отражение в сознании предметов или явлений окружающего мира в совокупности их свойств или частей при непосредственном воздействии на органы чувств. В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. В процессе восприятия формируется целостный образ предмета, который называется перцептивным образом. Свойства восприятия 1. Предметность восприятия - наглядный образ восприятия относится к определенному предмету внешнего мира. 2. Целостность восприятия – образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры. 3. Апперцепция – зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта, знаний, интересов, чувств и определенного отношения к предмету восприятия. Апперцепция проявляется в зависимости восприятия от установки и психического состояния человека. 4. Осмысленность и обобщенность восприятия– это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Сознательно воспринять предмет – значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной категории, обобщить его в слове. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предмета становится возможным его целенаправленное использование на практике. 5. Константность восприятия – относительное постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. 6. Избирательность восприятиязаключается в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими из бесчисленного множества окружающих предметов или явлений. Виды восприятия 1. В зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора (Простые виды восприятия и сложные) А. Простые виды восприятия: · Зрительное (рассматривание картины, скульптуры, выставки) · Слуховое (слушание рассказа, вокального или инструментального концерта) · Осязательное (отражение предмета, его основных частей путем ощупывания) · Обонятельное · Кинестезическое · Вкусовое В. Сложные виды восприятия – одинаково интенсивно мобилизуются несколько различных анализаторов. Пример. Учебный фильм – зрительно-слуховое восприятие Упражнения на физкультуре – двигательно-зрительные восприятия Разучивание музыкальных этюдов – слухо-двигательное восприятие
2. В зависимости от объекта отражения или по формам существования материи (восприятие пространства, времени, движений, человека человеком) 2.1 Восприятие пространства – удаленность предметов от нас и друг от друга, их величина, форма и объемность. Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется посредством бинокулярного зрения. 2.2 Восприятие времени – отражение длительности, скорости и последовательности явлений или событий. Восприятие времени зависит от: - содержания деятельности человека, от того, чем время заполнено. Время, заполненное интересными, значимыми делами течет быстро, и наоборот; - установки личности – ожидание неприятных событий вызывает восприятие быстро текущего времени, и наоборот; - от возраста – детям кажется, что время идет медленно, взрослым – время летит. При воспоминании прошлого: время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительные периоды жизни, наполненные однообразными и малоинтересными событиями, вспоминаются как быстро прошедшие. 2.3 Восприятие движения – отражение направления и скорости пространственного существования предметов. В восприятии движения участвуют зрительный, вестибулярный, слуховой и двигательный анализаторы. 2.4 Восприятие человека человеком · Мимика – выражение лица (распознавание эмоциональных состояний) · Жесты – отношение человека к окружению, событию · Походка (ее ритм, скорость, изменчивость, твердость, эластичность) – выводы о психическом состоянии человека, о роде его занятий (моряк, балерина, солдат, спортсмен) · Особенности речи (скорость разговора, длина фразы, использование жаргонизмов, речевые ошибки, художественные средства). 2.5. Восприятие ритма – это отражение равномерного чередования и размеренности стимулов при воздействии предметов и явлений объективной действительности на органы чувств. 3. От степени целенаправленности деятельности личности (произвольное и непроизвольное). По-другому эта классификация называется «по характеру психической активности» Непроизвольное (непреднамеренное) восприятие - это отражение предметов без заранее поставленной цели. Воспринимаем то, что бросается в глаза. Произвольное (преднамеренное) восприятие – человек ставит перед собой цель, прилагает определенные волевые усилия, чтобы лучше реализовать намерение (рассматривание компьютерной схемы, слушание доклада, просмотр тематической выставки книг и т.д.). Успешность (точность) восприятия людей зависит от личных качеств субъектов восприятия (психологической чувствительности, навыков и умений восприятия и наблюдения, условий восприятия), особенностей проявления механизмов восприятия у его субъектов (психологического состояния, веры «в первый взгляд», прислушивания к мнению других людей. На точность восприятия людей оказывают влияние такие условия среды, как расстояние, на котором находится объект восприятия; время, в течение которого оно длится; величина помещения, освещенность, температура воздуха в нем, а также фон восприятия (наличие или отсутствие трудностей и сложностей восприятия окружающей действительности, различных барьеров для него). Зрительные иллюзии — ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа. Это неправильное искаженное восприятие величины, формы или удаленности предметов. Примерами таких иллюзий являются: переоценка вертикальных линий, лунная иллюзия, величины углов или цвета изображённого объекта, неправильное восприятие величины предмета, иллюзии движения, иллюзии контраста, «иллюзия отсутствия объекта» — баннерная слепота, и др. Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют различия в наблюдательности. Наблюдательность — это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зрения. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное. Наблюдательность присуща далеко не всем людям и не в одинаковой степени. Различия в наблюдательности в значительной степени зависят от индивидуальных особенностей личности. Так, например, любознательность является фактором, способствующим развитию наблюдательности.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 5551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |