Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ориентировка в целях общения, в ситуации общения




3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения – человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Коммуникационный процесс разбивают на пять этапов.

Первый этап – начало обмена информацией, когда отправитель должен ясно представить, что именно (какую идею и в какой форме ее выразить) и с какой целью он хочет передать и какую ответную реакцию получить.

Второй этап – воплощение идеи в слова, символы, сообщение. Выбираются и используются различные каналы передачи информации, речь, жесты, мимика, письменные материалы, электронные средства связи: компьютерные сети, электронная почта и т.д.

Третий этап – передача информации через использование выбранных каналов связи.

Четвертый этап – получатель информации переводит вербальные (словесные) и невербальные символы в свои мысли – этот процесс называют декодированием.

Пятый этап – этап обратной связи – отклик получателя на полученную информацию.

Межличностная коммуникация может протекать в различных формах и с различными целями.

Так, публичное выступление предполагает передачу информации большой группе людей с разным коммуникативным опытом. Подготовка к публичному выступлению предполагает следующие этапы:

1) выбор темы и определение целевой установки подбор материала,

2) подготовка плана выступления;

3) работа над композицией, написание текста выступления;

4) овладение материалом выступления.

Дискуссия включает в себя ряд этапов:

1) вступление в контакт;

2) уточнение мнений участников;

3) конфронтация участников;

4) установление согласия благодаря выбору оптимального решения

К составным частям поздравительной речи относят:

1) обращение;

2) характеристика события;

3) краткий рассказ о юбиляре и его достоинствах;

4) добрые пожелания

Существуют различные классификации общения. Наиболее часто виды общения выделяют на основе специфики отношений общающихся, того, насколько они формальны или основаны на взаимопонимании. В соответствии с этим можно распределить виды общения следующим образом:

1. «Контакт масок»;

2. Ролевое общение;

3. Деловое общение;

4. Межличностное общение.

В зависимости от того, насколько отношения формальны или основаны на доверительных личных контактах, рассматривают зоны межличностного общения. Наиболее дальней зоной является зона публичного расстояния (более 3-х метров), ближе располагается зона социального расстояния (1-3 метра); еще ближе – зона личного расстояния (от 30 см. до 1 метра) и самая ближняя в пространстве зона общения – интимная (20-30 см.).

В социальной психологии разработана модель, согласно которой межличностное общение опирается 4 элемента, включающие в себя информацию об индивиде, которая имеет различную степень известности сведений, как для самого индивида, так и для окружающих. Эта модель имеет название «Окно Джохари» включает 4 элемента:

1. Открытая зона представляет собой сведения об индивиде, известные и ему о самом себе, и окружающим. Эти данные проявляются в ходе свободного открытого обмена личностной информацией между индивидом и другими людьми. Большая открытая зона предполагает доверительные отношения индивида с партнерами по общению.

2. Слепая зона содержит информацию об индивиде, которая есть у других людей, но не известна ему самому, то есть это мнение окружающих о личности в процессе общения с ней. Индивид, получая информацию обратной связи о себе, узнает, как его воспринимают окружающие. Если эта точка зрения совпадает с мнением индивида, то дальнейшее общение происходит нормально. Если же полученная информация хуже мнения индивида о себе, то срабатывают защитные механизмы и либо может возникнуть конфликт, либо могут прерваться деловые отношения с теми, кто эту информацию передал. Если же передаваемая информация намеренно завышена, то это воспринимается как лесть. Вообще передача информации из слепой зоны в открытую может использоваться как средство манипуляции сознанием других людей.

3. Скрытая зона представляет собой информацию об индивиде, которая ему о себе известна, но скрыта от окружающих: дополнительные знания, умения, черты характера, манера поведения. По тем или иным причинам эти сведения либо скрываются от окружающих, либо не было случая их продемонстрировать.

4. Неизвестная зона включает сведения об индивиде, которые ни ему самому, ни окружающим неизвестны. Это данные о его личностных особенностях и возможностях. Они могут проявиться лишь в особых экстремальных ситуациях, но могут не проявиться в течение всей жизни.

В случае, если цели коммуникации скрыты от одного или нескольких участников общения, данный вид общения называется манипуляцией. Процесс манипуляции последовательно включает в себя следующие средства:

1) Отвлечение внимания собеседника;

2) Намек на свои широкие связи и возможности;

3) Поиск слабостей собеседника;

4) Давление по различным линиям, настойчивость.

Все типы взаимоотношений людей можно расположить по оси «отношение к другому как к ценности – отношение к другому как к средству». Если двигаться от объектного типа к субъектному, то все типы взаимоотношений выстраиваются следующим образом (по Г. А. Ковалеву)

1) Доминирование;

2) Манипуляция;

3) Соперничество;

4) Партнерство.

Общение реализуется с помощью вербальных и невербальных средств.

Вербальное общение - использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова.

 

Невербальное общение включает в себя пять подсистем:

1. Пространственная подсистема (межличностное пространство - проксемика).

2. Взгляд.

3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя: - внешний вид собеседника, - мимика (выражение лица), - пантомимика (позы и жесты) - кинесика.

4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая: вокальные качества голоса, его диапазон, тональность, тембр.

5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся: темп речи, паузы, смех и т.д.

К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.

Проксемика объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления. Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т. д.), которая рассматривается в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения. Проксемические средства также выполняют разнообразные функции в общении. Так, например, тактильная коммуникация становится чуть ли не единственным инструментом общения для слепоглухонемых (чисто коммуникативная функция). Средства проксемики также выполняют регулирующую функцию при общении. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их отношений (официальные / неофициальные, интимные / публичные).

 



Тема 3.2. Психология личности

По данной теме студент должен знать: понятия «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность», «я-концепция» личности, «самооценка» и «уровень притязаний» личности.

Уметь: различать индивидные и личностные характеристики человека.

Литература:

Гамезо, М. В. Атлас по психологии / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 275 с.

Психология: учеб. для вузов / Л.Д. Столяренко. – СПб.: Лидер, 2004. – 592 с.

Маклаков, А. Г. Общая психология. / А. Г. Маклаков. – М., СПб.: Питер, 2003. – 592 с.

 

Материалы для подготовки к теме

Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя опреде­ленных биологических свойств.

Человек как индивид обладает определенными свойствами:

- первичными – возраст, половой диморфизм, конституциональные особенности, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной асимметрии больших полушарий, т.е. присущие всем людям.

- вторичные – динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей.

Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. Таким образом, главным в характеристике личности является ее общественная сущность. О человеке как о личности можно говорить лишь с некоторого этапа его жизнедеятельности. Личность представляет собой онтогенетическое приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития, которое происходит в тесной взаимосвязи с развитием общества.

Человек, вклю­чаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта — носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

Особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивиду­альность. Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие.

В психологии существует большое количество теорий и концепций, рассматривающих структуру личности и источники ее развития.

В психологии личности существуют два направления исследования – диспозициональное и типологическое.

Первое основано на выделении тех или иных личностных черт. Последователями такого подхода являются Кречмер, Айзенк, Оллпорт.

Типологическое направление предполагает выделение типов личности. Одной из последовательниц такого подхода является К. Хорни.

Психодинамическая теория личности (психоаналитическая). Основатель З. Фрейд.

Автор выделяет 3 основных структурных компонента личности. Ид (оно) главный структурный компонент личности, состоящий из совокупности бессознательных побуждений (инстинкт Эроса и Танатоса). Функционирует в соответствии с принципом удовольствия. Эго (Я) – основная функция разум. Представляет собой совокупность осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики. Эта структура обслуживает Ид и функционирует в соответствии с принципом реальности, регулирует процесс взаимодействия между Ид и Супер-Эго. Супер-Эго (Супер-Я) – структура, которая содержит социальные нормы, установки, моральные ценности того общества в котором мы живем. Основная функция – мораль.

Конфликт между этими компонентами называется внутриличностным. Для скрытия данных конфликтов личность использует психологические защиты, к основным из которых относят: вытеснение – устранение из сознание неприемлемых влечений и переживаний; реактивное образование (инверсия) – трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на прямо противоположное; регрессия – возврат к более примитивным формам поведения и мышления; сублимация – преобразование энергии сексуального влечения в социально приемлемую форму активности; проекция – приписывание другим людям собственных вытесненных мотивов, переживаний и черт характера; рационализация – рациональное объяснение человеком своих желаний и действий; идентификация – бессознательное уподобление угрожающему объекту.

Аналитическая теория лично сти (основатель К. Юнг). Выделяет также три структурных компонента личности: коллективное бессознательное – основной структурный компонент личности, в котором сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде узнаваемых архетипов (матери, отца и т.д.); индивидуальное бессознательное – совокупность комплексов или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания (н-р, комплекс власти); индивидуальное сознательное – структура, служащая основой самосознания и включающая мысли, чувства, воспоминания, ощущения благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность.

Гуманистическая психология изучает гармоничных личностей, достигших вершины личностного развития. Подобный тип личности получил название самоактуализирующейся личности и был наиболее глубоко и полно рассмотрен в концепции американского психолога А. Маслоу.

Еще один представитель гуманистической психологии – К. Рождерс. Центральным понятием его теории является само­оценка. В результате взаимодействия ребенка со взрослыми и другими детьми у него создается представление о себе самом. Развитие личности опреде­ляется врожденной тенденцией. Социальная среда играет роль лишь внешнего, чуждого природе человека фактора давления.

Когнитивная теория личности (основатель Келли). Основным концептуальным элементом является «личностный конструкт». У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, которые делится на блок «ядерных» конструктов, которыми человек пользуется при взаимодействии с другими людьми, и на блок периферических конструктов. Целостные свойства личности выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов.

Поведенческая теория личности. Можно выделить 2 направления:

Рефлекторное (бихевиористы Уотсон, Скиннер). Выделяют следующие элементы личности: рефлексы и социальные навыки (свойства, черты личности) – присущие человеку определяются его социальным опытом. Отрицают существование блоков личности.

Социальное (Бандура, Роттер). Выделяют 3 основных блока личности: 1. Основной блок – самоэффективность (когнитивный конструкт). Условия развития – прошлый опыт, самоинструкция, повышенное эмоциональное настроение, подражание другим людям. 2. Субъективная значимость (оценивает предстоящее подкрепление); 3. Доступность – ожидание получения подкрепления. Два последних блока образуют общий блок – поведенческого потенциала.

В психологии выделяют 3 подхода к определению личности. Наиболее актуальным на сегодняшний день признается интерактивный подход. Он базируется на признании взаимодействия внутренних и внешних факторов, а также собственной активности субъекта.

В современной психологии можно встретить различные подходы к определению структуры личности. К. К. Платонов выделил в структу­ре личности четыре подструктуры: 1) биологически обусловленные особенности личности; 2) особенности ее отдельных психических процессов; 3) уровень ее под­готовленности (опыта личности) 4) социально обусловленные качества личности. Б.Г. Ананьев отмечает, что личность изменяется как в процессе истории че­ловека, так и в процессе индивидуального развития. Человек рождается биологи­ческим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта человечества.

Кроме этого, Ананьев полагает, что все четыре основные стороны личности тес­но связаны друг с другом. Однако доминирующее влияние всегда остается за со­циальной стороной личности — ее мировоззрением и направленностью, потребно­стями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими ка­чествами. Таким образом, ведущим компонентом в структуре личности является направленность.

Рассмотрим отдельные элементы в структуре личности.

Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. В основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Чрезмерная обеспокоенность человека своим здоровьем, когда он обнаруживает у себя любые болезни и испытывает болезненные ощущения в отсутствие объективных причин, носит название ипохондрии.

Интересы – это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Они выражают побудительную силу значимых объектов деятельности и характеризуются содержанием, целью, широтой и устойчивостью.

Личностный смысл понимается как субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности.

Я-концепция – центральное образование самосознания, согласованная, непротиворечивая и вербально зафиксированная система представлений человека о самом себе, итог познания и оценки себя в различных ситуациях. Я-концепция определяет то, что о себе думает индивид, как смотрит на возможности своего развития в будущем. Отфильтровывает несоответствующую образу-Я информацию.

Самооценка отражает и знания о себе и отношение к себе, имеет субъективный характер, поддерживает положительный образ Я. Существенную роль в ее формировании имеет сопоставление реального и идеального Я, также тесно связана с тем, как личность оценивают другие люди.

Уровень притязаний – это максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности. Т.о. самооценка универсальна, тогда как уровень притязаний является частным случаем ее проявления в конкретной области. Завышенные или заниженные уровни притязаний могут порождать различные внутриличностные конфликты. Если человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, это свидетельствует о завышенном уровне притязаний.

Ценностные ориентации – это система отношений личности к социально-политическим и нравственным нормам общества.

Характер – система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.

Характер относится к числу инструментальных личностных свойств, т.е. от него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. В состав характера человека входят следующие черты:

1) определяющие выбор цели деятельности (рациональность - иррациональность, расчетливость - непрактичность),

2) определяющие достижение поставленных целей (настойчивость, целеустремленность, последовательность),

3) инструментальные черты, в большей степени определяемые темпераментом: экстраверсия, интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность – импульсивность и т.д.

Акцентуация – высокая степень выраженности отдельных черт характера и их сочетаний, которая представляет крайний вариант нормы, граничащий с психопатией.

Авторами типологии личности по типам акцентуации характера являются К. Леонгард, Личко, Ганнушкин.

 

Леонгард (на основе стиля общения с окружающими) Личко (наблюдение за подростками)
1. гипертимный 2. циклотимный 3. дистимный 4. возбудимый 5. застревающий 6. педантичный 7. тревожный 8. эмотивный 9. демонстративный 10. экзальтированный 11. экстравертированный 12. интровертированный 1. гипертимный 2. циклоидный 3. лабильный 4. астеноневротический 5. сензитивный 6. психостенический 7. шизоидный 8. эпилептоидный 9. истероидный 10. неустойчивый 11. конформный

 

Отличительные особенности основных акцентуаций характера




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 3073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.