КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Производственные отношения – отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ
ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЕЁ ПОЗНАНИЯ. ТЕМА: ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТЭКОНОМИИ. План 1. Главные этапы и направления развития политэкономии. Предмет политэкономии и его трактование различными школами. 2. Методы и инструменты познания экономических процессов и явлений. 1 Источники экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Термин «экономия» впервые был введён в научный оборот Аристотелем, исследовавшим рабовладельческое хозяйство. Этот термин состоит из двух греческих слов «эйкос» - дом, хозяйство и «номос» - учение, закон. Но как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI – XVII вв., в период становления капитализма, накопления капитал и прежде всего в торговле. Первой экономической школой стал меркантилизм. Сущность данного учения сводилась к определению источника происхождения богатства. Источником богатства они считали сферу обращения (торговлю), а само богатство они отождествляли с деньгами. Представителями меркантилизма были: Т. Манн, Антуан Монкретьен де Ваттевиль и другие. Последний ввёл в научный оборот термин «политическая экономия». Переходным мостиком от меркантилистов к классической науке – политической экономии было учение Вильяма Петти, заслуга которого состояла в том, что впервые объявил источником богатства труд и землю. Новое направление в развитии ПЭ представлено физиократами, которые являлись выразителями интересов крупных землевладельцев. Основателем этого направления был Франсуа Кэне. Он опроверг учения меркантилистов о том, что обмен создаёт богатство, торговля лишь перераспределяет его. Источником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а именно повышение продукта произведённого потреблённым в с/х. Основоположниками классической ПЭ стали А. Смит и Д. Риккардо. Первый создал учение об общественном разделении труда, раскрыл механизм функционирования свободного рынка, который назвал «невидимой рукой». Д. Риккардо показал, что единственным источником стоимости является труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов (зарплата, прибыль, процент, рента). Предметом исследования марксистской ПЭ являлись производственные отношения, основу которых составляли отношения собственности. Маржиналисты объявили предметом ПЭ поведение индивидов и социальных институтов (фирм, групп людей и т.д.) пути и средства достижения ими своих целей. Практическая функция сводилась к тщательному изучению мотивов поведения субъекта в конкретно – экономической ситуации. С этим направлением в ПЭ связывают появление микроэкономики. Согласно кейнсианской школе предметом ПЭ становятся функционирование НЭ как единого целого. Практическая функция ведётся в разработке экономической политики государства. Появляется макроэкономика. Среди современных взглядов на экономику следует отметить: Монетаризм – теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. По мнению представителей данного направления в ПЭ, все крупнейшие экономические потрясения объясняются последствиями денежной политики, чрезмерного вмешательства государства в экономику. Неолиберализм – теория, согласно которой необходимо сокращать вмешательство государства в экономику ибо частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить её подъём. Основываясь на теории неолиберализма, немецкий теоретик Людвиг Эрхард создал теорию социально – ориентируемого рыночного хозяйства и воплотил её на практике. Предмет ПЭ по мнению П. Самуэльсона сложен и многообразен и связан с проблемой выбора ресурсов и экономическим поведением человека. ПЭ изучает экономические отношения в их тесной взаимосвязи с производительными силами и политической надстройкой о чём говорит и этимология слова политэкономия – наука о ведении хозяйства в масштабах государства (Антуан Монкретьен де Ваттевиль). Схематично эволюцию взглядов на предмет ПЭ можно представить следующим образом:
Наиболее общим и правильным можно считать определение ПЭ, данное Д.Э.Н., профессором А. И. Добрыниным ПЭ – это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в процессе производства распределения обмена потребления материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, порождает конкуренцию за их использование. ПЭ осуществляет следующие основные функции: Прежде всего она выполняет познавательную функцию, т.к. должна изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества. Вторая функция ПЭ практическая, т.к. она осуществляет разработку принципов и методов рационального хозяйствования. Третья – прогнозно – прагматическая, предполагающая разработку научных прогнозов и перспектив общественного развития. 2 Методы – это инструменты, совокупность приёмов исследования в науке и воспроизведение их в системе экономических категорий и законов. Если предмет науки отвечает на вопрос «Что изучает данная наука?», то метод – как изучает? Одним из основных методов является метод научной абстракции – мысленное отвлечение от несущественных сторон процесса или явления и отыскания главного, существенного. С помощью этого метода выводятся: Экономические законы, т.е. наиболее существенны, устойчивые постоянно повторяющиеся объективные причинно – следственные связи и взаимозависимости в экономических явлениях и процессах. Экономические категории, т.е. логические понятия, отражающие общие и существенны стороны хозяйственной жизни общества. Говоря о методах следует особо выделить два: - Эмпирический, т.е. поверхностный. Он позволяет скользить по поверхности процессов и явлений, не раскрывая их сущности. - Диалектический, основанный на принципах развития, всеобщей связи и причинной обусловленности экономических процессов и явлений. Конкретные методы: - Научной абстракции – мысленное отвлечение от несущественных сторон и отыскания главного, существенного. - Анализ – метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части. - Синтез – метод познания, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое. - Индукции – метод познания, основанный на восхождении от простого к сложному, когда на основе фактов формируется теория. - Дедукции – метод познания, основанный на продвижении от сложного к простому, когда достоверность выдвинутой гипотезы подтверждается фактами. В заключение хотелось бы привести слова Дж. Кейнса о том, что «идеи экономистов и политических мыслителей, - и когда они правильны, и когда ошибаются – имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром». Милтон Фридмен писал, что экономика очаровывающая наука, она удивительна тем, что её фундаментальные истины очень просты и могут быть записаны на одном листе бумаги, тем не менее их понимают не многие. Сложность данной науки, отражающей мир хозяйствования, при её изучении требует от студентов, по словам известного в мире специалиста по истории экономической мысли А. Хальбронера, «выносливости верблюда и терпения святого». К.Т.
Матер. Мат. пр-во А.Т. Стоимость
Прибыль Первичные формы распределения
Р С в процессе Процент чистого продукта в обществе. труда Рента Перераспределение не осуществляется
Зарплата с помощью бюджета, налогов
ОФП и механизма цен.
Чистый продукт
Сфера исследований – экономическая жизнь; Объект исследования – экономические явления; Субъект исследования - человек, группа людей, государство; Предмет исследования – жизнедеятельность «экономического» человека, группы людей и государства. Основная задача ПЭ – это не просто описание экономических процессов и явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т.е. раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов. В этом ее отличие от конкретных экономических наук.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |