КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4 - построение гипотез
«Лучше держаться ложной гипотезы, чем никакой» /Д.И. Менделеев/ 1. Гипотеза это: · предположение о факте, находящемся за пределами наблюдения, либо о связи или порядке явлений; · вероятностное знание, объяснение, понимание; · вариант объяснения при недостаточной информации. Поэтому категоричность в оценке и представлении гипотез недопустима. Принцип: конечная научная ценность знания не зависит от степени обоснования гипотезы в момент оценки. 2. Требования к гипотезе: · обоснованность (не должно содержаться противоречий доказанным положениям и фактам); · адекватность проблеме; · принципиальная возможность проверки; · внутренняя непротиворечивость (при логической проверке); · максимально возможная простота. 3. Логическая конструкция гипотезы: «Если (условие) …, то (следствие) …» 4. Источники гипотез: · обыденное сознание (знания, навыки, обычаи, нормы, и т.д.); · аналогия… 5. Гипотезы бывают: · описательные, объяснительные, прогнозные; · первичные и вторичные (выдвигаемые в случае опровержения первичных); · основные и не основные… ТЕМА 5 – ПРОБЛЕМА КАК ИСХОДНЫЙ ПУНКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Типы проблем управления: · проблемы поведения объекта управления; · проблемы поведения субъекта управления; · проблемы взаимодействия субъекта и объекта управления. 2. Проблемные области управления: · совершенствование организации управления; · совершенствование технологии управления (разработки управленческих решений); · совершенствование системы мотивации; · разработка стратегий и инноваций и др. 3. Исследование проблем управления заключается в определении их: · истоков; · содержания; · роли в развитии управления; · последствий нерешения; · возможностей решения и пр. 4. Решение проблемы (в отличии от задачи) всегда требует творческих усилий. 5. Проблемы бывают: v реальные; · типовые (простые решения, обычные технологии); · не типовые (сложные решения, специальные технологии); v мнимые; · уже не проблемы (проблемы решенные, но считающиеся еще не решенными или такие, которые переросли в другие проблемы;); · еще не проблемы (проблемы, существующие лишь в предпосылках или возникшие задолго до того, как сложились условия для их решения); · никогда не проблемы (проблемы, для которых не существует решений (парадокс)). 6. Подходы к решению проблем: · теологический подход; · обращение к экспертам; · интуиция; Сочетание · здравый смысл; · логика; · научный подход… 7. Особенности научного подхода: · законы, принципы, правила …; · наблюдение ® анализ ® синтез; · наблюдение ® формулировка гипотез ® верификация; · обоснованность; · рациональность (без эмоций); · творчество… 8. Идентификация проблемы предполагает: · отделение реальных проблем от псевдопроблем; · отбор проблем по критерию необходимости их разрешения; · отбор проблем по критерию ценности ожидаемого результата; · выбор проблем по критерию возможности их разрешения. 9. Параметры проблемы: · ее реальность; · необходимость разрешения (актуальность); · возможность разрешения (ресурсы); · предполагаемый результат; · класс проблемы… 10. Этапы идентификации проблемы: v определение и распознавание проблемы: · наводящие вопросы; · контрадикция – постановка центрального вопроса; · финитизация – описание предполагаемого результата; v построение проблемы: · стратификация (стратификация) – расщепление проблемы на задачи; · композиция – группировка и определения последовательности решения задач; · локализация – ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования; · вариантификация – поиск альтернатив для всех элементов проблемы; v оценка проблемы: · кондификация – определение условий, методов, средств, приемов, методик и пр. необходимых для решения проблемы; · инвентаризация – оценка имеющихся возможностей; · когнификация – выяснение степени проблемности (наличие информации); · уподобление – нахождение среди уже решенных проблем аналогичных решаемой; · квалификация – отнесение проблемы к определенному типу; v обоснование проблемы: · экспозиция – установление ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами; · актуализация – приведение доводов в пользу важности проблемы, ее постановки и решения; · компроментация – выдвижения возражений против проблемы; · демонстрация – синтез результатов, полученных на стадии актуализации и компроментации; v обозначение проблемы: · экспликацияпонятий - перекодировка, перевод проблемы на другой (научный или обычный) язык; · интимизация – выражение нюансов проблемы и подбор понятий, наиболее точно фиксирующих ее смысл. 11. Уровни постановки проблемы: · низшийуровень – интуитивно ощущаемое противоречие; · средний уровень — описание проблемы в соответствии с принятыми правилами; · высшийуровень – отработка проблемы в соответствии со стратегией и целями фирмы. ТЕМА 6 - МЫШЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
Правила мышления (по И.Вагину) 1. Сосредоточьтесь. 2. Визуализируйте желаемое. 3. Сломайте стереотипы. 4. Поверьте в себя. 5. Поставьте цель. 6. Действуйте. Принципы мышления (по И.Вагину)
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |