Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4 - построение гипотез

«Лучше держаться ложной гипотезы, чем никакой»

/Д.И. Менделеев/

1. Гипотеза это:

· предположение о факте, находящемся за пределами наблюдения, либо о связи или порядке явлений;

· вероятностное знание, объяснение, понимание;

· вариант объяснения при недостаточной информации.

Поэтому категоричность в оценке и представлении гипотез недопустима.

Принцип: конечная научная ценность знания не зависит от степени обоснования гипотезы в момент оценки.

2. Требования к гипотезе:

· обоснованность (не должно содержаться противоречий доказанным положениям и фактам);

· адекватность проблеме;

· принципиальная возможность проверки;

· внутренняя непротиворечивость (при логической проверке);

· максимально возможная простота.

3. Логическая конструкция гипотезы: «Если (условие) …, то (следствие) …»

4. Источники гипотез:

· обыденное сознание (знания, навыки, обычаи, нормы, и т.д.);

· аналогия…

5. Гипотезы бывают:

· описательные, объяснительные, прогнозные;

· первичные и вторичные (выдвигаемые в случае опровержения первичных);

· основные и не основные…

ТЕМА 5 – ПРОБЛЕМА КАК ИСХОДНЫЙ ПУНКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Типы проблем управления:

· проблемы поведения объекта управления;

· проблемы поведения субъекта управления;

· проблемы взаимодействия субъекта и объекта управления.

2. Проблемные области управления:

· совершенствование организации управления;

· совершенствование технологии управления (разработки управленческих решений);

· совершенствование системы мотивации;

· разработка стратегий и инноваций и др.

3. Исследование проблем управления заключается в определении их:

· истоков;

· содержания;

· роли в развитии управления;

· последствий нерешения;

· возможностей решения и пр.

4. Решение проблемы (в отличии от задачи) всегда требует творческих усилий.

5. Проблемы бывают:

v реальные;

· типовые (простые решения, обычные технологии);

· не типовые (сложные решения, специальные технологии);

v мнимые;

· уже не проблемы (проблемы решенные, но считающиеся еще не решенными или такие, которые переросли в другие проблемы;);

· еще не проблемы (проблемы, существующие лишь в предпосылках или возникшие задолго до того, как сложились условия для их решения);

· никогда не проблемы (проблемы, для которых не существует решений (парадокс)).

6. Подходы к решению проблем:

· теологический подход;

· обращение к экспертам;

· интуиция; Сочетание

· здравый смысл;

· логика;

· научный подход…

7. Особенности научного подхода:

· законы, принципы, правила …;

· наблюдение ® анализ ® синтез;

· наблюдение ® формулировка гипотез ® верификация;

· обоснованность;

· рациональность (без эмоций);

· творчество…

8. Идентификация проблемы предполагает:

· отделение реальных проблем от псевдопроблем;

· отбор проблем по критерию необходимости их разрешения;

· отбор проблем по критерию ценности ожидаемого результата;

· выбор проблем по критерию возможности их разрешения.

9. Параметры проблемы:

· ее реальность;

· необходимость разрешения (актуальность);

· возможность разрешения (ресурсы);

· предполагаемый результат;

· класс проблемы…

10. Этапы идентификации проблемы:

v определение и распознавание проблемы:

· наводящие вопросы;

· контрадикция – постановка центрального вопроса;

· финитизация – описание предполагаемого результата;

v построение проблемы:

· стратификация (стратификация) – расщепление проблемы на задачи;

· композиция – группировка и определения последовательности решения задач;

· локализация – ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования;

· вариантификация – поиск альтернатив для всех элементов проблемы;

v оценка проблемы:

· кондификация – определение условий, методов, средств, приемов, методик и пр. необходимых для решения проблемы;

· инвентаризация – оценка имеющихся возможностей;

· когнификация – выяснение степени проблемности (наличие информации);

· уподобление – нахождение среди уже решенных проблем аналогичных решаемой;

· квалификация – отнесение проблемы к определенному типу;

v обоснование проблемы:

· экспозиция – установление ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами;

· актуализация – приведение доводов в пользу важности проблемы, ее постановки и решения;

· компроментация – выдвижения возражений против проблемы;

· демонстрация – синтез результатов, полученных на стадии

актуализации и компроментации;

v обозначение проблемы:

· экспликацияпонятий - перекодировка, перевод проблемы на другой (научный или обычный) язык;

· интимизация – выражение нюансов проблемы и подбор

понятий, наиболее точно фиксирующих ее смысл.

11. Уровни постановки проблемы:

· низшийуровень – интуитивно ощущаемое противоречие;

· средний уровень — описание проблемы в соответствии с принятыми правилами;

· высшийуровень – отработка проблемы в соответствии со стратегией и целями фирмы.

ТЕМА 6 - МЫШЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

 

 
 

 


Правила мышления

(по И.Вагину)

1. Сосредоточьтесь.

2. Визуализируйте желаемое.

3. Сломайте стереотипы.

4. Поверьте в себя.

5. Поставьте цель.

6. Действуйте.

Принципы мышления

(по И.Вагину)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. Фактологическое обеспечение исследования | Принцип связи с телом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.