Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип автоматического письма

Принцип последнего решения

Принцип Ганнибала

Принцип Оскара Уальда

Принцип Будды

Принцип дурака

· не бойтесь казаться дураком. Глупее чем вы есть от этого не станете;

· «отключайтесь» от своих знаний и опыта, чтобы по новому увидеть мир.

· успокойтесь, отпустите свой ум и прислушайтесь к голосу внутренней мудрости;

· посмотрите на ситуацию в новом свете.

· доведите все до абсурда;

· не бойтесь парадоксов и шокировать окружающих (все гении люди необычные).

(«Я перейду через Альпы»)

· препятствия мешают лишь тому, кто обращает на них внимание;

· забудьте обо всем, кроме цели;

· не сомневайтесь в победе;

· идите вперед как танк.

· продолжайте думать и после того, как решение получено. Оно может быть далеко не самым лучшим;

· не выбирайте меньшее из нескольких зол. Найдите хорошее решение.

· задайте себе (подсознанию) четкий вопрос;

· возьмите ручку и лист бумаги;

· пишите все, что приходит в голову;

· проанализируйте написанное.

ТЕМА 7 – СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ

 

1. Системный подход к управлению – это подход к управлению как к системе. Следовательно, необходимо разобраться с основными системными понятиями и свойствами систем.

2. Системы – больше, чем просто концепция. Это:

· способ интеллектуальной жизни;

· мироощущение;

· понятие о природе реальности и о том, как ее исследовать.

3. «Традиционное» мышление означает, что процесс исследования начинается с анализа – разложения целого на составные части и изучение каждой части в отдельности, затем идет синтез – соединение изученных частей в единое целое. Системное мышление, наоборот, начинается с синтеза, представления об объекте исследования как о целом. Для этого надо «выйти» на уровень надсистемы, исходя из законов функционирования надсистемы, определяется предназначение исследуемой системы. Затем идет процесс анализа, при этом, каждая изучаемая часть, исследуется с точки зрения её роли в функционировании целого.

4. Основные системные понятия:

· Система (греч.) – целое, составленное из частей;

некоторое множество элементов, объединенное для достижения цели.

· Элемент – наименьшее звено в структуре системы, внутреннее строение которого не рассматривается на выбранном уровне анализа.

· Связи – это то, что соединяет элементы и свойства системы в целое.

· Структура системы – совокупность элементов и связей между ними, которые определяют организацию объекта как целостную систему.

· Подсистема – система входящая в рассматриваемую систему.

· Надсистема – система включающая в себя рассматриваемую систему.

· Внешняя среда системы – система, состоящая из элементов, не принадлежащих рассматриваемой системе.

· Сигнал – информация о состоянии элемента.

· Сообщение – совокупность сигналов.

· Входы системы – элементы системы, к которым приложены входные воздействия или на которые поступают входные сигналы.

· Выходы системы – элементы системы, которые осуществляют воздействие или передают сигнал в другую систему.

5. Важнейшие свойства систем:

· Взаимосвязь среды и системы.

· Целостность.

- "Целое, мыслимое как многое".

- Примат целого: не элементы составляют целое, а наоборот, целое порождает при своем членении элементы.

- Роль элементов – обеспечение функционирования целого.

- Каждый элемент может рассматриваться только в его связи с другими элементами.

- Функционирование системы не может быть сведено к функционированию отдельных элементов.

· Целенаправленность – система имеет цели своего развития и движется в направлении достижения этих целей.

· Информационность. Для функционирования системы необходимо наличие каналов связи и наполненность их сигналами.

· Неаддитивность – система не равна сумме подсистем в нее входящих.

· Обособленность – относительная изолированность, автономность систем (наличие границы).

· Устойчивость – способность системы парировать действие внешних сил и сохраняться (отклонения в малом).

· Неопределенность:

- принципиальная неопределенность;

- неполная наблюдаемость.

· Эмерджентность – целевые функции отдельных подсистем, как правило, не совпадают с целевой функцией самой системы (часто данное свойство трактуют как появление новых характеристик у целого, которых нет ни у одной из частей. Поскольку это уже отражено в ряде свойств, здесь отмечается несколько другой момент).

· Синергетичность – однонаправленность действий в системе, которая приводит к усилению (умножению) конечного результата.

· Бесконечность – невозможность полного познания и всестороннего представления систем конечным множеством описаний.

· Иерархичность (вложенность).

· Непрерывность функционирования – система существует пока функционирует.

· Способность к саморазвитию – усложнение системы, увеличение ее внутреннего многообразия.

Источник саморазвития – непрерывный процесс возникновения и разрешения противоречий.

· Управляемость – сознательная организация целенаправленного функционирования системы и ее элементов.

· Совместимость – все элементы должны обладать свойством "сродства", взаимноприспособляемости, взаимоадаптивности.

6. Выводы, которые можно сделать из свойств систем.

· Если каждую рассматриваемую отдельно часть системы, заставить работать с максимальной эффективностью, система в целом не будет функционировать настолько эффективно, насколько это возможно.

· Эффективность системы зависит не столько от работы элементов по отдельности, сколько от их взаимодействий.

· Сумма наилучших решений по отдельным частям, не будет наилучшим решением для целого.

7. Законы развития систем (по Г.С. Альтшуллеру)

I. Законы статики.

Определяют начало жизни систем, возникающих как единое целое посредством синтеза из частей.

· Закон полноты частей системы.

Необходимым условием жизнеспособности системы является наличие и минимальная работоспособность ее основных частей.

· Закон проводимости системы.

Необходимым условием жизнеспособности системы является сквозной проход затрат и результатов по всем ее частям.

· Закон согласования ритмики частей системы.

Необходимым условием жизнеспособности системы является согласование ритмики всех ее частей.

II. Законы кинематики.

Определяют развитие систем независимо от конкретных экономических, физических и прочих факторов.

· Закон увеличения степени идеальности систем.

Развитие всех систем идет в направлении увеличения степени идеальности, т.е. совершенствование системы проявляется в постоянном уменьшении затрат на единицу полезного эффекта.

Идеальная система – та, которой нет, но функции ее выполняются.

· Закон неравномерности развития частей системы.

Развитие частей системы идет неравномерно; чем сложнее система, тем неравномернее развитие ее частей.

· Закон перехода в надсистему.

Исчерпав возможности развития, система включается в надсистему в качестве ее части; при этом развитие идет на уровне надсистемы.

III. Законы динамики.

Характеризуют развитие систем под действием конкретных технических, физических, организационных, экономических и прочих факторов.

· Закон перехода на микроуровень.

Развитие основных элементов системы идет сначала на макро-, а затем на микроуровнях.

Это значит, что сначала основные вопросы развития организации решаются на верхних уровнях управления, а затем частично передаются на более низкие уровни.

· Закон увеличения степени предприимчивости.

Развитие систем идет в направлении увеличения их предприимчивости, т.е. системы несамостоятельные или малосамостоятельные становятся более самостоятельными с более выраженной индивидуальностью.

8. Типы систем и моделей .

· Детерминированные – системы и модели, которые ни сами в целом, ни их части не являются целенаправленными (например, механизм, растение …).

Пример использования: Корпорация - Механизм

· Анимационные (одушевленные) – системы и модели, которые в целом, преследуют некоторые цели, а их части являются нецеленаправленными (например, животные (включая людей)).

Пример использования: Корпорация - Организм

· Социальные (общественные) – системы и модели, в которых как их части, так и они в целом являются целенаправленными (например, корпорация, нация…).

Пример использования: Корпорация – Союз личностей

9. Некоторые модели системного подхода.

· «Магический» треугольник менеджмента:

Структура

 

Стратегия Культура

· Модель Гарольда Ливитта:

Структура

 

 

Задача Технология

 

 

Люди

· «Матрешка»

· Кибернетическая модель «Черный ящик»

 

· «Социальный атом»

 

10. Некоторые «законы» систем («для бизнеса»)

· Закон С. Бира: улучшение работы отдельных элементов не приводит к улучшению функционирования системы в целом.

· Золотое правило менеджмента: «Не ремонтируй то, что хорошо работает» («Лучшее враг хорошему»).

· Закон фон Берталанфи (з-н эквифинальности) – некое конечное состояние открытой системы не зависит от ее исходного состояния и определяется особенностями протекающих внутри процессов и характером ее взаимодействия со средой.

· Закон необходимого многообразия (принцип Р. Эшби) – только многообразие способно поглотить многообразие.

11. Некоторые правила реализации системного подхода.

· Изучите среду и найдите свое место в ней.

· Сформулируйте желаемое (должное) будущее состояние организации в виде целей и задач.

· Каждый член организации должен осознать степень своего участия в делах организации.

· Разработайте способы оценки эффективности деятельности.

· Оцените организационные ресурсы и выстроите отношения со средой, разработайте способы воздействия на нее.

· Обеспечьте благоприятное восприятие целей организации средой (миссия, РR, реклама…).

· Отслеживайте динамику организационных процессов (внешних и внутренних), сохраняте целостность организации.

ТЕМА 8 – ОЦЕНКА В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

 

1. Оценка — это установление наличия и степени проявления той или иной характеристики системы управления. Средством оценки является показатель.

2. Виды оценки:

· программно-тестовые и экспертные;

· коллективные и индивидуальные;

· точные и приблизительные;

· эпизодические и периодические;

· общие и локальные;

· простые и сложные…

3. Этапы оценки:

· выделение объекта и предмета оценки;

· установление критериев оценки и шкалы измерения;

· построение процедуры и системы оценки;

· выбор средств и методов оценки;

· использование результатов оценки.

ТЕМА 9 – ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Метод исследования «Конструирование определений»

Заключается в поиске причины проблемы через создание определений:

· ситуации;

· проблемы;

· решения.

Явные определения – построены на основе доказанных и проверенных понятий.

Неявные определения – построены на основе непроверенных понятий, связей, функций (являются промежуточным шагом к явным определениям).

Правила конструирования определений:

· правило соразмерности определяемого и определяющего понятий;

· правило исключения порочного круга – нельзя определять понятие через само себя или через понятие, определенное через исходное понятие;

· правило ясности и конкретности - необходимо использовать только понятия известные, практически выверенные, общепринятые, однозначные.

2. Метод исследования «Постановка вопросов»

Представляет из себя последовательный процесс постановки вопросов и нахождения ответов на них, направленный на раскрытие сущности проблемы.

3. Метод исследования «Классификация явлений»

Заключается в разделении явления на определенные классы и изучении специфики, свойств, связей и т.д. каждого класса и всей совокупности в целом.

Виды классификаций:

· Деление общего – распределение явлений, имеющих общие черты, по классам, отражающим их различия.

· Деление целого – разделение целого на части.

Принципы классификации

· Принцип единства критерия.

Нельзя менять критерий в рамках одной классификационной процедуры.

· Принцип соразмерности деления явлений.

Сумма объемов явлений, полученных в результате деления, должна равняться объему делимого явления.

· Принцип альтернативности или взаимоисключениявыделяемых групп.

Одни и те же явления не должны одновременно относиться к нескольким классификационным группам.

· Принцип многоступенчатости классификации.

Предполагает разветвление классификационной схемы (дерево целей, проблем, ситуаций, свойств и т д.).

· Принцип полноты классификации для каждой ее ступени.

4. Метод исследования «Обобщение явлений»

Этапы:

· определение сути проблемы;

· определение явлений имеющих отношение к данной проблеме;

· изучение этих явлений с целью поиска понятия охватывающего их все;

· определение обобщенных причин проблемы.

5. Метод исследования «Морфологический анализ»

Суть метода: в совершенствуемой системе выделяют несколько характеристик - структурных или функциональных морфологических признаков. Каждый признак может характеризовать какой-то параметр: характеристику системы, от которых зависит решение проблемы и достижение основной цели. По каждому выделенному морфологическому признаку составляют список его различных конкретных вариантов, альтернатив. Признаки с их альтернативами можно располагать в форме таблицы, называемой морфологическим ящиком, что позволяет лучше представить себе поисковое, поле. Перебирая всевозможные сочетания альтернативных вариантов выделенных признаков, можно выявить новые варианты решения задачи, которые при простом переборе могли быть упущены.

Этапы:

· постановка проблемы;

· составление списка морфологических признаков, т.е. всех важных характеристик объекта, его параметров, от которых зависит решение проблемы и достижение основной цели;

· раскрытие возможных вариантов по каждому морфологическому признаку (характеристике) путем составления матрицы;

· определение функциональной ценности всех полученных вариантов решений.

· выбор наиболее рациональных конкретных решений.

К модификациям морфологического метода относятся:

· метод организующих понятий;

· метод «матриц открытия»;

· метод десятичных матриц поиска;

· метод семикратного поиска;

· метод организующих понятий.

6. Метод исследования «Буклет проблем»

Этапы:

· исходная постановка проблемы;

· представление проблемы в обобщенном виде;

· определение проблемы-аналога;

· формулировка противоположной проблемы;

· установление роли и взаимодействия исходной проблемы в комплексе других проблем.

7. Метод исследования «Доказательство решений»

Этапы:

· выдвижение предположений;

· доказательство их истинности.

Формы доказательства:

· фактологическое – основано на использовании фактов;

· формально-логическое – использование законов формальной логики;

· экспериментальное – построено на эксперименте;

· эмпирическое - и спользование опыта.

Элементы доказательства:

· тезис это суждение, истинность которого устанавливается в доказательстве;

· аргументы (основания) – суждения, из которых выводится тезис;

· демонстрация – логическая форма связи названных элементов.

Приемы доказательства:

· доказательство от определения – возможно только в случае соответствия определения реальному явлению;

· доказательство от обратного – если обратное высказывание является абсурдным, то считается, что первоначальное суждение истинно или, по крайней мере, корректно;

· доказательство, построенное на анализе (свойств исследуемого объекта);

· доказательство по принципу приведения к нелепости, абсурдности;

· доказательство на основе классификации факторов;

· аксиоматическое доказательство – первоначально формулируется аксиома - бесспорное, понятное и принятое положение, затем строится доказательство, базирующееся, как правило, на нескольких аксиомах;

· доказательство по концентрации фактов – доказательством могут служить не отдельные, разрозненные факты, а их определенная концентрация и системность.

8. Метод исследования «Моделирование»

Ситуация и проблема представляются в форме моделей. Т.е.:

· выделяется главное;

· отбрасывается второстепенное и случайное.

Затем исследуется полученная модель (модель как бы заменяет реальный объект).

9. Метод исследования «Полемика»

Этапы:

· формирование группы исследователей;

· обсуждение проблемы в группе.

Принципы исследовательской полемики:

При ведении полемики необходимо:

· стремиться понять оппонента;

· избегать категоричности и абсолютного отрицания мнений;

· иметь четкую цель полемики;

· оценивать предложения, а не их автора;

· относиться с уважением к оппоненту.

· в выражении позиций стремиться к максимальной степени четкости, аргументированности, конкретности, ясности;

· однозначно определить используемые понятия;

· не использовать голосование как средство определения истины;

· правильно распределить время.

10. Метод исследования «Экспериментирование»

Этапы:

· воссоздание проблемной ситуации;

· сбор и анализ экспериментальных данных.

Виды эксперимента:

· модельный;

· мысленный;

· реальный.

11. Метод исследования «Изучение документов»

Этапы:

· определение состава документов, подлежащих изучению;

· анализ их содержания, соответствия форме и т.д.

12. Метод исследования «Деловая игра»

Этапы:

· определение целей и задач деловой игры (обучение, исследование);

· разработка методики деловой игры;

· подбор участников;

· реализация деловой игры;

· обработка и анализ результатов.

13. Метод исследования «Тестирование»

Этапы:

· установка границ и масштаба проблемы;

· определение предполагаемых причин проблемы и целей тестирования;

· разработка конструкции теста;

· определение контингента тестируемых;

· тестирование;

· обработка и анализ результатов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принцип связи с телом | Правила формулировки высказываний
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.