Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель огранизационно-экономической системы организации и понятие системы управления

В условиях рыночных отношений и конкуренции особым инте­ресом и наибольшим распространением объективно пользуются исследования, связанные с получением новых знаний и совершен­ствованием систем организаций (предприятий). При этом систему любой организации следует рассматривать как социально-эконо­мическую, имеющую, как известно, определенное назначение и соответственно целевую функцию.

 
 

Схематически любую систему можно представить в виде:

Рис. Схематическое изображение системы.

 

При реализации целевой функции в социально-экономической системе организации, а они всегда откры­тые, в общем случае следует определить «границы» системы, а в ней управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управле­ния) подсистемы и внешнюю среду.

Таким образом, система организации, с учетом определения тер­мина «система», в общем виде может быть представлена как совокупность взаимосвязанных управляемой (объекта управления) и управ­ляющей (субъекта управления) подсистем, взаимодействующих между собой и внешней средой с помощью материально-технических и информационных средств и участвующих в процессе функциониро­вания по обеспечению предназначений организации и достижению установленных целей.

Большое влияние на формирование системы организации оказывают системообразующие факторы, которые по отношению к сторонам воздействия можно классифицировать как внешние и внутренние.

К внешним системообразующим факторам социально-экономи­ческих объектов следует относить: целевые; временные (они могут быть как системообразующими, так и системоразрушающими); пространственные (в том числе географические); тенденциональные (тенденции развития); политические; экономические; финансовые; социальные; правовые; технические; организационные; ретроспективные.

Среди внутренних системообразующих факторов выделяют: целевые; стратегические; общекачественные (общие для всех элементов объекта и субъекта управления качественные особенности и признаки — тех­нология, общая и профессиональная культура, включающая, на­пример, способность к восприятию нововведений, и др.); причинно-следственные; взаимодополняющие; стабилизационные; связеобменные (на основе, например, прямых и обратных связей); функциональные; искусственные.

Взаимодействие в системе организации, осуществляемое с помощью материально-технических и информационных средств, основывается на прямых и обратных связях. Следует отметить, что значение связей в системном управлении трудно переоценить, так как с их помощью ко­ординируются потоки информации и материально-технических средств, что позволяет воздействовать на управляемые объекты.

Применительно к системам организаций, связь можно опреде­лить как процесс обмена информацией и материально-техническими средствами, обеспечивающий целостность и регулирующий функ­ционирование систем по достижению установленных целей.

Связи могут быть синергетическими и рекурсивными.

Синергетическая связь обеспечивает при совместном функцио­нировании отдельных элементов системы, увеличение общего эф­фекта до величины большей, чем сумма эффектов этих же элемен­тов, действующих независимо.

Рекурсивная связь позволяет определить, какое явление, проис­ходящее в системе, причина, а какое — следствие, какая в системе величина аргумент, а какая функция.

Исключительно важна для функционирования системы связь, классифицированная по направленности действия, т.е. прямая и обратная.

При прямой связи выходное воздействие одного элемента осу­ществляется непосредственно на вход другого или через другие элементы.

Обратная связь - воздействие результатов функционирования системы на характер этого функционирования.

Если обратная связь усиливает результаты функционирования, то она называется положительной, если ослабляет - отрицательной. Положительная обратная связь может приводить к неустойчивым состояниям, тогда как отрицательная обратная связь обеспечивает устойчивость системы.

Принцип об­ратной связи служит для формирования управляющих воздействий по улучшению функционирования системы или элемента, т.е. такого вида связь позволяет использовать информацию о состоянии управ­ляемого объекта.

В системе могут реализовываться функциональные связи. Это связи между должностными лицами, подразделениями и службами органи­зации в процессе осуществления ими своих функций. Классифицируя функциональные связи по пространственному признаку их можно подразделить на горизонтальные, вертикальные, диагональные. Горизонтальные функциональные связи возникают в процессе выполнения функций управления между должностными лицами и подразделениями субъекта управления одного иерархического уров­ня, вертикальные — между должностными лицами и подразделениями системы различных уровней иерархии, находящимися в су­бординационных отношениях одной линейной подсистемы, а диагональные — между должностными лицами и подразделениями сис­темы различных уровней иерархии, находящимися в разных линей­ных несубординационных (несоподчиненных) подсистемах.

Для системы производственной организации в качестве объекта управления будет выступать его производственная подсистема, ко­торая, как известно, включает основное, вспомогательное и обслу­живающее производства.

В основном производстве к таким подразделениям относятся, как правило, цехи, изготавливающие основную продукцию. Напри­мер, для машиностроения это будут заготовительные, обрабаты­вающие и сборочные цехи.

Во вспомогательном производстве основу производственной структуры также составляют цехи, но изготавливающие вспомога­тельную продукцию, потребляемую непосредственно при производ­стве основной продукции предприятия. На машиностроительном предприятии это могут быть инструментальные, штамповочные, модельные и ремонтные цехи.

Обслуживающее производство включает подразделения, предна­значенные для обслуживания основного и вспомогательного произ­водств. К ним могут относится, например, транспортные, склад­ские, энергетические, сантехнические и другие хозяйства.

Другая основополагающая подсистема системы организации — управляющая, называемая субъектом управления. Она понимается как совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем управ­ления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду для достижения главной, основной и других целей системы. Воздействия осу­ществляются на основе прямых и обратных связей. Субъект управ­ления характеризуется целостностью и упорядоченностью всех эле­ментов и подсистем.

В любой СУ можно выделить ряд подсистем управления, состав и сущность которых во многом зависит от предназначения и целей системы организации. Вместе с тем каждая такая система является частью целого и образует свою самостоятельную систему, но может входить в систему более высокого уровня (например, СУ бригадой — в СУ участком, СУ участком — в СУ цехом, СУ цехом — в СУ ор­ганизацией и т.д.). Данный подход «вхождения» одной системы в другую обусловлен иерархическим принципом организации сложных многоуровневых систем, каковой является социально-экономическая система. Структура таких систем может наглядно изображаться в про­странстве (после их декомпозиции) в виде ориентированного дере­ва, в котором вершины соответствуют системам соответствующего уровня, а дуги — связям.

Таким образом, обобщая определения и понятия, данные ранее терминам «исследование» и «система управления», можно сказать, что в общем виде исследование систем управления — научное изуче­ние (как научный труд, вид научной деятельности) профессиональ­ными исследователями и (или) менеджерами-исследователями со­ответствующего предмета СУ (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между со­бой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерно­стей управления, совершенствования и развития познаваемых сис­тем, получения и применения новых знаний в теории и практике.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Системный анализ в исследовании управления | Функциональная роль исследования в развитии систем управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.