Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логический аппарат ИСУ. Приемы анализа и обоснования

Тема 3. МЕТОДЫ АНАЛИЗА

Логический анализ - процедура анализа системы, основанная на разделении понятий в соответствии с их логическим объемом. Схема использования логического анализа предполагает разработку стратегических планов, принятие решений и организационное проектирование. Логические методы анализа призваны перевести проблемную ситуацию в исследуемой системе на язык логических операций. Они отличаются целенаправленностью, упоря­доченностью и последовательностью использования. Это позволяет применять их в исследовательских работах различного характера, на­пример при анализе процессов управления в ретроспективном плане, управленческого учета, финансовой деятельности, маркетинга.

Символами логических операций являются: субъект, предикат, кванторы, логический объем, умозаключение, индукция, дедукция и др.

Благодаря логическому анализу в управлении осуществляются следующие процедуры:

- декомпозиция плановых целей;

- логическая экспертиза типовых документов на предмет их доказательности и степени обоснованности;

- определение смыслового объема используемых в инструктивных и регламентационных документах понятий, а также выявление связи между соответствующими понятиями;

- разработка обучающей схемы, призванной выяснить характер поставленных перед исполнителями задач.

Инструментами логического анализа являются логические формулы и алгоритмы декомпозиции.

Логический анализ предполагает прохождение ряда этапов:

1.Выделение смыслообразующих понятий, определение их логического объема и взаимоотношений с другими категориями.

2.Выделение субъектов и предикатов, установление связей между ними с точки зрения выявления логической базы исследуемого документа.

3.Выбор способа доказательности и обоснованности смыслообразующих суждений.

4.Выстраивание логической цепочки субъектов и обслуживающих ее предикатов.

5.Выявление логических подстановок и ошибок.

Исходным элементом логического анализа является понятие. Понятие - это форма мышления, отражающая наиболее существенный признак предмета. В любом понятии следует выделять объем и содержание. Именно с определения понятия начинается процесс целеполагания творческой деятельности, в том числе и деятельности по управлению.

Суждение следует рассматривать как форму мышления, утвер­ждающую или отрицающую взаимосвязь изучаемого предмета с его тем или иным признаком или отражающую отношения между раз­личными предметами, определяя истинность или ложность этих свя­зей и отношений. Суждение, как правило, позволяет, отрицать или подтверждать то или иное событие, явление, связь и т. п. В каждом из суждений могут находить отражение единичное и комплексное, положительное и отрицательное, различия и общее, закономерное и случайное, и др. Суждения могут быть простыми (выражают связь только двух предметов или их свойств) и сложными (имеют несколько простых суждений).

Доказательство, как категория исследовательской деятельности, предполагает приведение соответствующих аргументов, фактов и ав­торитетных точек зрения, подтверждающих на основе формальной логики истинность какого-либо суждения и (или) определенного со­стояния, положения объектов исследования. Следует отметить, что при проведении доказательных рассуждений часто оперируют взаи­мосвязанными терминами «аргумент», «тезис» и «демонстрация».

К основным способам доказательства можно отнести:

• гипотетический, основанный на доказательствах по гипотезам;

• фактологический, т.е. базирующийся на систематизированных достоверных фактах, в том числе экспериментальных;

• аксиоматический, базирующийся на аксиомах;

• ключевых категорий, которые распространяются на реальные явления и имеющийся практически опыт;

• правовой, основанный на положениях норм права;

• обратный, предполагающий использование абсурдных аргу­ментов — противоположных доказываемому состоянию;

• анализа свойств исследуемого объекта;

• классификации факторов, влияющих на состояние и свойства объекта исследования.

Доказательство, не являющееся строго аргументированным и имеющее некоторую величину вероятности, называют обычно обос­нованием.

Аргумент понимается как довод или основание доказательства. Это исходное теоретическое и (или) фактическое положение кото­рым обосновывают тезис. В качестве аргументов могут выступать теоретические и эмпирические обобщения, аксиомы, утверждения о имеющихся фактах.

Умозаключение используется для получения новых заключений из других исходных посылок. С его помощью на основе абстрактного мышления создается новое знание, являющееся следствием извест­ных положений.

В логике различается два вида умозаключений: дедуктивные и индуктивные. Спецификой дедуктивного подхода является концентрация сил на обобщенной оценке системы и разработке общих принципов формирования организационной структуры объекта. Логически дедукцией является способ мыслительной деятельности, основанный на схождении от общих суждений к частным и далее - к единичным.

Один из методов логики — аналогия — представляет собой спо­соб получения нового знания об изучаемом предмете (явлении), опи­рающийся на ранее приобретенные знания о другом во многом объ­ективно подобном, сходном, но по существу различном объекте. При этом на основе умозаключения осуществляется логический переход.

Поиск надежных решений сопровождает стадия составления умозаключений, представляющих собой набор посылок, на обобщении которых осуществляется выбор логически выверенного решения. Дедуктивный и индуктивный варианты этого выбора выражают две наиболее распространенных стратегии в принятии управленческого решения: стратегии последовательного и постепенного поиска оптимального решения и стратегии использования готовой методологической схемы в принятии такого решения.

Владение основными методами логического разложения управляемого объекта дает шанс избрать наилучший вариант в разрешении реальной проблемы. Гарантией правильности этого выбора является цельность и непротиворечивость системы понятий, представляющих объект управления, баланс между нормативными и ценностными суждениями в описании объекта, а также логическая обоснованность принятых решений, приближающаяся по своей достоверности к строгим правилам логического вывода в классических умозаключениях. Методы установления причинных связей позволяют усилить степень этой обоснованности в условиях ситуационной неопределенности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Системный подход к исследованию | Дерево» целей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.