КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Социологические исследования су
Социологические исследования: цели, задачи, классификация Одним из главных мотивов обращения исследователя к социологическому исследованию является потребность получения информации, отражающей те стороны жизни и деятельности общества, которые скрыты от "внешнего глаза", но важны в практике управления. Это может быть, к примеру, изучение запросов тех или иных групп, выявление интересов, планов на будущее, объективных представлений о том или ином социальном явлении или процессе и т.д. Социологическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью - получить объективно-достоверные данные об изучаемом социальном процессе или явлении для их последующего использования в практике. Цель социологического исследования определяет преимущественную ориентацию этого исследования - теоретическую или прикладную, от которой зависит вся логика проведения самого исследования. Теоретическое исследование направлено на получение новых теоретических знаний о структуре, функциях, закономерностях развития исследуемого объекта, а также на разработку новых методик исследования и на обоснование процедур. Прикладное социологическое исследование направлено на решение конкретных практических задач (конкретной социальной проблемы), построение предположений о возможном развитии процесса, разработку конкретных программ совершенствования объекта. Сформулировав проблему, определив цели и задачи исследования, социолог выбирает объект своего исследования, в качестве которого может выступать область социальной действительности, деятельность людей и сами люди. При этом необходимо, чтобы объект содержал проблему, т.е. объект должен быть носителем противоречия. Существуют ряд требований, которые предъявляются к объекту социологического исследования. Объект должен характеризоваться: 1. Четкими обозначениями явления по профессиональной или отраслевой принадлежности, пространственной ограниченности (регион, город, деревня) и функциональной направленности (производственная, политическая, бытовая и т.п.). 2. Определенной временной ограниченностью. 3. Возможностью его количественных измерений. Кроме выбора объекта социологического исследования большое значение для успешного осуществления имеет правильное определение предмета социологического исследования. Обычно предмет социологического исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предложением о возможности обнаружить закономерность или центральную тенденцию изучаемого противоречия. При проведении конкретного социологического исследования на этапе определения его объекта и предмета обязательной процедурой является предварительный системный анализ объекта. Его цель – построить гипотетическую модель объекта как системы, раскрыв весь комплекс его элементов и связей, как внутренних, так и внешних. Большое значение в проведении социологического исследования имеет также разработка понятийного аппарата, т.е., иначе говоря, языка исследования. Классификация социологических исследований может быть проведена по ряду показателей. I. В зависимости от масштабности и сложности поставленных задач: 1. Пилотажное (зондажное) исследование - наиболее простой вид социологического исследования. Оно решает ограниченные по содержанию задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности. Его отличают упрощенная программа, методика и сжатый по объему инструментарий. Разновидность этого исследования – экспресс-опрос, который проводится, как правило, в целях получения оперативной информации о каком-либо конкретном факте, событии, явлении (например, выявление отношения к какому-нибудь актуальному событию). 2. Описательное исследование - более глубокий социологический анализ. Объектом исследования здесь выступает достаточно большая общность людей, не однородная по своим характеристикам, что позволяет делать сравнение и сопоставление. Например, коллектив большого цеха, где можно выделить группы рабочих, имеющих разный уровень образования, различные возрастные характеристики и т.д. 3. Аналитическое исследование - самый сложный и глубокий вид социологического исследования. Оно предполагает выявление причин, обусловливающих тот или иной характер наблюдаемого явления, его динамику и т.д. Данное исследование носит комплексный характер и может охватывать большие массивы исследуемых. В данном виде исследования может использоваться эксперимент, когда исследователь создает определенные ситуации, помогающие ему более углубленно выяснять причинно-следственные связи, факторы. Такое исследование можно назвать также экспериментальным. II. В зависимости от того, как изучается объект - в статике или динамике, можно выделить: 1. Разовое (точечное) исследование – дает как бы моментальный "срез" объекта. 2. Повторное исследование, позволяющее сделать сравнительный анализ, так как осуществляется несколько раз, по одной и той же программе, с использованием того же инструментария через определенные промежутки времени. Особым видом повторного исследования является панельное. Его особенность в том, что оно проводится с одной и той же категорией обследуемых.
Среди методических документов, разрабатываемых социологом при проведении исследования, важнейшее место занимает программа социологического исследования. Программа социологического исследования - это научный документ, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программа социологического исследования – это и есть теория и методология конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления. В соответствии со своим назначением программа социологического исследования выполняет три функции: 1. Методологическая функция позволяет: определить научную проблему, для решения которой проводится исследование; сформулировать цели и задачи исследования; зафиксировать исходное представление об изучаемом объекте; установить отношения данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам. 2. Методическая функция позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования (см. рис. 2.1): теория – факты – теория. Кроме того, методическая функция показывает, как использовать методы сбора и анализа информации, позволяет разработать процедуру исследования, проводить сравнительный анализ полученных результатов аналогичных исследований. 3. Организационная функция обеспечивает разработку чёткой системы разделения труда между членами исследовательского коллектива, облегчает контроль за ходом исследования. Структура программы социологического исследования заключается в двух разделах: теоретического (планового) и процедурного (эмпирического). Методологический раздел программы состоит из следующих элементов: а) формулировка проблемы, определение цели и задач исследования; б) определение объекта и предмета исследования; в) уточнение и интерпретация основных понятий; г) предварительный системный анализ объекта исследования; д) развёртывание рабочих гипотез. Процедурная часть программы нацелена на то, чтобы проведенное исследование было правильно организовано, репрезентативно и адекватно в отношении используемых при обработке методов. С этой целью необходима подготовка и реализация следующих задач: а) разработка принципиального рабочего плана исследования; б) обоснование выборки; в) разработка схемы сбора и анализа исходных данных (выбор шкал, разработка анкеты, обоснование надежности и т.д.). Этот предполагаемый вариант структуры программы социологического исследования говорит о том, что, несмотря на различие решаемых задач и используемых методов, все исследования имеют нечто общее, что присутствует в них в разных сочетаниях и в разной последовательности. Главными требованиями при разработке программы исследования являются полнота и продуманность плана, где должны найти отражение все основные задачи и методы предпринимаемого исследования. Программа исследования призвана организовать процесс исследования, распределив все производственные операции между исполнителями. Все разделы программы должны располагаться в строгой логической последовательности и представлять алгоритм в решении производственной задачи. В то же время программа должна сохранять определенную гибкость, поскольку в ходе исследования возникают некоторые непредвиденные ситуации. Плохо обоснованное, плохо подготовленное социологическое исследование приводит к ничтожным теоретическим выводам, к малоэффективным практическим рекомендациям и нередко совершенно не оправдывает тех часто значительных материальных ресурсов, которые были затрачены на проведение данного исследования. Только хорошая программа социологического исследования может обеспечить успех всего исследования. Для более наглядного отображения содержания методической работы исследователя необходимо хотя бы в общих чертах представить себе общую структуру самого исследовательского социологического процесса, другими словами, уяснить, что является элементами структуры, какова связь между этими элементами, в какой последовательности совершается процедура исследования (рис 6.1).
Рис. 6.1. Структура процесса социологического исследования (СИ)
В социологическом исследовании используются понятия: индикатор и шкала измерения. Индикаторами называются все факты (показатели), которые используются для социологического измерения. Эти показатели могут быть объективными (например, уровень образования) и субъективными (степень удовлетворенности работой и т.д.) Последовательность расположения их образует шкалу измерения. После получения результатов социологического исследования исследователь может приступить к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его специальной подготовки, умения применять знания к анализу социальной реальности. На заключительном этапе исследования его результаты оформляются документально: в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки. Отчет должен включать обоснование актуальности исследования и его характеристику (цели, задачи, выборочную совокупность и т.д.); анализ эмпирического материала; теоретические выводы и практические рекомендации. Приложение к отчету включает методические и вспомогательные документы.
Классификация методов социологического исследования Социологические методы занимают особое место в ряду инструментов исследования. Объектом использования социологических методов являются социальные общности, изучение которых выступает необходимым условием для их управления. Социологические методы исследования делают картину исследуемой реальности более полной, включающей наряду с объективными характеристиками внешнего объекта ценностные ориентации, интересы и сложившиеся стереотипы. Социологические методы открывают возможность давать точные представления о состоянии и динамике социальных систем. Основным принципом деления методов социологического исследования является их деление на количественные и качественные, хотя в некоторых случаях это разделение можно признать достаточно условным. Схематически классификация количественных методов социологического исследования представлена на рис 6.2. Объект исследования, который территориально, производственно и во времени "локализован" и на который распространяются выводы исследования, называется генеральной совокупностью. В свою очередь, определенное число элементов генеральной совокупности, отобранных по строго заданному правилу, составляют выборочную совокупность. В момент исследования она должна представлять собой как бы микромодель генеральной совокупности. Выборочные методы социологического исследования делятся на: - метод механической выборки, когда из генеральной совокупности через равные промежутки отбирается необходимое количество респондентов (например, каждый 10-й); - метод серийной выборки, при котором генеральная совокупность разбивается на однородные части и из каждой части пропорционально отбираются единицы для обследования (например, по 20 % респондентов из каждой части); - метод гнездовой выборки, когда в качестве единиц отбора выступают не отдельные респонденты, а группы с последующим сплошным их обследованием. Данная выборка будет представительна, если состав групп схож между собой; - метод основного массива, который представляет собой обследование 60-70 % генеральной совокупности; - метод квотной выборки, применяемый при большой генеральной совокупности и требующий для отбора респондентов использования не менее четырех признаков.
Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Существует несколько видов опроса: 1. Анкетирование – важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной деятельности. Начинается он с формулировки программных вопросов, с "перевода" поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования и доступные пониманию опрашиваемых. Предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами. Возможно индивидуальное и групповое анкетирование, очное и заочное. 2. Интервьюирование представляет собой личное общение социолога с респондентом, когда он задает вопросы и записывает ответы респондента. Интервьюирование бывает: прямое (когда социолог непосредственно беседует с респондентом); опосредованное (беседа по телефону); формализованное (заранее разрабатывается вопросник); фокусированное (в центр внимания ставится конкретное явление); свободное интервью (свободная беседа без заранее заданной темы). Особым видом опроса является экспертный опрос, или, как его часто называют, метод экспертных оценок. К этому методу социологи обращаются чаще всего, во-первых, на начальном этапе исследования и, во-вторых, на заключительном этапе исследования как к одному из методов контроля и проверки полученной информации. Эффективным методом социологического исследования является анализ документов. Этот метод используется при исследовании прошлых явлений, помогает выявлению тенденций развития. Применяется в сочетании с другими методами, может носить контрольный характер. Источником анализа служат доклады, протоколы, решения, публикации, письма, записки, личные дела, отчеты, архивные материалы и пр. Практика и теория социологического исследования показывают, что почти все социологические исследования начинаются с анализа документов. Среди методов сбора первичной информации есть методы, которые не являются специфически социологическими. Это такие методы, как социальный эксперимент и наблюдение. Своими корнями они связаны с естественными науками, а сегодня успешно применяются в общественных науках. Наблюдение – это метод целенаправленного, планомерного, определённым образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. Наблюдения могут быть различными: 1. По степени формализации наблюдения подразделяются на: а) структурализованное (контролируемое) наблюдение – проводится по заранее разработанному плану, когда исследователь точно знает, что и как он будет наблюдать. Этот вид наблюдения может быть применим только тогда, когда исследователь хорошо знаком с предметом своего исследования. В социологической практике оно используется в качестве основного метода сбора информации, когда другими методами необходимую информацию получить невозможно; б) неструктуризированное (неконтролируемое) наблюдение - это такой вид наблюдения, при котором определён только объект наблюдения. Этот вид наблюдения применяется на начальной стадии исследования с целью определения проблемной ситуации, получения более конкретных знаний об объекте исследования. 2. По положению наблюдателянаблюдения подразделяются на: а) включенное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором исследователь в той или иной степени сам непосредственно "включён" в изучаемый объект, находится в прямом контакте с наблюдаемыми и участвует вместе с ними в одной сфере деятельности; б) не включенное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором исследователь наблюдает за объектом исследования со стороны, не участвует в деятельности группы, не вступая с её членами в прямые контакты. Такого рода наблюдения чаще всего используются для характеристики социальной среды, в которой находится изучаемый объект. 3. По месту проведения и условиями организации проведения наблюдения делятся на: а) полевые наблюдения, проводимые в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации. Это наиболее часто встречающийся вид наблюдения, который может применяться и в качестве основного и в качестве дополнительного метода сбора социологической информации; б) лабораторные наблюдения - это наблюдения, при котором объект изучения находится в искусственно созданных условиях. Чаще всего используется в исследованиях экспериментального характера. 4. По регулярности проведения различаются: а) систематические наблюдения, характерной чертой которых является регулярность фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определённого временного периода. Систематическое наблюдение позволяет исследователю выявить закономерность развития наблюдаемых явлений и процессов. Оно применяется при самых различных исследованиях и его можно проводить с интервалом или частотой, заранее определённой в программе; б) случайные наблюдения, при которых изучению подвергаются ранее не запланированные действия, ситуации, явления. И специфический метод моментных наблюдений заключается в том, что исследуемые социальные операции (определение бюджета семьи, учёт льгот, домашнего инвентаря и т.п.) совершаются во времени и поэтому могут рассматриваться как процесс. Определив день опроса как момент наблюдения, исследователь учитывает две величины: частоту и размеры исследуемого объекта. К числу самых своеобразных и трудно усваиваемых методов социологического исследования относится социальный эксперимент. Необходимость применения социального эксперимента возникает тогда, когда нужно решить задачи, связанные с реакцией какой-либо социальной группы на вводимые внутренние или внешние факторы, если эти задачи не могут быть решены другим путем. Отсюда задача социального эксперимента состоит в том, чтобы измерить показатели группы на те или иные факторы в искусственно созданных и контролируемых условиях. В социологии кроме "чисто" социологических методов сбора информации используются и методы с психологическим "уклоном", методы, применение которых ориентировано на некоторые психологические аспекты поведения и взаимоотношения людей (например, социометрический метод). К группе качественных методов эмпирических исследований социально-экономических и политических процессов относят методы получения информации об изучаемом процессе, которые позволяют выявить его качественные характеристики. Краткий обзор групповых качественных социально-психологических методов приведен в табл. 6.1. Классификация используемых вербальных и невербальных техник в групповых качественных социально-психологических методах приведена на рис. 6.3.
Рис. 6.3. Проективные вербальные и невербальные техники, применяемые в групповых качественных социально-психологических методах Качественные методы позволяют выяснить реальные причины возникновения трудностей общественного и личностно-индивидуального развития, осмыслить возможности их решения, наметить меры профилактики социальных аномалий. С их помощью можно выявить средства общественного и личностного участия в решении социальных, политических, экономических проблем, ранжировать проблемы по многим основаниям, в т.ч. по мере важности их решения для разных социальных субъектов.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |