Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения, основные термины и определения




Планом действий правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг. (раздел "Реформирование образования"), утвержденным Распоряжением правительства Российской Федерации от 26 июля 2000 г. N 1072-р, поставлена задача активизации инвестиционной деятельности во всех отраслях народного хозяйства, включая сферу образования как важнейшую отрасль социального сектора. Главным направлением инвестиций в высшую школу признана инновационно-технологическая модернизация системы высшего профессионального образования. Реализация этой задачи возможна лишь в условиях активного и эффективного использования всех доступных для этого финансовых, материальных и иных ресурсов, при условии их сосредоточения на решении наиболее значимых для развития вузов проблем и нацеленности на достижение конечных результатов.

Государство при этом должно сохранить функции прямого инвестора для реализации инвестиционных проектов в системе высшего профессионального образования, привлекая как ресурсы самой сферы образования, так и других инвесторов.

Во исполнение плана действий правительства Российской Федерации принято Распоряжение правительства Российской Федерации от 14 июля 2001 г. N 944-р, определяющее порядок проведения эксперимента по конкурсному отбору инвестиционных проектов учреждений высшего профессионального образования. Порядок конкурсного отбора инвестиционных проектов требует предоставления необходимых расчетов, подтверждающих потребность в инвестиционных ресурсах.

Существующая практика разработки и исполнения инвестиционных проектов связана с финансированием капитального строительства. Однако специфика системы высшего образования обусловливает необходимость инвестирования ресурсов не только в объекты строительства, но и в основную деятельность - образовательный и научный процессы. Для решения таких задач необходима разработка инвестиционных проектов, которые предусматривали бы комплексное вложение ресурсов во все составляющие деятельности вузов с учетом их специфики и были бы направлены на достижение конкретных целей, получение полезных результатов для отдельных вузов и всей системы высшего профессионального образования.

Методические рекомендации (далее - Рекомендации) содержат методы расчета потребности в инвестиционных ресурсах (ИР) учреждений высшего профессионального образования (УВПО).

Рекомендации предусматривают:

· унификацию терминологии и классификацию инвестиционных ресурсов по источникам формирования и направлениям использования;

· систематизацию и унификацию требований, предъявляемых к проектным материалам;

· определение основных принципов и разработку методов расчёта потребности в инвестиционных ресурсах учреждений высшего профессионального образования и Минобразования России в целом.

Рекомендации предназначены для учреждений высшего профессионального образования и соответствующих структур Минобразования России и могут быть использованы в качестве основы для дальнейшей разработки нормативно-методических документов инвестиционных и инновационных проектов.

В настоящих Рекомендациях используются следующие основные термины и определения.

Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе, имущественные и иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в учреждения высшего профессионального образования и (или) осуществляемую ими деятельность в целях получения полезного эффекта (результата).

Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционный проект - обоснование экономической и (или) социальной целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Инвестиционные ресурсы (ИР) - объём инвестиций, необходимых для реализации инвестиционных проектов. Участник проекта (исполнитель) - учреждение высшего профессионального образования, подведомственное Министерству образования РФ, имеющее государственную аккредитацию. В число соисполнителей проекта могут входить также другие субъекты инвестиционной деятельности, перечисленные в Федеральном законе от 25.02.99 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".

Инвестор - юридическое или физическое лицо, вкладывающее собственные, заемные или иные привлеченные средства в инвестиционные проекты.

Неопределенность - неполнота и/или неточность информации об условиях реализации проекта, осуществляемых затратах и достигаемых результатах.

Риск - неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе осуществления проекта неблагоприятных ситуаций и последствий.

Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность.

2. Основные принципы и методы расчета потребности в инвестиционных ресурсах

При разработке методических рекомендаций расчета потребности учреждений высшего профессионального образования в инвестиционных ресурсах применялись следующие общие и частные принципы:

Общие принципы и их назначение: а) комплексность; б) непрерывность; в) определенность.

Принцип комплексности (полноты). Предусматривает представление в обобщенной форме всего комплекса проблем учреждения высшего профессионального образования по всем направлениям инвестиций в соответствии со стратегическим планом его развития (деятельности).

Принцип непрерывности. Предполагает обеспечение последовательности всех этапов расчета потребности в инвестиционных ресурсах - от предварительного (прогнозирования) до составления инвестиционного проекта.

Принцип определенности. Предполагает направленность, нацеленность на решение конкретных задач основной деятельности УВПО.

Частные принципы:

· реализуемость для любого типа и масштаба учреждения высшего профессионального образования;

· прозрачность, т. е. возможность открытого анализа и контроля процесса формирования бюджетной заявки и последующего распределения инвестиций;

· достоверность исходных данных, обеспеченная использованием существующих форм бухгалтерской и статистической отчетности;

· оперативность.

При расчете потребности учреждения высшего профессионального образования в инвестиционных ресурсах возможно применение следующих методов:

· нормативного;

· прямого счета;

· укрупненных расчетов;

· экстраполяции на основе достигнутых результатов;

· экспертной оценки;

· прочих.

Все инвестиционные ресурсы можно подразделить на три группы:

1) полностью определяемые по нормативному методу расчета;

2) частично определяемые по нормативному методу расчёта;

3) не определяемые по нормативному методу расчёта.

Расчет инвестиционных ресурсов, относящихся к группам 2 и 3, производится с использованием совокупности методов, включающих как прямой счет, так и экстраполяцию (прогнозирование) на основе достигнутых результатов, фактических среднеотраслевых данных и экспертных оценок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.