Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текст лекции




Тема № 2: «Задачи, организационная структура и основы деятельности

Модуль 2 «Медицина катастроф».

Дисциплина: ВОЕННАЯ И ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА

ЛЕКЦИЯ

МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

Экз. №_____

«Утверждаю» Заведующий кафедрой мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф кандидат медицинских наук, доцент С. Сидельников "____" ____________ 2011 года  

Всероссийской службы медицины катастроф»

 

Для студентов, обучающихся по специальности:

 

САРАТОВ,


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 5 мин
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ (основная часть):  
1. Определение, задачи и основные принципы организации Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК) 30 мин
2. Служба медицины катастроф Минздрава России 15 мин
3. Задачи и организация санитарно-эпидемиологической службы в условиях работы в чрезвычайных ситуациях 20 мин
4. Служба медицины катастроф Минобороны России. Силы и средства ликвидации медико-санитарных последствий ЧС ОАО «РЖД» и МВД России. 15 мин
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5 мин
ИТОГО: 90 мин.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изменениями от 28 октября 2002 г.).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.05.2005 № 335, от 03.10.2006 № 600, от 07.11.2008 № 821, от 10.03.2009 № 219, от 16.07.2009 № 577).

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.11. 2006 г. № 803 «Об утверждении положений о функциональных подсистемах Всероссийской службы медицины катастроф и Резервов медицинских ресурсов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

4. Основы организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях/ Под ред. проф. Н.Н. Винничука, проф. В.В.Давыдова. - СПб: СПХФА, 2003. -189с.

5. В.И.Сахно, Г.И. Захаров, Н.Е. Карлин, Н.М. Пильник. Организация медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях. – СПб: Фолиант, 2003. -248с.

6. А.М. Шелепов, Л.М. Костенко, О.В. Бабенко. Организация и тактика медицинской службы: Учебник / Под ред. чл.-корр. РАМН проф. И.М. Чижа. – СПб.: ООО «Издательство «Фолиант», 2005. – 504с.

7. Аминев Р.М., Сероглазов С.В., Вовк О.И., Кулага В.П. Медицина катастроф: курс лекций. – Оренбург: Оренб. гос. мед. академия, 2008. - 236 с.

8. Медицинское обеспечение в чрезвычайных ситуациях: Учебник для медицинских вузов / Под ред. П.И. Сидорова. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2006. – 1040 с.

УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

б) наглядные пособия: мультимедийная презентация лекции.

в) технические средства: мультимедийный проектор.


 

ВВЕДЕНИЕ.

Анализ организации медицинского обеспечения пораженных при технологических и природных катастрофах свидетельствует о необходимости наличия в составе здравоохранения мобильных сил, способных обеспечить своевременное оказание помощи пораженным. Это прежде всего связано с объективной необходимостью сокращения времени фазы изоляции, обеспечением медицинской эвакуации и своевременным оказанием адекватной медицинской помощи пораженным на догоспитальном и госпитальном этапах.

Это привело к разработке новой концепции, а в последующем и созданию службы экстренной медицинской помощи (в дальнейшем - службы медицины катастроф) в чрезвычайных ситуациях, как направления в деятельности медицины катастроф.

Медицина катастроф - это отрасль медицины и служба системы здравоохранения, изучающая медицинские последствия природных, техногенных и антропогенных аварий и катастроф; разрабатывающая принципы и организацию их ликвидации; организующая и непосредственно участвующая в выполнении комплекса лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также в обеспечении медико-санитарным имуществом в районе (очаге) чрезвычайной ситуации.

 

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ВСЕРОССИЙСКОЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ (ВСМК).

1.1. Краткая история развития ВСМК.

Принято считать, что медицина катастроф как новое научно-практическое направление медицины и здравоохранения выделилась в 70-х годах XX столетия.

В 1971 г. Генеральной ассамблеей ООН организован Исполнительный комитет ВОЗ по оказанию помощи при стихийных бедствиях (ЮНДРО). В его составе постоянно функционируют сектор здравоохранения в чрезвычайных ситуациях и оперативная группа по стихийным и другим бедствиям. Постоянные комитеты (отделы) по оказанию чрезвычайной помощи имеются во всех региональных бюро ВОЗ.

В 1975 г. в Женеве организовано Международное общество медицины катастроф (МОМК), в которое были приняты около 30 государств. Общество предназначалось для координации и объединения усилий по научной разработке проблем медицины катастроф международного масштаба, научных исследований по направлениям неотложной медицинской помощи пострадавшим и их лечению в условиях массовых поражений, разработки учебных программ по медицине катастроф. Важно отметить, что МОМК готовит и проводит все свои мероприятия совместно с Международной организацией гражданской обороны (МОГО), штаб-квартира которой с 1968 г. находится в Женеве, и другими международными общественными организациями.

В регионах земного шара были организованы Сотрудничающие центры ВОЗ по проблемам медицины катастроф и чрезвычайных ситуаций. Среди более 120 Сотрудничающих центров ВОЗ- 9 специализируются по вопросам готовности к чрезвычайным ситуациям и оказанию помощи при ликвидации их последствий. Такой Центр в Российской Федерации был создан на базе ВЦМК «Защита» в 1996 году.

Подобная координация усилий проводилась и на уровне Содружества Независимых Государств (СНГ). Так, в соответствии с Соглашением о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера от 22.01.1993 г. и Решением Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ от 03.06.1994 г. был создан Координационный совет государств — участников СНГ по проблемам медицины катастроф.

В конце 80-х годов в СССР произошло много крупных ЧС, сопровождавшихся большими человеческими жертвами, о чем говорилось на первой лекции. Опыт ликвидации их последствий показал, что система здравоохранения, а также МС ГО, нацеленная на работу в условиях возникновения очагов массовых санитарных потерь среди мирного населения в военное время, оказались не в состоянии в условиях ЧС мирного времени своевременно и качественно выполнить необходимый комплекс мероприятий медико-санитарного обеспечения. Возникла необходимость, с одной стороны, в научной разработке этой проблемы, а с другой - в создании в стране специальной службы, способной успешно решать задачи медико-санитарного обеспечения населения в ЧС мирного времени.

Начало создания службы медицины катастроф (экстренной медицинской помощи) в СССР было положено Постановлением Совета Министров СССР от 07.04.1990 г. № 339 «О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях». В Постановлении определялось:

• Министерству здравоохранения СССР - организовать в 1990 г. 6 центров экстренной медицинской помощи, возложив на них подготовку службы к действиям в ЧС, планирование, организацию и проведение научных и опытно-конструкторских работ с учетом местных условий; создать при центрах резерв медицинской техники, медикаментов, транспорта, средств связи и других ресурсов;

• организовать в союзных, автономных республиках, областях и краевых центрах республиканские и областные (краевые) центры экстренной медицинской помощи;

• Министерству обороны СССР - сформировать в 1990 г. 4 многофункциональных отряда специального назначения;

• осуществить в течение 1990-1991 г.г. на местных базах обязательную подготовку всех врачей клинических специальностей по диагностике и оказанию первой врачебной помощи при неотложных состояниях.

В развитие требований этого Постановления приказом Министерства здравоохранения СССР от 14.05.1990 г. № 193 были определены организационные принципы создания службы экстренной медицинской помощи на базе действующих и вновь организуемых учреждений здравоохранения, подведена материальная и кадровая основа, обеспечивающая готовность службы к работе в ЧС и необходимую мобильность ее сил и средств к выдвижению в районы ЧС. В структуре службы предлагалось иметь центры экстренной медицинской помощи, специализированные медицинские бригады постоянной готовности (БСМП), станции (отделения) скорой медицинской помощи и станции (отделения) экстренной и планово-консультативной медицинской помощи (санитарная авиация).

В Российской Федерации (в составе СССР) служба экстренной медицинской помощи населению создавалась в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 14.06.1990 г. № 192 «О создании службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях» и приказом Минздрава РСФСР от 11.07.1990 г. № 115 «О создании службы экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях».

В феврале 1991 г. Минздравом СССР утверждено «Положение о службе экстренной медицинской помощи населению страны в чрезвычайных ситуациях». В нем были определены: организационная структура службы на союзном, республиканском, областном (краевом), городском (местном) уровнях; организационные основы медико-санитарного обеспечения в ЧС; общие положения планирования и управления службой, снабжение формирований и учреждений службы различными видами имущества и ее финансирование, а также намечены основные направления научно-исследовательской и организационно-методической работы. Довольно полно в Положении были регламентированы задачи руководящего состава службы различного уровня до возникновения ЧС и в период ликвидации их последствий.

Следует отметить, что большинство требований Положения, в частности по созданию центров экстренной медицинской помощи, резерва различного имущества и некоторые другие, не было выполнено.

Все это заставило искать пути дальнейшего совершенствования службы, предназначенной для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

В Постановлении Правительства РФ от 03.05.1994 г. № 420 «О защите жизни и здоровья населения РФ при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами» сохранение жизни и здоровья населения России в условиях ЧС признано важнейшей государственной задачей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления. В решении данной проблемы большое внимание уделено подготовке населения, дальнейшему совершенствованию службы медицины катастроф, созданию условий для успешной ее деятельности.

Этим постановлением было регламентированосозданиеединой Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), функционально объединяющей службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Минздрав России), Минобороны России, а также медицинские силы и средства ОАО «РЖД» Министерства транспорта, МВД России, других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. В развитие данного постановления было разработано Положение о Всероссийской службе медицины катастроф, которое было утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.02.1996 г. № 195. Современная структура ВСМК, порядок ее организации и деятельности регламентированы Положением о функциональной подсистеме Всероссийской службы медицины катастроф единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 28.11. 2006 г. № 803.

Правительство РФ подтвердило приоритетное значение службы медицины катастроф в решении задачи по сохранению жизни и здоровья населения в ЧС. Таким образом, в настоящее время в медицинской науке и в системе здравоохранения нашей страны имеется три самостоятельных направления, занимающихся проблемами медицинского (медико-санитарного) обеспечения в ЧС.

Вопросы медицинского обеспечения Вооруженных Сил РФ в военное время разрабатывает военная медицина, а комплекс практических мероприятий выполняет медицинская служба Минобороны России.

Разработка научных основ медицинского обеспечения населения страны в военное время и выполнение комплекса соответствующих практических мероприятий возложены на МС ГО.

Самым «молодым» разделом медицинской науки и отраслью системы здравоохранения являются соответственно медицина катастроф и служба медицины катастроф - теория и практика медико-санитарного обеспечения населения страны в ЧС мирного времени.

В последнее время довольно настойчиво высказываются мнения о целесообразности создания на базе МС ГО и службы медицины катастроф единой службы, предназначенной для медико-санитарного обеспечения населения в ЧС мирного и военного времени. Обусловливается это тем, что обе эти службы создаются и возглавляются Минздравом России, имеют схожее предназначение и решают во многом одинаковые задачи. В основном аналогичны базы их создания, условия деятельности и применяемые организационные формы медико-санитарного обеспечения. В настоящее время эта проблема изучается, но практического решения еще не нашла.

1.2. Определение и задачи Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК).

ВСМК - функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединяющая службы медицины катастроф Минздравсоц развития (Минздрава России), МЧС, Минобороны России, а также медицинские силы и средства ОАО «РЖД» Минтранса России, МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Основой ВСМК является служба медицины катастроф Минздрава России.

В соответствии с приказомМинздравсоцразвития России 2006 года № 803 наВСМК, как функциональную подсистему РСЧС, возлагаются следующие основные задачи:

- организация и осуществление медицинского обеспечения населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе в локальных вооруженных конфликтах и при террористических актах;

- организация мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию неблагоприятных медико-санитарных и санитарно-эпидемиологических последствий чрезвычайных ситуаций;

- совершенствование организационной структуры и повышение готовности органов управления, сил и средств функциональной подсистемы к выполнению задач по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

- разработка, совершенствование и внедрение передовых технологий оказания медицинской помощи и лечения пораженных, медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для обеспечения деятельности функциональной подсистемы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.