Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренняя среда организации




1. Понятие и состав внутренней среды организации

2. Цели

3. Структура

4. Задачи

5. Технологии

6. Люди

 

 

1. Внутренняя среда организациихозяйственный организм фир­мы. Другими словами, это структура фирмы, которая охватыва­ет все производственные подразделения, входящие в состав ор­ганизации. Внутренняя среда организации состоит из таких внутренних переменных, как:

• цели;

• структура;

• задачи;

• технологии;

• люди.

2. Цель - достижение, получение, совершенствование группой людей, объединившихся в организацию, некоторого желаемого результата. При формулировке цели необходимо ответить на вопросы:

• что надо получить и зачем;

• когда и кто должен решать задачу по достижению цели.

Формулировка цели включает:

• набор требований, который должен удовлетворять желаемый результат;

• перечень условий, ограничивающих круг допустимых средств достижения целей;

• перечень возможных вариантов или характеристик результата;

• характеристики желаемой степени достижения ожидаемого результата;

• оценка фактического достижения цели.

Как правило, организации ставят перед собой следующие цели:

• поддержание рыночной устойчивости предприятия и его выживание;

• обеспечение доходности;

• обеспечение рентабельности;

• обеспечение конкурентоспособности;

• минимизация затрат.

Цели организации в целом не совпадают с целями ее подразделений, следовательно, у каждого подразделения свои цели, которые не должны идти в разрез с целью организации. Например, целью финансового подразделения может быть уменьшение кредитных потерь от суммы продаж. Подразделение маркетинга может иметь целью сокращение количества жалоб потребителей. Поэтому руководство должно координировать цели подразделений.

4. Структура - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей орга­низации. Структура организации определяется 2 аспектами:

1) специализированным разделением труда: определенный вид ра­боты закрепляется за теми, кто лучше выполняет эту работы, т. е. за специалистами. В организациях выделяют:

• горизонтальное разделение труда — разделение труда между людьми, стоящими на одном уровне иерархии;

. вертикальное разделение труда — формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Вертикальное разделение труда ха­рактеризуется объемом управления, который определяет ие­рархию управленческих уровней — формальную подчинен­ность лиц на каждом уровне управления. Например, лицо, находящееся на высшей ступени управления, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей среднего зве­на, представляющих разные функциональные области. Эти руководители могут иметь подчиненных из числа линейных руководителей (мастера разных звеньев);

2) сферой контроля: количество подчиненных, находящихся в ве­дении одного руководителя. Выделяют 2 сферы контроля:

• узкую: в ведении руководителя находится малое количество подчиненных. Организационная структура при такой сфере контроля — многоуровневая (рис. 1);

• широкую: в ведении руководителя находится большое коли­чество подчиненных. Характеризуется плоской организаци­онной структурой (рис. 2).

Рис. 1. Многоуровневая структура организации

 

Рис. 2. Плоская структура организации

4. Задача - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленные способом в заранее оговоренные сроки. Каждой должности предписывается ряд задач, выполнение которых необходимо для достижения целей организации, например:

• работа с людьми;

• работа с предметами;

• работа с информацией.

5. Технологиясредство преобразования сырья, материалов в конечные продукты и услуги

Для технологии характерны:

• стандартизация (использование стандартных, взаимозаменяемых компонентов);

• механизация (использование машин и механизмов вместо людей)

Классификация технологии по Вудворду:

• единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается только одно изделие или малая серия одинаковых изделий. Характеризуется специализацией.

• массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи. Характеризуется идентичностью, механизацией..

. непрерывное производство. Работает круглые сутки для непре­рывного изготовления одинакового по характеристикам продук­та. Характеризуется большим объемом и полной автоматизацией..

Классификация технологии но Toмпcoнy:

. многозвенные технологии. Характеризуются взаимозависимыми задачами, которые должны выполняться последовательно. На­пример, сборочные линии массового производства. Каждая опе­рация по сборке автомобиля выполняется в определенной последо­вательности;

• посреднические технологии. Характеризуются регулярными встре­чами людей ( покупатели, клиенты). Например, банк, телефон­ная станция;

• интенсивные технологии. Характеризуются применением специ­альных приемов, навыков и услуг. Например, монтаж фильма.

6. Люди (человеческий ресурс)главный и самый сложный элемент любой организации, так как все люди сильно отличаются друг от друга по полу, возрасту, образованию, национальности, навыкам, семейному положению и т. д. От всех этих показателей зависит характер работы и успех организации в целом. Работа с кадрами должна строиться таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные по­следствия его действий. Все люди имеют следующие характери­стики:

• способности - индивидуальные навыки, присущие конкретному человеку:

• наследственные;

• приобретенные;

• предрасположенность, одаренность: человек имеет потенциал к выполнению какой-либо работы.

• потребности - внутреннее состояние недостаточности чего-либо и стремление получить желаемое. Маслоу выделяет 5 видов потребностей:

• жизнеобеспечения, которые удовлетворяются созданием ком­фортных условий труда и установлением соответствующей зарплаты за труд;

• безопасности, которые удовлетворяются разработкой долго­срочных социальных программ, предоставлением медицинского обслуживания персоналу, осуществлением отчислений в специальные фонды, предоставлением дополнительных льгот;

• социальных контактов, которые удовлетворяются созданием социально-психологического климата в коллективе;

• самоуважения, которые удовлетворяются путем привлечение персонала к выработке решения, обсуждения с персоналом проектов;

• самореализации, которые удовлетворяются с помощью раз работки профессионального развития персонала, переподго­товки, разработки профессиональной карьеры, распределе­ния заданий;

• ожидания относительно результатов своего поведения, которые формируются людьми на основе прошлого опыта и оценки те­кущей ситуации;

• восприятие — интеллектуальное осознание стимулов, получаемые от ощущений. Люди реагируют не на то, что действительно происходит в их окружении, а на то, как они это воспринимают;

• отношение. Точка зрения. Оно формулирует наше необъектив­ное восприятие окружающей среды и тем самым влияет на его поведение;

• влияние среды на личность. Каждая организация сознательно или нет устанавливает свою собственную систему ценностей Эта система составляет организационную культуру. Любая организация как общество стремится иметь свою мораль, обычаи и табу. И хотя каждый человек — это личность и в разных обществах он ведет себя по-разному, в своей организации суще­ствует определенный шаблон поведения;

• способность к лидерству — это средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей; заставляя их вести себя определенным образом.

 

Классификация как метод исследования

1. Понятие классификации

2. Виды классификаций

3. Разновидности классификации

4. Принципы классификации

 

1. Классификация — фундаментальный метод познания действи­тельности, делящий объект исследования на определенные классы посредством выделения существенных признаков на основе выяв­ления их гомогенности (однородности) и гетерогенности (разнородности). Такое выделение позволяет изучить исследуемый объект более глубоко и вникнуть в его сущность путем опреде­ления состава, свойств, внутренних и внешних связей, путей использования объекта использования. При проведении исследований выделяют:

. содержательные классификации: основу классификации составля­ют содержательные и особо важные классификационные признаки;

• искусственные классификации: классификационными призна­ками являются несущественные, вспомогательные признаки (на­пример, классификация по алфавиту, цвету, формы и т. д.).

2. В исследованиях выделяет два вида классификации:

• деление общего: деление исследуемого объекта по определенно­му выделенному признаку на подклассы. Например, дома: жи­лые и нежилые, пятиэтажные и девятиэтажные и т. д.;

• разделение целого: из целого исследуемого объекта выделяются составные части по классификационному признаку, который должен отражать целостность исследуемого объекта. Напри­мер, дом состоит из фундамента, каркаса и крыши. В данном примере критерием классификации являются составные части, совокупность которых образует дом.

3. Выделяя разновидности классификации, следует назвать такие ее виды как:

• декомпозиция — это вид классификации, предполагающий разде­ление единого целого на содержательные взаимосвязанные со­ставные части. Например, система управления делится на под­системы, которые делятся на компоненты, а те, в свою оче­редь, на элементы;

• стратификация — это вид классификации, предполагающий вы­деление слоев (страт) в системе управления. Например, выделе­ние внешней и внутренней среды организации.

4. При исследовании систем управления необходимо руководствоваться следующими классификационными принципами:

• единства классификационного критерия: осуществляя класси­фикацию, нельзя менять критерий в рамках одной классифи­кационной группы;

• соблюдения соразмерности деления исследуемого объекта: объем делимого объекта должен быть равен объему выделенных понятий;

• отнесения каждой однородной группы классифицируемого объекта только к одной видовой группе: выделенные понятия не могут одновременно относиться к двум классификационным группам;

• использования многоступенчатой классификации: для детализа­ции основных черт исследуемого объекта производится сту­пенчатая классификация в виде "дерева" исследуемого объекта;

• обеспечения классификационной полноты для каждой ступени классификации: не допускается деление одной части исследуе­мого объекта на классы, а другой — на подклассы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.