Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интервью как устная форма опроса

1. Определение понятия «интервью»

2. Классификация интервью

3. Выбор интервьюера

4. достоинства и недостатки интервьюирования

 

1. Интервьюустная форма опроса, в основе которой лежит не­посредственный или опосредованный контакт интервьюера с респондентом. Непосредственный контакт осуществляется при помощи личного интервью ("с глазу на глаз"), а опосредован­ный контакт производится при помощи телефона или компью­тера. Данный метод строится по принципу беседы исследова­теля с респондентом для получения ответов на интересующие исследователя вопросы. Респондент высказывает свое мнение по спрашиваемым вопросам. Ответы должны даваться быстро и ка­чественно.

2. Интервью можно разделить по следующим классификационным признакам:

• по месту проведения:

• месту работы, учебы — интервью, проводящиеся в каком-либо служебном помещении, целью которых является изу­чение производственных или учебных групп, проблем их функционирования, причин их возникновения и т. д.;

• месту жительства — интервью, проводимые в неофициаль­ной обстановке, на ответы которых не влияют производ­ственные или учебные связи;

• форме:

• формализованное — опрос осуществляется по заранее разра­ботанным вопросам, формулировку и последовательность которых интервьюер должен обязательно учитывать;

• фокусированное — опрос, характеризуемый не такой строго­стью проведения интервью, как предыдущий. Вопросы заго­тавливаются заранее, но порядок и формулировка их могут варьироваться. Главное условие данного интервью — получить информацию по каждому заготовленному вопросу. В про­цессе данного интервью собираются мнения и оценки по конкретной исследуемой ситуации, респонденты заранее ознакомляются с предметом исследования;

. свободное — менее формализованное интервью, для проведе­ния которого не разрабатывается детализированный во­просник, а набрасывается лишь общий план интервью. Данный вид интервью характеризуется более откровенной и доверительной атмосферой, в которой должны отсутствовать помехи, беседа должна вестись непринужденным образом, интересы респондента должны соблюдаться. При проведе­нии свободного интервью необходимо соблюдать правила:

никаких критических замечаний респонденту, ведение запи­сей по ходу интервью только с разрешения интервьюируе­мого, продолжительность интервью в среднем составляет 2— 3 часа;

• способу контакта:

• личное — проводимое при непосредственном контакте ин­тервьюера с респондентом;

• опосредованное — для осуществления которого интервьюер прибегает к помощи телефона или компьютера. В данном виде интервью выделяют:

- традиционное телефонное — характеризуется низкой стои­мостью, возможностью охватить большее число респон­дентов, обеспечить высокий уровень репрезентативности, возможность проведения за относительно короткий пе­риод времени. Методу присущи следующие недостатки:

невозможность что-либо показать респонденту, невоз­можность получить личное впечатление от встречи с рес­пондентами, трудность получения пространных ответов на большое число вопросов, так как терпение респонден­та может иссякнуть. Кроме того, трудно проверить каче­ство проведенного интервью и установить, все ли запла­нированные к опросу респонденты в реальности были им охвачены;

- телефонное интервью из специально оборудованного поме­щения, при проведении которого работают несколько ин­тервьюеров, к телефонам которых могут подсоединяться контролеры;

- телефонное интервью с помощью компьютера, который осуществляет автоматический набор телефонных номеров респондентов, далее на мониторе появляется вступитель­ный текст, а затем — последовательно задаваемые вопро­сы с возможными вариантами ответов. Интервьюер зачи­тывает респонденту вопросы и с помощью кода фикси­рует названный вариант ответа.

3. Важную роль при проведении интервью играет непосредствен­но интервьюер. В США в качестве интервьюера предпочитают женщин. Выбор интервьюера осуществляется при помощи тес­тов. Желательно, чтобы интервьюер был социологом. В процес­се проведения интервью на респондентов влияют:

• личные характеристики интервьюера: пол, возраст, нацио­нальность, профессия, уровень образования, культура, умение слушать и т. д.

Влияние пола и возраста интервьюера осуществ­ляется следующим образом:

• между мужчинами, как правило, чаще складываются не­официальные отношения, чем между женщинами;

• мужчины-интервьюеры предпочитают работать с мужчина­ми, женщины склонны интервьюировать респондентов обо­его пола;

• мужчины-интервьюеры более критичны к своим собеседни­кам, чем женщины;

• разница в поле проводящего опрос и респондента может вызвать скованность у опрашиваемых;

• значительная возрастная разница между интервьюером и опрашиваемым отрицательно сказывается на результатах;

• внешние характеристики интервьюера:

. фигура;

• опрятность;

. одежда;

. прическа;

• речь;

. стиль общения;

• поведение;

• реакция на ответы респондента и т. д.

4. Интервьюирование имеет следующие достоинства:

• респондент не может быть подменен другим, а именно: интер­вьюирование осуществляется посредством контакта, который создает уверенность в том, что на ответы отвечает личность, которая была изначально выбрана для этого;

• для проведения интервью необязательно заранее детально раз­рабатывать вопросы, так как оно может осуществляться как в формализованной, так и свободной форме;

• гарантируется получение ответов на все вопросы и серьезное отношение респондента к опросу посредством осуществления личного контакта интервьюера с респондентом;

• интервьюирование осуществляется для небольшого числа оп­рашиваемых;

• надежность получаемых данных;

• у респондентов при опросе фиксируются как вербальные ответы, так и невербальные реакции, возникающие в процессе ответов;

• в процессе анкетирования могут быть уточнены противоречия. Интервьюированию присуши следующие недостатки:

• малая оперативность;

• временные и материальные затраты;

• использование большого количества интервьюеров;

• сложность поиска интервьюеров, так как интервьюеры должны быть квалифицированными специалистами;

• возможность прерывания интервью;

• невозможность проверки степени и характера влияния интер­вьюера на респондента;

• сложность обработки полученных данных.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анкетирование как письменная форма опроса | Метод анализа документов. 1. Сущность метода анализа документов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.