КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие фирмы, ее формы и виды
Тема 1. Фирма как основной субъект предпринимательской деятельности Современный период развития российской экономики характеризуется возникновением и развитием целого ряда принципиально новых форм предпринимательской деятельности. В рыночном хозяйстве России функционирует множество хозяйствующих субъектов в различных сферах деятельности, они обслуживают все стадии воспроизводственного цикла ¾ производство, распределение, обмен, потребление. Несмотря на своеобразие условий (различная сфера хозяйственной деятельности, разные формы собственности и организационно-правовые формы, специфика территориального размещения, внешних связей), можно отметить их общие черты: хозяйственную самостоятельность, индивидуальную ответственность, коммерческие основы деятельности, конкурентную среду, в которой они функционируют на рынках товаров и услуг. Общим является, и наличие единых правил предпринимательской деятельности, единой государственной налоговой и таможенной политики, других форм государственного регулирования. Это позволяет выявлять и изучать общие закономерности формирования и последующей деятельности хозяйствующих субъектов в рыночной среде (построение организационных структур, эффективность использования ресурсов, оценка конечных результатов, проблемы маркетинга, инвестиций, работы с персоналом и т.д.). Развитие российской экономики на современном этапе характеризуются противоречивыми тенденциями. С одной стороны наблюдается расширение международных хозяйственных связей, идет процесс интеграции в сообщество мировых экономик. С другой стороны, являясь элементом единой экономической глобальной системы, российская экономика испытывает на себе влияние последнего финансово-экономического кризиса. Все субъекты, функционирующие в современной российской экономике, столкнулись с проблемами финансового, экономического, организационного, правового, технологического, политического и социального характера (см. рис. 1). Рост российской экономики в 2003–2007 годах, когда темпы прироста за год в среднем составляли: ВВП – около 7%, инвестиции в основной капитал – почти 14% и конечное потребление домашних хозяйств – 11%, в 2008 году сменился существенным замедлением[1]. С наступлением 2009 года основные экономические показатели экономики России существенно ухудшились из-за влияния мирового финансово-экономического кризиса.
Основной структурной единицей, субъектом предпринимательской деятельности является фирма (предприятие). В экономической литературе и хозяйственной практике широко применяются термины «фирма», «предприятие», «организация», «предпринимательская структура». Все они обозначают близкие, но все-таки разные формы предприятий. Фирма - любая организационно-хозяйственная единица, осуществляющая предпринимательскую деятельность в области промышленности, торговли, строительства, транспорта, преследующая коммерческие цели и пользующаяся правами юридического лица. Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Предпринимательская структура - представляет собой состав субъектов рыночных отношений, к числу которых относятся организационно-хозяйственные единицы, ставящие перед собой цель получение прибыли (предпринимательского дохода) как конечного результата. Термин «фирма» имеет двойное значение. В узком смысле слово фирма - это имя, под которым юридически полноправный предприниматель (единоличный или коллективный) ведет свои дела.
Рис. 1. Проблемы развития российской экономики В широком смысле - это основная хозяйственная единица современной экономики рыночного типа, зарегистрированная в соответствующей правовой форме. Фирма - предприятие (организация), осуществляющее в целях получения прибыли коммерческую деятельность, наделенное правами юридического лица, имеющее собственное наименование и прошедшее требуемую законодательством процедуру регистрации в уполномоченных государственных органах. В этом смысле понятие «фирма» не зависит от формы собственности (государственной, муниципальной или частной). Если фирма имеет в своем составе несколько предприятий, организаций, учреждений, то между ними устанавливаются производственные взаимосвязи: по линии кооперирования; по линии вертикальной интеграции. В том и другом случае речь идет о технологическом разделении труда внутри фирмы. В крупных фирмах, предприятия которых расположены не только в своей стране, но и за рубежом, речь идет о международном технологическом разделении труда на внутрифирменном уровне. Современные фирмы – это в основном многопрофильные производства. Ориентация на такое производство делает фирму более устойчивой в период экономических спадов. Кроме того, ориентация на однопродуктное предприятие не всегда перспективна, так можно попасть в тупиковую ситуацию из-за затухания жизненного цикла товара. Если же фирма многопрофильна, она может совмещать производство товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла и требующих различных капиталовложений. Рассредоточение капитала фирмы по ряду отраслей и образование многопрофильного производства называется диверсификацией. Фирмы (предприятия) могут достигать поставленной цели, если будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции. Все принципы можно свести к следующим: принцип экономичности, принцип финансовой устойчивости и принцип получения максимальной прибыли. Для достижения поставленной цели фирмы (предприятия) должны выполнять следующие функции: выпускать высококачественную продукцию, оказывать услуги в соответствии со спросом, систематически обновлять продукцию, рационально использовать производственные ресурсы, внедрять новое в производство, в организацию труда и управление, разрабатывать стратегию и тактику поведения фирмы и корректировать в соответствии с изменяющимися условиями, обеспечивать конкурентоспособность фирмы и продукции и другие. При этом все функции фирмы должны быть направлены на реализацию выработанной стратегии. Экономическая деятельность реализуется через различные направления текущей (операционной), финансовой, инвестиционной, инновационной, маркетинговой и другой деятельности фирм. Текущая деятельность — деятельность фирмы, связанная спроизводством продукции, оказанием услуг, сдачей имущества в аренду и др. Основной целью этой деятельности является получение прибыли. Финансовая деятельность — деятельность, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.п. Инвестиционная деятельность - деятельность, связанная с капитальными вложениями фирмы посредством приобретения земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также их продажи: осуществления краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуска облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера. Инвестиции могут быть различны. Реальные инвестиции — вложения средств в реальные активы фирмы (основные средства, нематериальные активы, товароматериальные ценности и другие объекты, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности). Финансовые инвестиции — вложения средств в ценные бумаги и другие финансовые активы. Валовые инвестиции - общий объем инвестиций, направленных в определенном периоде на нужды простого и расширенного воспроизводства капитала фирмы. Прямые инвестиции — непосредственное вложение средств в уставный капитал фирмы. Непрямые инвестиции - характеризуют вложения капитала через финансовых посредников. Краткосрочные инвестиции - вложения капитала на период до одного года (краткосрочные финансовые вложения). Долгосрочные инвестиции — вложения капитала на период более года (инвестиции в основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения и др.). В зависимости от происхождения капитала различают отечественные и иностранные инвестиции. В зависимости от инвестиционных целей инвестиции подразделяются на стратегические и портфельные. От инвестиционной деятельности зависит характер развития фирмы в долгосрочной перспективе. Инновационная деятельность - деятельность, связанная с созданием, распространением и внедрением новых продуктов, услуг, технологических процессов. Эта деятельность реализуется посредством различных форм передачи (приобретения) технологий - овеществленных (в виде машин и оборудования) и неовеществленных (патенты, лицензии, ноу-хау, услуги технологического содержания и др.). Эта деятельность крайне важна для повышения конкурентоспособности фирм. Она предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям. Инновация является конечным результатом инновационной деятельности и считается осуществленной только в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Маркетинговая деятельность — деятельность, связанная с продвижением товаров и услуг к потребителю, является одной из самых динамичных областей функционирования фирмы как субъекта рыночной экономики. Важнейшими составляющими маркетинга являются качество товаров и услуг, ассортимент, цены на товары и услуги, степень удовлетворения запросов потребителя. Приобретая товар, потребители, прежде всего, обращают внимание на качество и ценность. Поэтому фирмы должны стремиться к непрерывному повышению качества товаров и услуг. Маркетинговая деятельность направлена на обеспечение устойчивых отношений с потребителем, удовлетворение потребностей групп населения и общества в целом в соответствующих товарах и услугах. Фирмы оценивают свои производственные и сбытовые возможности, разрабатывают долгосрочную стратегию маркетинговой деятельности. Для разработки долгосрочной стратегии маркетинговой деятельности фирмы определяют ее цели, задачи, ресурсы, ассортимент товаров и услуг исходя из требований рынка. Важнейшими задачами в этой области деятельности фирм являются формирование спроса и стимулирование сбыта, выявление и оценка конкурентных преимуществ по сравнению с другими участниками соответствующего рынка товаров и услуг. Для этого фирмы проводят маркетинговые исследования, позволяющие собрать необходимую информацию для анализа потребительских мотиваций, изучения характеристик рынка и оценки его потенциальных возможностей. Маркетинговая информация позволяет распределить доли рынка между фирмами, оценить реакцию потребителей на новые товары и услуги и обосновать принимаемые управленческие решения в части разработки производственной программы, организации бизнес-процессов и др. На основе маркетинговой информации осуществляется стратегическое планирование, принимаются решения о развитии рынка, разработке нового товара, расширении рынка товаров (географическое расширение рынка, поиск новых рынков или новых его сегментов). Деятельность фирм осуществляется на основе системы бизнес-планов, краткосрочных оперативных программ, содержащих прогнозируемые плановые показатели, конкретные меры по их достижению, планов прибыли и планов развития. Внутри фирмы ведется учет, обеспечивающий получение финансовой информации, ее анализ, без чего не могут быть приняты решения в бизнесе. Хозяйственный учет представляет собой количественное отражение и качественную характеристику всех совершаемых хозяйственных операций в целях контроля и управления. Хозяйственная деятельность фирмы состоит из множества отдельных хозяйственных операций, которые совершаются ежедневно (покупка материалов для производства продукции, оплата приобретенных материалов, производство из материалов изделий, продажа изделии, получение и возврат кредита, оплата коммунальных услуг, выдача заработной платы и др.). Совокупность хозяйственных операций образует сложный хозяйственный процесс, для управления которым и предназначен хозяйственный учет. Каждая хозяйственная операция формализована. Формализация хозяйственной операции осуществляется путем сбора соответствующей информации (наблюдение, измерение, регистрация). Хозяйственный учет включает следующие составляющие: оперативный учет; бухгалтерский учет; статистический учет. Оперативный учет обеспечивает текущий контроль выполнения отдельных операций или производственных заданий определенными участками (подразделениями фирмы). Оперативный учет производится на рабочих местах в момент совершения определенных хозяйственных операций. По данным оперативного учета осуществляется управление производственными процессами на определенный момент времени. Вместе с тем оперативный учет не всегда отличается абсолютной точностью, так как информация может быть представлена в виде простых записей хозяйственных операций в специальных журналах, отчетах или устных сведений. Безусловно, эта информация должна быть достоверной, чтобы дать правильную оценку соответствующим хозяйственным процессам. Бухгалтерский учет — упорядоченная система наблюдения, сбора, регистрации и обобщения информации об имуществе, обязательствах фирмы, их движении. Бухгалтерский учет содержит информацию о сумме хозяйственных средств, состоянии расчетов фирмы с другими экономическими субъектами; объеме товарооборота, закупок; выпуске продукции, продажах, финансовых результатах деятельности фирмы. В бухгалтерском учете представлена информация об активах, капитале и пассивах, доходах и расходах, финансовом результате финансово-хозяйственной деятельности фирмы. Бухгалтерский учет подразделяется на две подсистемы: финансовый учет и управленческий учет. Финансовый учет фиксирует операции отдельной экономической единицы и суммирует их в соответствии со стандартами бухгалтерского учета. Конечным продуктом финансового учета является годовой финансовый отчет. Как правило, он содержит бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и отчет о движении денежных средств, пояснения к отчетам, отчет директоров и отчет председателя совета директоров. Примечания к финансовым отчетам отражают учетную политику фирмы, детали долгосрочных займов, расходы по аренде, уплате налога на прибыль, содержат описание планов опционов, структуру запасов и амортизируемых активов. Финансовый учет определяется небольшим числом общепризнанных принципов и базисным равенством: Активы = Обязательства + Капитал владельцев Управленческий учет представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хозяйственной деятельности в разрезе управляемых объектов, оперативного принятия на этой основе различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Рис. 2. Направления управленческого учета Цели финансового и управленческого учета различны. Финансовый учет определяет составление финансовых документов для внешних пользователей. Управленческий учет обеспечивает планирование, управление и контроль деятельности фирмы. По данным бухгалтерского учета составляется финансовая и статистическая отчетность. Статистический учет представляет собой систему наблюдения, сбора и анализа информации для выявления закономерностей в деятельности фирмы, оценки влияния факторов внешней и внутренней среды на результаты, достижение поставленных целей, анализа причин отклонения фактических результатов от запланированных. Статистические методы позволяют обосновать выбор стратегии фирмы, прогнозировать результаты ее деятельности, проводить сравнительный анализ положения данной фирмы с другими участниками соответствующего рынка товаров и услуг. Термин «статистический учет» применяется в теории бухгалтерского учета. Понятие «статистика» значительно шире, чем «статистический учет». Статистика — самостоятельная наука. Ее предмет нельзя сводить только к учету. Теория и методология статистических показателей позволяют изучать фирму комплексно, в органическом единстве всех ее составных частей. Организация деятельности фирмы базируется на системном подходе, в соответствии с которым фирма описывается как единое целое, что ярко проявляется в финансовых отчетах. Системный подход к организации и управлению деятельностью фирмы предполагает широкое применение разнообразных статистических методов. В странах с развитой рыночной экономикой существуют самые различные формы и виды фирм, отражающие различные формы и способы привлечения и использования капитала, ведения предпринимательской деятельности. Все это многообразие принято классифицировать по ряду признаков: видам хозяйственной деятельности; формам собственности; количественному критерию; с точки зрения значения и территориального размещения. Классификация фирм по видам экономической деятельности необходима для определения сферы создания валового внутреннего продукта и национального дохода, взаимосвязи микро- и макроуровня экономики. В соответствии с Гражданским кодексом в Российской Федерации признаются государственная, муниципальная, частная и другие формы собственности. Государственной собственностью является имущество, принадлежащее на правах собственности РФ (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на правах собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономным областям и округам (собственность субъекта РФ). Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на правах собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Частной собственностью является имущество, принадлежащее гражданам и юридическим лицам. Таблица 1 Структура экономики России по формам собственности и видам деятельности [2]
Хотя в современной России подавляющее большинство промышленных предприятий (более 82%) находится в частной собственности (табл. 1), 8,6% промышленной продукции производится на предприятиях с полным участием государства. Смешанная собственность возникает при сочетании различных форм собственности, например, в случае нахождения доли пакета акций (части в уставном капитале) в собственности государства, а другой доли — в частной. Одним из важнейших классификационных признаков является организационно-правовая форма фирм (см. тему 2). Общее представление о многообразии фирм и их классификации можно получить из таблицы 2. Кроме указанных, существует и немало других классификационных признаков фирм. Однако уже и приведенных данных достаточно, чтобы составить представление о масштабах, количестве и разнообразии действующих фирм. Таблица 2 Классификация фирм
Продолжение таблицы 2
В рыночной экономике одновременно функционируют крупные, средние, малые и микро-предприятия. Особого внимания, заслуживает идентификация среднего предпринимательства. Эти компании гибче крупных и при этом, в отличие от малого бизнеса, обладают достаточным масштабом, чтобы оказывать влияние на рынок, быть интересными инвесторам и, соответственно, иметь относительно большое кредитное плечо для развития, вести научно-техническую деятельность, диктовать свои условия на рынке труда. До недавнего (докризисного) времени на долю крупного бизнеса приходилось примерно половина валового продукта страны, а на долю малого – 12-15%, то есть средний бизнес производил более трети всех товаров и услуг. Сейчас ситуация резко изменилась: в настоящее время (2009 г.) доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 21%. Предполагается в ближайшие годы их долю довести до 50%. И это будет соответствовать общемировой тенденции (см. табл.3). Развитие малого и среднего бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Все малые и средние предприятия можно условно разделить на две группы. Первая группа включает предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Ко второй группе относятся предприятия, которые непосредственно конкурируют с крупным бизнесом и друг другом на рынке. Таблица 3
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |