Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие фирмы, ее формы и виды




Тема 1. Фирма как основной субъект предпринимательской деятельности

Современный период развития российской экономики харак­теризуется возникновением и развитием целого ряда принципи­ально новых форм предпринимательской деятельности. В рыноч­ном хозяйстве России функционирует множество хозяйствующих субъектов в различных сферах деятельности, они обслуживают все стадии воспроизводственного цикла ¾ производство, распределе­ние, обмен, потребление.

Несмотря на своеобразие условий (различная сфера хозяйст­венной деятельности, разные формы собственности и организаци­онно-правовые формы, специфика территориального размещения, внешних связей), можно отметить их общие черты: хозяйственную самостоятельность, индивидуальную ответственность, коммерче­ские основы деятельности, конкурентную среду, в которой они функционируют на рынках товаров и услуг. Общим является, и на­личие единых правил предпринимательской деятельности, единой государственной налоговой и таможенной политики, других форм государственного регулирования.

Это позволяет выявлять и изучать общие закономерности формирования и последующей деятельности хозяйствующих субъ­ектов в рыночной среде (построение организационных структур, эффективность использования ресурсов, оценка конечных резуль­татов, проблемы маркетинга, инвестиций, работы с персоналом и т.д.).

Развитие российской экономики на современном этапе харак­теризуются противоречивыми тенденциями. С одной стороны на­блюдается расширение международных хозяйственных связей, идет процесс интеграции в сообщество мировых экономик. С другой стороны, являясь элементом единой экономической глобальной системы, российская экономика испытывает на себе влияние по­следнего финансово-экономического кризиса.

Все субъекты, функционирующие в современной российской экономике, столкнулись с проблемами финансового, экономиче­ского, организационного, правового, технологического, политиче­ского и социального характера (см. рис. 1).

Рост российской экономики в 2003–2007 годах, когда темпы прироста за год в среднем составляли: ВВП – около 7%, инвести­ции в основной капитал – почти 14% и конечное потребление до­машних хозяйств – 11%, в 2008 году сменился существенным за­медлением[1]. С наступлением 2009 года основные экономические показатели экономики России существенно ухудшились из-за влияния мирового финансово-экономического кризиса.

 

Основной структурной единицей, субъектом предпринима­тельской деятельности является фирма (предприятие). В экономи­ческой литературе и хозяйственной практике широко применяются термины «фирма», «предприятие», «организация», «предпринима­тельская структура». Все они обозначают близкие, но все-таки раз­ные формы предприятий.

Фирма - любая организационно-хозяйственная единица, осу­ществляющая предпринимательскую деятельность в области про­мышленности, торговли, строительства, транспорта, преследующая коммерческие цели и пользующаяся правами юридического лица.
Под предприятием понимается производственно-хозяйствен­ная единица, представляющая собой совокупность материальных и людских ресурсов, определенным образом организованная для дос­тижения конкретно поставленных целей.

Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достиже­ния общей цели или целей.

Предпринимательская структура - представляет собой состав субъектов рыночных отношений, к числу которых относятся орга­низационно-хозяйственные единицы, ставящие перед собой цель получение прибыли (предпринимательского дохода) как конечного результата.

Термин «фирма» имеет двойное значение. В узком смысле слово фирма - это имя, под которым юридически полноправный предприниматель (единоличный или коллективный) ведет свои дела.


 


Рис. 1. Проблемы развития российской экономики


В широком смысле - это основная хозяйственная единица со­временной экономики рыночного типа, зарегистрированная в соот­ветствующей правовой форме.

Фирма - предприятие (организация), осуществляющее в целях получения прибыли коммерческую деятельность, наделенное пра­вами юридического лица, имеющее собственное наименование и прошедшее требуемую законодательством процедуру регистрации в уполномоченных государственных органах. В этом смысле поня­тие «фирма» не зависит от формы собственности (государственной, муниципальной или частной).

Если фирма имеет в своем составе несколько предприятий, ор­ганизаций, учреждений, то между ними устанавливаются производ­ственные взаимосвязи: по линии кооперирования; по линии верти­кальной интеграции.

В том и другом случае речь идет о технологическом разделении труда внутри фирмы. В крупных фирмах, предприятия которых расположены не только в своей стране, но и за рубежом, речь идет о международном технологическом разделении труда на внутри­фирменном уровне.

Современные фирмы – это в основном многопрофильные произ­водства. Ориентация на такое производство делает фирму бо­лее устойчивой в период экономических спадов.

Кроме того, ориентация на однопродуктное предприятие не все­гда перспективна, так можно попасть в тупиковую ситуацию из-за затухания жизненного цикла товара. Если же фирма многопро­фильна, она может совмещать производство товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла и требующих различных ка­питаловложений. Рассредоточение капитала фирмы по ряду отрас­лей и образование многопрофильного производства называется ди­версификацией.

Фирмы (предприятия) могут достигать поставленной цели, если будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции. Все принципы можно свести к следующим: принцип экономичности, принцип финансовой устойчивости и принцип получения максимальной прибыли.

Для достижения поставленной цели фирмы (предприятия) должны выполнять следующие функции: выпускать высококачест­венную продукцию, оказывать услуги в соответствии со спросом, систематически обновлять продукцию, рационально использовать производственные ресурсы, внедрять новое в производство, в орга­низацию труда и управление, разрабатывать стратегию и тактику поведения фирмы и корректировать в соответствии с изменяющи­мися условиями, обеспечивать конкурентоспособность фирмы и продукции и другие. При этом все функции фирмы должны быть направлены на реализацию выработанной стратегии.

Экономическая деятельность реализуется через различные на­правления текущей (операционной), финансовой, инвестиционной, инноваци­онной, маркетинговой и другой деятельности фирм.

Текущая деятельность — деятельность фирмы, связанная спро­изводством продукции, оказанием услуг, сдачей имущества в аренду и др. Основной целью этой деятельности является получе­ние при­были.

Финансовая деятельность — деятельность, связанная с осуще­ствлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском об­ли­гаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбы­тием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облига­ций и т.п.

Инвестиционная деятельность - деятельность, связанная с капитальными вложениями фирмы посредством приобре­тения зе­мельных участков, зданий и иной недвижимости, обору­дования, нематериальных активов и других внеоборотных акти­вов, а также их продажи: осуществления краткосрочных и долгосрочных фи­нансовых вложений в другие организации, вы­пуска облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характе­ра. Инвестиции могут быть различны.

Реальные инвестиции — вложения средств в реальные активы фирмы (основные средства, нематериальные активы, товаромате­риальные ценности и другие объекты, необходимые для осуще­ств­ления хозяйственной деятельности).

Финансовые инвестиции — вложения средств в ценные бумаги и другие финансовые активы.

Валовые инвестиции - общий объем инвестиций, направлен­ных в определенном периоде на нужды простого и расширенного вос­производства капитала фирмы.

Прямые инвестиции — непосредственное вложение средств в уставный капитал фирмы.

Непрямые инвестиции - характеризуют вложения капитала через финансовых посредников.

Краткосрочные инвестиции - вложения капитала на период до одного года (краткосрочные финансовые вложения).

Долгосрочные инвестиции — вложения капитала на период бо­лее года (инвестиции в основные средства, нематериальные акти­вы, долгосрочные финансовые вложения и др.).

В зависимости от происхождения капитала различают отече­ственные и иностранные инвестиции.

В зависимости от инвестиционных целей инвестиции подраз­деляются на стратегические и портфельные.

От инвестиционной деятельности зависит характер развития фирмы в долгосрочной перспективе.

Инновационная деятельность - деятельность, связанная с соз­данием, распространением и внедрением новых продуктов, услуг, технологических процессов. Эта деятельность реализуется посред­ством различных форм передачи (приобретения) технологий - овеществленных (в виде машин и оборудования) и неовеществлен­ных (патенты, лицензии, ноу-хау, услуги технологичес­кого содер­жания и др.). Эта деятельность крайне важна для повышения конку­рентоспособности фирм. Она предполагает целый комплекс науч­ных, технологических, организационных, финан­совых и коммерче­ских мероприятий, которые в своей совокуп­ности приводят к инно­вациям. Инновация является конечным результатом инновацион­ной деятельности и считается осущес­твленной только в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе.

Маркетинговая деятельность — деятельность, связанная с продвижением товаров и услуг к потребителю, является одной из самых динамичных областей функционирования фирмы как субъ­екта рыночной экономики. Важнейшими составляющими марке­тинга являются качество товаров и услуг, ассортимент, цены на товары и услуги, степень удовлетворения запросов по­требителя. Приобретая товар, потребители, прежде всего, обращают внимание на качество и ценность. Поэтому фирмы должны стремиться к не­прерывному повышению качества това­ров и услуг. Маркетинговая деятельность направлена на обеспе­чение устойчивых отношений с потребителем, удовлетворение потребностей групп населения и об­щества в целом в соответству­ющих товарах и услугах.

Фирмы оценивают свои производственные и сбытовые воз­можности, разрабатывают долгосрочную стратегию маркетинговой деятельности. Для разработки долгосрочной стратегии маркетинго­вой деятельности фирмы определяют ее цели, задачи, ресурсы, ас­сортимент товаров и услуг исходя из требований рынка. Важ­ней­шими задачами в этой области деятельности фирм являются фор­мирование спроса и стимулирование сбыта, выявление и оценка конкурентных преимуществ по сравнению с другими участниками соответствующего рынка товаров и услуг. Для этого фирмы прово­дят маркетинговые исследования, позволяющие собрать необходи­мую информацию для анализа потребительских мотиваций, изуче­ния характеристик рынка и оценки его потенциальных возможно­стей.

Маркетинговая информация позволяет распределить доли рынка между фирмами, оценить реакцию потребителей на новые товары и услуги и обосновать принимаемые управленческие реше­ния в части разработки производственной программы, организации бизнес-процессов и др. На основе маркетинговой информации осуществляется стратегическое планирование, принимаются реше­ния о развитии рынка, разработке нового товара, расширении рынка товаров (географическое расширение рынка, поиск новых рынков или новых его сегментов).

Деятельность фирм осуществляется на основе системы биз­нес-планов, краткосрочных оперативных программ, содержащих прогнозируемые плановые показатели, конкретные меры по их дос­тижению, планов прибыли и планов развития.

Внутри фирмы ведется учет, обеспечивающий получение фи­нансовой информации, ее анализ, без чего не могут быть приняты решения в бизнесе.

Хозяйственный учет представляет собой количественное от­ражение и качественную характеристику всех совершаемых хозяй­ственных операций в целях контроля и управления. Хозяйственная деятельность фирмы состоит из множества отдельных хозяйствен­ных операций, которые совершаются ежедневно (по­купка материа­лов для производства продукции, оплата приобре­тенных материа­лов, производство из материалов изделий, прода­жа изделии, полу­чение и возврат кредита, оплата коммунальных услуг, выдача зара­ботной платы и др.). Совокупность хозяйствен­ных операций обра­зует сложный хозяйственный процесс, для уп­равления которым и предназначен хозяйственный учет. Каждая хозяйственная операция формализована. Формализация хозяй­ственной операции осуществ­ляется путем сбора соответствую­щей информации (наблюдение, измерение, регистрация). Хозяй­ственный учет включает следующие составляющие: оперативный учет; бухгалтерский учет; статистиче­ский учет.

Оперативный учет обеспечивает текущий контроль выполне­ния отдельных операций или производственных заданий опреде­лен­ными участками (подразделениями фирмы). Оперативный учет производится на рабочих местах в момент совершения опре­делен­ных хозяйственных операций. По данным оперативного учета осуществляется управление производственными процесса­ми на оп­ределенный момент времени. Вместе с тем оперативный учет не всегда отличается абсолютной точностью, так как инфор­мация мо­жет быть представлена в виде простых записей хозяй­ственных опе­раций в специальных журналах, отчетах или устных сведений. Без­условно, эта информация должна быть достовер­ной, чтобы дать правильную оценку соответствующим хозяй­ственным процессам.

Бухгалтерский учет — упорядоченная система наблюдения, сбора, регистрации и обобщения информации об имуществе, обяза­тельствах фирмы, их движении. Бухгалтерский учет содер­жит ин­формацию о сумме хозяйственных средств, состоянии расчетов фирмы с другими экономическими субъектами; объеме товарообо­рота, закупок; выпуске продукции, продажах, финан­совых резуль­татах деятельности фирмы. В бухгалтерском учете представлена информация об активах, капитале и пассивах, дохо­дах и расходах, финансовом результате финансово-хозяйствен­ной деятельности фирмы. Бухгалтерский учет подразделяется на две подсистемы: фи­нансовый учет и управленческий учет.

Финансовый учет фиксирует операции отдельной экономи­че­ской единицы и суммирует их в соответствии со стандартами бух­галтерского учета. Конечным продуктом финансового учета явля­ется годовой финансовый отчет. Как правило, он содержит бухгал­терский баланс, отчет о прибылях и отчет о движении денежных средств, пояснения к отчетам, отчет директоров и отчет председа­теля совета директоров.

Примечания к финансовым отчетам отражают учетную политику фирмы, детали долгосрочных займов, расходы по аренде, уплате налога на прибыль, содержат описание планов опционов, струк­туру запасов и амортизируемых активов.

Финансовый учет определяется небольшим числом общепри­знанных принципов и базисным равенством:

Активы = Обязательства + Капитал владельцев

Управленческий учет представляет собой систему учета, пла­нирования, контроля, анализа данных о затратах и результатах хо­зяйственной деятельности в разрезе управляемых объектов, опера­тивного принятия на этой основе различных управленчес­ких реше­ний в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Управленческий учет  
Управленческий учет — это система управления предпри­яти­ем, интегрирующая различные подсистемы и методы управле­ния, подчиняющая их достижению единой цели, обеспечивая ме­недже­ров информацией для планирования, собственно управления и контроля деятельности организации. Управленческий учет опери­рует понятиями доходы, затраты (издержки), активы. В современ­ном управленческом учете выделяются следующие ас­пекты: учет полной себестоимости, дифференцированный учет, учет по цен­трам ответственности. Управленческий учет связан с оборотом производственных ресурсов в сферах обращения, про­изводства и реализации. На рис. 2 представлены на­правления управленческого учета.

 


Рис. 2. Направления управленческого учета

Цели финансового и управленческого учета различны. Финан­совый учет определяет составление финансовых документов для внешних пользователей. Управленческий учет обеспечивает плани­рование, управление и контроль деятельности фирмы.

По данным бухгалтерского учета составляется финансовая и статистическая отчетность.

Статистический учет представляет собой систему наблюде­ния, сбора и анализа информации для выявления закономер­ностей в деятельности фирмы, оценки влияния факторов внеш­ней и внут­ренней среды на результаты, достижение поставлен­ных целей, ана­лиза причин отклонения фактических результатов от запланиро­ванных. Статистические методы позволяют обосно­вать выбор стра­тегии фирмы, прогнозировать результаты ее дея­тельности, прово­дить сравнительный анализ положения данной фирмы с другими участниками соответствующего рынка товаров и услуг. Термин «статистический учет» применяется в теории бухгалтерского учета.

Понятие «статистика» значительно шире, чем «статистиче­ский учет». Статистика — самостоятельная наука. Ее предмет нельзя сводить только к учету. Теория и методология ста­тистиче­ских показателей позволяют изучать фирму комплексно, в органи­ческом единстве всех ее составных частей.

Организация деятельности фирмы базируется на системном подходе, в соответствии с которым фирма описывается как еди­ное целое, что ярко проявляется в финансовых отчетах.

Системный подход к организации и управлению деятель­но­стью фирмы предполагает широкое применение разнообраз­ных статистических методов.

В странах с развитой рыночной экономикой существуют са­мые различные формы и виды фирм, отражающие различные формы и способы привлечения и использования капитала, ведения предпринимательской деятельности.

Все это многообразие принято классифицировать по ряду при­знаков: видам хозяйственной деятельности; формам собственности; количественному критерию; с точки зрения значения и территориального размещения.

Классификация фирм по видам экономической деятельности необходима для определения сферы создания валового внутрен­него продукта и национального дохода, взаимосвязи микро- и макро­уровня экономики.

В соответствии с Гражданским кодексом в Российской Феде­рации признаются государственная, муниципальная, частная и дру­гие формы собственности.

Государственной собственностью является имущество, при­надлежа­щее на правах собственности РФ (фе­деральная соб­ственность), а также имущество, принадлежащее на правах собственно­сти субъектам РФ — респуб­ликам, краям, облас­тям, городам федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономным областям и округам (собственность субъекта РФ).

Муниципальной собственностью является имущество, при­надлежа­щее на правах собственности городским и сельским посе­лениям, а так­же другим муниципальным образованиям.

Частной собственностью является имущество, принадлежа­щее граж­данам и юридическим лицам.

Таблица 1

Структура экономики России по формам собственности и видам деятельности [2]

Количественные характеристики     Виды Деятельности Общее коли­чество орга­низаций Распределение по формам собст­венности (тыс. ед.)
в абсо­лютном изме­рении (тыс. ед.) в про­цен­тах к итогу госу­дарст­венная и муни­ципаль­ная частная сме­шанная россий­ская прочие формы собст­венно­сти
Всего, 4674,9   404,3 3855,4 71,2 344,0
в т.ч. промышленные структуры:   100% 8,6% 82,5% 1,5% 7,4%
           
- добывающие отрасли 16,1 0,3 0,4 13,8 0,7 1,2
- обрабатывающие от­расли, 416,1 8,9 11,0 374,7 10,3 20,1
- производство и рас­пределение электро­энергии, газа и воды 24,2 0,5 6,8 14,9 1,9 0,6
- строительные орга­низации 390,5 8,4 5,5 369,2 4,6 11,2
- организации оптовой и розничной торговли с услугами по ремонту 1807,5 38,7 13,8 1720,6 11,9 61,2
- прочие организации 2020,5 43,2 366,8 1362,2 41,8 249,7

Хотя в современной России подавляющее большинство про­мыш­ленных предприятий (более 82%) находится в частной собст­венности (табл. 1), 8,6% промышленной продукции производится на предпри­ятиях с полным участием государства.

Смешанная собственность возникает при сочетании различ­ных форм собственности, например, в случае нахождения доли па­кета акций (час­ти в уставном капитале) в собственности государ­ства, а другой доли — в частной.

Одним из важнейших классификационных признаков явля­ется организационно-правовая форма фирм (см. тему 2).

Общее представление о многообразии фирм и их классифика­ции можно получить из таблицы 2.

Кроме указанных, существует и немало других классификаци­онных признаков фирм. Однако уже и приведенных данных доста­точно, чтобы составить представление о масштабах, количестве и разнообразии действующих фирм.

Таблица 2

Классификация фирм

 

Классификацион-ный признак Виды фирм
   
1. Вид деятельности 1. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. 2. Рыболовство и рыбоводство. 3. Добыча полезных ископаемых. 4. Обрабатывающие производства. 5. Строительство. 6.Техническое обслуживание автотранспортных средств и мотоциклов. 7. Торговля. 8. Ремонт готовых изделий и предметов личного поль­зования. 9. Гостиницы и рестораны. 10.Транспорт и связь. 11.Финансовая деятельность. 12.Научные исследования и разработки. 13.Образование. 14.Деятельность по организации отдыха и развлече­ний, физической культуры и спорта. 15.Предоставление персональных услуг[3].

Продолжение таблицы 2

   
2. Формы собствен­ности 1. Государственная 2. Муниципальная 3. Собственность общественных объединений (органи­заций) 4. Частная 5. Прочие формы собственности[4]
3. Размеры 1. Крупные 2. Средние 3. Малые 4. Микро
4. Уровень регули­рования деятельности 1. Объекты федерального значения 2. Объекты регионального значения 3. Объекты местного значения
5. Организационно-правовые формы См. рис. 3
6. Величина обо­рота 1. Крупные – свыше 1 млрд. руб. 2. Средние – до 1 млрд. руб. 3. Малые – до 400 млн. руб. 4. Микро – до 60 млн. руб.
7. Способ объеди­нения Договорная основа – стратегические альянсы, предприни­мательские сети, консорциумы, картели; Имущественная основа – холдинговые компании (на ос­нове взаимного участия, на основе франчайзинга, распре­делительные), концерны с единым юридическим лицом.
8. Вид объединения Вертикальная интеграция; Горизонтальная; Конгломератная.

 

В рыночной экономике одновременно функционируют круп­ные, средние, малые и микро-предприятия. Особого внимания, за­служивает идентификация среднего предпринимательства. Эти компании гибче крупных и при этом, в отличие от малого бизнеса, обладают достаточным масштабом, чтобы оказывать влияние на рынок, быть интересными инвесторам и, соответственно, иметь относительно большое кредитное плечо для развития, вести на­учно-техническую деятельность, диктовать свои условия на рынке труда. До недавнего (докризисного) времени на долю крупного бизнеса приходилось примерно половина валового продукта страны, а на долю малого – 12-15%, то есть средний бизнес произ­водил более трети всех товаров и услуг. Сейчас ситуация резко из­менилась: в настоящее время (2009 г.) доля малого и среднего биз­неса в ВВП составляет 21%. Предполагается в ближайшие годы их долю довести до 50%. И это будет соответствовать общемировой тенденции (см. табл.3).

Развитие малого и среднего бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается кон­курентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расши­ряется потребительский сектор.

Все малые и средние предприятия можно условно разделить на две группы. Первая группа включает предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными пред­приятиями. Ко второй группе относятся предприятия, которые не­посредственно конкурируют с крупным бизнесом и друг другом на рынке.

Таблица 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.