КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 10. Функции и задачи управления фирмой
Управление фирмой предполагает создание условий, при которых достигается эффективное функционирование и развитие производственно-хозяйственной деятельности. Управление — это целенаправленное воздействие на коллективы людей с целью организации и координации их деятельности для достижения поставленных целей. Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулирования и достижения целей фирмы. Отсюда следует, что процесс управления — это определенная последовательность действий, направленных на постановку целей, разработку средств и методов их реализации и организацию совместного труда людей. Четкое представление об управлении как процессе обусловлено наличием определенной системы управления. Система управления — это система целенаправленного воздействия на объект управления с целью его перевода в состояние, соответствующее поставленным целям, или с целью поддержания в данном состоянии. Исходя из этого определения, система управления, или система целенаправленного воздействия, называется управляющей системой, а та система, на которую направлено это воздействие, — управляемой. Для того чтобы система развивалась в желательном для фирмы направлении, необходимо качественное управление системой. Принципиальная схема управления системой показана на рис. 15.
Информация Информация (указания) обратной связи
Рис. 15. Схема управления системой
В основе этой схемы заложен принцип взаимодействия субъекта и объекта управления. Ее особенностями является: 1) связь между управляющей и управляемой системами осуществляется с помощью информации; 2) каждая социально-экономическая система самоуправляемая, но в то же время она открыта и в процессе управления испытывает внешнее воздействие; 3) деятельность и развитие системы подчинены главной цели. Рыночные отношения, в которые вступает каждая фирма, сопровождаются риском и неопределенностью. Всякая фирма может быть представлена как система, встроенная во внешний мир (см. главы 1, 3). На входе фирма получает ресурсы из внешней среды, а на выходе возвращает во внешнюю среду созданный ею продукт. Поэтому деятельность фирмы включает три основополагающих процесса, которыми необходимо грамотно управлять: получение сырья из внешнего окружения, изготовление продукта, передача продукта во внешнюю среду. Поддержание баланса между этими процессами, мобилизация ресурсов на их осуществление — назначение менеджмента и его основная роль в организации. Менеджмент — это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает: · ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме хорошую прибыль; · постоянное стремление к повышению эффективности производства с меньшими затратами, получение оптимальных результатов; · хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений; · постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка; · конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений, который выявляется на рынке в процессе обмена; · необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений. Таким образом, менеджмент представляет собой гибкую систему предприимчивого и инновационного руководства, способного чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкуренции и своевременно перестраиваться с учетом требований внешней среды. Он включает знания, навыки, умения, приемы, операции, процедуры, алгоритмы воздействия через мотивацию, т.е. все то, что входит в понятие социальных и человеческих технологий. Уровни менеджмента. Большинство фирм имеют три уровня управления: верхний, средний и нижний. Менеджеры каждого уровня выполняют одинаковые функции, различие лишь в том, какое значение они придают той или иной функции. Руководитель верхнего уровня уделяет планированию и организации больше времени, чем управляющие более низких уровней. Менеджер среднего уровня уделяет руководству и контролю больше времени, чем менеджер верхнего уровня. Менеджер нижнего уровня расходует большую часть своего времени на мотивацию и контроль подчиненных. Тем не менее, большинство менеджеров выполняют все функции управления. Процесс управления фирмой осуществляется с помощью основных, связующих и интегральных функций. К основным функциям относятся: планирование, организация, мотивация, регулирование, контроль. К связующим функциям относятся принятие решений и коммуникация. К интегральным функциям – власть и влияние, лидерство управление конфликтами. Производственная и административно – хозяйственная структура фирмы и ее подразделений. Организация управления производством. Качественная оценка развития любой фирмы в отношении экономической среды с целью выявления признаков устойчивого функционирования предусматривает в структуре фирмы наличие элементов, которые изменяются случайно. Административно-хозяйственная структура фирмы объединяет такие элементы с целью их системной организации, но при этом ни один элемент не может быть рассчитан с достаточно высокой степенью точности. Поэтому фирма не является устойчиво функционирующей и подвержена случайным изменениям внешней среды. В конечном счете, это и определяет изменение ее административно-хозяйственной структуры. Фирма представляет собой сложную систему, внутреннее строение которой в зависимости от целей функционирования можно представить в виде нескольких взаимодействующих между собой структур. Из ряда структурных элементов выделим наиболее существенные, такие, как: общая структура фирмы, производственная (хозяйственная) структура, организационная структура; информационная структура; ресурсно-технологическая структура; структура трудовых ресурсов. Производственные подразделения, звенья, осуществляющие управления ими, количество таких подразделений и звеньев, их величина и соотношения между ними по размеру занятых площадей, численности работников и другим характеристикам представляют собой общую структуру фирмы. В свою очередь состав производственных подразделений фирмы, их взаимодействие в процессе осуществления процесса производства, соотношение по численности занятых, стоимости основных фондов, занимаемой площади и их территориального размещения образуют производственную структуру, которая является частью общей структуры фирмы. Совокупность возникающих в процессе управления взаимосвязей и взаимоотношений между подразделениями фирмы, включая взаимоотношения, права и ответственность работников за выполнение конкретных видов деятельности, представляет собой организационную структуру. Главная функция организационной структуры – обеспечение контроля и координации деятельности подразделений фирмы, т.е. управление ею. В организационной структуре каждый элемент имеет определенное место и соответствующие связи, посредством которых в процессе управления возникает взаимодействие элементов, т.е. прямые и обратные связи, которые классифицируются как линейные, функциональные и межфункциональные. Их характер предопределяет выбор типа организационной структуры управления. Виды организационных структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизионная; адаптивные – проектная, матричная, сетевая. Информационная структура формируется не руководителем или специалистами по обеспечению информацией, а пользователями. Информационные потоки на предприятии децентрализованы и определяются только тем, кто запрашивает ту или иную информацию. Поэтому информационная структура является в основе своей самопроизвольной. Ресурсно-технологическая структура определяется применяемой технологией. Структура трудовых ресурсов каждой фирмы индивидуальна, ее можно поделить на две группы: количественная и качественная характеристики. К количественным характеристикам трудовых ресурсов относят численность, их состав по полу, возрасту, общественным группам, месту жительства, национальности и языку, религии, занятости по отраслям и сферам экономики. К качественным – образовательный уровень трудовых ресурсов, их профессионально-квалификационную структуру и т. д.
Контрольные вопросы 1. Менеджмент и управление – это одно и то же? 2. Перечислите основные функции и задачи управления фирмой и раскройте их содержание. 3. Что понимается под процессом управления и каковы его составляющие? 4. Каковы основные требования к организационным структурам и управленческому персоналу? 5. Какие виды структур относятся к традиционным структурам? Каковы их основные признаки, широта применения? 6. Каковы преимущества и недостатки бюрократических структур? 7. Каким образом формируются уровни управления на основе вертикального разделения труда? Дайте характеристики каждого уровня управления. 8. Дайте краткие определения проектной и матричной организации. Каков принцип формирования таких структур?
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |