КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды производственного процесса
Основные процессы — это такие производственные процессы, в ходе которых сырье и материалы превращаются в готовую продукцию. Вспомогательные процессы представляют собой обособленные части производственного процесса, которые зачастую могут быть выделены в самостоятельные предприятия. Они заняты изготовлением продукции и оказанием услуг, необходимых основному производству. К ним относятся изготовление инструментов и технологической оснастки, запасных частей, ремонт оборудования и т.д. Обслуживающиепроцессы неразрывно связаны с основным производством, их невозможно обособить. Главная их задача — обеспечить бесперебойную работу всех подразделений фирмы. К ним относятся межцеховой и внутрицеховой транспорт, складирование и хранение материально-технических ресурсов и т.д. По характеру протекания сущность простых, синтетических и аналитических процессов схематично можно представить следующим образом (С — сырье; М — материалы; ГП — готовая продукция): Простые: С и М ГП
Синтетические:
Аналитические:
Примером простых процессов может служить производство кирпича, синтетических — выплавка чугуна, аналитических — переработка нефти. Заготовительные производственные процессы превращают сырье и материалы в необходимые заготовки, приближающиеся по форме и размерам к готовым изделиям. Обрабатывающими являются процессы, в ходе которых заготовки превращаются в готовые. Выпускающие(сборочные) производственные процессы служат для изготовления готовой продукции, сборки узлов, машин. Прерывные производственные процессы предполагают наличие перерывов в изготовлении продукции, работе оборудования без ущерба для их качества. Непрерывные производственные процессы осуществляются без перерывов. Часто перерывы невозможны или же они приводят к ухудшению качества продукции и состояния оборудования. Ручными называются процессы, выполняемые без помощи машин и механизмов. Частично механизированные процессы характеризуются заменой ручного труда машинами на отдельных операциях, главным образом основных. Комплексно-механизированные процессы предполагают наличие взаимоувязанной системы машин и механизмов, обеспечивающей выполнение всех производственных операций без применения ручного труда, за исключением операций управления машинами и механизмами. Автоматизированные производственные процессы обеспечивают выполнение всех операций, включая управление машинами и механизмами без непосредственного участия работника. Аппаратурные процессы протекают в специальных видах оборудования (ваннах, сосудах и т.д.) и не требуют труда рабочих в ходе их выполнения. Дискретные процессы выполняются на отдельных станках при участии рабочих. Приведенная классификация производственных процессов необходима для анализа и разработки резервов повышения эффективности производства, оценки затрат, расстановки работников по рабочим местам и др. Производственный цикл — календарный период времени с момента запуска сырья и материалов в производство до выхода готовой продукции, приемки ее службой технического контроля и сдачи на склад готовой продукции, который измеряется в днях, часах. Производственный цикл включает две стадии: время протекания процесса производства, которое называется технологическим циклом, или рабочим периодом; время перерывов в процессе производства. Время протекания процесса производства и время перерывов в процессе производства и составляют производственный цикл. Организация обслуживания производственного процесса на предприятии. Процесс производства не ограничивается рамками технологий, непосредственно связанных с основными операциями превращения исходного сырья и материалов в готовый продукт. Не менее сложная, а подчас и более трудоемкая часть работы совершается за пределами основных производственных цехов — во вспомогательных цехах и на участках обслуживания. Нормальная производительная работа подразделений основного производства возможна лишь при условии, что все компоненты, необходимые для изготовления продукции, находятся в исправном состоянии, в нужном количестве и на каждом рабочем месте. Обеспечение бесперебойных поставок на рабочие места материалов, заготовок, топлива, энергии, инструмента, а также ремонт машин и механизмов, уборка помещений — все это является обязанностью сектора вспомогательного производства. В цехах и на участках вспомогательного и обслуживающего сектора численность и квалификация занятого персонала нередко превосходит численность и квалификацию рабочих основного производства. Высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование, которое используется в массовом производстве, нецелесообразно, а порой опасно останавливать или оставлять работающим без присмотра. Поэтому на фирмах применяется и строго соблюдается принцип разделения и специализации труда: рабочие основных профессий заняты исключительно изготовлением продукции на своих рабочих местах. Все, что находится за пределами их рабочего места или касается неисправности оборудования, относится к компетенции вспомогательного и обслуживающего персонала. Продукция обслуживающих цехов, участков и бригад не относится к основному производству лишь потому, что потребляется внутри фирмы и вследствие этого не является самостоятельным товаром. Все затраты, связанные с обслуживанием производства, отражены в отдельных статьях калькуляции и входят в себестоимость основных изделий (услуг) фирмы. Разделение функций персонала на основные и вспомогательные прежде всего обусловлено размером фирмы. Малые предприятия имеют, как правило, небольшой хозяйственный аппарат, который выполняет незначительную часть функций обслуживания (мелкий ремонт, уборку помещений, хранение материальных ценностей и т. п.). Они прибегают к услугам сторонних специализированных организаций, заключая с ними договоры и контролируя качество и своевременность их реализации. На крупных предприятиях, как правило, создаются собственные подразделения, в которых ощущается повседневная потребность. В их обязанности входят: • обеспечение транспортом; • ремонт средств производства; • обеспечение энергоресурсами; • обеспечение инструментом и приборами; • охрана и сохранность наличного имущества; • санитарно-бытовое обслуживание. Нередко свободные мощности обслуживающих цехов и участков используются для оказания услуг сторонним организациям по договорам. В таком случае эти услуги оформляются по правилам реализации товарной продукции и относятся к основной деятельности предприятий. Например, транспортные перевозки для других предприятий — это основная, а не вспомогательная деятельность транспортного цеха. Но если транспортный цех занят исключительно внутризаводскими перевозками — это функция обслуживания. В целом развитие специализированных цехов и фирм, способных обслуживать внутренние потребности других организаций, — тенденция прогрессивная. Как правило, при этом снижаются затраты на обслуживание собственного производства и повышается его качество. Однако нецелесообразно поручать специализированным фирмам мелкие, повседневные работы, особенно те, которые невозможно конкретно спланировать и оценить. Поэтому нередко даже на малых предприятиях имеются вспомогательные хозяйства, оперативно решающие вопросы обеспечения транспортом, ремонта, уборки и пр. Производственная фирма вне зависимости от формы собственности, специализации и типа производства в процессе своей деятельности последовательно и постоянно решает задачи, связанные с выполнением его основных функций: 1) покупает средства производства — функция снабжении; 2) производит их качественное изменение (перерабатывает предметы труда в готовую продукцию) — производственная функция; 3) продает товар — функция сбыта. Перманентное осуществление этих трех функций, их взаимосвязи и взаимодействие подчинены выполнению единой цели управления и формируют фирму как самостоятельный субъект экономики. Идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых бы функции снабжения, производства, хранения и распределения осуществлялись в виде единого организационно-технологического процесса, постепенно трансформировались в самостоятельное направление научных исследований и форму хозяйственной деятельности — логистику. Новизна логистического подхода заключается в интеграции перечисленных функций с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными и информационными потоками. Логистика стала неотъемлемой частью современной экономики — как отдельных фирм, так и отраслей, государств и мирового хозяйства в целом. Факторами развития логистики явились, прежде всего, изменения в экономической среде, связанные с объективным переходом мировой экономики от рынка продавца к рынку покупателя, что привело к необходимости переориентации производства исключительно на удовлетворение потребительского спроса. Если ранее сбытовая политика фирмы подстраивалась под производство, то в настоящее время производственные программы планируются в зависимости от рыночного спроса. Как следствие, основным требованием к управлению фирмой становится адаптивность, т. е. способность адекватно и своевременно реагировать на изменения внешней среды. Чтобы делать это наиболее эффективно (с минимальными затратами времени и ресурсов), требуется интеграция всех звеньев в цепочке товародвижения от поставщика к потребителю. Логистика — это система организации, планирования, управления и контроля материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от поставщика до конечного потребителя. Целью логистики является организация в пространстве и во времени материальных потоков с минимальными затратами ресурсов, обеспечивающая максимальное удовлетворение запросов потребителей. Основными задачами логистики являются: · организация материальных потоков предприятия; · оптимизация загрузки производственных мощностей; · экономия материальных ресурсов на всех стадиях материальных потоков; · оптимизация затрат на производство и реализацию готовой продукции. Другой важной движущей силой логистики стала широко распространившаяся в западном бизнесе концепция всеобщего управления качеством (total quality management, TQM). Эта концепция произвела переворот в теории и практике менеджмента. Концепция всеобщего управления качеством — это управленческий подход, ставящий в центр внимания задачу повышения качества и основанный на участии в решении этой задачи всех членов фирмы на всех стадиях производства и продвижения товаров (услуг), позволяющий достичь долговременного успеха за счет удовлетворения нужд потребителей и благодаря взаимной выгоде как каждого члена фирмы, так и общества в целом. Кроме того, формирование концепции логистики было ускорено разработкой теории систем и компромиссов. В соответствии с теорией систем товародвижение рассматривается как комплексная задача, т. е. управление материальными потоками осуществляется с учетом взаимосвязей всех функций фирмы. В соответствии с теорией компромиссов общий положительный эффект может быть достигнут, в том числе, и за счет увеличения затрат отдельных подразделений фирмы. Например, поставка исходных материалов, небольшими, но частыми партиями ведет к удорожанию стоимости материалов, но в то же время к сокращению запасов и собственного складского хозяйства. Контрольные вопросы 1. Перечислите, какие основные элементы формируют материальное производство. 2. Охарактеризуйте основные принципы, лежащие в основе организации производственного процесса. 3. Дайте характеристикупроизводственного процесса в соответствии с классификационными признаками. 4. Суть обслуживания производственного процесса на предприятии. 5. Охарактеризуйте современную форму хозяйственной деятельности фирмы – логистику, ее цель и задачи. 6. Применяется ли концепция всеобщего управления качеством на предприятии, где Вы проходили производственную практику?
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |