Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды производственного процесса




  Виды производственного процесса
Признаки классификации
 
1. Значение и роль в изготовлении продукции Основные
Вспомогательные
Обслуживающие
2. Характер протекания Простые
Синтетические
Аналитические
3. Стадии изготовления Заготовительные
Обрабатывающие
Выпускающие (сборочные)
4. Степень непрерывности Прерывные
Непрерывные
5. Степень технической оснащенности Ручные
Частично механизированные
Комплексно механизированные
Автоматизированные
6. Особенности используемого оборудования Аппаратурные (агрегативные)
Дискретные

Основные процессы — это такие производственные процессы, в ходе которых сырье и материалы превращаются в готовую про­дукцию.

Вспомогательные процессы представляют собой обособленные части производственного процесса, которые зачастую могут быть выделены в самостоятельные предприятия. Они заняты изготовле­нием продукции и оказанием услуг, необходимых основному про­изводству. К ним относятся изготовление инструментов и техноло­гической оснастки, запасных частей, ремонт оборудования и т.д.

Обслуживающиепроцессы неразрывно связаны с основным про­изводством, их невозможно обособить.

Главная их задача — обеспе­чить бесперебойную работу всех подразделений фирмы. К ним относятся межцеховой и внутрицеховой транспорт, складирование и хранение материально-технических ресурсов и т.д.

По характеру протекания сущность простых, синтетических и аналитических процессов схематично можно представить следую­щим образом (С — сырье; М — материалы; ГП — готовая продук­ция):

Простые: С и М ГП

 
 
С и М С и М ГП С и М


Синтетические:

 

 
 
  С и М ГП ГП ГП


Аналитические:

 

Примером простых процессов может служить производство кир­пича, синтетических — выплавка чугуна, аналитических — перера­ботка нефти.

Заготовительные производственные процессы превращают сы­рье и материалы в необходимые заготовки, приближающиеся по форме и размерам к готовым изделиям.

Обрабатывающими являются процессы, в ходе которых заготов­ки превращаются в готовые.

Выпускающие(сборочные) производственные процессы служат для изготовления готовой продукции, сборки узлов, машин.

Прерывные производственные процессы предполагают наличие перерывов в изготовлении продукции, работе оборудования без ущерба для их качества.

Непрерывные производственные процессы осуществляются без перерывов. Часто перерывы невозможны или же они приводят к ухудшению качества продукции и состояния оборудования.

Ручными называются процессы, выполняемые без помощи ма­шин и механизмов.

Частично механизированные процессы характе­ризуются заменой ручного труда машинами на отдельных операци­ях, главным образом основных.

Комплексно-механизированные про­цессы предполагают наличие взаимоувязанной системы машин и механизмов, обеспечивающей выполнение всех производственных операций без применения ручного труда, за исключением опера­ций управления машинами и механизмами.

Автоматизированные производственные процессы обеспечивают выполнение всех опе­раций, включая управление машинами и механизмами без непос­редственного участия работника.

Аппаратурные процессы протекают в специальных видах обору­дования (ваннах, сосудах и т.д.) и не требуют труда рабочих в ходе их выполнения.

Дискретные процессы выполняются на отдельных станках при участии рабочих.

Приведенная классификация производственных процессов не­обходима для анализа и разработки резервов повышения эффек­тивности производства, оценки затрат, расстановки работников по рабочим местам и др.

Производственный цикл — календарный период времени с момента запуска сырья и материалов в производство до выхода готовой про­дукции, приемки ее службой технического контроля и сдачи на склад готовой продукции, который измеряется в днях, часах. Производственный цикл включает две стадии: время протекания процесса производства, которое называется технологическим циклом, или рабочим периодом; время перерывов в процессе производства.

Время протекания процесса производства и время перерывов в процессе производства и составляют производственный цикл.

Организация обслуживания производственного процесса на предприятии.

Процесс производства не ограничивается рамками технологий, непосредственно связанных с основными операциями превращения исходного сырья и материалов в готовый продукт. Не менее сложная, а подчас и более трудоемкая часть работы совершается за пределами основных производственных цехов — во вспомогательных цехах и на участках обслуживания.

Нормальная производительная работа подразделений основного производства возможна лишь при условии, что все компоненты, необходимые для изготовления продукции, находятся в исправном состоянии, в нужном количестве и на каждом рабочем месте. Обеспечение бесперебойных поставок на рабочие места материалов, заготовок, топлива, энергии, инструмента, а также ремонт машин и механизмов, уборка помещений — все это является обязанностью сектора вспомогательного производства.

В цехах и на участках вспомогательного и обслуживающего сектора численность и квалификация занятого персонала нередко превосходит численность и квалификацию рабочих основного производства.

Высокопроизводительное и дорогостоящее оборудование, которое используется в массовом производстве, нецелесообразно, а порой опасно останавливать или оставлять работающим без присмотра. Поэтому на фирмах применяется и строго соблюдается принцип разделения и специализации труда: рабочие основных профессий заняты исключительно изготовлением продукции на своих рабочих местах. Все, что находится за пределами их рабочего места или касается неисправности оборудования, относится к компетенции вспомогательного и обслуживающего персонала.

Продукция обслуживающих цехов, участков и бригад не относится к основному производству лишь потому, что потребляется внутри фирмы и вследствие этого не является самостоятельным товаром. Все затраты, связанные с обслуживанием производства, отражены в отдельных статьях калькуляции и входят в себестоимость основных изделий (услуг) фирмы.

Разделение функций персонала на основные и вспомогательные прежде всего обусловлено размером фирмы. Малые предприятия имеют, как правило, небольшой хозяйственный аппарат, который выполняет незначительную часть функций обслуживания (мелкий ремонт, уборку помещений, хранение материальных ценностей и т. п.). Они прибегают к услугам сторонних специализированных организаций, заключая с ними договоры и контролируя качество и своевременность их реализации. На крупных предприятиях, как правило, создаются собственные подразделения, в которых ощущается повседневная потребность. В их обязанности входят:

• обеспечение транспортом;

• ремонт средств производства;

• обеспечение энергоресурсами;

• обеспечение инструментом и приборами;

• охрана и сохранность наличного имущества;

• санитарно-бытовое обслуживание.

Нередко свободные мощности обслуживающих цехов и участков используются для оказания услуг сторонним организациям по договорам. В таком случае эти услуги оформляются по правилам реализации товарной продукции и относятся к основной деятельности предприятий. Например, транспортные перевозки для других предприятий — это основная, а не вспомогательная деятельность транспортного цеха. Но если транспортный цех занят исключительно внутризаводскими перевозками — это функция обслуживания.

В целом развитие специализированных цехов и фирм, способных обслуживать внутренние потребности других организаций, — тенденция прогрессивная. Как правило, при этом снижаются затраты на обслуживание собственного производства и повышается его качество. Однако нецелесообразно поручать специализированным фирмам мелкие, повседневные работы, особенно те, которые невозможно конкретно спланировать и оценить. Поэтому нередко даже на малых предприятиях имеются вспомогательные хозяйства, оперативно решающие вопросы обеспечения транспортом, ремонта, уборки и пр.

Производственная фирма вне зависимости от формы собственности, специализации и типа производства в процессе своей деятельности последовательно и постоянно решает задачи, связанные с выполнением его основных функций:

1) покупает средства производства — функция снабжении;

2) производит их качественное изменение (перерабатывает предметы труда в готовую продукцию) — производственная функция;

3) продает товар — функция сбыта.

Перманентное осуществление этих трех функций, их взаимосвязи и взаимодействие подчинены выполнению единой цели управления и формируют фирму как самостоятельный субъект экономики. Идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых бы функции снабжения, производства, хранения и распределения осуществлялись в виде единого организационно-технологического процесса, постепенно трансформировались в самостоятельное направление научных исследований и форму хозяйственной деятельности — логистику.

Новизна логистического подхода заключается в интеграции перечисленных функций с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными и информационными потоками. Логистика стала неотъемлемой частью современной экономики — как отдельных фирм, так и отраслей, государств и мирового хозяйства в целом. Факторами развития логистики явились, прежде всего, изменения в экономической среде, связанные с объективным переходом мировой экономики от рынка продавца к рынку покупателя, что привело к необходимости переориентации производства исключительно на удовлетворение потребительского спроса. Если ранее сбытовая политика фирмы подстраивалась под производство, то в настоящее время производственные программы планируются в зависимости от рыночного спроса. Как следствие, основным требованием к управлению фирмой становится адаптивность, т. е. способность адекватно и своевременно реагировать на изменения внешней среды. Чтобы делать это наиболее эффективно (с минимальными затратами времени и ресурсов), требуется интеграция всех звеньев в цепочке товародвижения от поставщика к потребителю.

Логистика — это система организации, планирования, управления и контроля материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от поставщика до конечного потребителя.

Целью логистики является организация в пространстве и во времени материальных потоков с минимальными затратами ресурсов, обеспечивающая максимальное удовлетворение запросов потребителей. Основными задачами логистики являются:

· организация материальных потоков предприятия;

· оптимизация загрузки производственных мощностей;

· экономия материальных ресурсов на всех стадиях материальных потоков;

· оптимизация затрат на производство и реализацию готовой продукции.

Другой важной движущей силой логистики стала широко распространившаяся в западном бизнесе концепция всеобщего управления качеством (total quality management, TQM). Эта концепция произвела переворот в теории и практике менеджмента.

Концепция всеобщего управления качеством — это управленческий подход, ставящий в центр внимания задачу повышения качества и основанный на участии в решении этой задачи всех членов фирмы на всех стадиях производства и продвижения товаров (услуг), позволяющий достичь долговременного успеха за счет удовлетворения нужд потребителей и благодаря взаимной выгоде как каждого члена фирмы, так и общества в целом. Кроме того, формирование концепции логистики было ускорено разработкой теории систем и компромиссов. В соответствии с теорией систем товародвижение рассматривается как комплексная задача, т. е. управление материальными потоками осуществляется с учетом взаимосвязей всех функций фирмы. В соответствии с теорией компромиссов общий положительный эффект может быть достигнут, в том числе, и за счет увеличения затрат отдельных подразделений фирмы. Например, поставка исходных материалов, небольшими, но частыми партиями ведет к удорожанию стоимости материалов, но в то же время к сокращению запасов и собственного складского хозяйства.

Контрольные вопросы

1. Перечислите, какие основные элементы формируют материальное производство.

2. Охарактеризуйте основные принципы, лежащие в основе организации производственного процесса.

3. Дайте характеристикупроизводственного процесса в соответствии с классификационными признаками.

4. Суть обслуживания производственного процесса на предприятии.

5. Охарактеризуйте современную форму хозяйственной деятельности фирмы – логистику, ее цель и задачи.

6. Применяется ли концепция всеобщего управления качеством на предприятии, где Вы проходили производственную практику?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.