Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Позитивизм. Огюст Конт(1798-1857) известен как отец социологии – науки об обществе, которая должна опираться на факты




Огюст Конт (1798-1857) известен как отец социологии – науки об обществе, которая должна опираться на факты. Но социология Конта это не только наука, но и философия (позитивный способ мышления, позитивизм), а также и религия.

Контовская философия критична по отношению к любой метафизике, в этом Конт продолжает традиции кантовского критицизма. Но она же и эмпирична: ее отправная точка опыт и только опыт, т.е. область чувственно-воспринимаемых феноменов.

а) мы познаем одни только феномены(явления), причем наше знание феноменов относительно, а не абсолютно. Мы не знаем ни сущности, ни действительного происхождения ни одного факта. Мы знаем только отношения между фактами, а именно отношения последовательности и сходства. Законы явлений - одно, их причины - совсем другое. Законы означают внешнее сцепление фактов, причины - их внутреннюю природу. Первые доступны нам через наблюдение, вторые навсегда скрыты от нас (и потому знание о них не действительное, а воображаемое).

в) Цель и назначение знания - предвидение явлений и власть над ними.

с) Познание первоначал вещей превышает способности человека, поскольку эти начала внеопытны.

Позитивизм не является изобретением Конта. Он лишь подытожил традиции новоевропейского эмпиризма и дал ему системное выражение.

Цель и функции позитивной философии:

Цель положительной философии привести разум к осознанию своих границ и возможностей. Эта граница сфера человеческого опыта, мир явлений. Человеческое сознание приспособлено постигать только их. Сверхопытная реальность не существует как предмет знания. Так, например, природа тяготения от нас скрыта, но всеобщий факт тяготения дан в опыте. Его надо описывать, не переходя границы опыта.

Социально-экономическая теория Карла Маркса (1818-1883). Маркс, как и Конт, был убежден в том, что познал законы развития общества, создал подлинно научную теорию общества. Предшествовавшее обществознание он отвергал как идеалистическое или утопическое, противопоставляя им свою концепцию "исторического материализма".

Бытие для Маркса определяет сознание, экономика политику, социальную и духовную сферу. Согласно историческому материализму развитие общества представляет собой естественноисторический процесс, т.е. оно подчиняется в своем развитии как естественным, объективным законам, так и человеческой исторической деятельности, субъектами которой являются классы. Вся история для него борьба антагонистических классов. Историческое развитие общества привело к созданию капиталистических отношений, основанных на частной собственности источнике всех зол и эксплуатации самого большого класса пролетариата. Он же должен и покончить с господством этого строя.

Освобождение пролетариата как самого массового класса совпадает с освобождением всего человечества. Завоевание политической власти пролетариатом возможно лишь в форме диктатурыпролетариата. Но по мере построения более справедливого строя социализма, надобность в диктатуре пролетариата и вообще в государстве как бюрократической машине поддержания господства одного класса отпадет. Коммунизм представлялся Марксу бесклассовым и безгосударственным обществом. Уже при социализме эксплуатация и частная собственность должны быть уничтожены, экономика должна развиваться согласно разумному плану, а не стихийно.

А теперь перейдем к другому направлению послегегелевской философии к волюнтаризму. Категория воли до XIX в. оказалась невостребованной философией. Классическая философия исключала ее как низшую форму духовной деятельности, как правило, субъективной, и только с кризисом классической рационалистической парадигмы она всплывает и утверждается на правах полноценной философской категории. Метафизика воли была разработана в творчестве Шопенгауэра, Гартмана, Ницше.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) - немецкий философ, превосходный философский писатель с мощной и безошибочной художественной интуицией. Ни один мыслитель за все время не сформулировал и не изложил своих положений с такой законченной ясностью. Академическая карьера Шопенгауэра не удалась. В 1820 г. приобрел право на чтение лекций в должности приват-доцента в Берлинском университете, где ректорствовал Гегель. Но безуспешно (2 версии: а) из-за отсутствия студентов, которые предпочли ему Гегеля; в) на обсуждении пробной лекции Гегель показал себя не с лучшей стороны, забраковал его суждения. Шопенгауэр просто не вписался в систему господствовавшего в университете гегельянства). Шопенгауэр о Гегеле: "Жалкий шарлатан Гегель был поставлен наравне с Кантом, и даже выше его".

1. Исходный философский принцип. Шопенгауэр считает ошибочной привычку традиционной философии начинать с субъекта или объекта. Субъект и объект невыводимы друг из друга. Ничто из них не является ни первичным, ни вторичным. Поэтому и материализм (натурализм, начинающий с объекта), и идеализм (начинающий с субъекта) - ложные миросозерцания. Истинная философия должна исходить не из объекта, а из того, что их объединяет. Это объединяющее их среднее есть представление. Оно образует первичный факт сознания; в нем субъект и объект даны как части единого целого; представление неразложимо на самостоятельные субъект и объект, и не сводимо к одному из них. Ни субъект, ни объект не первичен и не вторичен относительно друг друга. Оба они производны из первоначальной синтетической данности представления. Отсюда первое положение философии Шопенгауэра (кантовское по своему происхождению): мир есть наше представление. Т.е. мир дан нам не в своей подлинности, а в сознании того, кто его представляет, а представляет субъект. Следовательно, мир существует лишь постольку, поскольку существует представляющий субъект. Субъект, говорит Шопенгауэр, "условие всех явлений", субъект представляет и тем самым порождает явления. Наше присутствие в мире условие его существования. Без субъекта нет объекта. Видимые вещи и есть наши представления. Действительные вещи скрыты от нас. Они вещи в себе". Вещи для нас неизбежно феноменальны, т.е. даны нам в форме наших представлений. Отделить действительную вещь (" вещь в себе ") от представления ("вещи для нас") невозможно, невозможно потому, что представления порождения нашего сознания. Вещь, отделенная от нашего сознания, становится "вещью в себе", выпадает из сознания. Вещь дана нам не сама по себе, а лишь как объект по отношению к субъекту, т.е. как ее субъекта изображение. Картина мира в представлении напоминает сновидение, и в принципе от него не отличается (во сне мы верим в действительность вещей, пока не просыпаемся. В бодрствующем сознании они исчезают. Но и бодрствующее сознание, по Шопенгауэру, не более, чем грезит о вещах). Шопенгауэр ставит реальность и сновидения на одну плоскость: "жизнь и сновидения, - говорит он, - страницы одной и той же книги". Реально существует лишь видение мира, акт видения, который обусловливает видимые объекты. Вещи существуют не до того, как мы их видим, а в результате их видения. Вот как об этом говорит сам Шопенгауэр: "Солнце и планеты без глаза, который их видит, и рассудка, который их познает, можно назвать словами (кимвалом звенящим)". Именно глаз придает им форму воспринимаемых вещей. Мир таков, каким мы его видим (мы или, скажем, насекомое). Судьба мира в зрении видящего, в представлении представляющего. Рациональное мышление не интересуется истиной вещей. Его функция инструментальная и прагматическая. Разум вообще не познает вещи, а только приспосабливается к ним. Интеллект вырабатывает механизм адаптации к миру, не задумываясь о его сущности. Он ищет не сущности вещей, а практического результата. Он не имеет потребности в распознавании метафизической реальности.

Шопенгауэр ищет универсальную форму, в которой мир дан нашему сознанию, другими словами ищет всеобщий закон, через который мы познаем явления. И находит этот закон. Он назвал его " законом достаточного основания ". Этим законом обусловливается и исчерпываются наши теоретические знания о мире (как представлении). Именно благодаря ему мир предстает перед нами таким, каким мы его воспринимаем и понимаем. Закон достаточного основания имеет четвероякое измерение (или, по Шопенгауэру, четыре корня, четыре как бы самостоятельных закона): закон достаточного основания проявляет себя:

1. Как закон бытия (имеет силу для пространства и времени).

2. Как закон причинности (имеет силу для материального мира (существующего в представлении).

3. Как закон логического основания (значим для познания, для мыслительного процесса).

4. Как закон мотивации (проявляется в наших действиях, поступках).

Это не 4 закона, а один закон в различных проявлениях. Этот закон не является результатом обобщения опыта. Наоборот, сам опыт, видимый мир есть следствие этого закона. Природа закона не эмпирическая, а трансцендентальная: этот закон не вне нас, а в нас самих, в природе самого разума.

До этого момента мышление Шопенгауэра движется в рамках феноменализма Канта. Но как только дело доходит до метафизики, их пути расходятся: Шопенгауэр перестает быть кантианцем. Оба философа признают, что мир дан нам как явление, или представление. Оба признают также, что за явлениями скрывается некая сущность вещей, "вещь в себе". Но отношение к этой "вещи в себе" у них разное. По Канту она непознаваема никакими средствами. При попытке ее познать наш разум впадает в неразрешимые противоречия (антиномии). И беспомощность разума побуждает его склониться к вере, передать ей свои полномочия, капитулировать. Шопенгауэр, наоборот, считает, что "вещь в себе" может быть познана, и что наша потребность в этом, наше искушение заглянуть по ту сторону представлений не случайно, не обманчиво. Нужно только отказаться от традиционный (рационалистических, научных) средств познания. "Вещь в себе" постижима только с помощью философско-художественной интуиции. Логика скользит по поверхности вещей, и только интуитивное созерцание идет вглубь, мгновенно переносит нас в их сущность. В чем же сущность трансфеноменального бытия? Шопенгауэр приходит к ней через самопознание, саморефлексию. Созерцая свой собственный дух, он пришел к выводу, что сущность субъекта сводится к беспредпосылочному, ничем извне не мотивированному побуждению к воле. Это самый глубинный и элементарный пласт в структуре субъекта. Воля, говорит Шопенгауэр, "ключ к ее собственному явлению". Этот вывод он переносит на мир как целое. Воля ключ ко всем мировым явлениям. По аналогии с субъектом он заключает: вещь в себе, лежащая в основании всех вещей, есть мировая воля, темное вселенское влечение. Все отдельные вещи с их силами и свойствами лишь обнаружения мировой воли. Это обнаружение Шопенгауэр называет объективацией. Объективация это реализация воли в вещах, превращение воли из воли в себе в объект для нашего представления. Объективация выпадение воли из измерения сущности в измерение явления.

Мировая воля безлична, не связана ни пространством, ни временем. Это чистое вселенское стремление, сама себя утверждающая сила. Она бесконечна и неисчерпаема в своих домогательствах. У нее нет определенного предмета стремления, нет того, чего она хочет. Она хочет, говорит Шопенгауэр, просто хотеть. Хотение способ ее существования. Она хочет не "что", а "для чего", а именно для того, чтобы жить, утверждать себя. Ее хотение есть просто воля к жизни. Ее действие характеризуется двумя признаками: 1. Она действует бессознательно, руководствуется слепым, но безошибочным инстинктом жизни. Она не знает самое себя, развертывается автоматически, в силу одной только энергии хотения, и потому она внеразумна. 2. Она действует бесцельно. Для нее не существует идеала, ей чуждо стремление к совершенствованию. Она сама в себе закончена и совершенна, абсолютна и самодостаточна. И потому она неспособна к развитию, к эволюции. Эволюцию. Шопенгауэр отрицает как метафизическую невозможность, есть лишь видимость эволюции, а не ее истинность. Эволюция процесс феноменальный, а не сущностный; это истина представления, а не истина постигающей интуиции. Картина мира, по Шопенгауэру, не эволюционная, и не циклическая, а иерархическая. Воля не развивается, а лишь объективирует (выражает) себя на различных уровнях. Действительная иерархия мира в представлении воспринимается как генетическая последовательность (эволюция). Но это оптический обман. Мировой процесс развертывается не снизу, от хаоса к космосу, а сверху: от чистой воли к формам объективации.

Этика. У Шопенгауэра две довольно независимые друг от друга этические концепции:

1) этика житейской мудрости (практическая этика). Она не претендует на истину; она ищет удобства и благополучия;

2) философская этика (принципиальная, теоретическая). Она претендует на истину, какой бы горькой эта истина не была. Это пессимистичная этика, она исходит из убеждения в призрачности человеческого счастья, в тщетности любого положительного (светлого) идеала. Спастись от страдания можно, только подорвав сам корень воли ее стремление к жизни. Это достижимо через аскетический уход из мира, через отрицание воли к жизни. Роль религии, спасающей от насилия мировой воли, берет на себя искусство (и интуитивное творчество в науке). Только искусство раскрепощает нас, смягчает действие воли, облегчает наше земное бытие, делает нашу жизнь с ее страданиями переносимой и даже приятной. Это и есть высшее проявление эвдемонизма, ощущения счастья.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.