КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Топливно-энергетический комплекс — ТЭК
Структура ТЭК в MX определяется видами используемой первичныной энергии и балансом между ними. Представим наглядно источники первичной энергии и соответствующие им виды вторичной энергии, получающейся в результате преобразования. Основные тенденции развития ТЭК: • значительный рост добычи нефти и газа; • уголь, бывший ранее главным источником энергии, утрачивает свою былую роль; • повышается доля нетрадиционных источников энергии (солнечной, например). В целом добыча и потребление энергоресурсов растет. Ежегодная потребность MX в энергии оценивается в 11,7 млрд.т. нефтяного эквивалента. Агропромышленный комплекс и тенденции его развития. Сельскохозяйственной продукции в мировом экспорте в последние десятилетия неуклонно снижается: по продовольственными товарам — с 13% в 1970 г. до 9% в 2000 г., по сельскохозяйственному сырью — с 7 до 2,5%. Такое снижение объясняется: успехами в самообеспечении продовольствием Западной Центральной Европы, Китая и Индии, а во-вторых, использованием вместо натурального сельскохозяйственного сырья заменителей. К тому же в последние десятилетия наблюдается ярко выраженная тенденция к опережающему росту торговли готовыми к употреблению продовольственными товарами. В Мировом экспорте продовольственных товаров доля развитых стран почти не изменилась (72,4% в 1970 гг. и 72,1% в 2000 гг.), тогда как доля развивающихся стран за это время возросла с 17,5% до 20,9%, а доля стран с переходной экономикой, наоборот, снизилась с 9,9% до 6,6%. Мировые экспортные ресурсы зерна составляют ежегодно около 200 млн.т (10-11% валового сбора), в т. ч. 90-100 млн.т пшеницы, 60-70 млн.т кукурузы, 15—20 млн.т риса. Главными экспортерами пшеницы являются США, Канада, Франция, Австралия, Аргентина, а кукурузы — США. Крупнейшие импортеры пшеницы - Китай, Япония, Бразилия, Египет. Лидирующиепозиции в мировом экспорте риса занимают Таиланд, США, Вьетнам, Мьянма, Пакистан, а значительными импортерами выступают Индонения, Бангладеш, Иран, КНДР, Саудовская Аравия, Бразилия. Крупнейшим импортером зерна в 1970—1980 гг. был Советский союз (среднегодовой объем закупок в 1986-1990 гг. достигал 32,4 млн.т, или 16,9% валового сбора зерна). Россия в 1990-1991 гг. импортировала по 20 млн.т зерна ежегодно, в 1992 г. — 27 млн.т, но в 1993 г., в связи с сокращением спроса на фуражное зерно, импорт снизился до 11 млн.т, а в 1994-1997 гг. вообще сошел на нет. Основными поставщиками говядины являются Австралия, Бразилия, Нидерланды, Канада и США. Сельское хозяйство остается одной из ведущих отраслей материального производства в MX. В настоящее время всвязи с интенсивным воздействием НТП сельское хозяйство переживает период глубокой структурной перестройки. Произошел переход сельской зяйственного производства на машинную стадию развития: сельское хозяйство превращается в составную часть крупного агрощки мышленного комплекса (АПК). Под АПК подразумевается сложившаяся в общественном производстве единая система сельскохозяйственных и промышленни предприятий, связанных тесными стабильными, долговременными коммерческими отношениями, основывающимися на использовании совместной собственности или на договорных отношении (например, контрактных) и охватывающих всю агропромышлп ную цепь: производство средств производства для сельского хозяйства, их транспортировку, производство исходных сельскохозяйственных продуктов, их хранение, переработку и сбыт готовых пpодуктов. В АПК различают три сферы: 1) промышленность, производящая средства производства для сельского хозяйства; 2) собственно сельскохозяйственное производство; 3) отрасли, занятые транспортировкой, переработкой и сбытом конечной продукции — сельскохозяйственного сырья и при довольствия. Под воздействием НТП производительность труда в сельскг хозяйстве росла быстрее, чем в промышленности: снизилось чис занятых в сельском хозяйстве, расширились связи сельскохозяйственной отрасли с другими отраслями экономики. Последствия воздействия НТП на сельскохозяйственное прот водство в целом сводятся как к положительным, так и к отрицательным моментам. К основным положительным последствии можно отнести следующие: 1. Возрос уровень механизации и автоматизации производственных процессов, что повысило производительность культуру труда в сельском хозяйстве. 2. Широкое применение удобрений, химических средств борьбы с сорняками и вредителями резко повысило урожайносп сельскохозяйственных культур. 3. Внедрение искусственно созданных высокоурожайных сортов растений и эффективных пород скота повысили рентабельность сельскохозяйственной отрасли. Среди отрицательных последствий внедрения НТП в сельском хозяйстве целесообразно выделить следующие проблемы: 1. Перепроизводство в мире сельскохозяйственной продукции, 2. Дотационность во многих странах фермерских хозяйств. 3. Возникновение конфликтов в сфере торговли продовольствием (в частности, между производителями и реализаторами). 4. Снижение уровня конкуренции в аграрной сфере экономики. Необходимость разрешения этих и ряда других не менее важных проблем вызывает необходимость и целесообразность государственного регулирования сельскохозяйственного сектора экономики, проявляется в соответствующей аграрной политике государства. Цели аграрной политики развитых стран: 1. высокийуровень сельскохозяйственного производства. 2. Поддерживать экспортную квоту сельскохозяйственной продукции страны. 3. Защищать отечественных производителей сельскохозяйственной продукции от внешней конкуренции. Такая политика наносит, с другой стороны, очевидный ущерб сельскому хозяйству развивающихся стран.
ТЕМА 6: МЕХАНИЗМ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА, ЕГО СУБЪЕКТЫ. Большинство национальных экономик превратились или превращаются в открытые. Открытая экономика — это такое национальное хозяйство, где иностранным хозяйствующим субъектам открыт доступ на большинство рынков и в большинство отраслей и сфер; в закрытой экономике большинство рынков, отраслей и сфер для них закрыто. Однако в мире почти нет полностью открытых экономик, т.е. полностью либерализованных, за исключением нескольких небольшихгосударств. Поэтому нередко говорят о более открытых или менее открытых экономиках. Так, российская экономика более открыта, чем индийская, если судить по уровню тарифных ставок на импортные товары, доле импортных товаров на внутреннем рынке, либеральности валютно-расчетных отношений и другим показателям. В тех случаях, когда протекционизм явно преобладает над либерализмом во внешнеэкономической деятельности, говорят о закрытой экономике. В мире стран с такой экономикой осталось немного. Это объясняется тем, что, как доказал мировой опыт, существует высокая корреляция между уровнем внешнеэкономического либерализма и темпами экономического роста. Расчеты по 115 странам мира, проведенные экономистами Гарвардского университета, показали, что там, где в последнюю четверть века проводилась политика закрытой экономики, среднегодовой прирост ВВП на душу населения составил 0,7%, а там, где придерживались политики открытой экономики, ВВП на душу рос в пять раз быстрее. В конце XVIII в. шотландец Адам Смит выдвинул теорию абсолютных преимуществ, из которой вытекало, что странам выгодна свобода внешней торговли, так как при ней они могут вывозить и ввозить товары, получая полезный эффект от разницы в издержках производства — извлекая прибыль, если экспортируемый товар производится в стране с издержками ниже мировых, и достигая экономии, если товар, аналогичный импортируемому, производится в стране с издержками выше мировых. В начале XIX в. английский экономист Давид Рикардо сформулировал свою теорию сравнительных преимуществ в международной торговле для обоснования выгодности участия в ней всех стран. Его теория сводилась к тому, что стране надо экспортировать те товары, производство которых в стране базируется на сравнительно обильном и поэтому сравнительно дешевом для этой страны факторе, а импортировать те товары, производство которых базируется на скудных и поэтому сравнительно дорогих в этой стране факторах (см. п. 16.1). Смит и Рикардо во многом способствовали тому, что самая развитая страна XIX в., Великобритания стала первой в мире державой, сознательно проводившей политику открытой экономики, или, как тогда говорили, свободы торговли, фритредерства (от англ. free trade). Идея сравнительных преимуществ оказалась плодотворной для изучения других форм и аспектов международных экономических отношений. В XX в. в рамках своей теории соотношения факторов производства шведские экономисты Эли Хекшер и Бертиль Олин доказали, что разная наделенность стран экономическими факторами ведет также к движению факторов между странами, а американский экономист Пол Самуэльсон заключил, что это движение ведет к сближению цен на экономические факторы в странах мира и на этой основе — к оптимальному распределению экономических ресурсов в мире и ликвидации разрыва в уровнях развития между странами (см. п. 16.2). В результате можно говорить о концепции сравнительных преимуществ, которая используется в различных теориях международной экономики и сводится к тому, что открытая экономика выгодна всем странам и поэтому нецелесообразно чинить ей препятствия в виде протекционизма. Показатели участия страны в мировом хозяйстве: пример России. Уровень участия страны в мировом хозяйстве (уровень интернационализации национальной экономики) измеряется целым рядом показателей. Прежде всего, это показатели участия страны в мировой торговле, особенно экспортная квота. Обычно ее рассчитывают как отношение экспорта товаров и услуг в долларах к ВВП страны в долларах по обменному курсу. У России в 2007 г. этот показатель составлял: (Экспорт товаров + Экспорт услуг) / (ВВП: Среднегодовой обменный курс) х 100 = (354 млрд долл. экспорт товаров + + 39 млрд долл. экспорт услуг): (32 987 млрд руб. ВВП:: 25,3 руб/долл. в среднем за год) 100 = 30%. Для сравнения укажем экспортную квоту в 2005 г. у других крупных стран — 10% у США, 19% у Индии, 16% у Японии, 17% у Бразилии, 37,5% у Китая. Однако экспортную квоту целесообразнее рассчитывать по- другому — сопоставляя экспорт в долларах с объемом ВВП страны тоже в долларах, но по ППС, так как в этом случае ВВП будет рассчитываться на базе тех же цен, по которым экспортируются национальные товары и услуги, и поэтому точнее отражать соотношение между экспортом продукции и ее производством. В этом случае экспортная квота у России составит: 393 млрд долл.: (32 987: 13,3 руб/долл.) = 16%. Аналогичным образом подсчитанная экспортная квота у других стран составит у США — 10%, у Индии — 4, у Японии — 17, у Бразилии — 9, у Китая — 10%. Причиной сильного отличия первого варианта расчета экспортной квоты от второго является, конечно, сильное отклонение внутренних цен от мировых. Но и в первом, и во втором варианте экспортная квота у России весьма велика для крупной страны (обычно она обратно коррелируется с размерами экономики страны — чем страна больше, тем большее значение для нее имеет внутренний, а не внешний рынок). Это вызвано высокой экспортной квотой ведущих отраслей российской промышленности — сырьевых и первичной переработки (на экспорт идет треть газа и каменного угля, половина нефти и нефтепродуктов, значительная часть металлов и удобрений). Участие страны в международном движении капитала измеряется сопоставлением ее экспорта и импорта капитала с ее внутренними инвестициями, а также сравнением активов, обязательств и внешнего долга страны с ее ВВП. В 2007 г. приток прямых инвестиций в Россию (54 млрд долл.) обеспечил около 19% ее инвестиций в основной капитал (в Индии — до 7% в последние годы, Китае — до 8%, Бразилии — до 15%), иностранные портфельные инвестиции и вложения нерезидентов на счета и депозиты в российских банках (35 млрд долл.) обеспечили примерно половину всего спроса на российских фондовых биржах, а ссуды и займы российских компаний и банков за рубежом (127 млрд долл.) обеспечили половину долгосрочных кредитов российскому бизнесу. Но одновременно с большим ввозом происходил большой вывоз капитала из России (132 млрд долл. всего в 2007 г.), преимущественно в виде прямого бегства капитала (с нарушением валютного законодательства) или косвенного (через большие ссуды, займы, текущие счета и депозиты за рубежом). Поданным Центробанка, на начало 2008 г. объем накопленных Россией зарубежных активов составил 1099 млрд долл., в том числе 621 млрд долл. различных инвестиций (из них 370 млрд прямых) и 478 млрд долл. золотовалютных резервов, а накопленные иностранцами в России активы (т.е. внешние обязательства) достигли 1226 млрд долл. (из них 491 млрд долл. прямых инвестиций). Это довольно большие величины, если сопоставлять их с объемом ВВП России по обменному курсу — 1362 млрд долл. в 2007 г. Важной частью внешних обязательств страны является ее внешний долг. У России на середину 2008 г. он составил 527 млрд долл. (более 49% ВИД), в том числе прежде большой государственный внешний долг уменьшился до 39 млрд долл., а ранее небольшой внешний долг банков и компаний возрос до 488 млрд долл. Укажем для сравнения, что в 2006 г. у Китая внешний долг составил по отношению к его ВИД 14%, у Индии — 15, Бразилии — 26%. Значение ТНК как одного из основных участников мирового хозяйства постоянно возрастает. По данным издаваемого ЮНКТАД ежегодника World I nvestment Report, этого главного источника данных о ТНК и прямых инвестициях в мире, в 2007 г. в зарубежных филиалах ТНК работало 82 млн чел., на них приходилось 33% мировой торговли, ими выпускалось 11% мирового ВВП (в 1990 г. — более 6%). Еще выше аналогичные показатели у их родительских компаний, но не у всех: чем сильнее вовлечена та или иная ТНК в производство товаров и услуг за рубежом, тем больше в ее показателях весят ее зарубежные филиалы с их международным производством. При анализе ТНК используется понятие «индекстранснационализации». Различают два вида индекса транснационализации. Индекс интернационализации компаний отражает степень вовлеченности той или иной ТНК в производство товаров и услуг за рубежом. Он рассчитывается как среднеарифметическая сумма грех величин: • доли активов за рубежом в общем объеме активов ТНК; • доли продаж за рубежом в общем объеме продаж этой корпорации; • доли персонала за рубежом в общей численности персонала этой ТНК. В 2006 г. индекс транснационализации 100 ведущих ТНК мира составил в среднем 57%, хотя у многих ТНК он был намного выше, особенно у ТНК из малых и средних стран. Так, у швейцарской «Нестле» он составлял 83%, так как зарубежные активы составляли основную часть ее активов (67 из 83 млрд долл.), за границей реализовывалась почти вся ее продукция (57 из 78 млрд долл.), там же работала подавляющая часть персонала (257 из 265 тыс. человек). Индекс транснационализации стран оценивает значение иностранных ТНК для той или иной страны. Он рассчитывается как сумма четырех величин: § доли прямых иностранных инвестиций во всех капитальных вложениях внутри страны; § отношение накопленных в стране прямых иностранных инвестиций к ВВП страны; § доля филиалов иностранных корпораций в производстве ВВП страны; § доля занятых на этих филиалах во всей численности занятых в стране. Большинство ТНК мира — это нефинансовые компании. Финансовые корпорации, в силу их специфики, нередко выделяют в отдельную группу ТНК. Фактически это все ведущие банки и финансовые группы мира, так как у большинства из них есть зарубежные филиалы. Например, в 2006 г. их число у американской финансовой группы Citigroup составляло 506, у швейцарского Union Bank of Switzerland — 293. Различия между транснациональными банками (ТНБ) и транснациональными финансовыми группами все больше стираются. Это следствие того, что, с одной стороны, многие ТНБ являются частями транснациональных финансовых групп (например, активно работающий в России американский Citibank является частью Citigroup), а с другой стороны, ведущие ТНБ, формально сохраняющие название банков, фактически являются финансовыми группами, которые способны предоставить клиентам весь набор услуг финансового рынка (примером может быть Bank of America). Помимо коммерческих банков (т.е. осуществляющих универсальные банковские операции), среди ТНБ и внутри транснациональныхфинансовых групп широко распространены инвестиционные банки. Они специализируются на посредничестве между инвесторами и объектами инвестиций, особенно на организации и размещении новых выпусков ценных бумаг (underwriting), а также на консультациях при слияниях и поглощениях (mergers and acquisitions, сокр. М&А). В основном это американские инвестиционные банки — Citigroup/SSB, J. P. Morgan Chase, Morgan Stanley Dean Witter, Goldman Sachs, Merrill Lynch, Solomon Brothers, Alex Brown и др. Американские инвестиционные банки и их зарубежные филиалы лидируют не только при покупке для иностранных клиентов местных ценных бумаг, но и при размещении этих бумаг за границей, не на родине эмитента. Более того, их филиалы за рубежом все больше занимаются там размещением местных выпусков ценных бумаг и предоставлением других финансовых услуг, составляя все большую конкуренцию местным инвестиционным банкам или просто поглощая их (особенно в Японии и Великобритании). Конкуренцию им составляют прежде всего швейцарские Union Bank of Switzerland (UBS), Credit Swiss и немецкий Deutsche Bank с их специализированными подразделениями — Brunswick UBS Warburg, Credit Swiss First Boston и Deutsche Morgan Grenfell. В нашей стране российские филиалы этих банков являются основными посредниками для иностранных покупателей российских ценных бумаг и для российских эмитентов за рубежом. Долгосрочный характер прямых инвестиций (в отличие от портфельных) в сочетании с отсутствием необходимости погашать их и платить по ним проценты (в отличие от ссудного капитала) делает эти инвестиции наиболее привлекательным видом иностранного капитала для стран — импортеров его. Прямые иностранные инвестиции оказывают благоприятное влияние на капиталообразование в принимающих странах. Обычно заметен их вклад в экспорт — так, в Китае он более чем наполовину состоит из экспорта китайских филиалов иностранных ТНК. Велика роль ТНК и в переливе знаний — например, экономика Сингапура выросла прежде всего на них. К отрицательным для капиталоимпортирующих стран последствиям притока прямых инвестиций можно отнести их часто слабую географическую диверсификацию в стране приложения капитала. Скажем, в России около половины притока этих инвестиций традиционно направляется в Москву и Московскую область, увеличивая их и без того чрезмерный вес в российской экономике в ущерб другим регионам. Россия вышла на первое место по объему накопленных за рубежом прямых инвестиций среди стран с формирующимися рынками (370 млрд долл. по оценке Банка России на начало 2008 г.). Российских ТНК насчитывается более 100 (если не включать в их число многочисленные российские компании с зарубежными филиалами только в офшорных центрах). Судя по ведущим российским ТНК, географически их прямые инвестиции сосредоточены прежде всего в ЕС, США, СНГ и офшорных центрах. С отраслевой точки зрения это прежде всего инвестиции в отрасли топливно-энергетического, металлургического и химико-лесного комплексов, хотя есть немало инвестиций в транспорт, связь и другие отрасли. Подобная отраслевая ориентация зарубежных филиалов российских ТНК связана с тем, что основная масса их родительских компаний занята именно в этих отраслях в самой России. При осуществлении прямых инвестиций за рубежом ТНК руководствуются многочисленными конкретными мотивами. В случае российских ТНК эти мотивы целесообразно разбить на две группы — классические (традиционные) и связанные с бегством капитала. Классические (традиционные) мотивы толкают российские ГНК закрепляться на важных для них рынках сбыта и обеспечивать надежные источники недостающего или дешевого сырья. Примером могут быть российские металлургические ТНК, активно приобретающие предприятия по производству сырья (особенно бокситов для алюминиевой промышленности, запасы которых в России ограниченны) и металлургические заводы в ЕС, США и СНГ, потребляющие для своего прокатного производства сталь из России. Интеграционные объединения становятся все более значимой частью мирового хозяйства. Хотя подавляющее большинство из них оказывают пока слабое воздействие на экономику входящих в них стран, есть весьма успешные региональные интеграционные объединения. В теории экономической интеграции в соответствии с подходом американского экономиста Б. Балассы выделяют пять форм экономической интеграции: Ø зона свободной торговли — объединение стран с целью устранения таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле, но с сохранением автономности в проведении внешнеторговой политики в отношении стран-неучастниц. Однако большинство ныне действующих зон свободной торговли идут намного дальше принципа беспошлинной торговли товарами, реализуя гармонизацию нетарифных ограничений, либерализацию торговли услугами, общую инвестиционную политику вплоть до свободного движения капитала и др.; Ø таможенный союз — группировка стран, в которой устранены барьеры во взаимной торговле и проводится общая внешнеторговая политика на основе общего таможенного тарифа в отношении стран-неучастниц; Ø общий рынок, или принцип четырех свобод — достижение свободного передвижения товаров, услуг, людей и капитала; Ø экономический и валютный союз — свободное перемещение четырех факторов; проведение единой экономической и социальной политики, в том числе в сферах промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики, валютно-финансовой области; введение общей валюты с единой денежно-кредитной политикой, единым эмиссионным центром; Ø полная интеграция — формирование единого экономического, валютного и политического союза, в том числе проведение общей внешней политики и политики в сфере правосудия и внутренних дел, введение единого гражданства и др. Таким образом, процесс экономической интеграции представляет собой поступательное движение от низшей формы к более высокой форме экономического взаимодействия. Реализация интеграционных планов предоставляет странам- членам экономические преимущества, в том числе: (1) расширение емкости внутренних рынков стран за счет объединения разрозненных национальных рынков в единый, что стимулирует рост совокупного ВВП объединения; (2) увеличение покупательной способности населения параллельно росту среднедушевых доходов и снижению цен на товары; (3) повышение эффективности и конкурентоспособности производства; (4) «эффект масштаба» производства от углубления специализации; (5) создание более эффективной структуры производства с учетом сравнительных конкурентных преимуществ каждой страны-участницы; (6) повышение инвестиционной привлекательности за счет объединения рынков, свободного перемещения четырех факторов, повышения производительности и роста доходов в каждом государстве; (7) ускорение темпов экономического развития. Самым значительным примером экономической интеграции стало формирование и последующее развитие Европейского союза. Еще в середине 1940-х гг. У. Черчилль предложил образовать Соединенные Цитаты Европы, но начало реализации этой идеи было положено заключением Парижского договора о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) шестью странами — Францией, Германией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом в 1951 г. Успешное и быстрое формирование общего рынка угля и стали стимулировало подписание в 1957 г. двух Римских договоров — о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС, или Общего рынка) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома) вышеперечисленными шестью странами. Таким образом, в рамках шести стран были образованы три интеграционные группировки — ЕЭС, ЕОУС и Евратом, главной из которых стало ЕЭС. Европейский союз прошел шесть этапов расширения. Позитивный экономический эффект расширения связан с увеличением емкости внутреннего рынка ЕС и его консолидацией, что позитивно сказывается на экономическом росте всех стран-членов. Одновременно расширение ЕС ведет к негативным экономическим и социальным последствиям для развития европейской экономической интеграции, в том числе к необходимости реформирования институциональной структуры ЕС, ослаблению позиций более экономически развитых стран, составляющих так называемое ядро Евросоюза в условиях, когда немалый вес при принятии решений принадлежит странам, чей экономический потенциал намного ниже средних показателей по ЕС. Это ведет к обострению противоречий между ними, что сказывается на характере утверждаемых законов, увеличении объемов финансирования на содействие экономическим преобразованиям и росту, а также перераспределении средств среди стран — получателей помощи. Финансовые институты ЕС включают Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Европейский инвестиционный фонд (ЕИФ) и Европейский центральный банк (ЕЦБ). Главными целями ЕИБ являются кредитование за счет заемных средств инвестиционных проектов (прежде всего в странах-членах с более низким уровнем экономического развития, а также в странах-канди- датах и развивающихся странах, имеющих договоры об ассоциации с ЕС). ЕИФ создан для финансирования за счет собственных средств малого бизнеса на основе венчурных капиталовложений и предоставления гарантий банкам по финансированию малого бизнеса. ЕЦБ проводит денежно-кредитную политику ЕС и осуществляет эмиссию евро. Основы единой энергетической политики ЕС определены в Европейской стратегии устойчивого развития, конкурентной и безопасной энергетики, принятой в 2006 г. Ее дели — устойчивость, конкурентоспособность и безопасность поставок энергосырья. Ведущими направлениями энергетической политики ЕС служат достижение эффективности энергетики на основе сокращения объема потребления на 20%, роста инновационной конкурентоспособности транспорта и строительства (как основных энергопотребителей); расширение использования возобновляемых энергоисточников (разработка стратегии по биотопливу); формирование трансъевропейских энергосетей; развитие ядерной энергетики; активизация международного сотрудничества в сфере энергетики. В сфере общей монетарной политики огромное значение имело начавшееся с 1999 г. введение единой валюты — евро сначала в безналичной, затем (в 2002 г.) в наличной форме. Однако в зону евро (еврозону), точнее в Европейскую валютную систему, входит лишь половина стран ЕС. Это связано прежде всего с тем, что многие из них пока не соответствуют содержащимся еще в Маастрихтском договоре критериям готовности национальных экономик к вступлению в единую валютную зону: (1) уровень инфляции не должен превышать 1,5 процентных пункта среднего показателя трех стран, показывающих самый низкий уровень инфляции; (2) дефицит государственного бюджета не может превышать 3% ВВП страны; (3) государственный внутренний долг не должен быть выше 60% ВВП; (4) уровень процентных ставок по долгосрочным кредитам не выше 2 процентных пунктов среднего показателя трех стран, имеющих самый низкий уровень инфляции; (5) национальная валюта в течение как минимум двух лет участвует в Европейской валютной системе и придерживается установленных пределов колебаний валютных курсов (ныне +/—15%). В сфере общей фискальной политики важное значение имеет принятый в 1996 г. Пакт стабильности и экономического роста. Его цель — сохранение бюджетного дефицита на уровне не более 3% ВВП страны и отношения внутреннего государственного долга к ВВП на уровне не выше 60%.Страна, экономика которой не соответствует этим критериям, обязана разработать программу выхода из сложившейся экономической ситуации, в случае, если ситуация не нормализуется, к стране применяют штрафные санкции. Таким образом, эволюция интеграционных процессов в Европейском союзе (от таможенного союза к экономическому и валютному союзу и продолжающемуся формированию единого союза, расширение состава с 6 до 27 членов) служит уникальным для мировой практики примером экономической интеграции. Вместе с гем последствия последних расширений ЕС для эволюции и динамики европейской интеграции далеко не однозначны. В 1994 г. к действовавшему уже пять лет американо-канадскому соглашению о свободной торговле присоединилась Мексика и в результате образовалась Североамериканская зона свободной торговли (North American Free Trade Area, NAFTA). Основные цели этого ре регионального интеграционного объединения были таковы (их планировалось достичь через 10, некоторых — через 15 лет): • стимулирование взаимной торговли и инвестиций стран-членов на основе формирования зоны свободной торговли (уже через 10 лет между странами были гармонизированы таможенные процедуры, отменены количественные ограничения и ликвидированы таможенные пошлины, за исключением пошлин на молочную продукцию, сахар, хлопок, которые будут сняты позже); • разработка согласованных условий предпринимательской деятельности для компаний (для этого было ликвидировано большинство ограничений для взаимных инвестиций); • обеспечение справедливой конкуренции в регионе (для этого была осуществлена либерализация взаимной торговли услугами, в том числе финансовыми и банковскими, за исключением воздушного транспорта, телефонной связи и некоторых видов телекоммуникационных услуг); • содействие защите прав интеллектуальной собственности (политика по защите этих прав стала общей); • стимулирование взаимного экономического сотрудничества (был создан механизм разрешения споров). Один из главных результатов функционирования НАФТА — достижение эффекта создания торговли. Доля взаимного экспорта возросла с 43% в 1990 г. до 56% в 2005 г. Еще один важный результат — стимулирование движения прямых инвестиций между странами (за 10 лет объем взаимных прямых инвестиций увеличился в 2 раза). Максимальные преимущества от интеграции получают США благодаря более емкому внутреннему рынку, но немалые преимущества имеют также Канада и Мексика, конкурентоспособность продукции которых возросла. Одной из ведущих интеграционных группировок развивающихся стран и Латинской Америки является Южноамериканский общий рынок, или МЕРКОСУР (Mercado Comun de Cono del Sur — MERCOSUR). Он был создан в 1991 г.Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем, а с 2006 г. его полноправным членом стала Венесуэла. На правах ассоциированных членов (что равнозначно участию в интеграционных процессах в рамках зоны свободной торговли) в МЕРКОСУР участвуют еще пять государств — Боливия, Колумбия, Перу, Чили, Эквадор. Наблюдателем является Мексика, находящаяся в процессе присоединения в качестве ассоциированного члена. Стратегическая цель МЕРКОСУР — формирование общего рынка, а в качестве переходного этапа — таможенного союза. Хотя таможенный союз был создан уже к 1995 г., до сих пор сохраняются нетарифные ограничения (например, специальный режим в торговле сахаром и автомобилями), проводятся антидемпинговые расследования, различаются правила страны происхождения товара, что негативно сказывается на принципе свободной торговли товарами и свободного транзита. Более того, с 2001 г. из-за экономического кризиса в Аргентине и девальвации национальной валюты Бразилии неоднократно вводились пошлины во взаимной торговле, что было расценено как стремление некоторых стран (Аргентины и Парагвая) перейти к зоне свободной торговли в рамках МЕРКОСУР. Хотя стратегическая цель МЕРКОСУР — формирование общего рынка, на данный момент ограниченные успехи достигнуты лишь в отношении свободного перемещения товаров, инвестиционной либерализации и проведения общей инвестиционной политики и практически ничего не сделано для либерализации взаимной торговли услугами и свободного перемещения лиц. Таким образом, МЕРКОСУР сохраняет форму скорее таможенного союза. В качестве перспективы развития интеграционного процесса в МЕРКОСУР и Южной Америке в целом можно считать решение оформировании Южноамериканского сообщества наций, главным инициатором которого стала Бразилия. В 2004 г. президенты 12 стран Южной Америки — Аргентины, Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Гайаны, Колумбии, Парагвая, Перу, Суринама, Уругвая, Чили и Эквадора подписали декларацию о Южноамериканском сообществе наций (South American Community of Nations, CSN). Главная цель — достижение зоны свободной торговли в Южной Америке в рамках объединения МЕРКОСУР и Андского сообщества на основе ликвидации таможенных пошлин к 2014—2019 гг. На перспективу планируется формирование к 2019 г. экономического союза по европейской модели, предусматривающего также введение общей валюты, общего парламента и единого паспорта. Проект Общеамериканской зоны свободной торговли (ФТАА). В 1989 г. в США был разработан план «Американская инициатива» по формированию зоны свободной торговли в Западном полушарии. Для США данный регион имеет исключительный интерес с точки зрения реализации внешнеэкономической стратегии, нацеленной на снижение торговых и инвестиционных барьеров в мире (а значит, содействие росту производства, товарооборота, занятости в самих Соединенных Штатах), укрепление американских позиций. В 1994 г. в Майами состоялся I Общеамериканский саммит глав государств и правительств 34 стран Западного полушария. По итогам приняты декларация и план действий, в которых поставлены цели — укрепление демократии и содействие росту благосостояния населения, ликвидация бедности и дискриминации, гарантирование устойчивого развития и благоприятной экологии. Для их реализации одобрены 23 инициативы, главная из которых — формирование Всеамериканской зоны свободной торговли, ФТАА (Free Trade Area of the Americas, FTAA). Созданная в 1967 г. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (Association of South East Asian Nations, ASEAN) включает 10 стран — Бруней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Мьянму, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Основные цели АСЕАН, определенные Бангкокской декларацией 1967 г., таковы: военно-политическая стабилизация в Юго- Восточной Азии, создание таможенного союза, содействие экономическому росту стран. В 1992 г. на саммите в Сингапуре принято решение о формировании зоны свободной торговли АФТА (ASEAN Free Trade Agreement, AFTA) в течение 15 лет, но в последующем для шести наиболее развитых стран — Сингапура, Малайзии, Таиланда, Филиппин, Индонезии и Брунея — датой был назван 2000 г. Стратегическая цель АФТА — повышение конкурентоспособности стран-членов на основе устранения взаимных торговых барьеров, роста привлекательности для зарубежных инвестиций, достижения экономической эффективности в регионе. Ее основные направления включают: (1) сокращение ставок пошлин до 0—5% на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, за исключением продукции нефтехимии, автомобилестроения, металлургии; (2) введение общего эффективного преференциального тарифа (СЕПТ) для взаимной торговой либерализации; (3) гармонизацию национальных стандартов в соответствии с международными нормами; (4) ликвидацию количественных ограничений во взаимной торговле промышленными товарами; (5) введение принципа взаимного признания в отношении сертификатов качества; (6) координацию макроэкономической политики; (7) либерализацию взаимной торговли услугами. В итоге страны АСЕАН создали зону свободной торговли для шести стран в 2000 г. и для Вьетнама в 2003 г., реализовав прежде всего главную цель — снижение пошлин до 0—5%. Три других страны (Камбоджа, Мьянма, Лаос) присоединятся к АФТА в 2010 г. Следующим этапом станет окончательная ликвидация пошлин к 2015 г. для шести стран и к 2018 г. — для остальных стран АСЕАН. В перспективе (к 2020 г.) предусмотрена и полная либерализация сферы услуг, но на данный момент результаты либерализации торговли услугами оказались слабыми — сохраняются ограничения в отношении доли участия иностранного капитала, форм коммерческого присутствия иностранного капитала в сфере услуг, миграции физических лиц, оказывающих услуги за рубежом. Намечено завершить либерализацию взаимных инвестиций, распространить национальный режим на инвесторов из стран-участниц к 2010 г., а инвесторов из третьих государств к 2020 г. Идея формирования общерегиональной интеграционной группировки в Восточной Азии берет начало еще в 1960-х гг. Одним из механизмов реализации идеи стало проведение с 1997 г. ежегодных саммитов АСЕАН с участием руководителей Японии, КНР и Южной Кореи. Затем было принято решение о проведении первого Восточноазиатского саммита, который состоялся в 2005 г. в Малайзии с участием глав 16 стран — десяти государств АСЕАН, Японии, Китая, Южной Кореи, а также Индии, Австралии и Новой Зеландии (в качестве наблюдателя участвовала и Россия). По его итогам было принято решение о формировании Восточноазиатского сообщества (East Asian Community) до 2020 г. Хотя пока нет общего мнения о механизме ВАС, его участники исходят из того, что необходимо предпринять следующие шаги: (1) ускорить формирование Сообщества АСЕАН; (2) подписать соглашения о зонах свободной торговли между АСЕАН, с одной стороны, и Японией, Республикой Корея, Индией, с другой стороны (между АСЕАН и Китаем уже в 2003 г. было решено создать такую зону); (3) указанные зоны свободной торговли должны включать элементы общего рынка — свободное перемещение капитала и рабочей силы; (4) создать таможенный союз к 2020 г. Таким образом, пока есть лишь принципиальное решение о формировании Восточноазиатского сообщества, но реальная программа достижения этой цели не разработана. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС). С 1989 г. функционирует первая в Азиатско-Тихоокеанском регионе межправительственная экономическая организация — Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, АТЭС (Asia Pacific Economic Cooperation, APEC). Первоначально в ее состав вошли 12 стран: США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Республика Корея и наиболее развитые страны АСЕАН (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия и Бруней), а затем были приняты КНР, Гонконг, Тайвань, Вьетнам, Папуа—Новая Гвинея, Мексика, Чили, Перу и Россия. В настоящее время в АТЭС состоит 21 страна и территория. В 1996 г. участники АТЭС договорились о создании зоны свободной торговли к 2010—2020 гг. на основе сокращения средневзвешенных ставок пошлин до 0—5% и ликвидации нетарифных барьеров, а также о введении национального режима в инвестиционной сфере. Однако формирование такой зоны представляется проблематичным как с точки зрения объективных дезинтегрирующих факторов (главный из которых — огромная дифференциация в уровнях экономического развития), так и с точки зрения позиции США и Японии, заявивших о готовности проводить либерализацию лишь на основе принципа взаимных торговых уступок. В результате США и Япония отказались проводить либерализацию в рамках АТЭС и сосредоточились на подписании других интеграционных проектов — ВАС (Япония) и ФТАА (США). Однако на очередном саммите АТЭС (2006 г.) интерес к реализации программы формирования зоны свободной торговли вновь возрос благодаря активизации американской позиции из-за озабоченности США в отношении создания Восточноазиатского сообщества без их участия. Распад СССР как единого государства привел к образованию Содружества Независимых Государств (СНГ), в которое входят все бывшие советские республики кроме прибалтийских. В Алма-Атинской декларации, подписанной в декабре 1991 г., основной акцент сделан на развитие экономического сотрудничества в целях создания общего экономического пространства. В сентябре 1993 г. страны СНГ подписали еще один важный документ — Договор о создании экономического союза, предусматривающий его поэтапное формирование (на первом этапе — зона свободной торговли, на втором этапе — таможенный союз, на третьем этапе — общий рынок, а на четвертом — валютный союз на основе общей денежно- кредитной и валютно-финансовой политики, согласования налоговой политики). Для его реализации страны СНГ в апреле 1994 г. подписали Соглашение о создании зоны свободной торговли, которое стало правовой базой действующего с самого начала существования СНГ беспошлинного режима во взаимной торговле (на многосторонней основе зона свободной торговли была оформлена лишь спустя девять лет). В 2003 г. было подписано Соглашение о едином экономическом пространстве в целях консолидации взаимных экономических связей и сокращения их издержек в рамках свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и лиц. Двустороннее соглашение о зоне свободной торговли (1994 г.), затем о таможенном союзе (1995 г.), потом о сообществе (1996 г.) привели к образованию экономического и политического союза между двумя странами и к подписанию в декабре 1999 г. договора о Союзном государстве России и Белоруссии. Экономической целью этого государства, как сказано в договоре, является создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики. Институциональная структура Союзного государства включает Высший госсовет (в составе глав государств и правительств, а также руководителей палат парламентов), Парламентское собрание, Союзное правительство (в составе председателя и госсекретаря союзного государства, премьер-министров и министров) и его Постоянный комитет — исполнительный орган союзного государства. Подготовлен проект конституционного акта Союзного государства, определяющий основы государственного строя, основы правового статуса человека и гражданина, предметы ведения, систему госорганов, акты союзного государства. К соглашению о таможенном союзе России и Белоруссии позднее присоединились Казахстан, Киргизия, Таджикистан, впоследствии и Узбекистан. В 2000 г. в Астане было учреждено Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) для, как сказано в документе, формирования единого экономического пространства, координации при интеграции в мировую экономику, обеспечения динамичного экономического развития. Институциональная структура ЕврАзЭС включает Межгосударственный совет (высший орган в составе глав государств и правительств стран), Интеграционный комитет (постоянно действующий орган на уровне заместителей глав правительств стран, в котором решения принимаются большинством в две трети голосов: Россия имеет 40 голосов, Белоруссия, Казахстан и Узбекистан — по 15, Киргизия и Таджикистан — по 7,5), Межпарламентскую ассамблею (в составе парламентариев стран-членов), Комиссию постоянных представителей (действует в период между заседаниями Интеграционного комитета), Секретариат и Суд. Приоритетными направлениями деятельности ЕврАзЭС являются: • энергетика (совместное освоение гидроэнергоресурсов Центральной Азии, проблема снабжения электроэнергией и водопользования, выход на единый энергетический баланс и создание в перспективе единого энергетического пространства); • транспорт (разработка концепции единого транспортного пространства, единые тарифы, рост грузопотока, упрощение таможенных процедур, формирование транснациональных транспорт- но-экспедиторских корпораций и создание в перспективе единого транспортного пространства); • аграрно-промышленный комплекс (согласование аграрной политики, создание единого продовольственного рынка, совершенствование системы транспортировки, хранения и сбыта аграрной продукции); • трудовая миграция (социальные вопросы, формирование системы регулирования и контроля за миграцией трудовых ресурсов) и условия перемещения граждан по территории ЕврАзЭС (безвизовый порядок, упрощенный порядок приобретения гражданства). На начало 2007 г. страны практически сформировали правовую базу таможенного союза. Основой союза станут три страны — Россия, Белоруссия и Казахстан, тогда как другие страны вступят в таможенный союз позже. В 2006 г. учрежден Евразийский банк развития с уставным капиталом 1,5 млрд долл. в целях содействия реализации совместных проектов и программ. Международные экономические организации — это организации, созданные на основе международного договора или по решению уже существующей международной организации с целью анализа, обсуждения и разрешения различных вопросов международной хозяйственной жизни. Различаются две категории международных экономических организаций — международные правительственные (межгосударственные) экономические организации и международные неправительственные экономические организации. Первые создаются на основе межгосударственных соглашений и явля ются субъектами международного права, а вторые — это объединения юридических или физических лиц из разных стран, они не являются субъектами международного права. Регулирование мировой экономики осуществляют прежде всего межгосударственные экономические организации, хотя значение неправительственных экономических организаций тоже велико. Международные экономические организации: • разрабатывают нормы поведения государств и хозяйствующих субъектов в мировой экономике и осуществляют мониторинг их исполнения. Эти нормы принимают форму международных договоров и конвенций и становятся (после подписания и ратификации) обязательными для их участников. Важную роль играет также разработка международными экономическими организациями международных рекомендаций, которые хотя и не имеют обязательной юридической силы, тем не менее выступают ориентиром для большинства государств мира в их социально-экономической политике. Например, Рекомендация Совета ОЭСР в отношении взяточничества при совершении международных коммерческих сделок содержит ряд важных предложений относительно декриминализации экономических отношений, а многие рекомендации МОТ непосредственно ориентированы на развитие систем трудовых отношений в национальных государствах; • в силу самой своей природы выступают в качестве центров исследования глобальных экономических проблем (см. гл. 11), равно как разработки мер по их решению; • являются важным каналом реализации международных программ экономической, технической и гуманитарной помощи в мировом хозяйстве. При этом они играют роль как доноров, так и исполнительных агентств, следящих за освоением выделенных ими финансовых ресурсов в точном соответствии с целями и задачами утвержденных проектов помощи; • выступают в роли координаторов многостороннего сотрудничества по широкому спектру проблем развития мирового промышленного производства, сельского хозяйства, международной торговли, международного обмена знаниями, международных валютно-кредитных отношений. Например, только ПРООН являлась координатором таких программ многостороннего сотрудничества, как программа сотрудничества в целях промышленного развития стран Латинской Америки и Карибского бассейна, программы индустриализации наименее развитых стран, специальные программы промышленного развития в арабских странах и странах Азиатско-Тихоокеанского региона и др.; • дополняют деятельность международной банковской системы, участвуют в развитии международных кредитных отношений. При этом они руководствуются целями укрепления мировой финансовой системы (или региональных финансовых систем) и обеспечения стабильности валют; • осуществляют большую информационную работу по самым разным экономическим и социальным направлениям. Аналитические доклады международных экономических организаций и материалы их исследовательских работ позволяют лучше понимать тенденции и перспективы мирового экономического развития, поэтому они обычно принимаются во внимание при разработке макроэкономической политики во многих странах. Кроме того, международные экономические организации нередко являются единственным источником достоверной информации об экономических процессах в тех национальных хозяйствах, которые тяготеют к анклавному типу или просто не располагают адекватными статистическими службами; • создают уникальные условия для развития двустороннего переговорного процесса по экономической и социальной проблематике. Они обеспечивают его непрерывность, открывая сторонам возможность контактировать даже в период международной напряженности или разрыва дипломатических отношений. Выделяют различные виды международных экономических организаций в зависимости от принципов, положенных в основу классификации. По организационному принципу, прежде всего на основе принадлежности или непринадлежности к системе ООН и степени их универсальности, международные экономические организации делятся на три группы: 1) входящие в систему ООН или связанные с ней; 2) не входящие в систему ООН и не связанные с ней; 3) региональные. Международный валютный фонд является специализированным учреждением ООН, но соглашение между ООН и МВФ содержит положение о том, что ООН не имеет права давать МВФ рекомендации относительно политики Фонда. Членами МВФ являются 185 государств, в том числе Россия. Высший орган МВФ — совет управляющих, в котором каждое государство -— член Фонда имеет одного представителя. Оперативной работой М ВФ руководит директорат в составе 24 исполнительных директоров, причем 7 из них назначаются государствами-членами, имеющими наибольшие квоты в уставном фонде МВФ (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Китай, Саудовская Аравия), а остальные 17 избираются советом управляющих из числа представителей других стран-членов с соблюдением принципа регионального представительства. Россия имеет в директорате МВФ одного представителя. Директорат назначает директора-распорядителя МВФ. Деятельность МВФ направлена на обеспечение мирового экономического роста и поддержание мировой экономической стабильности через содействие странам-членам в разработке и реализации эффективной национальной экономической политики. Основными функциями МВФ являются: мониторинг экономической и финансовой ситуации в мировом хозяйстве и предоставление консультационного содействия странам-членам в случаях возникновения кризисных ситуаций; предоставление кредитов (преимущественно краткосрочных и среднесрочных): (а) странам-членам, имеющим дефициты платежных балансов с целью оказания им прямой финансовой поддержки и содействия в проведении ими политики, позволяющей устранить этот дефицит; (б) странам с низким уровнем доходов с целью снижения масштабов бедности; (в) странам, пораженным долговым кризисом (последние две группы стран имеют доступ к кредитам МВФ на условиях льготной процентной ставки); • предоставление технической помощи странам-членам в ва- лютно-финансовой сфере, в том числе с целью внедрения разрабатываемых МВФ стандартов поведения, обеспечивающих стабильность мировой финансовой системы в целом. Источниками финансовых ресурсов МВФ являются взносы стран-членов и возвращенные кредиты. При вступлении в МВФ государству-члену устанавливается квота в уставном фонде МВФ. Квота устанавливается в специальных правах заимствования СДР (Special Drawing Rights, SDR) — международном платежном и резервном средстве, выпускаемом МВФ и используемом для безналичных расчетов путем записей на специальном счете и в качестве расчетной единицы Фонда. Размер квоты определяется исходя из положения страны в мировой экономике. Наибольшую квоту в уставном фонде МВФ имеют США — 37,1 млрд СДР, наименьшую — Палау — 3,1 млн СДР. От размера квоты зависит количество голосов члена МВФ. Банк международных расчетов был учрежден в 1930 г. в целях координации деятельности центральных банков и развития международного сотрудничества в финансовой сфере. В настоящее время членами БМР являются 55 центральных банков, включая ЦБ России. Высшим органом Банка международных расчетов является общее собрание представителей центральных банков-членов. Оперативное управление БМР осуществляет совет директоров, насчитывающий 17 членов. В совет директоров на постоянной основе входят управляющие центральных банков — учредителей БМР (США, Японии, Германии, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии), каждый из которых назначает еще одного члена совета директоров. Остальные члены совета директоров избираются общим собранием. Местонахождение — Базель (Швейцария). После окончания Второй мировой войны международные экономические отношения регулировались механизмом так называемой Бреттон-Вудской экономической системы, включавшей Международный валютный фонд и Всемирный банк. Противоречия между ведущими торговыми державами не позволили завершить создание еще одного необходимого звена — международной торговой организации, вместо которой на временной основе в 1947 г. было подписано Генеральное соглашение по тарифам и торговле ГАТТ-47 (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT). Оно регулировало международную торговлю фактически до конца XX столетия. Переговоры о создании торговой организации фактически не прекращались в период 1948—1994 гг., но были завершены лишь на заключительном этапе очередного, восьмого по счету раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ, проходившего с 1986 по 1994 г. и получившего название «Уругвайский», поскольку переговоры открылись в Уругвае — курортном городке Пунта- дель-Эсте. Договоренности в рамках этого раунда позволили не только продвинуться по пути дальнейшей либерализации и развития международной торговли, но также привели к обновлению ГАТТ. Соглашение ГАТТ в редакции 1994 г. — ГАТТ-94 стало важнейшей составной частью пакета соглашений о создании Всемирной торговой организации. Решение об учреждении ВТО было подписано в г. Марракеш (Марокко) в апреле 1994 г. на основе Заключительного акта, в котором результаты Уругвайского раунда были представлены как единый пакет соглашений, принятие которых обязательно для стран — членов ВТО без каких-либо оговорок или исключений. Этот принцип — «все или ничего» — означал важнейший политический поворот в организации международной торговой системы. Прежде в рамках ГАТТ действовало положение, позволявшее развивающимся (особенно наименее развитым из них) странам брать на себя обязательства в меньшем объеме, чем развитые («дифференцированный и более благоприятный режим»). Сейчас это положение в значительной мере утрачивает свою силу, хотя в ряде правовых документов ВТО признано, что развивающиеся страны и страны с переходной экономикой могут встретиться с трудностями в реализации соглашений. В этих случаях может предусматриваться более длительный период реализации соглашений, а наименее развитые страны могут в виде исключения освобождаться от отдельных обязательств и т.д. Круг ведения ВТО определяется Соглашением об учреждении ВТО и договоренностями, содержащимися в Приложениях (их 56). ВТО регулирует торговлю товарами (на основе ГАТТ-94) услугами (ГАТС — Г енеральное соглашение по торговле услугами) и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности (ТРИГ1С) и целый ряд других сфер международной торговой политики. При этом ВТО сохраняет сложившийся в ГАТТ механизм принятия решений: формально они принимаются путем голосования, но фактически действует принцип консенсуса, дающий право «главным торгующим нациям» сохранять контроль над принятием решений в организации. Участниками созданной в 1964 г. ЮНКТАД являются 185 государств. ЮНКТАД — международная организация универсального характера, в ее деятельности с самого начала участвовали все группы государств независимо от региона, уровня экономического развития, социального устройства, торговой или политической ориентации. Работа ЮНКТАД строится в основном по трем направлениям. Во-первых, это проведение переговоров и обсуждений актуальных вопросов повестки дня делегациями стран-членов на проходящих раз в четыре года Конференциях ЮНКТАД, а также на ежегодных сессиях Совета по торговле и развитию. Результатом таких переговоров является обычно выработка различных резолюций, деклараций и других официальных документов, в которых отражается достигнутый политический консенсус по конкретным вопросам. Во-вторых, это информационно-аналитическая работа, включая подготовку обзоров, исследований и других материалов для участвующих в переговорах делегаций (с соответствующими рекомендациями и предложениями). В-третьих, это разработка и осуществление программ технической помощи развивающимся странам, а в последние годы — и некоторым странам с переходной экономикой. Характеризуя деятельность ЮНКТАД, следует отметить, что, хотя многие решения и документы организации носили в значительной мере рекомендательный характер, ЮНКТАД может записать в свой актив целый ряд конкретных и практически значимых достижений. Среди них: 1. Соглашение о всеобщей системе преференций (1971 г.), предусматривающее льготный режим для экспорта развивающихся стран в промышленно развитые страны. 2. Соглашение по согласованным на многосторонней основе принципам и правилам контроля за «ограничительной деловой практикой» (1980 г.). 3. Соглашение о глобальной системе торговых преференций между развивающимися странами (1989 г.). 4. Международные товарные соглашения, включая соглашения по какао, сахару, каучуку, джуту и изделиям из него, тропической древесине, олову, оливковому маслу и пшенице (на основе указанных соглашений созданы и успешно функционируют соответствующие международные организации). Ряд указанных соглашений Пыли заключены в порядке реализации Интегрированной программы для сырьевых товаров (И ИСТ), решение о разработке которой было принято еще в 1976 г. 5. Межправительственные исследовательские группы по сырьевым товарам, таким как железная руда, вольфрам, медь и никель, в работе которых принимают участие как страны-потребители, так и страны-производители. 6. Создание в целях реализации ИПСТ Общего фонда для сырьевых товаров, обеспечивающего финансирование международных буферных запасов сырья (используемых на рынке в целях его стабилизации и выравнивания цен), а также проведения исследований и разработок по отдельным сырьевым товарам (1989 г.). Соглашение о смягчении условий погашения задолженности развивающихся стран (более 50 развивающихся стран воспользовались этим соглашением). 7.Два соглашения по Программе действий для наименее развитых стран (1981г. и 1990 г.) Разработка конвенций Организации Объединенных Наций в области морского транспорта, в том числе о кодексе поведения в линейном судоходстве (1974 г.), о международных морских грузовых перевозках (1980 г.), о смешанных международных грузовых перевозках (1980 г.), об условиях регистрации судов (1986 г.) и др. Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Основана в 1966 г. в целях содействия промышленному развитию развивающихся стран и получила статус специализированного учреждения ООН в 1985 г. Членами ЮН ИДО являются 172 государства, включая Россию. Высший орган — генеральная конференция, которая определяет главные направления политики ЮНИДО, рабочую программу Организации, утверждает ее бюджет. Проводится один раз в два года. В период между сессиями генеральной конференции руководящим органом ЮНИДО является совет по промышленному развитию, в который входят 53 представителя стран- членов. Оперативное руководство деятельностью ЮНИДО осуществляет ее генеральный директор, который избирается генеральной конференцией сроком, как правило, на четыре года. Местопребывание — Вена (Австрия). Целями ЮНИДО являются: • осуществление координирующей роли в области промышленного сотрудничества в системе ООН; • содействие промышленному развитию и сотрудничеству стран-членов и особенно оказание помощи развивающимся странам в осуществлении индустриализации; • содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой в реструктуризации их промышленности и ее приватизации. Можно назвать два основных направления деятельности ЮНИДО. Во-первых, она выполняет функции международного центра сбора и анализа информации о проблемах промышленного развития, организует обсуждение данных проблем и содействует взаимодействию стран-членов в целях их решения. Во-вторых, ЮНИДО выступает одновременно как финансирующее и как исполнительное агентство в системе международной технической помощи. Источниками финансовых ресурсов ЮНИДО являются взносы стран-членов, комиссионные за исполнение проектов помощи других международных организаций системы ООН и дополнительные добровольные взносы стран-доноров. Совокупный бюджет проектов технической помощи, находящихся на исполнении у ЮНИДО, превысил на 1 января 2006 г. 441 млн долл. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО). Основана в 1945 г., является специализированным учреждением ООН. Сфера ее компетенции — это сельское, лесное хозяйство, рыболовство и развитие аграрных районов. Членами ФАО являются 189 государств, включая Россию и ЕС. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). История ВОИС тесно связана с двумя международно-правовыми документами — Парнасской конвенцией по охране промышленной собственности 1883 г. и Бернской конвенцией по охране произведений литературы и искусства 1886 г. В целях решения административных задач, связанных с реализацией положений данных конвенций, по каждой из них было образовано международное бюро. В 1893 г. эти бюро были объединены в единую международную организацию, получившую наименование Бюро объединенных наций по защите интеллектуальной собственности. В 1970 г. на основе Стокгольмской конвенции 1967 г. Бюро было преобразовано во Всемирную организацию интеллектуальной собственности. В 1974 г. ВОИС получила статус специализированного учреждения ООН. ВОИС объединяет 183 государства-члена, включая Россию. Руководящими органами ВОИС являются генеральная ассамблея, конференция и комитет по координации. Генассамблея ВОИС обычно проводится один раз в год. Она назначает генерального директора ВОИС и утверждает программу работы ВОИС на предстоящий период. Конференции ВОИС также обычно проводятся один раз в год и посвящены, как правило, анализу исполнения международных договоров по защите интеллектуальной собственности. Комитет по координации предлагает генассамблее кандидата на должность генерального директора ВОИС и утверждает назначения на должности заместителей генерального директора Организации и руководителей департаментов ВОИС. Местопребывание ВОИС — Женева (Швейцария). Главной целью Всемирной организации интеллектуальной собственности является обеспечение межгосударственного сотрудничества в интересах зашиты прав на промышленную собственность, в понятие которой входят патенты на изобретения, торговые знаки, промышленные образцы и модели, а также в интересах защиты авторских прав на произведения литературы и искусства. В этой связи ВОИС осуществляет контроль за исполнением действующих международных договоров по охране интеллектуальной собственности и разработке новых соглашений в этой сфере. В настоящее время контроль ВОИС распространяется на 23 международных договора, относящихся к различным аспектам охраны интеллектуальной собственности. Помимо Парижской и Бернской конвенций в их число входят Мадридское соглашение о борьбе с фальшивыми или вводящими в заблуждение данными об источниках происхождения товаров 1983 г., Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов и моделей 1925 г., Договор о патентной кооперации 1970 г., Договор о патентном законодательстве 2000 г. и др. Европейский банк реконструкции и развития был учрежден в 1991 г. в связи с необходимостью оказания содействия в осуществлении рыночных реформ в странах Центральной и Восточной Европы, а также в государствах, возникших на постсоветском пространстве. Членами ЕБРР являются 61 государство, включая Россию, а также ЕС и Европейский инвестиционный банк. Акционерный капитал ЕБРР составляет в настоящее время около 20 млрд евро. Крупнейшими акционерами ЕБРР являются США (10% акционерного капитала), а также Великобритания, Германия, Италия, Франция и Япония (по 8,5% акционерного капитала). Квота России в акционерном капитале ЕБРР — 800 млн евро (4%). Местопребывание ЕБРР — Лондон (Великобритания). Целями ЕБРР являются: содействие в осуществлении структурных и отраслевых рыночных реформ, содействие развитию конкуренции, приватизации и частного предпринимательства, укрепление финансовых институтов и их правовой ба
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |