![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория аргументации и ее связь с логикой как наукой о мышлении
Лекция 1. Предмет и значение логической аргументации. Основные формально-логические законы ВВЕДЕНИЕ Конспект лекций предназначен для студентов первого курса специальности «Реклама» очной формы обучения. Цель лекционного курса – дать студентам общее представление о логической аргументации, призванной формировать умение мыслить точно, последовательно, не допуская противоречий в рассуждениях. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе и в работе специалиста по рекламе. Задачи изучения дисциплины: 1. Определить особенности логической аргументации в ряду различных гуманитарных дисциплин. 2. Связать существование логической аргументации с определенными видами деятельности специалиста по рекламе. 3. Содействовать развитию у студентов способностей к воздействию на убеждение аудитории, включая теоретическую, эмпирическую и контекстуальную аргументацию, а так же умению аналитически воспринимать факты и события текущей жизни. 4. Выработать навыки к применению логической аргументации в качестве методологической основы для решения познавательных, исследовательских и практических задач, с которыми они встретятся в жизни. В соответствие с поставленными задачами выстраивалась логика построения лекционного материала. Так, в первой теме рассматривается предмет теории аргументации и связь теории аргументации с логикой как наукой о мышлении. Вторая посвящена формам мышления: понятию, суждению, умозаключению. Третья лекция выявляет сущность вопроса как формы логического мышления, четвертая - основы теории аргументации. В пятой теме раскрываются способы универсальной аргументации, в шестой – контекстуальной аргументации. Седьмая лекция освещает проблемы некорректной аргументации. В последней (восьмой) теме лекционного курса представлен спор как частный случай аргументации. Каждая тема сопровождается примерами из области деятельности специалиста по рекламе и вопросами для самоконтроля. 1.1. Теория аргументации и ее связь с логикой как наукой о мышлении 1.2. Основные логические законы 1.3. О нарушении законов логики 1.4. Значение и язык логики
Убеждение – одна из центральных категорий человеческой жизни и деятельности. Человек действует на основе имеющихся у него убеждений, при этом изменение убеждений является одновременно изменением его поведения. Именно этот момент является важнейшим для теории аргументации. Теория аргументации изучает способы воздействия на убеждения людей. В числе таковых – ссылки на опыт, на более общие и кажущиеся достоверными принципы, на традицию, интуицию, здравый смысл или вкус и т. д. Приемы, с помощью которых могут формироваться и изменяться убеждения, чрезвычайно разнообразны. Они зависят от конкретной области знания, от аудитории, от социальных групп и общества в целом, от своеобразия той культуры, в рамках которой они складываются. Можно сказать, что теория аргументации – это комплексная дисциплина, существующая на стыке целого ряда наук, занимающихся изучением человеческой коммуникации и познания. В числе таких наук – логика и философия, история и социология, лингвистика и психология и др. Для того чтобы изучать основы логической аргументации, следует сначала выяснить, что такое логика. Логика (от греч. logos – мысль, слово, разум, закономерность) – это наука о мышлении. Но в отличие от других наук, например психологии, логика изучает мышление как средство познания. Предметом логики являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир. Поскольку логика изучает мышление как средство познания, то необходимо выяснить роль самого мышления в познании. Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального познания. Чувственное познание – это познание с помощью органов чувств (их у человека пять: осязание, слух, зрение, обоняние, вкус). Чувственное познание дает непосредственное знание о предметах и протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление. Ощущение – это отражение отдельных свойств предмета (цвета, формы, запаха, вкуса и т. д.). Например, холодный или горячий чай, кислый или сладкий фрукт. Восприятие – это целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств (чаще - комплекс ощущений). Например, зрительное восприятие дождя за окном или восприятие шума дождя, мелодии и т. д. Представление – это сохранившийся в сознании человека чувственный образ предмета, который воспринимался ранее. Если восприятие возникает лишь в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств, то представление имеется тогда, когда такое воздействие отсутствует. Например, представление о каком-либо событии. Нередко представления образуются на основе комбинации восприятий реальных предметов. Важную роль в формировании представлений играют воображение и память. Они формируют представления не только о реальных, но и о фантастических предметах, являющихся комбинацией нескольких реальных. Например, представление о Бабе Яге как о старой женщине в ступе и с помелом. Чувственное познание дает нам непосредственное знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах, но оно не может дать объяснений о причинах появления этих свойств. Человек же стремится установить причины явлений или событий, проникнуть в сущность вещей. Все это достигается при помощи мышления, отражающего действительность в определенных логических формах. Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение. Каждая из этих форм будет более подробно рассмотрена в следующей лекции. Сейчас же отметим основные особенности мышления: 1. Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания мышление отвлекается от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся и благодаря этому глубже проникает в действительность, открывая присущие ей законы. 2. Мышление – это процесс опосредствованного отражения действительности (т. е. не непосредственно при помощи органов чувств, а на основе уже имеющихся знаний). Например, свидетелей порчи баннера нет, но на основе прямых и косвенных улик можно воспроизвести картину преступления и установить виновного. 3. Мышление неразрывно связано с языком: какая бы мысль не возникла в голове, она всегда существует лишь в словах и предложениях. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной деятельности, а, обмениваясь мыслями, достигают взаимного понимания. 4. Мышление – процесс активного отражения действительности. Итак, обобщенный и опосредствованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения – вот основные особенности мышления. Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, мышление способно обобщать однородные явления, выделять наиболее важные свойства, раскрывать связи, поэтому мышление является высшей формой отражения действительности.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |