КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 12. Внутренняя среда организации
Внутренняя среда организации – хозяйственный организм фирмы. Другими словами, это структура фирмы, которая охватывает все производственные подразделения, входящие в состав организации. Внутренняя среда организации состоит из таких внутренних переменных, как. • цели; • структура; • задачи; • технологии; • люди. Цель – достижение, получение, совершенствование группой людей, объединившихся в организацию, некоторого желаемого результата. При формулировке пели необходимо ответить на вопросы: • что надо получить и зачем; • когда и кто должен решать задачу по достижению цели. Формулировка цели включает: • набор требований, который должен удовлетворять желаемый результат; • перечень условий, ограничивающих круг допустимых средств достижения целей; • перечень возможных вариантов или характеристик результата; • характеристики желаемой степени достижения ожидаемого результата; • оценка фактического достижения цели. Как правило, организации ставят перед собой следующие цели: • поддержание рыночной устойчивости предприятия и его выживание; • обеспечение доходности; • обеспечение рентабельности; • обеспечение конкурентоспособности; • минимизация затрат. Цели организации в целом не совпадают с целями ее подразделений, следовательно, у каждого подразделения свои цели, которые не должны идти в разрез с целью организации. Например, целью финансового подразделения может быть уменьшение кредитных потерь от суммы продаж. Подразделение маркетинга может иметь целью сокращение количества жалоб потребителей. Поэтому руководство должно координировать цели подразделений. Структура – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Структура организации определяется аспектами: • специализированным разделением труда: определенный вид работы закрепляется за теми, кто лучше выполняет эту работы, т. е. за специалистами. В организациях выделяют: • горизонтальное разделение труда – разделение труда между людьми, стоящими на одном уровне иерархии; • вертикальное разделение труда – формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Вертикальное разделение труда характеризуется объемом управления, который определяет иерархию управленческих уровней – формальную подчиненность лиц на каждом уровне управления. Например, лицо, находящееся на высшей ступени управления, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей среднего звена, представляющих разные функциональные области. Эти руководители могут иметь подчиненных из числа линейных руководителей (мастера разных звеньев); • сферой контроля: количество подчиненных, находящихся в ведении одного руководителя. Выделяют 2 сферы контроля. • узкую: в ведении руководителя находится малое количество подчиненных. Организационная структура при такой сфере контроля – многоуровневая; • широкую: в ведении руководителя находится большое количество подчиненных. Характеризуется плоской организационной структурой. Задача – это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Каждой должности предписывается ряд задач, выполнение которых необходимо для достижения целей организации, например: • работа с людьми; • работа с предметами; • работа с информацией. Технология – средство преобразования сырья, материалов в конечные продукты и услуги. Для технологии характерны: • стандартизация (использование стандартных, взаимозаменяемых компонентов); • механизация (использование машин и механизмов вместо людей). Классификация технологии по Вудворду: • единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается только одно изделие или малая серия одинаковых изделий. Характеризуется специализацией: • массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи. Характеризуется идентичностью, механизацией; • непрерывное производство. Работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта. Характеризуется большим объемом и полной автоматизацией. Классификация технологии по Томпсону: • многозвенные технологии. Характеризуются взаимозависимыми задачами, которые должны выполняться последовательно. Например, сборочные линии массового производства. Каждая операция по сборке автомобиля выполняется в определенной последовательности; • посреднические технологии. Характеризуются регулярными встречами людей (покупатели, клиенты). Например, банк, телефонная станция; • интенсивные технологии. Характеризуются применением специальных приемов, навыков и услуг. Например, монтаж фильма. Люди (человеческий ресурс) – главный и самый сложный элемент любой организации, так как все люди сильно отличаются друг от друга по полу, возрасту, образованию, национальности, навыкам, семейному положению и т. д. От всех этих показателей зависит характер работы и успех организации в целом. Работа с кадрами должна строиться таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий. Все люди имеют следующие характеристики: • способности – индивидуальные навыки, присущив конкретному человеку. • наследственные; • приобретенные; • предрасположенность, одаренность: человек имеет потенциал к выполнению какой-либо работы. • потребности – внутреннее состояние недостаточности чего-либо и стремление получить желаемое. Маслоу выделяет 5 видов потребностей: • жизнеобеспечения, которые удовлетворяются созданием комфортных условий труда и установлением соответствующей зарплаты за труд; • безопасности, которые удовлетворяются разработкой долгосрочных социальных программ, предоставлением медицинского обслуживания персоналу, осуществлением отчислений в специальные фонды, предоставлением дополнительных льгот; • социальных контактов, которые удовлетворяются созданием социально-психологического климата в коллективе; • самоуважения, которые удовлетворяются путем привлечения персонала к выработке решения, обсуждения с персоналом проектов; • самореализации, которые удовлетворяются с помощью разработки профессионального развития персонала, переподготовки, разработки профессиональной карьеры, распределения заданий; • ожидания относительно результатов своего поведения, которые формируются людьми на основе прошлого опыта и оценки текущей ситуации; • восприятие – интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений. Люди реагируют не на то, что действительно происходит в их окружении, а на то, как они это воспринимают; • отношение. Точка зрения. Оно формулирует наше необъективное восприятие окружающей среды и тем самым влияет на его поведение; • влияние среды на личность. Каждая организация сознательно или нет устанавливает свою собственную систему ценностей. Эта система составляет организационную культуру. Любая организация как общество стремится иметь свою мораль, обычаи и табу. И хотя каждый человек – это личность и в разных обществах он ведет себя по-разному, в своей организации существует определенный шаблон поведения; • способность к лидерству – это средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей, заставляя их вести себя определенным образом. Лекция 13. Классификация как метод исследования Классификация – фундаментальный метод познания действительности, делящий объект исследования на определенные классы посредством выделения существенных признаков на основе выявления их гомогенности (однородности) и гетерогенности (разнородности). Такое выделение позволяет изучить исследуемый объект более глубоко и вникнуть в его сущность путем определения состава, свойств, внутренних и внешних связей, путей использования объекта использования. При проведении исследований выделяют. • содержательные классификации: основу классификации составляют содержательные и особо важные классификационные признаки; • искусственные классификации: классификационными признаками являются несущественные, вспомогательные признаки (например, классификация по алфавиту, цвету, формы и т. д.). В исследованиях выделяют два вида классификации: • деление общего: деление исследуемого объекта по определенному выделенному признаку на подклассы. Например, дома: жилые и нежилые, пятиэтажные и девятиэтажные и т. д.; • разделение целого: из целого исследуемого объекта выделяются составные части по классификационному признаку, который должен отражать целостность исследуемого объекта. Например, дом состоит из фундамента, каркаса и крыши. В данном примере критерием классификации являются составные части, совокупность которых образует дом. Выделяют разновидности классификации, следует назвать такие ее виды, как: • декомпозиция – это вид классификации, предполагающий разделение единого целого на содержательные взаимосвязанные составные части. Например, система управления делится на подсистемы, которые делятся на компоненты, а те, в свою очередь, на элементы; • стратификация – это вид классификации, предполагающий выделение слоев (страт) в системе управления Например, выделение внешней и внутренней среды организации. При исследовании систем управления необходимо руководствоваться следующими классификационными принципами: • единства классификационного критерия: осуществляя классификацию, нельзя менять критерий в рамках одной классификационной группы; • соблюдения соразмерности деления исследуемого объекта: объем делимого объекта должен быть равен объему выделенных понятий; • отнесения каждой однородной группы классифицируемого объекта только к одной видовой группе, выделенные понятия не могут одновременно относиться к двум классификационным группам; • использования многоступенчатой классификации: для детализации основных черт исследуемого объекта производится ступенчатая классификация в виде «дерева» исследуемого объекта; • обеспечения классификационной полноты для каждой ступени классификации: не допускается деление одной части исследуемого объекта на классы, а другой – на подклассы.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |