КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 24. Наблюдение как частный метод исследования
Наблюдение – метод исследования посредством сбора информации об исследуемом объекте, который осуществляется путем наблюдения за выбранным объектом исследования. При его проведении исследователь должен пользоваться такими чувственными способностями, как ощущение, восприятие и представление. Результатами использования данного метода являются знания о внешних и внутренних свойствах и характеристиках объекта исследования. Используя данный метод получения информации, исследователь приобретает: • информацию для построения гипотез; • информацию для проверки данных, полученных другими методами; • дополнительные сведения об изучаемом объекте. Наблюдения классифицируются: • по основанию наблюдения исследователя за объектом изучения: • на прямое наблюдение – непосредственное наблюдение за поведением, например рабочих в процессе производства продукции. Недостатком проведения данного вида исследования является изучение объекта только в определенных условиях. В результате этого полученные частичные данные могут не соответствовать характеристикам этого объекта в целом. Присутствие наблюдателя может также повлиять на результаты наблюдения; • косвенное – наблюдение, осуществляемое посредством изучения результатов поведение, например изучение данных о производительности труда каждого работника, на основе которых можно сделать вывод, какой работник производит больше в процессе труда; • степени информированности объекта исследования о наблюдении: • открытое – наблюдение, в процессе проведения которого объект исследования знает, что за ним происходит наблюдение; • скрытое – наблюдение, при котором объект исследования не знает о проводимом наблюдении; • уровню формализации данного метода исследования: • структуризованное – наблюдение, проводимое по заранее разработанному детальному плану, в котором может определяться, например, объект исследования, место проведения наблюдения, необходимое время для проведения наблюдения; • неструктуризованное – наблюдение, строящееся на основе общих понятий о проводимом исследовании. В процессе его проведения фиксируются все виды поведения объекта исследования; • условиям проведения: • полевое – наблюдение, проводимые над объектом исследования в естественных условиях его функционирования; • лабораторное – наблюдение, проводимое над объектом исследования, помещенным в искусственно созданные условия, ситуации. При проведении наблюдения его разбивают на следующие этапы: • определяется цель проведения наблюдения, объект и предмет наблюдения; • собирается необходимый материал для проведения наблюдения; • определяется способ наблюдения; • проводится наблюдение, которое способствует получению необходимых данных. При проведении наблюдения необходимо руководствоваться следующими правилами: • элементы событий, подлежащих наблюдению, должны быть классифицированы максимально дробно; • один и тот же элемент наблюдается в разных ситуациях: стандартных, конфликтных и т. п.; • различают и регистрируют содержание и форму наблюдаемых событий, их количественные характеристики (интенсивность, регулярность и т. п.); • описание событий не смешивают с интерпретацией. Выделяют 2 вида трудностей проведения наблюдения: • субъективные – трудности, связанные с личностью наблюдателя. Они возникают из-за влияния на результаты исследования ценностей наблюдателя, его эмоционального состояния, имеющегося опыта, сложившихся предпочтений наблюдателя; • объективные – трудности, появляющиеся в процессе наблюдения, не зависящие от наблюдателя. Они могут возникать из-за недостатка временного ресурса, невозможности наблюдения некоторые факторов.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |