Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 29. Процесс принятия управленческого решения и управления организацией

Управленческое решение – это результат осуществления каких– либо действий в отношении проблемы. Так как управленческое решения – это определенный результат, то любая управленческая деятельность основывается на нахождении таких методов, средств и инструментов, которые бы способствовали достижению наилучшего результата в конкретных ситуациях.

Управленческие решения различаются по следующим классификационным признакам:

• характеру воздействия на объект управления:

• на политические;

• экономические;

• технические;

• количеству участников, принимающих решение:

• определяющие – решения, принимаемые одним участником;

• конкурентные – решения принимаются двумя и более участниками;

• адаптирующие – решения, которые принимает один или несколько участников с учетом факторов внешней среды;

• с точки зрения неопределенности;

• стандартные – решения, для принятия которых имеется закрепленный набор альтернатив;

• бинарные – решения, ответами которых являются стандартные «да» или «нет»;

• альтернативные – решения, которые принимаются на основе имеющегося большого выбора альтернатив;

• инновационные – решения, для принятия которых нет приемлемых альтернатив;

• технологии разработки решений:

• организационные – решения, касающиеся руководителей в соответствии с их должностными инструкциями, которые им необходимо принять;

• запрограммированные – решения, которые однозначно предопределены ситуацией и которые уже имеют алгоритм решения;

• запрограммированные – решения, которые принимаются в новых неопределенных ситуациях, алгоритм которых неизвестен;

• характеру целей и длительности действий:

• стратегические – решения, касающиеся главной цели и способов ее достижения. Из этого следует, что они рассчитаны на длительный отрезок времени и, как правило, связаны со значительными преобразованиями организации (обновление технологий, пересмотр главных целей и т. д.);

• тактические – решения, которые разрабатываются для реализации стратегических решений и представляют собой конкретные способы их достижения, процесс реализации не превышает одного года;

• оперативные – разрабатываются для реализации тактических решений, процесс реализации которых не превышает месяца;

• основаниям:

• интуитивные – решения, которые принимаются менеджерами на основе их интуиции («шестое чувство») – бессознательного предположения о том, что данный выбор является правильным. Такие решения принимаются в крайних случаях, когда нет ни времени, ни информации для их принятия;

• основанные на суждениях – решения, которые принимаются на основе имеющихся знаний и накопленного опыта. Выбор вариантов альтернативных вариантов решения по проблеме осуществляется на основе сходных ситуаций, которые ранее имели место;

• рациональные – обосновываются научным анализом исследуемой проблемы и альтернативных вариантов решения;

• степени охвата системы управления.

• общие – касаются системы управления в целом и принимаются в отношении ее жизненно важных сторон деятельности;

• частные – затрагивают некоторые стороны деятельности системы управления;

• локальные – принимаются в отношении отдельного элемента системы управления.

 

Проблема – вопрос, который необходимо решить лицу, принимающему решение (ЛПР), который возникает вследствие неудовлетворенности чем-либо. Состояние неудовлетворенности может возникнуть как во внешнем окружении, так и во внутренней структуре.

Цель – это желаемый результат, к которому ЛПР хочет прийти.

Достижение цели приведет к разрешению проблемы. Для быстрого и эффективного достижения цели она разбивается на подцели, которые, в свою очередь, членятся на задачи для каждого подразделения. Для решения задач, назначенных для подразделений, разрабатывается операция – совокупность методов, приемов, необходимых для достижения поставленной цели.

Решение – план устранения проблемы.

Управленческое решение представляет собой процесс, включающий стадии:

• подготовки управленческого решения,состоящей:

• из выявления и формирования проблем, которые необходимо разрешить;

• сбора и обработки информации по данной проблеме;

• анализа ситуации, сложившейся вокруг данной проблемы;

• принятия решения,заключающегося:

• в разработке возможных решений;

• их оценке;

• определении направлений действий;

• определении критериев, по которым будет отобрано оптимальное решение;

• выборе на основе предыдущих процедур оптимального решения;

• реализации решений, в ходе которой:

• принятое решение доводится до исполнителей;

• производится контроль по ходу его исполнения;

• вносятся необходимые коррективы в зависимости от ситуации.

 

После реализации выбранного решения происходит оценка результата принятого и реализованного управленческого решения.

Результаты могут быть выражены в виде следующих выводов:

• проблема устранена полностью и ее разрешение не вызвало каких-то видимых отрицательных последствий;

• проблема устранена частично, но также не наблюдается отрицательных последствий;

• проблема устранена частично и при ее разрешении возникли некоторые новые затруднения;

• проблема не устранена, а реализация решения по ее устранению вызвала возникновение новых, значительных проблем.

 

Разработка управленческих решений осуществляется на 3 уровнях:

• концептуальном, на котором происходит:

• оценка деятельности всей организации на основе общей информации по существующей проблеме (источники ее появления, содержание, пути развития и т. д.);

• разработка направлений для ее устранения на основе научных и эвристических методов;

• определение задач деятельности подразделений для разрешения возникшей проблемы;

• операциональном. на котором осуществляется планирование операции по достижению установленных целей:

• строится модель операции;

• определяются факторы, влияющие на нее (на операцию влияют 2 вида факторов: субъективные (определяются характеристиками личности ЛПР: опыт, образование, целенаправленность, характер, упорство, устойчивость стрессам и т. д.) и объективные (не зависят от личности, характеристики ситуации, которая складывается вокруг ЛПР). Информация, используемая на данном уровне, более подробная и касается технологии проведения операции и лиц, осуществляющих исполнение данных операций. При планировании операций используются способы и технологии для разработки решений по достижению целей, поставленных на предыдущем этапе);

• составляются возможные варианты, среди которых выбирается наилучший для достижения цели;

• элементном, на котором разрабатываются детали реализации решения:

• подбираются исполнители поставленных задач:

• выбираются технологические приемы, которые обеспечат наиболее выгодное решение поставленной задачи;

• планируются иные детали.

Дополнительная информация

В настоящее время возросло значение образования и самообразования. Умные люди живут дольше. Смертность людей с высоким уровнем образования в четыре раза ниже, чем у малообразованных. До последнего времени считалось, что на продолжительность жизни человека в основном влияют три фактора: наследственность, образ жизни и экология. Однако ученые пришли к выводу, что умные живут дольше и меньше болеют. Смертность людей с высоким уровнем образования в четыре раза ниже, чем смертность малообразованных. Оказывается, мозг без нагрузки стареет гораздо быстрее. Ученые давно объясняют различия в состоянии здоровья разных людей их принадлежностью к разным социальным группам и разницей в уровне благосостояния. Британские ученые пополнили эту концепцию новыми данными. Оказывается, уровень интеллекта также влияет на состояние здоровья людей. Чем выше уровень интеллекта у ребенка, тем больше шансов у него прожить дольше. Оказывается, что «мальчики-очкарики» – наиболее выгодные женихи и предпочтительные мужчины-производители потомства. Предполагается, что спрос на «ботаников» у представительниц прекрасного пола резко возрастет. До революции в России наличие очков было признаком ума, состоятельности, интеллигентности, благородного происхождения. Сейчас интеллектуалов ценят во всем мире, переманивают из других стран (утечка мозгов), они являются основным фактором экономического роста и благосостояния нации. В России богачи – в основном хорошо образованные люди. Две трети из них имеют высшее образование. У большинства – 86% – родители принадлежат к интеллигенции. Среди «капитанов» российского бизнеса практически отсутствуют люди без высшего образования. Ученые в качестве определяющих выделяют три основных критерия, влияющих на продолжительность жизни: наследственность (до 20%), образ жизни (до 55%) и экологические факторы (20%). При этом в показателе «образ жизни» на первых местах находятся материальный доход и уровень образования. Кстати, в странах Запада в своей практике страховые компании, оценивая при помощи тестов потенциальную продолжительность жизни клиента, обязательно включают эти показатели в вопросник. Уровень материального благополучия оказывает значительное влияние на образ жизни. Люди с меньшими доходами чаще болеют и реже прибегают к медицинской помощи. Однако на здоровье человека влияют не столько самим деньги, сколько характер их использования в интересах здоровья. Например, люди с более высокими доходами имеют возможность получить лучшее образование. В свою очередь, смертность людей с высоким уровнем образования примерно в 1,5 – 4 раза ниже, чем в группах с низким уровнем образования. Считается также, что человеческий мозг без нагрузки стареет значительно быстрее. Вывод: выгодно заниматься повышением образования и самообразования (изучение профессиональной и общеобразовательной литературы).

Образование – это инвестиции в человеческий капитал. По данным статистики, каждый год, затраченный на учебу, повышает зарплату работника в среднем на 10%. Образование не только повышает производительность реципиента (т.е. человека, который его получил), оно имеет положительный внешний эффект (экстерналию). Внешний эффект происходит тогда, когда действие одного человека сказывается на благосостоянии другого человека или других людей. Образованный человек может выдвигать идеи, которые становятся полезными для других, всеобщим достоянием, ими имеет возможность пользоваться каждый, попавший в сферу действия положительного внешнего эффекта образования. В этой связи особенно негативными последствиями обладает явление, получившее название «утечки умов», то есть эмиграции наиболее образованных и квалифицированных специалистов из бедных стран и стран с переходной экономикой в богатые страны, имеющие высокий уровень жизни.

Существенной проблемой развития (в т.ч. карьерного) является вредные привычки. Алкоголь необратимо разрушает клетки мозга (в любом количестве), ведет к импотенции у мужчин и соответствующим проблемам у женщин. Для здорового человека не существует полезного алкоголя – он вреден в любых количествах и видах. Это давно известно, но замалчивается из корыстных целей. Наоборот, проплаченные журналисты и «эксперты», фильмы и сериалы (с огромными рекламными бюджетами) пиарят нездоровый образ жизни – реклама окупается в разы, правда ценой здоровья миллионов. Курение также ведет к печальным последствиям, часто необратимым. Курящие менее трудоспособны, поэтому в развитых странах их стараются не брать на работу, особенно на значимые должности, подобная тенденция заметна в крупных успешных Российских компаниях. Законодательное ограничение курения в общественных местах говорит о повышенной эгоистичности курящих, которые не думают об окружающих – согласитесь, это не самое лучшее качество для работы с людьми, что прекрасно понимают специалисты по подбору персонала.

Как показали последние исследования, курение негативно влияет на мозг и снижает интеллектуальные способности человека. Сравнение показало, что курильщики «отстали» от своих некурящих сверстников по всем видам предложенных им тестов. За несколько десятилетий, прошедших с первого обследования, у них значительно сильнее снизились и способность к логическому мышлению, и способность к запоминанию и воспроизведению информации.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 28. Метод анализа документов | Этапы развития АИС
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.